Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)
Оценка 4.6

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
11 кл
13.05.2017
Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)
Разработанные олимпиадные задания помогут учащимся подготовиться к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе. А ответы помогут проверить уровень знаний по литературе. Задания разработаны в соответствие с требованиями ФГОС, охватывают учебный материал по литературе и способствуют развитию творческого мышления у учащихся.
Олимпиадные задания.docx
Разработка учителя МОУ Клеповская СОШ Чабановой О.М. по теме «Олимпиада по литературе» Олимпиадные задания Задание 1 По данному отрывку назовите автора и его произведение 1. Над Татарским сизые стояли сумерки. Где-то на разливе полой воды тревожно гагакали казарки. Немощно бледный месяц вставал из-под обдонских тополей. На воде лежала волнующаяся рябью зеленоватая стёжка лунного света. Со степи ещё засветло вернулся табун. По базам мычали ещё не наевшиеся молодой зелени коровы. 2. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептались деревья глухо. И стало тогда в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны- деревья скрипели и гудели сердитые свои песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. 3. …Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на неё сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звёзд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда (…), обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда. 4. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся непогоды; тогда (…) подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверно, в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил своё вечернее время неподвижно. 5. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Количество баллов - 10. Ответы: 1-М.А. Шолохов «Тихий Дон»; 2-М. Горький «Старуха Изергиль»; 3-М. Булгаков «Мастер и Маргарита»; 4- А. Платонов «Котлован»; 5-Л.Н. Толстой «Война и мир». Задание 2. Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака: 1. Назовите имя русского поэта начала XX века, бывшего для Б. Пастернака и его современников «властителем дум»? 2. О ком из русских поэтов-футуристов Б. Пастернак напишет на склоне лет: «Я не понимал его пропагандистского усердия, внедрения себя и товарищей силою в общественном сознании, компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности»? 3. Назовите европейских поэтов, чьи произведения переводил Б.Л. Пастернак. 4. Какое стихотворение Б. Пастернака, вошедшее в сборник «Второе рождение», стало своеобразным поэтическим манифестом? 5. О каком собственном произведении Б. Пастернак признавался в одном из писем: «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое»? Количество баллов - 5. Ответы: 1- А. Блок; 2 – о В. Маяковском; 3 – В. Шекспир, И. Гёте, Д. Байрон, П. Шелли, П. Верлен; 4 – «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», 5 – роман «Доктор Живаго». Задание 3. Составьте литературную статью ПЕЙЗАЖ - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; является частью изображенного мира литературного произведения. Слово «пейзаж» происходит от французского pays — страна, местность. Пейзаж может быть описанием места действия; но чаще он выполняет создает определенное, нужное автору настроение, например, в романах и повестях И. С. Тургенева, в рассказах и пьесах А. П. Чехова. В некоторых случаях писателю важно показать воздействие природы на формирование личности героя — например, природа в значительной степени определяет своеобразие характера Татьны в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина. Многозначительны Шолоховские пейзажи. Они помогают не только передать движение времени. Часто они — одно из средств описания эмоционально-психологическую функцию, внутреннего мира героев, созвучны их настроениям, переживаниям. Так, описание одиноко стоящего в безлюдной степи могильного кургана перекликается с тяжелыми переживаниями исключенного из партии Нагульнова. Остро чувствует и тонко передает писатель Шолохов разнообразные запахи природы, улавливая «чуть внятный запах вишневой коры», тончайшее дыхание опаленной морозами полыни», приторно-сладкий, «медвяный аромат». Еще в «Тихом Доне» Шолохов показал себя мастером изображения природы. В «Поднятой целине» пейзажное мастерство писателя проявилось с особой силой. Он воспринимает природу со всеми едва уловимыми оттенками, разноголосыми звуками, тончайшими запахами и многообразными красками, описывает ее в различные времена года — ив суровые зимние морозы, и в дни весеннего цветения, и в знойное лето. С особой любовью рисует Шолохов донскую степь. Пейзаж занимает важное место в композиции романа. Иногда пейзажные зарисовки вкрапливаются в авторскую речь и речь. Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»). Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Количество баллов - 10. Задание 4. Каким поэтам XX века посвящены следующие стихотворения? 1. Я забыла, что сердце в Вас — только ночник, Не звезда! Я забыла об этом! Что поэзия Ваша из книг, И из зависти критика. Ранний старик, Вы опять мне на миг Показались великим поэтом. М. Цветаева 2. Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое — пять букв. М. Цветаева 3. О муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. М. Цветаева Количество баллов - 2 за каждый правильный ответ. Ответы: 1 - М. Цветаева – В. Брюсову;2 - М. Цветаева – А. Блоку; 3 - М. Цветаева – А. Ахматовой Задание 5. Каким поэтам XX века посвящены следующие стихотворения? 1. Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота... Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. В. Маяковский 2. Невидимка, двойник, пересмешник, Что ты прячешься в черных кустах, То забьешься в дырявый скворечник, То мелькнешь на погибших крестах, То кричишь из Маринкиной башни: "Я сегодня вернулась домой. Полюбуйтесь, родимые пашни, Что за это случилось со мной. Поглотила любимых пучина, И разрушен родительский дом". А. Ахматова 3. Перед домом яблоня в сугробе, И город в снежной пелене – Твоё огромное надгробье, Как целый год казалось мне. Лицом повернутая к Богу, Ты тянешься к нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Еще на ней не подвели. Б. Пастернак Количество баллов - 2 за каждый правильный ответ. Ответы: 1 - В. Маяковский – С. Есенину; 2 - А. Ахматова – М. Цветаевой; 3 - Б. Пастернак – Марине Цветаевой. 7 задание.  Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье. А) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в   чине   секунд­майора;   мать   Настасья   Федоровна   (из   более   старинного   рода однофамильцев).  В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно­административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… (По А. Гришунину) Б) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал). 18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…  (По Ю. Лотману) В) Родился   в   Москве.   Отец,   Михаил   Адреевич,   –   врач   (штаб­лекарь)   московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В   1831   г. приобрел   сельцо   Даровое   Каширского   уезда   Тульской   губернии,   в   1833 соседнюю   деревню   Чермошню.   Мать,   Мария   Федоровна   (урожденная   Нечаева),   из купеческо­интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными. В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7­й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского  секретаря А.И. Исаева… (по Т. Орнатской) Количество баллов – 3. Ответы: А) – А.С. Грибоедов; Б) – А.С. Пушкин; В) – Ф.М. Достоевский 8 задание. Соотнесите литературные произведения и художников: В.А. Жуковский «Светлана» Н.А. Некрасов «На Волге» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтова «Демон» Н.В. Гоголь «Майская ночь» Количество баллов – 2 за каждый правильный ответ. Ответы: К.П. Брюллов «Гадающая Светлана» — В.А. Жуковский «Светлана» И.М. Прянишников «В 1812 году» — Л.Н. Толстой «Война и мир» И.Е. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» — А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Образ Демона в живописи М.А. Врубеля - поэзии М.Ю. Лермонтова И.Н. Крамской «Русалки» — Н.В. Гоголь «Майская ночь» А.К. Саврасов М.А. Врубель И.Н. Крамской К.П. Брюллов И.Е. Репин 9 задание. Соотнесите литературные произведения и художников: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.П. Чехов «Ванька» Н.А. Некрасов «На Волге» А.С. Пушкин «Борис Годунов» Количество баллов - 2 за каждый правильный ответ. Ответы: В.Г. Перов «Суд Пугачева» — А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В.В. Верещагин Серия картин об Отечественной войне 1812 года— Л.Н. Толстой «Война и мир» В.Е. Маковский «Свидание» — А.П. Чехов «Ванька» А.К. Саврасов «Волга под Юрьевцем» — Н.А. Некрасов «На Волге» И.Е. Репин «Протодиакон» — А.С. Пушкин «Борис Годунов» В.В. Верещагин А.К. Саврасов И.Е. Репин В.Г. Перов В.Е. Маковский 10 задание Соотнесите литературное произведение и композитора: Трагедия А.Пушкина «Борис Годунов» С.С.Прокофьев Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» Количество баллов - 2 за каждый правильный ответ. Ответы: Трагедия А.Пушкина «Борис Годунов» - одноименная опера М.Мусоргского М.Мусоргского М. И. Глинка Н.А. Римский-Корсаков М.И.Глинка «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя - опера «Майская ночь» Н.А.Римского- Корсакова Роман Толстого «Война и мир» - опера С.С.Прокофьева«Война и мир» Пушкина «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинка романс «Я помню чудное мгновенье» Дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» - «Жизнь за царя»— опера М. И. Глинка

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)

Олимпиадные задания по литературе с ответами (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017