ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс
Оценка 4.7

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

Оценка 4.7
Конкурсы
docx
русский язык
10 кл
31.05.2017
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс
Вниманию учителей предлагается Олимпиадная работа по русскому языку для 10 класса с ключами (ответами), которая ориентирована на подготовку учащихся старшей школы не только к Олимпиаде по русскому языку, но и к успешной сдаче единого государственного экзамена. Выполняя задания, учащиеся смогут подготовиться к выполнению сложных, проблемных и нестандартных задач.
Олимпиада 10класс.docx
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс Задание №1.  Поставьте ударение:                 Газопровод, гофрированный, диспансер, жалюзи, закупорить, звонишь, индустрия, камбала,   каталог,   мусоропровод,   агент,   квартал,   кухонный,   начать,   договор,   баловать, красивее, намерение, сливовый, тортов. Максимальное количество ­ 10 баллов (по 0,5 балла за слово). Задание №2.  Вставьте пропущенные антонимы. 1) Не было бы счастья, да …. помогло. 2) Старое старится, … растёт. 3) … воюет, а трус горюет. 4) Живое слово дороже … буквы. 5) … сказать, трудно доказать. 6) Легко … , нелегко обелить. 7) Труд на ноги ставит, лень … . Максимальное количество ­ 7 баллов.  Задание №3. Выберите правильный вариант фразеологического оборота. 1) После успешной сдачи экзамена студенты (распрямились духом/воспряли духом). 2) Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий/задавал высокий тон) спектаклю. 3) Нужно (воздать дань/воздать должное) этой прекрасной певице. 4) Через   всю   поэму   (красной   нитью/красной   линией)   проходит   мысль   о   народном 5) Слушатели   подготовительных   курсов   (души   не   чают/душу   не   чают)  в   своём счастье. преподавателе по физике. 6) Утром мы неплохо позавтракали, а в обед лишь (уморили/заморили) червячка. 7) Многие пенсионеры сейчас просто (влачат лямку/влачат жалкое существование). Максимальное количество –7 баллов. Задание №4. В памфлете Горького «Город жёлтого дьявола» есть такие строки:  Это– город, это – Нью­Йорк, На берегу стоят двадцатиэтажные дома, тёмные и  безмолвные «скребницы неба»…                         В современном русском литературном языке есть синоним последних  двух слов горьковского текста. Синоним представляет собой слово, скалькирован­ ное с английского языка. Назовите эту семантическую кальку. Максимальное количество ­  2 балла . Задание №5. В начале  XIX  века в поэтической речи довольно часто обращались к старославянизмам  наряду   с  формами  исконно   русских   слов.   Найдите   обе  формы (старославянскую и русскую) слов в следующих отрывках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:                                   Онегин, добрый мой приятель,                                  Родился на брегах Невы… Мои богини! что вы? где вы?                                 Внемлите мой печальный глас…                                 Иди же к невским берегам,                                 Новорождённое творенье…                                  … В глуши звучнее голос лирный,                                  Живее творческие сны.                        Максимальное количество 4 балла (по 2балла за каждую пару слов). Задание №6. Прочитайте отрывок из произведения Владимира Мономаха (1053­1125), внука Ярослава Мудрого, в котором он обратился своим подданным:  «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».                  В каком значении употреблено слово «грамотка»? Максимальное количество 4 балла. Задание №7.  Подберите синонимичные устойчивые выражения к словам. Расправиться, победить, побить, нищий, повезло, взаперти. Материал для справок: в четырёх стенах, задавать перцу, вернуться со щитом, накормить берёзовой кашей, фортуна улыбнулась, гол как сокол. Максимальное количество 6 баллов. Задание №8.  Раскройте скобки. 1) Облака над морем потемнели, море то(же) стало тёмным. 2) Пять тысяч раз твердит одно и то(же)! 3) Он оглушён был шумом внутренней тревоги. И(так) он свой несчастный век влачил. 4) И(так), домой пришед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лёг. 5) И Маша то(же) красива. А я постарела, похудела сильно… 6) Художник на то и художник, что(бы) уметь поставить в себя (в)место своего «я» ­ чужое. 7) Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бесплодна. 8) Он посмотрел на часы как(будто) для того, что(бы) проверить, не изменились ли привычки отца за(то) время, в которое он не видел его. 9) Денег   на   себя   она   почти   не   тратила   и   проживала   теперь   так(же)   мало,   как   и когда(то). 10) Привлекают булочника за(то), что у него мастера спят. 11) Они никогда не имели детей, и (от)того вся привязанность их сосредоточилась в них самих. 12) Но ещё больше молодости было в чёрных, то(же) очень умных его глазах. Максимальное количество за ответ – 12 баллов (за каждый верный ответ по 2 балла). Задание №9.  Раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.       Вечерн..я з..ря уже погасала и в воздухе ещ.. светлом  хотя (не)оз..рен..ом более лучами зак..тивш..гося солнца нач..нали густеть и разл..ват..ся холодные тени. Решив (по)скорее вернут..ся  домой  я быстрыми шагами прош..л  длин..ую «площадь» кустов и вз..бравшись на холм  вдруг  вместо знакомой р..внины увид..л совершенно  (не)извес..ные мне места. У ног моих т..нулась узкая д..лина с густой мокрой травой и меня (тот)час(же) охватила (не)приятная   сырость   (как)буд(то)   я   вошел   в   погреб.     Я   (по)скорей   вык..рабкался   на другую сторону и пош..л заб..рая (в)лево вдоль осин..ика. Летучие мыши (не)пр..стан..о носились над его заснувш..ми верхушками таинствен..о кружась и дрожа на (смутно)ясном небе. Да где(же) это я (не)отвязно вертелось у меня в голове.           Ночь между тем пр..ближалась и р..сла как грозовая туча казалось вместе с вечерними парами (ото)всюду подн..малась и даже с вышины лилась темн..та. Мне попалась какая(то) (не)е..жен..ая заросшая дорожка и я отправился по ней вн..мательно погляд..вая (в)перед. (По)видимому (в)течении.. (полу)часа ш..л я так с трудом переставляя ноги.   (До)сих пор я все ещ.. не терял надежды с..скать дорогу домой но тут я окончательно удост..верился в том что заблудился и уже (ни)сколько (не)стараясь узнать окрес..ные места почти совсем пот..нувшие (во)мгле пош..л  прямо по звукам (на)удалую. Казалось (от)роду не бывал я в таких пустын..ых местах (ни)где не мерцал огонек (не)слыш..лось (ни)какого звука. А я все ш..л и уже соб..рался  прилеч..(таки) (где)нибудь до утра как вдруг очутился над страшной без..ной.  Я быстро о..дернул занесен..ую ногу и сквозь прозрачный сумрак ночи увид..л далеко   (подо)мною   внизу   огромную   р..внину   которую   я   тут(же)   узнал  это   был   луг в славивш..ся     луга. ( По И. Тургеневу) Максимальное количество за  задание №9 – 10 баллов.   наших   околотках   под   названием   Бежина  Задание №10.          К. Паустовский писал: «Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения­рассуждения объемом не более пятидесяти слов.      Максимальное количество за  задание №10 – 10 баллов. Всего 76 баллов                                               КЛЮЧИ  Задание №1.  Поставьте ударение:                               ГазопровОд, гофрирОванный, диспансЕр, жалюзИ, закУпорить, звонИшь, индустрИя,   кАмбала,   каталОг,   мусоропровОд,   агЕнт,   квартАл,   кУхонный,   начАть, договОр, баловАть, красИвее, намЕрение, слИвовый, тОртов. Максимальное количество ­ 10 баллов (по 0,5 балла за слово) Задание №2.  Вставьте пропущенные антонимы. 1) Не было бы счастья, да несчастье  помогло. 2) Старое старится, молодое  растёт. 3) Храбрый  воюет, а трус горюет. 4) Живое слово дороже мёртвой  буквы. 5) Легко  сказать, трудно доказать. 6) Легко очернить, нелегко обелить. 7) Труд на ноги ставит, лень валит . Максимальное количество ­ 7 баллов. Задание №3. Выберите правильный вариант фразеологического оборота. 1) После успешной сдачи экзамена студенты воспряли духом. 2) Прекрасный артист, он задавал высокий тон спектаклю. 3) Нужно воздать должное этой прекрасной певице. 4) Через всю поэму красной нитью проходит мысль о народном счастье. 5) Слушатели   подготовительных   курсов  души   не   чают  в   своём   преподавателе   по физике. 6) Утром мы неплохо позавтракали, а в обед лишь заморили червячка. 7) Многие пенсионеры сейчас просто влачат жалкое существование. Максимальное количество – 7 баллов. Задание №4.   Ответ: небоскрёб. Максимальное количество ­  2 балла. Задание №5.  Ответ:  брегах ­ берегам; глас – голос. Максимальное количество 4 балла. (по 2балла за каждую пару слов). Задание №6.  Ответ: Поучение. Максимальное количество 4 балла. Задание №7.  Подберите синонимичные устойчивые выражения к словам. Расправиться ­ задавать перцу,                 нищий ­ гол как сокол, победить ­ вернуться со щитом,               повезло ­ фортуна улыбнулась, побить ­  накормить берёзовой кашей,    взаперти ­ в четырёх стенах. Максимальное количество 6 баллов. Задание №8.  Раскройте скобки. 1) Облака над морем потемнели, море тоже стало тёмным. 2) Пять тысяч раз твердит одно и то же! 3) Он оглушён был шумом внутренней тревоги. И так он свой несчастный век влачил. 4) Итак, домой пришед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лёг. 5) И Маша тоже красива. А я постарела, похудела сильно… 6) Художник на то и художник,  чтобы  уметь поставить в себя  вместо  своего «я» ­ чужое. 7) Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и бесплодна. 8) Он посмотрел на часы  как будто  для того,  чтобы  проверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видел его. 9) Денег на себя она почти не тратила и проживала теперь так же мало, как и когда­ то. 10) Привлекают булочника за то, что у него мастера спят. 11) Они никогда не имели детей, и оттого вся привязанность их сосредоточилась в них самих. 12) Но ещё больше молодости было в чёрных, тоже очень умных его глазах. Максимальное количество за ответ – 12 баллов. Задание №9.  Раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.                              Вечерняя заря уже погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами   закатившегося   солнца,   начинали   густеть   и   разливаться   холодные   тени.   Решив поскорее вернуться   домой, я быстрыми шагами прошел   длинную «площадь» кустов и, взобравшись на холм, вдруг   вместо знакомой равнины увидел совершенно   неизвестные мне места. У ног моих тянулась узкая долина с густой мокрой травой, и меня тотчас же охватила неприятная сырость, как будто я вошел в погреб.  Я поскорей выкарабкался на другую   сторону   и   пошел,   забирая   влево,   вдоль   осинника.   Летучие   мыши   непрестанно носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно­ясном небе. « Да где же это я?» ­ неотвязно вертелось у меня в голове.                   Ночь между тем приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая­то неезженая, заросшая дорожка, и я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. По­видимому, в течение получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. До сих пор   я   все   еще   не   терял   надежды   сыскать   дорогу   домой,   но   тут   я   окончательно удостоверился   в   том,   что   заблудился,   и,   уже   нисколько   не   стараясь   узнать   окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел   прямо, по звукам, наудалую. Казалось, отроду  не  бывал   я  в  таких  пустынных   местах:  нигде   не  мерцал   огонек,  не  слышалось никакого звука. А я все шел и уже собирался  прилечь­таки где­нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной. Я быстро отдернул занесенную ногу и сквозь прозрачный сумрак   ночи     увидел   далеко   подо   мною,   внизу,  огромную  равнину,   которую  я   тут   же узнал: это был луг,  славившийся в наших околотках под названием Бежина луга.                                                                                        ( По И. Тургеневу)  Максимальное количество за  задание №9 – 10 баллов.  Задание №10.            К. Паустовский писал: «Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения­рассуждения объемом не более пятидесяти слов.      Максимальное количество за  задание №10 – 10 баллов.  Всего 76 баллов     Распределение мест: I место II место III место 76 ­ 70 баллов 69 ­ 59 баллов 58 ­ 38 баллов

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017