Олимпиада по русскому языку для 4 класса. 1. Найди общее название для каждого ряда слов: 3б. а) корень, окончание, суффикс. приставка - ______________________________________________ б) подлежащее, сказуемое - ____________________________________________________________ в) существительное, прилагательное, глагол- ____________________________________________ 2. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома: Белой пряжей их запутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне.
3. Допишите окончания. 3 б. Много мест…, пара сапог…, пять помидор…, из апельсин…, пара чул...., пара носк… 4.Укажите имена существительные , имеющие форму только единственного числа. 2б. Зима, метро, брюки, пальто. 5. Прочитай, найди, подчеркни «крылатые выражения» и объясни их значение: 8б. Глеб у доски повесил нос,___________________________________________________________ Краснеет до корней волос,___________________________________________________________ Он в этот час, как говорится, ________________________________________________________ Готов сквозь землю провалиться,_____________________________________________________ О чем же думал он вчера,____________________________________________________________ Когда баклуши бил с утра?___________________________________________________________ 6. Поставь ударение: 5б. торты, позвонит, украинский, взяла, портфель. 7.Запиши слова в три столбика по схеме: 9б. Лесок, работник, походы, цветок, поезда, дожди, погода, выходы, чулок. а) корень, суффикс, окончание_________________________________________________________ б) приставка, корень, окончание_______________________________________________________ в) корень, окончание__________________________________________________________________ 8.Подобрать синонимы: 6б. чародей - __________________ , дорога - ________________, метель- __________________, берегу- ____________________, смотрят- ________________, бабочка- __________________. 9. Подобрать антонимы: 6б. тусклый- __________________, веселый- ________________, длинный- ________________, храбрый- __________________, частый- __________________, далёкий- _________________. 10. Заменить одним словом: 4б. а) человек, любящий жизнь ____________________________________________________________ б) приводить в круговое движение______________________________________________________ в) исполнительный человек, соблюдающий во всём порядок________________________________ г) время перед восходом солнца________________________________________________________ 11. Составь пословицы: А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой. В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят. Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. 12.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит, До краёв водой налит. Без окошек, но не мрачный С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
3. Запишите слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице - ________________________ в монастыре - _______________________ в зоопарке - ________________________ в самолёте - _______________________ в поликлинике - _____________________ на корабле - _________________________ в поезде -____________________________ на заводе - __________________________ в школе - ___________________________ в больнице - _________________________ в музее - ___________________________ в театре - ____________________________ 13. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное «пышный».
Люблю я пышное природы увяданье. Люблю я пышной природы увяданье.
|
Количество баллов: ______
Ответы:
1. а) части слова б) члены предложения в) части речи (3балла)
2. бахрома (1 б )
3. Много мест, пара сапог, пять помидоров, из апельсинов, пара чулок, пара носков (за каждое слово 0,5 балла, всего 3 балла)
4. Метро, пальто. (2 балла)
5. Повесить нос- загрустить, расстроиться
Краснеть до корней волос – стыдиться
Провалиться сквозь землю – неловко, стыдно
Бил баклуши – бездельничал. (максимально 8 баллов: 1 балл за то, что нашел фразеологизм, 1 балл за объяснение)
6. тОрты, позвонИт, украИнский, взялА, портфЕль. (4 балла)
7. (за каждое слово 1 балл, максимально - 9 баллов)
а) работник, цветок, лесок, чулок;
б) походы, выходы, поезда;
в) дожди, погода.
8. (за каждое слово 1 балл, максимально - 6 баллов)
чародей – волшебник
берегу – храню
дорога – путь
смотрят – глядят
метель – вьюга
бабочка - мотылек
9. (за каждое слово 1 балл, максимально - 6 баллов)
Тусклый – яркий
Храбрый – трусливый
Весело – грустно
Частый – редкий
Длинный – короткий
Далекий – близкий
10. (за каждое слово 1 балл, максимально - 4 балла)
а )жизнелюб
б) крутить
в) дисциплинированный
г) рассвет
11.В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
12 [а] – 16 раз; [о] - 8 раз. (3)
1. в гостинице – НОМЕР в монастыре - КЕЛЬЯ
в зоопарке - КЛЕТКА в самолёте - САЛЛОН
в поликлинике - КАБИНЕТ на корабле - КАЮТА
в поезде -КУПЕ на заводе - ЦЕХ
в школе - КЛАСС в больнице -ПАЛАТА
в музее - ЗАЛ в театре – ГРИМЕРНАЯ
(ПО 0,5 БАЛЛОВ – ВСЕГО 6 БАЛЛОВ)
2. ПЫШНОЕ УВЯДАНЬЕ, ПЫШНОЙ ПРИРОДЫ – 2 БАЛЛА
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.