Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1
Оценка 4.9

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
13.03.2018
Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1
Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1 В материале, есть матрица ответов на задания и матрица ответов на задания. Олимпиадная работа составлена из 4 частей. Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Часть 3. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия
Вариант-1.doc
Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество: а) крахмал;  б) хлорофилл; в) углекислый газ; г) вода. 2. У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно: а) неделя; б) месяц; в) год; г) полтора года.  3. Гельминтами называют: а) всех червей; б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека;  в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека; г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека. 4. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена  веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря: а) всеядности; б) развитию с метаморфозом; в) питанию только богатой белками животной пищей;  г) способности к длительному пребыванию под водой. 5. Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из: а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков; б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков;  в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка; г) нескольких тел с отходящими от них длинными  и короткими отростками. 6. Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым  для:  а) австралопитеков;  б) человека умелого;  в) человека прямоходящего; г) неандертальцев.  7. К основным методам физиологии человека как науки следует отнести: а) препарирование с применением хирургических инструментов; б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование); в) наблюдение и эксперимент;  г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).  8. Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к  следующему уровню организации: а) атомно­молекулярному; б) тканевому; в) органному;  г) системному. 9. Эритроциты вырабатываются в: а) красном костном мозге;  б) печени; в) селезенке; г) лимфатических узлах.  10. Люди, обладающие группой крови IV: а) являются при ее переливании универсальными донорами;  б) являются при ее переливании универсальными реципиентами; в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами; г) не могут предоставлять кровь для переливания. 11. Вакцину используют для формирования у человека: а) естественного врожденного иммунитета; б) естественного приобретенного иммунитета; в) искусственного активного иммунитета;  г) искусственного пассивного иммунитета. 12. При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток: а) кислорода;  б) питательных веществ; в) воды и минеральных солей; г) всех названных веществ. 13. Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры или  химических веществ, – это: а) потертость; б) опрелость; в) ожог;  г) отморожение. 14. Железа внутренней секреции, управляющая большинством гормональных процессов в организме человека: а) щитовидная; б) поджелудочная; в) надпочечники; г) гипофиз.  15. Проводниковая функция характерна для отдела головного мозга: а) передний мозг; б) мозжечок;  в) средний мозг;  г) промежуточный мозг. 16. Вегетативная нервная система: а) не контролируется сознанием человека;  б) имеет высшие центры только за пределами центральной нервной системы; в) регулирует координацию произвольных и точных движений; г) обладает всеми перечисленными свойствами. 17. Воспаление среднего уха называют: а) катарактой; б) отитом;  в) циститом; г) ринитом. 18. В процесс дрессировки собак для выполнения команд (вперёд, сидеть, стоять и др.)  вовлекается поведенческий механизм: а) импринтинг; б) условный рефлекс; в) привыкание; г) повышение чувствительности. 19. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие: а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина); б) положительно заряженные ионы; в) отрицательно заряженные ионы; г) ультра­ и инфразвуки. 20. Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни: а) желудочно­кишечного тракта; б) верхних дыхательных путей и легких; в) кожи; г) опорно­двигательного аппарата. 21. Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают: а) нарушений функции кроветворения; б) злокачественных опухолей; в) желудочно­кишечных кровотечений; г) инфаркта миокарда. 22. Экологические факторы воздействуют на живые организмы: а) одновременно и совместно друг с другом;  б) одновременно и изолированно друг от друга; в) совместно друг с другом, но в определенной последовательности; г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности. 23. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями: а) карася и карпа в одном водоеме;  б) карася и щуки в одном водоеме; в) карася и уклейки в одном водоеме; г) щуки и уклейки. 24. Хищники в природном сообществе: а) уничтожают популяцию жертв; б) способствуют росту популяции жертв; в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность; г) не влияют на численность популяции жертв. 25. Функции носителей наследственной информации выполняют: а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) нуклеиновые кислоты.  26. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК: а) интерфаза; б) профаза; в) метафаза; г) телофаза. 27. Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид: а) профаза; б) метафаза; в) анафаза; г) телофаза. 28. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией: а) белки и жиры; б) жиры и углеводы; в) углеводы и нуклеиновые кислоты; г) вода и углеводы. 29. Не является обязательным структурным компонентом клетки: а) клеточная мембрана; б) ядро;  в) генетический аппарат; г) цитоплазма. 30. Из перечисленных способов размножения к половому относится: а) семенное размножение;  б) почкование; в) черенкование; г) спорообразование. 31. Становление систематики как науки связывают с именем: а) Роберта Гука; б) Анони ван Левенгука; в) Карла Линнея; г) Чарльза Дарвина.  32. Отличить один вид организмов от другого возможно всегда на основании: а) особенностей внешнего и внутреннего строения; б) анализа образа жизни и области их распространения в природе; в) невозможности давать плодовитое потомство;  г) совокупности всех критериев вида.  33. При двойном оплодотворении из центральной клетки после ее слияния со спермием  возникает: а) зародыш; б) семязачаток;  в) эндосперм; г) зигота. 34. Возникновение фотосинтеза способствовало накоплению в атмосфере Земли: а) кислорода;   б) углекислого газа;  в) хлорофилла; г) паров воды. 35. Исследовательские работы Ч.Дарвина, связанные с выявлением причин  разнообразия живых организмов следует отнести к области современной  биологической науки: а) классическая биология; б) эволюционная биология;  в) физико­химическая биология; г) к любому из перечисленных направлений. Часть  II.  Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных,   но   требующих   предварительного   множественного   выбора.   Индекс   ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.  1. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно: I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. II. хорошее развитие механической ткани. III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по  растению. IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы. а) I, III; б) II, V; в) I, IV;  г) II, III, IV. 2. Личинки Перепончатокрылых насекомых могут иметь: I. 3 пары членистых ног. II. 3 пары членистых ног и 6­8 пар ложных брюшных ножек. III. 3 пары членистых ног и 2­5 пар ложных брюшных ножек. IV. 8 пар ложных брюшных ножек. V. быть безногими. а) I, II, III, IV; б) II, III, IV, V; в) I, II, IV; г) II, V.  Яркая черно­желтая полосатая окраска является предупреждающей у: I. тигра. II. колорадского жука. III. суматранского барбуса. IV. шершня. V. мухи журчалки. а) I, III, IV; б) I, V; в) II, III, V; г) II, IV.  3. 5. 4. Относится (­ятся) к идиоадаптациям: I. мимикрия. II. покровительственная окраска. III. предостерегающая окраска. IV. половой диморфизм. V. паразитизм. а) I, II, III;  б) I, III, IV; в) II, III, V; г) III, IV, V. В клетках эукариот ДНК находится в: I. ядре. II. нуклеосомах. III. митохондриях. IV. пластидах. V. пероксисомах. а) I, II, IV; б) I, III, IV;  в) II, IV, V; г) I, III, IV, V. 6. Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в  воздухе перед дыханием в воде?  I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на  движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше. 7. 8. II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде.  III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды. а) I и II; б) I и III; в) II и III; г) I, II и III. Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из  перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубца R на  кардиограмме. II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта.  III. Повышенный уровень холестерина в крови.  IV. Пониженное артериальное давление. V. Аритмия сердечных сокращений. а) I, II, V; б) I и II; в) II и V; г) I, II, IV, V. Сено прокипятили в воде. Затем полученный отвар охладили и добавили в него  воду из пруда, содержащую только гетеротрофных простейших. После этого  полученную смесь содержали в темноте в течение длительного времени. Что из  следующего верно? I. Будет происходить гетеротрофная сукцессия простейших с возрастанием общей  биомассы. II. Энергия системы максимальна в начале своего существования. III. Будет происходить сукцессия, которая, в конечном счете, достигнет  устойчивого состояния, при котором будет поддерживаться поток энергии. IV. Сначала в экосистеме будет происходить сукцессия, но в конце все организмы  погибнут или перейдут в покоящиеся стадии. а) I и III; б) II и IV; в) II и III; г) I и IV. 9. Охота на северных морских слонов снизила к концу 19 века численность их  популяции всего до 20 особей. Сейчас численность популяции восстановлена до  более, чем 30 000 особей. Но их геномы до сих пор несут последствия этого эффекта бутылочного горлышка по сравнению с популяцией южных морских слонов, за  которыми не так интенсивно охотились. Этот эффект бутылочного горлышка  проявляется в виде:  I. Изобилия уникальных мутаций. II. Снижения частоты летальных рецессивных аллелей. III. Снижения генетической изменчивости. IV. Увеличения размера популяции. а) I и II; б) II и III; в) I, II и IV; г) II и IV. 10. Каким образом вода транспортируется через плазматическую мембрану? I. Путем пассивной диффузии через мембрану. II. Путем облегченной диффузии с использованием переносчика. III. Активно против градиента концентрации с затратой энергии. IV. Путем обмена на молекулу глицерина. V. Через регулируемые потенциалом каналы. а) I, III, IV; б) I и V; в) I, II, V; г) I и II. Часть 3.  Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».  1. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. 2. Образовательная ткань располагается преимущественно в тех частях растительного  организма, где наиболее интенсивно идут процессы роста 3. В отличие от жгутиков и ресничек эукариот бактериальный жгутик имеет более  простое строение, состоит из одного вида белка и совершает не колебательные, а  вращательные движения 4. Цианобактерии ­ единственные из прокариот, обладающие способностью к  фотосинтезу 5. В состав клеточной стенки грибов входит хитин – вещество, из которого построен  наружный скелет большинства членистоногих 6. Все клетки листа содержат фотосинтеза на единицу площади органа 7. Последний общий предок крокодила и ежа жил в Мезозое.  8. На определенных стадиях жизненного цикла ядра у подберезовика гаплоидны, а клетки – диплоидны.  9. Все фотосинтезирующие организмы – автотрофы. 10. Один и тот же участок информационной РНК может кодировать три разных  полипептида.  11. Существуют возбудители заразных заболеваний, в состав которых не входит ни ДНК,  ни РНК.  12. Рибосомы содержатся в цитоплазме клеток, как у прокариот,  так и у эукариот.  13. Железы внешней секреции выделяют гормоны. 14. При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, соли и  глюкоза.  15. Конечными продуктами расщепления жиров являются углекислый газ, вода и  мочевина. 16. Вдох у человека осуществляется без затрат энергии в виде АТФ. 17. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для  пересадки – реципиент. 18. Мышцы – активная часть опорно­двигательного аппарата.  19. Болезненные изменения стопы, при которых уплощается свод, называют  вывихом. 20. На языке различают 4 вида вкусовых рецепторов. Часть 4.  Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. 1. Соотнесите   систематические   группы   растений   признаками (1–5). (А–Б)   с   их Признаки: 1. Гаметофит раздельнополый.                       2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются  и мужские и женские гаметы. 3. Гаметофит представлен заростком. 4. Для оплодотворения необходима водная среда. 5. Для оплодотворения не нужна водная среда. Систематическая группа: А. Покрытосеменные Б. Папоротниковидные Признаки Систематическая группа 1 2 3 4 5 2.  Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А­В). Организмы: 1. Сапротрофные бактерии. 2. Зеленые растения. 3. Травоядные животные. 4. Хищные животные. 5. Плесневые грибы. Характеристики Группы организмов Трофические уровни: А. Консументы.  Б. Редуценты.  В. Продуценты. 1 2 3 4 5 3. Соотнесите   вещество   (А–Д)   и   биологический   материал,   из   которого   оно   может быть получено (1–5).      Биологический материал: 1. Клеточная стенка грибов 2. Печень животных 3. Клеточный сок растений 4. Сердцевина стебля растений 5. Хлопковое волокно  Биологический материал Вещество Вещество: А. Крахмал Б. Сахароза В. Целлюлоза Г. Хитин Д. Гликоген 1 2 3 4 5 4. Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1–5). Функции: 1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются  биологическими катализаторами.                 2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой  гидрофобных молекул.                                                                           3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки  растений.                                                   Вещества:  А. ДНК Б. Белки  В. АТФ  Г. Липиды  Д. Углеводы 4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке. 5. Заключает в себе генетическую информацию об организме. 4 5 1 2 3 Функции Вещество 5. Осматривая   растения   на   приусадебном   участке,   ученый   определил,   что     у некоторых   из   них   (1–4)   наблюдаются   признаки   голодания   по   ряду   элементов питания (А–Г): 1) Бледно­желтая окраска ткани   между жилками у молодых листьев.   Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.  2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови. 3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев. 4)  Слабый  рост, карликовость,  склероморфизм.   Отношение  побеги/корни  сдвинуто  в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев. Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.  Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор. Растения Голодание по элементам 1 2 3 4 Фамилия  Имя Класс __________________________ __________________________ __________________________ Матрица ответов на задания  Вариант 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Задание 1. 1 1-10 11- 20 21- 30 31- 35 Задание 2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1-10 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Задание 3. 4 3 2 № 1 прав. "ДА" непр ав "нет" № 16 17 18 19 20 прав. "ДА" непр ав "НЕТ " Задание 4. 6. Признаки Систематическая группа 7. Характеристики Группы организмов 8. Биологический мат-л Вещество 9. Функции Вещество 10. Растения Голодание по элементам 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 1 2 3 Задание 1. 1 а в г 1-10 11- 20 21- 30 Матрица ответов на задания  Вариант 1. 2 г а а 3 б в а 4 в г в 5 б г г 6 г а а 7 в б в 4 4 4 4 8 в б б 5 5 5 5 4 9 а в б 10 б б а 31- 35 в Задание 2. 1-10 1 в г 2 г в 3 г Задание 3. 5 4 3 2 № 1 прав. Х "ДА" непр ав Х "нет" № 16 17 18 19 20 прав. Х "ДА" непр ав "НЕТ " Х Х Х Х Х Х Х Задание 4. 11. Признаки Систематическая группа 12. Характеристики Группы организмов 13. Биологический мат-л Вещество 14. Функции Вещество 15. Растения Голодание по элементам 1 А 1 Б 1 Г 1 Б 6 г 9 Х 8 Х а 4 а 6 Х б 5 б 7 Х 2 Б 2 В 2 Д 2 Г 4 Б 4 А 4 А 4 В 3 Б 3 А 3 Б 3 Д 1 В 2 Г 3 А 7 б 8 б 9 б 10 г 10 11 12 13 14 15 Х Х Х Х Х Х 5 А 5 Б 5 В 5 А 4 Б

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №1

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №1
Скачать файл