Олимпиадные задания по обществознанию, 8 класс
Оценка 4.7

Олимпиадные задания по обществознанию, 8 класс

Оценка 4.7
doc
25.04.2020
Олимпиадные задания по обществознанию, 8 класс
8 кл обществознание.doc

 

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Школьный этап

8 класс

 

                            Время выполнения заданий – 1 час 30 минут, максимум – 94 баллов 

 

Задание 1. Выбрать все верные ответы и записать в таблицу (12 баллов)

1.1. К числу малых социальных групп относятся:

А) башкиры;

Б) семья;

В) театральный кружок;

Г) ханты;

Д) программисты;

Е) школьный класс.

1.2. Позитивными санкциями являются:

А) выражение благодарности;

Б) обидное прозвище;

В) бойкот;

Г) аплодисменты;

Д) памятный подарок;

Е) насмешка.

1.3. Выберите из перечисленного характерные черты искусства:

А) скептицизм;

Б) типизация действительности;

В) образность;

Г) эмоциональность;

Д) объективность;

Е) доказательность.

1.4. Невербальными средствами общения являются:

А) речь;

Б) мимика;

В) инстинкт;

 Г) жесты;

Д) поза;

Е) познание.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

 

 

 

 

 

Задание 2. Запишите в таблицу «Да» или «Нет» напротив номера соответствующего утверждения. (10 баллов)

2.1. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

2.2. Обществом можно считать весь окружающий человека материальный мир.

2.3. Наука как способ познания мира отличается точностью и доказательностью.

2.4. Повышение пособий по безработице способствует сокращению количества безработных.

2.5. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

2.6. Для современного человека право является руководством в жизни и деятельности.

2.7. На сегодняшний день все страны мира вступили на путь формирования демократических институтов.

2.8. Суд представляет интересы обвиняемого.

2.9. Любой товар имеет стоимость.

2.10. Прогресс общества носит противоречивый характер.

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Прочитай текст и выполни задания (24 балла):

Есть внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.

(По материалам энциклопедии для школьников)

 

Задания:

3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3.2. Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.

3.3. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? (Выпишите любые три предложения.)

3.4. В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите эту мысль (сначала назовите деятеля, затем дайте объяснение).

3.5. В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

3.6. Каково, по Вашему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения.

 

Задание 4. Среди приведенных ниже поучений определите те, которые относятся к социальному статусу, и те, которые относятся к социальной роли. Объясните ваш выбор в каждом случае (15 баллов).

4.1. «Драгоценный камень и среди грязи сохраняет свою ценность» (Карл Берне)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. «Каждая птица должна высиживать свои яйца» (Николас Бретон)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. «Недостаточно быть врачом, нужно уметь еще и лечить» (Бертольд Брехт)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4. «Полководец должен умирать стоя» (Тит Флавий Веспасиан)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. «Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться» (М. Светлов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Вставьте в приведенный ниже текст по смыслу пропущенные слова из списка понятий (11 баллов).

Глобальные проблемы современности – главные, ключевые проблемы, от решения которых зависит само существование, сохранение и развитие человеческой _____ (А). Они возникли во второй половине XX в. Среди них выделяют проблемы: сохранение мира и ограничение _____(Б); предотвращение термоядерной войны; проблема «Север-Юг», показывающая разрыв между развитыми и _____(В) странами; проблема международного _____(Г); экологическая, _____(Д), продовольственная, энергетическая, проблема использования ресурсов мирового океана и т. д. Глобальные проблемы являются _____(Е). Проблема войны в современных условиях угрожает _____(Ж) на планете Земля. _____(З) отношение к природе привело к загрязнению атмосферы, воды, почвы, сокращению разнообразия видов животных и растений. Глобальное _____(И), кислотные дожди, появление озоновых дыр – результат неразумной деятельности человека. Разрешение глобальных проблем является _____(К) задачей, для её разрешения необходимы объединённые усилия всего человечества. Именно поэтому огромное значение приобретает необходимость международного _____(Л).

Список терминов: 1. традиционный 2. жизнь 3. сотрудничество 4. вооружение 5. рациональный 6. ресурсы 7. Земля 8. потребительский 9. взаимосвязанный 10. важный 11. демографический 12. общепланетарная 13. цивилизация 14. компромисс 15. терроризм 16. экономический 17. развивающийся 18. безопасность 19. потепление 20. капиталистический

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и обоснуйте свой выбор. (6 баллов)

А) Инстинкты, интересы, мировоззрение, деятельность

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Умозаключение, восприятие, ощущение, представление

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Президентская республика, парламентская республика, монархия, конфедерация

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации и тексты. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста. Заполните таблицу, указав общую для всех изображений обществоведческую категорию, название разновидностей, а также составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным вами элементам. (12 баллов):

1)     «Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск» (Н. В. Загладин).

2)     «Индивид здесь принадлежит своей изначальной общности, потребности не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства, плохо поддается реформированию» (К. Макконнелл, С. Брю).

3)     «В экономике - завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным, массового производства товаров и услуг над всеми остальными формами организации производства. В социальной сфере - развитая система социальной стратификации, основанная на сложном и всеохватывающем разделении труда ...» (Э. Г. Соловьев).

4)     «Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов» (В. Е. Кемеров).

5)     «Наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства - опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)» (С. Э. Крапивенский).

6)    

 

7)    

 

8)    

 

Типы _____________

Название: ___________________

Название: ___________________

Название: ___________________

Элементы:_______________

Элементы:_______________

Элементы:_______________

 

Задание 8. Заполните пропуски (4 баллов)

8.1. Народная культура, _____________, элитарная культура

8.2. Экзистенциальные потребности, социальные потребности, _____________.

8.3. Человек, _________, личность.

8.4. Республика, край, область, ____________, автономный округ, город федерального подчинения.


Скачано с www.znanio.ru

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Задание 3. Прочитай текст и выполни задания (24 балла):

Задание 3. Прочитай текст и выполни задания (24 балла):

Полководец должен умирать стоя» (Тит

Полководец должен умирать стоя» (Тит

Индивид здесь принадлежит своей изначальной общности, потребности не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства, плохо поддается реформированию» (К

Индивид здесь принадлежит своей изначальной общности, потребности не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства, плохо поддается реформированию» (К

Типы _____________ Название: ___________________

Типы _____________ Название: ___________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020