Районная олимпиада по русскому языку
среди обучающихся 4 классов
1. Выпиши слова, в которых есть звук [й’].
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя ...
2. Укажи номер правильного варианта расположения слов по алфавиту:
1) Кобра, койот, коршун, косуля, котик.
2) Кобра, койот, котик, коршун, косуля.
3) Кобра, койот, косуля, коршун, котик.
3. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.
4. Прочитай слова каждой группы. Подумай над их лексическим значением. Выпиши «лишнее» слово из каждой группы.
1) Огонь, осень, пламя;
2) алфавит, чистописание, азбука;
3) шалун, конница, кавалерия;
4) бросать, кидать, прыгать;
5) буран, дождь, пурга.
5. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажи репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился:
изощряться, пробовать, надеяться, усердствовать, надрываться.
Запиши это слово.
6. Догадайся, о каких словах говорится в каждом «крылатом выражении». Запиши их.
1) Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2) Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь.
3) Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.
4) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
7. Составь из букв каждого слова существительное другого склонения. Запиши полученные пары. Укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
8. Прочитай стихотворение. Какие буквы пропущены?
Чуть со_нце
пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы. Запиши каждую группу.
1
группа:
2 группа:
Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
9. Постарайся определить, какой частью речи являются слова в предложении на языке Крокс.
Сяпала Калуша по напушке, увязала бутявку и букло заволила.
10. Вставь подходящие по смыслу слова. Запиши получившиеся словосочетания.
Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,тяжкий…………………,
каменный …………………., каменистый…………………….,
рыбный…………………, рыбий…………………..,
обидный………………., обидчивый………………
11. Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их. Запиши правильно.
Света всегда ложит свои книги на место.
Маша одела пальто и пошла гулять.
Деревья росли по обоим сторонам дороги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.