Русский язык
Подобрала Булыгина Н.П. учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Метели
1. Запиши какое получится слово по правилам правописания , если прочесть данное слово от конца к началу , учитывая звуки , а не буквы.
Например : лог л о к - кол
Лён , лей, шёл, лёд, шей, дог.
Ответ: Ноль, ель, ложь, толь, ешь, кот.
2.Прочитай стихотворение – каламбур Я.Козловского, раскрой скобки. Укажи части речи этих слов.
Нёс медведь , шагая (к)рынку,_________________
На продажу мёду (к)рынку,__________________
Вдруг на Мишку – вот (на)пасть - _____________
Осы вздумали (на)пасть,______________________
Мишка с армией (о)синой____________________
Дрался вырванной (о)синой,___________________
Мог ли в ярость он не (в)пасть,______________
Если осы лезли (в)пасть,_____________________
Жалили куда (по)пало,_______________________
Им за это и (по)пало. _______________________
Ответ:
Нёс медведь , шагая (к)рынку,_________________к рынку ( сущ)
На продажу мёду (к)рынку,___________________крынку (сущ)
Вдруг на Мишку – вот (на)пасть - _____________напасть (сущ)
Осы вздумали (на)пасть,______________________напасть (глаг)
Мишка с армией (о)синой____________________осиной (прил)
Дрался вырванной (о)синой,___________________осиной (сущ)
Мог ли в ярость он не (в)пасть,______________впасть (глаг)
Если осы лезли (в)пасть,_____________________в пасть (сущ)
Жалили куда (по)пало,_______________________куда попало (нареч)
Им за это и (по)пало. _______________________попало (глаг)
3. Запиши 10 сложных слов, используя по одному разу корни из обоих столбиков.
мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный убирать
машина любить
вода помощь
хлопок душа
Ответ: машиностроение, водохранилище, общежитие, любознательность,
хлопкоуборочный, миролюбие, взаимопомощь, единодушие.
4. Поставьте существительные в форму множественного числа:
Трактор, доктор, шофёр, сторож, ухо, чудо, ребёнок, человек, судно (морское).
Ответ: тракторы, доктора, шофёры, сторожа, уши, чудеса, дети, люди, суда.
5.Выдели одинаковые окончания в словах:
Домов, столов, ковров, коров, голов, основ.
Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
Ответ: окончания –ов: домов, столов, ковров, голов; окончания –ей:
Степей, ножей, юношей, ушей.
6. Какими частями речи могут быть слова покрой, жгут, стих, заросли? Составьте с ними словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Ответ : покрой – сущ.( у платья красивый покрой)
покрой – глагол ( покрой стол скатертью)
жгут – сущ. ( медицинский жгут)
жгут - глагол ( в парке жгут мусор)
стих - сущ. ( забавный стих)
стих - глагол ( ветер стих)
заросли – сущ. ( заросли шиповника)
заросли – глаг. (огурцы заросли сорняками)
7. Найди к каждому устойчивому сочетанию слов в левой колонке
противоположное в правой. Выпиши их парами.
Лясы точить. Не покладая рук.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
От рук отбиться. Воды в рот набрать.
Во всю Ивановскую (кричать) Ворон считать.
На чужой шее сидеть. Своим горбом жить.
Сидеть, сложа руки. Держать в ежовых рукавицах.
Ответ:
Лясы точить. Держать язык за зубами
Держать ухо востро. Ворон считать.
От рук отбиться. Держать в ежовых рукавицах.
Во всю Ивановскую (кричать) Воды в рот набрать.
На чужой шее сидеть. Своим горбом жить.
Сидеть, сложа руки. Не покладая рук.
8.Догадайся, о каких словах говорится в каждом «крылатом выражении». Запиши их.
1) Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2) Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь.
3) Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.
4) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Ответ: 1) язык, 2)каша, 3) вода, 4) ветер.
9. Вставь подходящие по смыслу слова. Запиши получившиеся словосочетания.
Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый…………………….……,тяжкий………………………..,
каменный ………………………., каменистый………………… .,
рыбный…………………………., рыбий…………………. ……..,
обидный………………………..., обидчивый………………….…
10. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.
Ответ:
австралийский кенгуру -м. р.
белый какаду - м. р.
старинное кафе - с. р.
прозрачная вуаль - ж. р.
черный рояль - м. р.
широкое фойе - с. р.
красивый тюль - м. р.
детский шампунь - м. р.
черный кофе - м. р.
маленькая мозоль - ж. р.
Использованная литература:
1.Королёва Е.В.»предметные олимпиады в начальной школе» ,
Москва «Аркти» 2005 год
2. Лободина Н.В. «Предметные олимпиады 4 класс », Воронеж «Учитель» 2008 год
3.Чаус Е.А. «Олимпиадные задания 3-4 классы», Волгоград «Учитель»
2007 год
4. Приложение к газете «Первое сентября: начальная школа» № 27 за
1999 д
5. Интернет – ресурс : http://www.nsportal.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.