Олимпиадные задания по русскому языку и литературе (7 класс)
Оценка 4.6

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе (7 класс)

Оценка 4.6
Документация +3
docx
23.05.2021
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе (7 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе (7 класс)
Олимпиадыне задания по русскому языку и литературе (7 класс).docx

7 класс

Комплексная работа по русскому языку и литературе

(2016/2017 учебный год)

Русский язык

Задание 1.

Распределите слова по столбикам:

Ударение падает на 1-й слог

Ударение падает на 2-й слог

Ударение падает на 3-й слог

апостроф, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, клала, коклюш, оркестровый, откупорить, петля, плато, сливовый, украинский, умно, ходатайствовать, юродивый.

Задание 2.

В каждой группе найдите "четвертый лишний" фразеологизм. Объясните    свой  выбор.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу  не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

 

Задание 3.

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов. Определите спряжение данных глаголов.

 

 Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т, крош…т хлеб, дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся, круж…тся медленно, грустно шепч…шь, застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т, пищу ищ…т, что увид…т и услыш…т, трава колыш…тся, ненавид…т ложь и фальш...

 

Задание 4.

 Решите орфографические и пунктуационные задачи в данном отрывке, графически выделяя орфограммы и пунктограммы.

(Не)выносимый зной (не)подвижно висит над морем  в котором на (не)досягаемой глубине синеет опрокинутое небо.  Андрейка  (не)разгибаясь вместе с дедом выбирает добычу из сети.

Взглянув на небо мальчик (не)ожида(н,нн)о увидел что вверху из-за горизонта несутся (не)большие блестящие облачка.

Срывая гребни (не)проше(н,нн)ых волн  набежал ещё совсем (не)смелый порыв (не)жда(н,нн)ой и (не)зва(н,нн)ой бури и разрывая ещё (не)выбра(н,нн)ые полностью сети  в лодку хлынула вода. Старик поспешно стал выбрасывать ещё (не)переставшую трепетать рыбу.

Задание 5.

 Выполните морфемный разбор слов (разобрать слова по составу):

Впадинка, писательница, привлекательность, маечка, дороже, розочка, вороний, задумавшись, изорванный, опыление, недобор, посадочный, редколесье, книголюб.

Задание 6.

 Образуйте от данных глаголов все возможные причастия:

построить, бороться, мыть, видеть

 

Задание 7.

 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

1)     Его решение обдума...о, профессионально.

2)     Он всегда действует обдума..о.

3)     Всё было тщательно обдума..о.

4)     Решение задачи крайне запута..о.

5)     То, что он принёс, было запута..о нитками.

6)     Он всегда всё говорит запута..о.

 Русская литература

Задание 8.

В этой пьесе я "... решился собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливости… и... посмеяться над всем...".  

О какой пьесе идет речь?

Кто ее автор?

Вспомните слова, которые являются эпиграфом к этой пьесе.

Задание 9.

Перед вами отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.

1) «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ……..»

2)  «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

3) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».

Задание 10.                  

Определите жанр произведения:

а) А.Грин «Алые паруса».

б) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

в) И.А.Крылов «Свинья под дубом».

г) А.С.Пушкин «Дубровский»

д) А.И.Куприн «Тапёр»


 

7 класс

Комплексная работа по русскому языку и литературе

(2016/2017 учебный год)

ОТВЕТЫ

Русский язык

Задание 1.

Распределите слова по столбикам:

Ударение падает на 1-й слог

дрЕвко, , клАла, пЕтля, знАмение, слИвовый,

Ударение падает на 2-й слог

коклЮш, дремОта, донЕльзя, откУпорить, петлЯ, платО, умнО, ходАтайствовать, юрОдивый

Ударение падает на 3-й слог

избалОванный, оркестрОвый, украИнский, апострОф,

По 0,25 за правильный ответ. Всего: 4,5 балла

 

Задание 2.

В каждой группе найдите  и подчеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Объясните    свой  выбор.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу  не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

По 0,5 за правильно найденный «лишний» фразеологизм и по 0,5 за объяснение. Всего 3 балла.

 

Задание 3.

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

 

 Шипы колются (I спр.), осы жалятся (II спр.),  хозяйка хлопочет (I спр.),  крошит хлеб (II спр.), дети хохочут (I спр.), кузнечики стрекочут (I спр.),  туристы задержатся (II спр.), кружатся медленно (II спр.), грустно шепчешь (I спр.), застелет(I спр.) ковром, (не) хочется(разноспр.) уходить, волки рыщут (I спр.), пищу ищут (I спр.), что увидит(II спр.) и услышит (II спр.), трава колышется(I спр.), ненавидит(II спр.) ложь и фальшь.

По 0,2 за правильное написание и по 0,2 за правильное определение спряжения х 36 = 7,2. Всего: 7,2 баллов.

 

Задание 4.

 Решите орфографические и пунктуационные задачи в данном отрывке, графически выделяя орфограммы и пунктограммы.

Невыносимый зной неподвижно висит над морем, в котором на недосягаемой глубине синеет опрокинутое небо.  Андрейка, не разгибаясь, вместе с дедом выбирает добычу из сети.

Взглянув на небо, мальчик неожиданно увидел, что вверху из-за горизонта несутся небольшие блестящие облачка.

Срывая гребни непрошеных волн, набежал ещё совсем несмелый порыв нежданной и незваной бури, и, разрывая ещё не выбранные полностью сети, в лодку хлынула вода. Старик поспешно стал выбрасывать ещё не переставшую трепетать рыбу.

По 0,2 за орфограмму и пунктограмму(0,2 х (17 орфограмм +9 пунктограмм). Всего: 5,2 балла

 

Задание 5.

 Выполните морфемный разбор слов(разобрать слова по составу):

 

Приставка

Корень

 

 

 

Суффиксы

 

Окончание

Постфикс

впадинка

в-

-пад-

-ин-  -к-

 

писательница

 

пис-

-а- -тель- -ниц-

 

привлекательность

при-

-влек-

-а- -тельн- -ость-

O

 

маечка

 

маеч-

-к-

 

дороже

 

дорож-

 

 

розочка

 

роз-

-очк-

 

вороний

 

ворон-

-ий-

O

 

задумавшись

за-

-дум-

-а- -вши-

 

-сь

изорванный

изо-

-рв-

-а- -нн-

-ый

 

опыление

о-

-пыл-

-ени[й]-

-[э]

 

недобор

недо-

-бор-

O

 

посадочный

по-

-сад-

-оч- -н-

-ый

 

редколесье

 

Редк-о -лесь-

-[й]-

-[э]

 

книголюб

 

Книг-о-люб-

O

 

По 1 баллу за правильно разобранное слово. Всего: 14 баллов

 

Задание 6.

 Образуйте от данных глаголов все возможные причастия:

 

П р и ч а с т и я

Д е й с т в и т е л ь н ы е

С т р а д а т е л ь н ы е

Наст. времени

Прошедш.времени

Наст. времени

Прошедш.времени

построить

---

построивший

---

построенный

бороться

борющийся

боровшийся

---

---

мыть

моющий

мывший

моемый

мытый

видеть

видящий

видевший

видимый

виденный

По 0,5 за каждое правильно образованное причастие. Всего: 6 баллов

 

Задание 7.

 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

1)     Его решение обдумаННо. (кр. прилаг.)

2)     Он всегда действует обдумаННо.(наречие)

3)     Всё было тщательно обдумаНо.(кр. прич.)

4)     Решение задачи крайне запутаННо. (кр. прилаг.)

5)     То, что он принёс, было запутаНо нитками. (кр. прич.)

6)     Он всегда всё говорит запутаННо. (наречие)

0,5 за правильное указание части речи, 0,5 за правильное написание.

Всего: 6 баллов

 

Русская литература

Задание 8.

В этой пьесе я "... решился собрать в одну кучу всё дурное в России... все несправедливости… и... посмеяться над всем...".  

О какой пьесе идет речь? – «Ревизор».

Кто ее автор? – Н.В.Гоголь.

Вспомните слова, которые являются эпиграфом к этой пьесе.- «На зеркало неча кивать, коли рожа крива» (пословица).

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего: 3 балла

 

Задание 9.

Перед вами отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.

1) «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ……..»   Андрей Гаврилович Дубровский Кириллу Петровичу Троекурову. «Дубровский». А.С.Пушкин

2)  «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили». Андрей Гринев (отец Петруши Гринёва) Савельичу. «Капитанская дочка». А.С.Пушкин

3) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги». Иван Александрович Хлестаков своему другу Тряпичкину. «Ревизор». Н.В.Гоголь

0,5 за название произведения; 0,5 за автора; 0,25 за «кто», 0,25 за «кому»=1,5.

Всего: 4.5 балла

Задание 10.                  

Определите жанр произведения:

а) феерия

б) поэма

в) басня

г) повесть

д) рассказ

По 0,5 за каждый правильный ответ. Всего: 2,5 балла


 

Комплексная работа по русскому языку и литературе (2016/2017 учебный год)

Комплексная работа по русскому языку и литературе (2016/2017 учебный год)

Задание 5. Выполните морфемный разбор слов (разобрать слова по составу):

Задание 5. Выполните морфемный разбор слов (разобрать слова по составу):

Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку

Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку

Комплексная работа по русскому языку и литературе (2016/2017 учебный год)

Комплексная работа по русскому языку и литературе (2016/2017 учебный год)

Задание 4. Решите орфографические и пунктуационные задачи в данном отрывке, графически выделяя орфограммы и пунктограммы

Задание 4. Решите орфографические и пунктуационные задачи в данном отрывке, графически выделяя орфограммы и пунктограммы

По 0,5 за каждое правильно образованное причастие

По 0,5 за каждое правильно образованное причастие

Андрей Гаврилович Дубровский Кириллу

Андрей Гаврилович Дубровский Кириллу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021