Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2
Оценка 4.9

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
13.03.2018
Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2
Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2 В материале, есть матрица ответов на задания и матрица ответов на задания. Олимпиадная работа составлена из 4 частей. Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Часть 3. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия
Вариант-2.doc
Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. Волокна липы, которые составляют прочную основу так называемого лыка,  образуются из: а) камбия;  б) прокамбия; в) перицикла; г) феллогена. 2. Половой процесс (конъюгация) характерен для: а) хламидомонады; б) эвглены; в) спирогиры;  г) улотрикса. 3. Поперечные срезы листьев A и B, находящиеся ниже, представляют соответственно: а) ксерофит и мезофит;  б) ксерофит и плавающий на поверхности гидрофит; в) плавающий на поверхности гидрофит и погруженный гидрофит; г) погруженный гидрофит и ксерофит. 4. Муравьи­листорезы (Acromyrmex striatus) используют срезанные листья растений: а) в качестве пищи; б) для строительства гнезд; в) для выкармливания личинок; г) в качестве субстрата для выращивания грибов, которыми питаются.  5. Признак, который позволили бы вам отнести организм, найденный на морском  побережье, к иглокожим животным: а) взрослые особи с радиальной симметрией и присутствием игл и трубчатых ножек;  б) радиально­симметричные взрослые особи со спинной полой хордой; в) экзоскелет с глоточными жаберными щелями и трубчатые ножки; г) радиально­симметричные взрослые особи с мантийной полостью. 6. Растения рода Росянка (Drosera) получает из пойманных насекомых:  а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве; б) фосфор, который необходим для синтеза белка; в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе; г) азот, который необходим для синтеза белка. 7. У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не  участвуют в размножении и являются: а) бесполыми особями; б) гермафродитами; в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;  г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.  8. Груминг (чистка) у многих видов сусликов и песчанок является важным элементом  поведения: а) исследовательского; б) полового; в) комфортного;  г) агрессивного. 9. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено: а) большим запасом питательного вещества в яйце;  б) распространением в тропической зоне; в) преимущественно наземным образом жизни; г) строением половых желёз. 10. Щеки млекопитающих образовались как: а) приспособление для собирания большого количества пищи; б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей; в) приспособление для сосания;  г) приспособление для дыхания. 11. Вкус, воспринимаемый вкусовыми рецепторами задней трети языка, является: а) сладким; б) кислым; в) соленым; г) горьким.  12. Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани: а) миофибрилла; б) мышечное волокно;  в) сарколемма; г) саркомер. 13. Мозолистое тело соединяет между собой: а) спинной мозг и головной; б) большие полушария головного мозга;  в) гипоталамус и гипофиз; г) оптический перекрест и зрительные бугры.  14. Для осуществления мышечного сокращения необходимо выделение из  саркоплазматического ретикулума ионов: а) Са2+;  б) К+; в) Na+; г) P3+.  15. Известно, что концентрация NaCl в физиологическом растворе составляет 0,9%.  Структура эритроцитов, помещенных в физиологический раствор не изменяется, а в  гипертоническом растворе: а) их объем будет увеличиваться вследствие поступления в них воды из плазмы; б) их объем останется неизменным, а  содержание в них гемоглобина уменьшится; в) их объем уменьшится, т.к. вода будет выходить из клеток в плазму;  г) эритроциты лопнут. 16. Многие виды куликов­песочников (морской, белохвостый, короткопалый и др.)  имеют широко перекрывающиеся ареалы, обитают в одних местообитаниях и  внешне почти не различимы. Однако гибриды практически неизвестны.  Межвидовой гибридизации препятствует изоляция:  а) морфологическая; б) этологическая;  в) хронологическая; г) географическая. 17. Результатом многократного увеличения яйценоскости у кур­леггорнов по сравнению с другими породами является: а) повышение шансов на выживание потомства;  б) конкурентное вытеснение менее плодовитых пород; в) расширение видового ареала; г) утрата родительского инстинкта.   18. Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул:  а) целлюлозы; б) хитина;  в) крахмала; г) гликогена. 19. Первым этапом в синтезе белков в эукариотической клетке является: а) перевод последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот; б) соединение нуклеотидов для формирования полипептидов; в) трансляция последовательности нуклеотидов ДНК в аминокислотную  последовательность; г) передача информации от ДНК к иРНК.  20. Пенициллин подавляет у бактерий: а) синтез ДНК; б) синтез РНК; в) синтез белка;  г) синтез клеточной стенки.  21. Кофермент А участвует в реакциях: а) гликолиза; б) пентозофосфатного пути; в) синтеза жирных кислот;  г) синтеза белка. 22. В эксперименте мышам внутривенно ввели глюкозу, меченную изотопом углерода  [14C]. Затем меченый углерод был обнаружен: а) только в незаменимых аминокислотах; б) во всех витаминах и липидах; в) в белках и липидах;  г) в белках и во всех витаминах. 23. Основные положения в области молекулярной структуры нуклеиновых кислот,  предложенные Фрэнсисом Криком, изначально предполагали изменения, которые будут сделаны позднее на основе новых открытий. На рисунке представлены схемы, отображающие возможные пути репликации генетического материала и “поток информации” в биологических системах. Современные представления об этих процессах отражает схема: а) 1;  б) 2;  в) 3; г) 4. 24. В процесс дрессировки собак для выполнения команд (вперёд, сидеть, стоять и др.)  вовлекается поведенческий механизм: а) импринтинг; б) условный рефлекс;  в) привыкание; г) повышение чувствительности. 25. Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают: а) нарушений функции кроветворения; б) злокачественных опухолей; в) желудочно­кишечных кровотечений; г) инфаркта миокарда. 26. Экологические факторы воздействуют на живые организмы: а) одновременно и совместно друг с другом;  б) одновременно и изолированно друг от друга; в) совместно друг с другом, но в определенной последовательности; г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности. 27. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями: а) карася и карпа в одном водоеме;  б) карася и щуки в одном водоеме; в) карася и уклейки в одном водоеме; г) щуки и уклейки. 28. Хищники в природном сообществе: а) уничтожают популяцию жертв; б) способствуют росту популяции жертв; в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность; г) не влияют на численность популяции жертв. 29. Не является обязательным структурным компонентом клетки: а) клеточная мембрана; б) ядро;  в) генетический аппарат; г) цитоплазма. 30. Из перечисленных способов размножения к половому относится: а) семенное размножение;  б) почкование; в) черенкование; г) спорообразование. Часть  II.  Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных,   но   требующих   предварительного   множественного   выбора.   Индекс   ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.  1. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно: I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. II. хорошее развитие механической ткани. III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по  растению. IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы. а) I, III; б) II, V; в) I, IV;  г) II, III, IV. 2. Надземный тип прорастания семян характерен для: I. фасоли. II. гороха. III. липы. IV. клена. V. овса. а) I, II, IV; б) II, III, V; в) I, III, IV;  г) II, IV, V. Яркая черно­желтая полосатая окраска является предупреждающей у: I. тигра. II. колорадского жука. III. суматранского барбуса. IV. шершня. V. мухи журчалки. а) I, III, IV; б) I, V; в) II, III, V; г) II, IV.  Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов.  I. Крупные воздухоносные полости. II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза. III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания. IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов. V. Слабо развитую ксилему. а) I, II, III, IV; б) I. III, V; в) I, II, III, V; г) I, II, III, IV, V. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма. а) I, II, V; б) I. III; в) I, V; г) I, III, IV. 3. 4. 5. 6. Потребление пищи имеет большое значение для жизнедеятельности животных. Для хищников важно еще ее и добыть. Какие, из перечисленных морских хищных рыб, используют стратегию активного преследования добычи? I. Тунец. II. Зубатка. III. Рыба-меч. IV. Макрель. V. Палтус. а) I, III, IV; б) II, IV, V; в) I, II, V; г) I. II, IV. 7. Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде? I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше. II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде. III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды. а) I и II; б) I и III; в) II и III; г) I, II и III. добавили в него воду из пруда, содержащую только гетеротрофных простейших. После этого полученную смесь содержали в темноте в течение длительного времени. Что из следующего верно? I. Будет происходить гетеротрофная сукцессия простейших с возрастанием общей биомассы. II. Энергия системы максимальна в начале своего существования. III. Будет происходить сукцессия, которая, в конечном счете, достигнет устойчивого состояния, при котором будет поддерживаться поток энергии. 8. У взрослого человека могут отсутствовать ферменты, расщепляющие до мономеров следующие соединения: I. Целлюлоза. II. Лактоза. III. Сахароза. IV. Крахмал. V. Гликоген. а) I, II, IV, V; б) I и II; в) только IV; г) I, IV, V. 9. Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубца R на кардиограмме. II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта. III. Повышенный уровень холестерина в крови. IV. Пониженное артериальное давление. V. Аритмия сердечных сокращений. а) I, II, V; б) I и II; в) II и V; г) I, II, IV, V. 10. Сено прокипятили в воде. Затем полученный отвар охладили и IV. Сначала в экосистеме будет происходить сукцессия, но в конце все организмы погибнут или перейдут в покоящиеся стадии. а) I и III; б) II и IV; в) II и III; г) I и IV. Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». 1. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. 2. 3. 4. 5. необходимы только тромбоциты. Для обеспечения нормального свертывания крови свидетельством их биологического регресса. Уменьшение размеров насекомых является Вирусы содержат нуклеиновую кислоту, белковую оболочку, а некоторые из них окружены фосфолипидными мембранами. путем диффузии. Вода проходит через клеточную мембрану только Все антибиотики – это ингибиторы синтеза белка. 6. 7. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями. 8. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.  9. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.  10. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных  условий. 11. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.  12. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости. 13. Единственная функция клеточной мембраны – поддержание постоянной формы клетки. 14. Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.  15. Пиноцитоз характерен только для животных клеток. Часть 4.  Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. 1. Соотнесите   систематические   группы   растений   (А–Б)   с   их   признаками (1–5). Признаки: 1. Гаметофит раздельнополый.                       2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются  и мужские и женские гаметы. 3. Гаметофит представлен заростком. 4. Для оплодотворения необходима водная среда. 5. Для оплодотворения не нужна водная среда. Систематическая группа: А. Покрытосеменные Б. Папоротниковидные Признаки Систематическая группа 1 2 3 4 5 2. Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А­В). Организмы: 1. Сапротрофные бактерии. 2. Зеленые растения. 3. Травоядные животные. 4. Хищные животные. 5. Плесневые грибы. Трофические уровни: А. Консументы.  Б. Редуценты.  В. Продуценты. Характеристики Группы организмов 3. 1 2 3 4 5 Биолог поставил эксперимент. В 7 пробирок он налил раствор сахарозы разной концентрации: 0,2 М; 0,3М; 0,4М; 0,5М; 0,6М; 0,7М и 1М. В каждую из пробирок поместил по брусочку, вырезанному из клубня картофеля. Изначальная длина всех брусочков равнялась 40 мм. Через 30 минут брусочки были извлечены и измерены. По данным измерений исследователь построил гистограмму, где С – концентрация раствора сахарозы в пробирках 1-7, а l – изменение длины брусочков картофеля в зависимости от концентрации раствора. Затем, используя гистограмму, он определил концентрацию изотонического раствора. Укажите в матрице знаком «Х» номер пробирки с изотоническим раствором. Номер пробирки Изотонический р-р 1 2 3 4 5 6 7 Фамилия  Имя Класс __________________________ __________________________ __________________________ Матрица ответов на задания  Вариант 2. Задание 1. 1 1-10 11- 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 21- 30 Задание 2. 1 1-10 Задание 3. 2 № 1 прав. "ДА" непр ав "нет" 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Задание 4. 1. Признаки Систематическая группа 2. Характеристики Группы организмов 3. Номер пробирки Изотонический р-р 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 1 2 3 4 5 6 7 Матрица ответов на задания  Вариант 2. 2 в 3 а 4 г 5 а 6 г 7 в 8 в 9 а 10 в Задание 1. 1 а 1-10 11- 20 21- 30 г в Задание 2. 1-10 1 в Задание 3. № 1 прав. Х "ДА" непр ав "нет" 2 Х б в 2 в 3 Х б б 3 г 4 Х 5 Х а б 4 в 6 Х 1 А 1 Б Задание 4. 4. Признаки Систематическая группа 5. Характеристики Группы организмов 6. Номер пробирки Изотонический р-р в г 5 б 7 Х 2 Б 2 В б а 6 а 9 Х 8 Х г а 7 г б в 8 б г б 9 б г а 10 б 10 11 12 13 14 15 Х Х Х Х Х Х 4 Б 4 А 5 6 5 А 5 Б 7 3 Б 3 А 4 х 1 2 3

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии за курс основного общего образования. Вариант №2

Олимпиадные конкурсные задания по биологии  за курс  основного общего образования. Вариант №2
Скачать файл