ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Школьный этап
Общие требования к организации и проведению
школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории
МО "Город Архангельск", в 2019 году
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) проводится в соответствии с:
- Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 18.11.2013 № 1252 (далее – Порядок);
- Приказом директора департамента образования мэрии города Архангельска от 07.05.2015 № 331 "О работе муниципальных предметно-методических комиссий школьного этапа всероссийской олимпиады в 2015 году";
- Приказом директора департамента образования мэрии города Архангельска от 25.08.2015 № 534 "Об организации проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015 году";
- Приказом директора департамента образования мэрии города Архангельска от 04.09.2015 № 546 "О работе жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015 году".
В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории МО "Город Архангельск", Олимпиада проводится с 06 октября по 22 октября 2015 года в соответствии с графиком Олимпиады, утвержденным приказом директора департамента образования мэрии города Архангельска от 25.08.2015 № 534, на базе общеобразовательных учреждений – местах обучения школьников.
Настоящие требования разработаны в соответствии с методическими рекомендациями, подготовленными Центральными методическими комиссиями.
Координацию организации и проведения Олимпиады в образовательном учреждении осуществляет член оргкомитета Олимпиады, представитель образовательного учреждения в рамках переданных полномочий. В образовательном учреждении, месте проведения Олимпиады, создается школьный оргкомитет, состав которого утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Для проведения Олимпиады необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно разместить ожидаемое количество участников. Для каждой параллели готовится отдельная аудитория (класс).
Рассадку участников Олимпиады в аудитории следует осуществлять таким образом, чтобы исключить возможность списывания и обеспечить самостоятельное выполнение олимпиадных заданий каждым школьником.
Для работы участников в помещениях обеспечиваются комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, создаются условия, отвечающие требованиям СанПиН.
В целях обеспечения безопасности участников Олимпиады во время её проведения организуется работа пункта медицинской помощи, оборудованного в соответствии с требованиями.
В Олимпиаде принимают участие учащиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, желающие принять в ней участие. В соответствии с Порядком, участники вправе выполнять задания, разработанные для более старших классов, по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на последующие этапы Олимпиады данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе Олимпиады.
Квота на участие в Олимпиаде не устанавливается.
Категорически запрещается взимание платы за участие в Олимпиаде.
Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями на основе методических рекомендаций, подготовленных Центральными методическими комиссиями. Тиражирование заданий рекомендуется производить на бумаге формата А4 на одной стороне листа.
В аудиториях, помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов, бумага для черновиков.
Обезличивание (кодирование) работ производит школьный оргкомитет.
Перед началом выполнения олимпиадных заданий в аудиториях необходимо:
- провести регистрацию участников Олимпиады;
- обеспечить кодирование (обезличивание) олимпиадных работ участников Олимпиады;
- познакомить учащихся с правилами проведения Олимпиады по предмету;
- организовать оформление участниками титульных листов, письменных работ с учётом требования обезличивания олимпиадных работ участников Олимпиады;
- объяснить порядок проведения апелляций.
Отсчет времени на выполнение олимпиадных заданий следует начинать после проведения инструктажа, оформления титульных листов, с момента выдачи участникам текстов олимпиадных заданий.
В аудиториях, где проходят олимпиадные состязания, рекомендуется наличие часов для того, чтобы участники могли контролировать время, предусмотренное на выполнение олимпиадных заданий.
Участники Олимпиады:
обязаны соблюдать Порядок и требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по каждому общеобразовательному предмету, утвержденные организатором;
должны следовать указаниям организаторов Олимпиады;
не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;
не вправе при себе иметь средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, кроме разрешенных требованиями к использованию по определенным общеобразовательным предметам.
В случае нарушения участником Порядка и утвержденных требований к организации и проведению школьного этапа Олимпиады организаторы вправе удалить данного участника из аудитории, составив акт об удалении.
Удаленные участники лишаются права дальнейшего участия в Олимпиаде по данному общеобразовательному предмету в текущем году.
Допускается выход участников Олимпиады из аудитории (класса) во время выполнения работы, при этом работа и черновики сдаются на время отсутствия организаторам, делается отметка о продолжительности отсутствия ученика.
Олимпиадная работа выполняется ручкой синего или черного цвета. Участники используют для работы листы со штампом образовательного учреждения, выданные организатором Олимпиады.
Участники Олимпиады могут сдавать работы до окончания срока, отведенного на выполнение заданий. По окончании Олимпиады организаторы организованно собирают работы, подсчитывают и передают их школьному оргкомитету. Вместе с работами участники Олимпиады также сдают свои черновики. Черновики участников Олимпиады не проверяются.
После завершения Олимпиады жюри проводит с участниками анализ олимпиадных заданий и их решений.
Проверку обезличенных работ участников Олимпиады осуществляют члены жюри.
Для работы жюри Олимпиады необходимо подготовить помещение, оснащенное техническими средствами и канцелярскими принадлежностями.
Председатель школьного оргкомитета не менее чем за один час до проверки работ обеспечивает членов жюри комплектами заданий, ключами к проверке тестовых и иных заданий.
Каждое задание проверяется не менее чем двумя членами жюри и заверяется их подписями. Члены жюри заносят на титульный лист суммарное количество баллов за каждое задание, подсчитывают общее количество баллов.
Победители и призеры Олимпиады определяются на основании результатов, которые заносятся в итоговый протокол, представляющий собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.
Участник Олимпиады, набравший наибольшее количество баллов, признается победителем Олимпиады при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных.
Призерами Олимпиады признаются все участники Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителем, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных.
Результаты Олимпиады утверждаются директором департамента образования мэрии города Архангельска на основании итоговых протоколов заседания жюри Олимпиады по соответствующему общеобразовательному предмету. Итоговые протоколы жюри школьного этапа по каждому общеобразовательному предмету публикуются на сайте общеобразовательного учреждения в сроки, установленные приказом директора департамента образования мэрии города Архангельска от 25.08.2015 № 534.
В целях обеспечения права на объективное оценивание работы участники Олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри школьного этапа Олимпиады в течение не позднее двух рабочих дней со дня объявления результатов Олимпиады по соответствующему общеобразовательному предмету.
Участник Олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.
Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника Олимпиады не позднее двух рабочих дней с момента ее поступления, оформляется протоколом, который подписывается всеми членами жюри.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами жюри школьного этапа Олимпиады принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов. Протокол рассмотрения апелляции передается организатору Олимпиады.
Победители и призеры Олимпиады принимают участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по соответствующим предметам в пределах установленной организатором квоты.
В соответствии с пп. 10.1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" общеобразовательное учреждение вправе обеспечить поощрение учащихся, участников школьного этапа всероссийской олимпиады, в соответствии с установленными образовательным учреждением видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Особенности организации и проведения Олимпиады по физической культуре
Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие все учащиеся общеобразовательной школы с 5 по 11 класс.
Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.
Конкурсные испытания олимпиады должны состоять из обязательных двух видов заданий: практического и теоретико-методического.
Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол и вариативной части школьной программы. Олимпиадные задания состоят из набора технических приемов, характерных выбранному методической комиссией виду спорта, по которому проводится испытание.
Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с программными требованиями к уровню знаний учащихся соответствующей возрастной группы основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура».
Описание материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий по физической культуре
Материально-техническое обеспечение каждого вида испытания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» зависит от предложенного предметно-методической комиссией содержания и примеров заданий программы олимпиады.
При проведении испытания по гимнастике, в зависимости от содержания предложенных заданий, необходимо иметь соответствующее спортивное оборудование: акробатическую дорожку, вокруг которой должна иметься зона безопасности шириной не менее 1,5 метров, полностью свободная от посторонних предметов. Для выполнения упражнений на разновысоких и параллельных брусьях, бревне, перекладине и гимнастическом коне должен использоваться комплект типового школьного гимнастического оборудования, установленный в соответствии с требованиями к безопасности проведения занятий.
При проведении испытаний по спортивным играм (волейболу, баскетболу, футболу и др.) рекомендуется выполнять контрольные упражнения на площадке со специальной разметкой для игры в соответствующий вид спорта. Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов. Также для проведения испытания необходимо иметь соответствующие снаряжение и инвентарь (сетка, мяч, ворота, фишки и др.).
При проведении испытаний по легкой атлетике в зависимости от включенных заданий рекомендуется иметь соответствующие оборудование и инвентарь: секундомер (бег на различные дистанции), прыжковую яму (различные виды прыжков), сантиметр, ядро, маты и др.
При проведении теоретико-методического задания учащиеся должны быть обеспечены всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов.
4. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий по физической культуре
Все виды испытаний должны проходить отдельно среди учащихся разного пола и в следующих трех возрастных группах:
группа - 5-6 классы (мальчики, девочки);
группа - 7-8 классы (мальчики, девочки);
группа - 9-11 классы (юноши, девушки).
Практический тур. Практические испытания заключаются преимущественно в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура». Количество практических испытаний на школьном этапе Всероссийской олимпиады равно трем. Виды практических испытаний должны выбираться предметно-методической комиссией - два любых практических испытания из разделов: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры; третье испытание - из вариативной части региона или испытание по прикладной физической культуре.
Теоретико-методический тур должен проводиться во всех возрастных группах по тестовым вопросам, разработанным предметно-методической комиссией, и является обязательным испытанием школьного этапа. Продолжительность теоретико-методического испытания для всех возрастных групп - до 30 минут.
Олимпиадные задания по физической культуре
Теоретико-методический тур 5-6, 7-8, 9-11 класс
ИНСТРУКЦИЯ
для проведения теоретической части школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»
в 2015-2016 учебном году.
Учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний по предмету «Физическая культура» соответствующей ступени обучения. Оргкомитет производит обезличивание (кодирование) работ.
При выполнении заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Для ответа на вопрос необходимо отметить один из предложенных вариантов. Необходимо внимательно читать задания и предлагаемые варианты ответов. Стараться не угадывать, а логически обосновывать сделанный выбор. Незнакомые задания лучше пропустить. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию.
Учащимся необходимо контролировать время выполнения задания.
Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Правильный ответ оценивается в 1 балл
Время выполнения задания – 30 минут.
Теория 5 – 6 класс
Код № _________________
1. Волейбол - это…
а) подвижная игра
б) спортивная игра
в) уличная игра
г) азартная игра
2. Физкультминутки проводят:
а) в начале урока
б) в конце урока
в) в середине урока
г) после первых признаков утомления
3. Какое основное физическое качество нужно для подтягивания на высокой перекладине?
а) быстрота
б) гибкость
в) сила
г) выносливость
4. Упражнения на брусьях относят к …
а) игровым
б) гимнастическим
в) легкоатлетическим
г) лыжной подготовке
5.Виды построений на уроке физической культуры:
а) колонна, шеренга, круг
б) линейка
в) трапеция
г) полукруг
6. Какое основное физическое качество нужно для бега на длинные дистанции?
а) быстрота
б) гибкость
в) сила
г) выносливость
7. Строевые упражнения – это:
а) попеременный двухшажный ход
б) низкий старт
в) повороты на месте, перестроения
г) верхняя подача
8. При проведении соревнований по баскетболу запрещается:
а) играть без судьи
б) сидеть в раздевалке
в) быть в спортивной форме и снять все украшения
г) быть в школьной форме
9. Выберите родину футбола:
а) Франция
б) Англия
в) Италия
г) Бразилия
10. Бег на длинные дистанции – это:
а) 400 и 800 метров
б) 1000, 1500 и 2000 метров
в) 100 и 200 метров
г) 30 и 60 метров
11. Когда и где зародились Олимпийские игры?
а) 1896 г. в Афинах
б) 1980 г. в Москве
в) 1894 г. в Греции
г) 776 г. до н.э. в Древней Греции
12. В какой обуви выступают спортсмены на соревнованиях по лёгкой атлетике в беге и в прыжках?
а) кроссовки
б) шиповки
в) кеды
г) ботинки
13. Игра в футбол начинается:
а) с центра поля
б) с угла площадки
в) с пенальти
г) с лицевой линии
14. Что относится к гимнастике?
а) ворота
б) перекладина
в) шиповки
г) ласты
15. Сколько игроков одной команды должно находиться на площадке во время игры в волейбол.
а) 5
б) 8
в) 6
г) 4
16. Что означает жест судьи:
а) пронос мяча
б) замена игрока
в) пробежка
г) двойное ведение мяча
17. Где пройдут следующие летние Олимпийские игры?
а) Испания
б) Япония
в) Бразилия
г) Австралия
18. Одновременный бесшажный ход применяется при движении:
а) на равнине и в гору
б) в гору и под уклон
в) под уклон и на равнине
г) с крутой горы и под уклон
19. По одной из легенд Олимпийские игры придумал и организовал:
а) Пифагор
б) Платон
в) Геродот
г) Геракл
20. В каком виде спорта Виктор Анн стал Олимпийским чемпионом?
а) лыжные гонки
б) шорт-трек
в) скелетон
г) сноуборд
Правильный ответ оценивается в 1 балл
Время выполнения задания – 30 минут.
Теория 7 – 8 класс
Код № _______________
1. К закаливающим процедурам относят:
а) подвижные игры
б) походы
в) спортивные игры
г) плавание и загорание
2. Интервал при движении на лыжах по дистанции должен быть:
а) 1-2 метра
б) 10-15 метров
в) 3-4 метра
г) 6-7метров
3. Сколько замен во время игры в баскетбол можно произвести?
а) 3
б) 5
в) 10
г) неограниченное количество раз
4. Футбол, баскетбол — это...
а) спортивные игры
б) подвижные игры
в) интеллектуальные игры
г) физические упражнения
5. Бег, прыжки, метания - виды ...
а) легкой атлетики
б) подвижных игр
в) спортивных игр
г) гимнастики
6. Какие основные физические качества нужны для бега на длинные дистанции?
а) быстрота, выносливость
б) гибкость
в) сила
г) координация
7. Основной формой внеклассной работы в школе является -
а) урок
б) спортивная секция
в) утренняя гимнастика
г) разминка
8. Первые зимние Олимпийские игры прошли:
а) в 1896 году
б) в 1924 году
в) в 1918 году
г) в 1936 году
9. Что относится к спортивной гимнастике?
а) прыжки с тумбочки в воду
б) комбинация с лентой
в) упражнения на кольцах
г) перетягивание каната
10. Высота сетки во время игры в волейбол для женских команд составляет:
а) 235 см
б) 224 см
в) 220 см
г) 243 см
11. В какой последовательности происходит прыжок в длину?
а) толчок, полёт, приземление, разбег
б) полёт, приземление, разбег, толчок
в) разбег, толчок, полёт, приземление
г) разбег, приземление, толчок, полёт
12. Кто был инициатором возрождения Олимпийских игр современности?
а) Хуан Антонио Самаранч (Испания)
б) Пьер де Кубертен (Франция)
в) Жан Рогг (Бельгия)
г) Деметриус Викелас (Греция)
13. Сколько раз наши футболисты становились чемпионами Олимпийских игр?
а) три
б) один
в) два
г) ни разу
14. Что означает жест судьи в волейболе:
а) смена площадки
б) замена игрока
в) разрешение на подачу
г) удаление
15.Какой лыжный ход изображен на картинке?
а) попеременно двухшажный
б) одновременно двухшажный
в) одновременно бесшажный
г) одновременно одношажный
16. Физкультминутка – это
а) соревнование
б) разминка во время урока
в) игра
г) аэробика
17. Шестикратный Олимпийский чемпион и рекордсмен в беге на 100 и 200 м
а) Майкл Джородан
б) Усэйн Болт
в) Майкл Джонсон
г) Карл Льюис
18. Какой снаряд толкают в легкой атлетике?
а) гранату
б) мяч
в) ядро
г) диск
19. Олимпийская эмблема – пять переплетённых колец. Что они обозначают?
а) пять континентов
б) пять стран
в) пять народов
г) пять видов спорта
20. Призеры Олимпийских игр наши земляки:
а) Леонид Якимов
б) Глеб Писаревский
в) Евгений Лагунов
г) Наталья Подольская
Правильный ответ оценивается в 1 балл
Время выполнения задания – 30 минут.
Теория 9 – 11 класс
Код № _______________
1. Здоровье человека, прежде всего, зависит от…
а. состояние окружающей среды
б. деятельности учреждений здравоохранения
в. наследственности
г. образа жизни
2. Физическая работоспособность - это:
а. способность человека быстро выполнять работу
б. способность выполнять разную по структуре работу
в. способность к быстрому восстановлению после работы
г. способность выполнять большой объем работы
3. В сложно-координационных видах спорта - последовательное сочетание элементов
в композиционно оправданном порядке, обозначается как…
а. последовательностью упражнения
б. сочетанием элементов
в. набором элементов
г. комбинацией
4. Недостаток мышечной активности современного человека называют:
а. гипокинезия
б. атрофия
в. гипоксия
г. гипертрофия
5. Какое наказание следует в футболе: если вратарь, находясь в пределах штрафной
площади, касается мяча руками за ее пределами?
а. угловой удар
б. свободный удар
в. штрафной удар
г. 11 метровый удар
6. Процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и
заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических
функций не только к исходному состоянию, но и к повышению работоспособности,
принято обозначать как…
а. восстановление
б. тренированность
в. отдых
г. функциональный рост
7. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической
подготовленности все школьники для занятий физической культурой
распределяются на следующие медицинские группы:
а. слабую, среднюю, сильную
б. оздоровительную, физкультурную, спортивную
в. без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья
г. основную, подготовительную, специальную
8. Что означает в баскетболе жест судьи:
а. перерыв
б. окончание игры
в. замена
г. нарушение
9. Определение, применяемое в волейболе: «действие игроков вблизи сетки по
преграждению пути мяча, направленному соперником, поднятием руки выше
верхнего края сетки» означает…
а. атакующий удар
б. блокирование
в. заслон
г. задержка
10. В первых античных Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры,
атлеты состязались в беге на дистанции, равной...
а. 400 метров
б. во время этих игр в беге не состязались
в. двойной длине стадиона
г. одной стадии
11. Назовите вид женских брусьев:
а. параллельные
б. прямые
в. разновысокие
г. раздвижные
12. Свойство опорно-двигательного аппарата, обусловливающее возможность
выполнения движений с большой амплитудой, обозначается как…
а. гибкость.
б. ловкость.
в. быстрота.
г. реакция.
13. Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций
опорно-двигательного аппарата, называются…
а. подводящими
б. корригирующими
в. имитационными
г. общеразвивающими
14. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению
работоспособности, потому что...
а. человек, занимающийся физическими упражнениями медленнее утомляется и быстрее восстанавливается
б. во время занятий выполняются двигательные действия, стимулирующие развитие силы и выносливости
в. достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации к повышающимся нагрузкам
г. человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы
15. По команде «кругом» выполняется следующая последовательность действий:
а. осуществляется поворот в сторону правой руки на правой пятке, левом носке на 180 и приставляют левую ногу к правой
б. осуществляется поворот в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 и приставляют правую ногу к левой
в. ожидается команда «марш»
г. поворот осуществляется в произвольном направлении
16. В каком виде спорта Александр Карелин Олимпийский чемпион….
а. дзюдо
б. штанга
в. греко-римская борьба
г. плавание
17. Какая должна быть высота сетки в волейболе для мужчин?
а. 2 м 43 см
б. 2 м 45 см
в. 2 м 47 см
г. 2 м 50 см
18. Что означает судейский жест «скрещённые предплечья с выпрямленными
кистями перед грудью» в волейболе?
а. мяч не зачитан
б. удаление игрока
в. замена игрока
г. конец партии
19. Прямой нападающий удар состоит:
а. из разбега, прыжка, удара по мячу, приземления
б. из прыжка, удара по мячу, приземления, отходу назад
в. удара по мячу, приземления, отходу назад
г. прыжка, удара по мячу, приземления
20. Кто был первым победителем Олимпийских игр?
а. атлет Коронбос
б. бегун Монидос
в. борец Милон
г. прыгун Джеймс Конноли
Практический тур 5-6, 7-8, 9-11 класс
Вольные упражнения
Конкурсное задание заключается в выполнении вольных упражнений, имеющих строго обязательный характер. В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, включённый в упражнение, или заменил его другим, оценка снижается на указанную в программе стоимость соединения, включающего данный элемент.
Комбинация должна иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться слитно без неоправданных пауз по прямой линии со сменой направления. Фиксация статических элементов – 2 сек.
Девушки одеты в купальники, комбинезоны или футболки с короткими брюками (лосины), юноши - в гимнастические майки, трико или спортивные шорты. Упражнение может выполняться в носках, гимнастических тапочках или босиком. Использование украшений не допускается.
Порядок выступления определяется жеребьевкой, проводимой судейской коллегией. После вызова у участника есть, 30 сек., чтобы начать выполнение.
Судьи оценивают качества выполнения комбинации в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения, учитывая заранее оговоренные специальные требования к технике выполнения. Максимально возможная окончательная оценка - 10, 0 баллов. Для выполнения упражнения участнику предоставляется только одна попытка. Представителям участников не разрешается разговаривать или давать указания участникам во время выполнения упражнения.
Все участники должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.
Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчёта не более 30 секунд на одного участника.
Выступление участника оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Оценка выполнения участника и продолжительность упражнения фиксируется с момента принятия исходного положения на дорожке перед началом выполнения вольных упражнений и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх правая рука.
Ошибки исполнения упражнений могут быть следующими: мелкими – 0,1 балла
средними – 0,2 балла
грубыми – 0,4 балла
связанные с невыполнением требований регламента и правил соревнований – 0,5 балла.
Оценка исполнения:
1) несогласованное выполнение движений участниками – 0,2 балла;
2) несогласованность движений с темпом – 0,2 балла;
3) недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений – до 0,2 балла каждый раз;
4) нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела – до 0,2 балла каждый раз;
5) явное невыполнение элемента (движения) – 0,4 балла за каждое;
6) явно выраженная потеря равновесия (падение) – 0,4 балла;
7) выход за границы дорожки – 0,1 балла каждый раз;
8) нарушение требований к спортивной форме - 0,5 балла;
9) нарушение требований к длительности упражнения - 0,5 балла;
10) задержка начала упражнения: от 30 до 60 сек - 0,5 балла, свыше 60 сек - упражнение не оценивается
Упражнение, выполненное без вызова, не оценивается
Инвентарь: Вольные упражнения выполняется на дорожке из полужестких гимнастических матов не менее 12 метров в длину и 1,5 метра в ширину. Вокруг гимнастических матов должна иметься зона безопасности шириной не менее 1,5 метров, полностью свободная от посторонних предметов.
Девушки 5- 6 классы
1. |
И.п. – основная стойка. Шаг правой (левой) ногой вперед с одновременным вращением прямых рук назад до положения вниз, затем отвести руки в стороны - и.п стойка на правой (левой) левая (правая) назад на носок. |
1 балл |
2. |
Поднимая сзади стоящую ногу вверх, выход силой в равновесие («ласточка»), руки прямые в стороны – держать. |
2 балла |
3. |
Приставляя сзади стоящую ногу в стойку ноги врозь, руки вверх (прогнуться), наклон вперед согнувшись в упор. |
1 балл |
4. |
Согнуть ноги - упор присев – перекат назад в стоку на лопатках (держать), опуская таз ноги вперед (в потолок), руки вверх. |
2 балла |
5. |
Поднимая корпус руками коснуться носков (держать) – лечь на спину. |
1 балл |
6. |
Перекат на живот в упор согнув руки у груди, выпрямляя руки – прогнуться (держать) – упор лежа |
1 балл |
7. |
Толчком ног - упор присев |
1 балл |
8. |
Прыжок вверх ноги врозь, руки вверх – о.с. |
1 балл |
итого |
10.0 баллов |
Юноши 5- 6 классы.
1. |
И. п. - основная стойка. Встать на носки, руки вверх - опускаясь на всю стопу, руки в сторону; |
0,5 балла |
2. |
Наклон назад, руки в стороны - вьпpямитъся, руки за голову. |
1 балл |
3. |
Правую ногу в сторону, руки в стороны - выпад вправо, руки на пояс - приставить левую, руки вниз – о.с. |
1 балл |
4. |
Шаг правой вперед, руки в стороны – шаг левой мах левой ногой вперед хлопок под ногой, мах правой ногой вперед, хлопок под ногой – и.п. |
1,5 балл |
5. |
Упор присев - толчком ног, упор лежа - упор прогнувшись - сед на пятках с наклоном вперед – стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны – упор присев. |
3 балла |
6. |
Перекат назад в стойку на лопатках согнув ноги - перекат вперед в сед в группировке – сед углом (держать)- сед ноги скрестно, руки за голову встать. |
2 балла |
7. |
«Старт пловца» - прыжок вверх прогнувшись и «доскок». |
1 балл |
8. |
Основная стойка. |
|
итого |
10.0 баллов |
Девушки 7-8 классы
1. |
И.п. – основная стойка. Равновесие на правой (левой) ноге кольцом (захватить ногу рукой, поднимать вверх) – держать, свободная рукав сторону – опуская ногу руки вниз. |
2 балла |
2. |
Два вальсовых шага с поочередным отведением рук в стороны. |
1 балл |
3. |
Шагом левой (правой) прыжок со взмахом рук вверх, правая (левая) нога сгибается в колене носок ноги к колену другой, с поворотом на 180º |
1,5 балла |
4. |
Прыжок «ноги врозь», руки вперед – о.с |
1 балл |
5. |
Выпад перед правой (левой) руки в стороны, сгибая сзади стоящую ногу опустить на колено. |
1балл |
6. |
Поворот вправо (влево) на 90º в упор на колене боком, левая (правая) нога прямая, свободная рука вверх. Отводя свободную руку назад – сед с прямыми ногами, руки в стороны. |
1 балл |
7. |
Наклон вперёд - держать |
1 балл |
8. |
Выпрямляясь руки в стороны, сед углом - держать |
1 балл |
9. |
Опустить прямые ноги – и.п сидя на дорожке руки на пояс. |
0, 5 балла |
итого |
10,0 баллов |
Юноши 7-8 классы
1. |
И.п. – основная стойка. Прыжок ноги врозь, руки в стороны – прыжок ноги вместе, руки вниз. |
1 балл |
2. |
Шаг правой, левая рука на пояс – приставляя левую ногу правая рука на пояс в стойку ноги врозь, руки на пояс – упор присев. |
1 балл |
3. |
Перекат на спину в грyппиpовке – лечь (выпрямиться), руки вверх - перекат боком вправо прогнувшись в упор лежа на согнутых руках. |
1 балл |
4. |
Выпрямляя руки, упор лежа – поднять правую (левую) ногу назад (вверх) – держать. |
2 балла |
5. |
Из упора лёжа прыжком упор присев – из упора присев прыжок вверх с поворотом на 180˚ |
2 балла |
6. |
Правую (левую) ногу назад, руки вверх - приставить правую (левую), руки вниз; |
1 балл |
7. |
Левую (правую) в сторону на носок, руки в стороны – равновесие на правой (левой), левую (правую) в сторону (не ниже 450˚), руки в стороны, держать. |
2 балла |
8. |
И.п. – основная стойка. |
|
итого |
10,0 баллов |
Девушки 9-11 класс
1. |
И.п. – основная стойка Шаг правой (левой) прыжок в полушпагат руки в стороны. С шагом правой (левой) прыжок со сменной ног, руки в стороны. |
1 балла |
2. |
Шагом левой (правой), поворот на 360º правая (левая) нога сгибается в колене вперед носок ноги к колену другой, руки в стороны. |
1 балл |
3. |
Вертикальное равновесие – держать – о.с. |
2 балла |
4. |
Упор присев, перекат назад в стойку на лопатках без рук – держать. |
2 балла |
5. |
Стойка на лопатках с помощью рук – держать. |
1 балл |
6. |
Перекат вперед в упор присев – толчком ног правую (левую) согнуть в колене, левая (правая) прямая - полушпагат, руки в стороны (держать) – толчком упор присев. |
2 балла |
7. |
Из упора присев выпрямляясь стойка ноги врозь, руки в стороны – о.с. |
1 балл |
итого |
10,0 баллов |
Юноши 9-11 класс
1. |
И.п. – основная стойка Шаг правой вперед – выпад руки в стороны. |
0,5 балла |
2. |
Толчком правой (вернуться в и.п.) приставить её к левой ноги – о.с. |
0,5 балла |
3. |
Из о.с. шаг вперед - прыжок со сменой ног впереди. Прыжок с поворотом на 180˚. |
2 балла |
4. |
Упор присев – перекат на спину в группировке – лечь (выпрямиться), руки вверх – сед углом (одновременно поднять руки и ноги) – лечь. |
2 балла |
5. |
Из и.п. лежа на спине, руки вверху перекат боком вправо (влево) прогнувшись в упор лежа. |
1 балл |
6. |
Из упора лежа поднять разноименно правую (левую) руку и левую (правую) ногу - держать |
2 балла |
7. |
Из упора лёжа прыжком упор присев – из упора присев прыжок вверх с поворотом на 360˚ |
2 балла |
8. |
И.п. – основная стойка |
|
итого |
10,0 балла |
Скоростно-силовое упражнение. Тест.
Конкурсное задание заключается в выполнении прыжка в высоту с места.
По команде судьи «НА СТАРТ!» Участник подходит к стене, вытягивает одну руку, не поднимая плечо и не вставая на носочки, отмечает высоту, до которой он дотягивается кончиками пальцев. По сигналу судьи «МАРШ!» выполняет прыжок в высоту с места энергичным отталкиванием обеих ног и маховым движением рук назад вверх, при этом спортсмен задевает одной рукой стену в максимальной высоте фазы полета и приземляется на обе ноги. Задание выполняется в один подход
Оценка исполнения: Судьи измеряют рулеткой расстояние от первой отметки до второй в вертикальной проекции, учитывая требования к технике исполнения. Ошибки исполнения могут быть: отталкивание производиться не обеими ногами. Окончательная оценка выводится по рейтингу.
Инвентарь: Задание выполняется в спортивном зале рядом с ровной стеной. Участники могут пользоваться мелом или магнезией. Рулетка.
Спортивные игры. Баскетбол.
Программа состоит из технических приемов по баскетболу.
Участник находится за лицевой линией лицом вперед. По сигналу участник перемещается в защитной стойке двойным приставным шагом к средней линии (9м). На средней линии участник берет баскетбольный мяч и выполняет 3 вращения вокруг туловища. После чего начинает ведение мяча правой рукой с обводкой стоек (расстояние 4м):
5-6 класс: выполняют обводку стоек - 1,5 круга и далее ведение мяча, остановка прыжком, бросок.
7-8 класс: выполняют обводку стоек - 2,5 круга и далее ведение мяча, 2 шага, бросок.
9-11 класс: выполняют обводку стоек «восьмеркой» - 2 раза (стойку №1 – справа правой рукой, стойку №2 – слева левой рукой и т. д.). После второй «восьмерки» - ведение правой рукой от стойки №1 к стойке №2, оббегая их с правой стороны. После чего – ведение мяча, 2 шага, бросок. После броска участник подбирает свой мяч и с ведением двигается к линии штрафного броска, не заступая за линию штрафного броска, выполняет бросок с места любой рукой.
После касания мяча пола, секундомер останавливается.
Оборудование: Школьный спортивный зал. Вокруг площадки должна быть зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов. Баскетбольный мяч, 2 фишки (конуса), электронный секундомер, свисток.
Оценка исполнения: Результат измеряется с точностью до 0,1 секунды.
Штрафы: - неточный бросок в кольцо «+5 сек.»
- нарушение правил в технике ведения «+2 сек.»
- бросок не той рукой «+2 сек.»
- сбитый конус, пропуск конуса «+2 сек.»
Окончательная оценка включает время преодоления полосы, штрафное время и сбавки.
6. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий по физической культуре
Победители и призеры школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников должны определяться по результатам набранных баллов за выполнение всех видов заданий на всех турах. Баллы начисляются в соответствии с местом (рангом), занятым участником по результатам отдельных испытаний (1 место максимальный балл).
Теоретико-методический тур максимальный балл 20
Практический тур – БАСКЕТБОЛ максимальный балл 30
ГИМНАСТИКА максимальный балл 40
ТЕСТ максимальный балл 10
Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов (рангов), набранных им за выполнение каждого задания - чем больше сумма, тем выше результат в итоговом протоколе (1 место теория - 20 баллов, 3 место баскетбол - 28 баллов, 5 место гимнастика - 36 баллов, 5 место тест – 6 баллов = 90 баллов).
В случае равенства результатов нескольких участников при выполнении отдельных заданий им начисляется количество баллов, являющееся средним арифметическим от суммы занятых мест.
Итоги олимпиады должны определяться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей в каждой возрастной категории. Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере возрастания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке.
Список литературы, интернет - ресурсов и других источников
для подготовки к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Бутин, И. М. Физическая культура: 9-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс: учебник / С. В. Гурьев, М. Я. Виленский. - М.: Русское слово, 2012.
Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс: учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. - М.: Просвещение, 2012.
Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2012.
Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7-9 классы: учебник / Г. И. Погадаев. - М.: Дрофа, 2012.
Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура»; под ред. А. Т. Паршикова. - М.: Просвещение, 2000.
Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - Волгоград: Учитель, 2013.
Физическая культура: рабочие программы. 5 -9 класс / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2011.
Физическая культура. 5-6-7 классы: учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. - М.: Просвещение, 2011.
Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
Физическая культура: учебник для учащихся 11 -х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
Физическая культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение, 2011.
Физическая культура. 9-11 классы: организация и проведение олимпиад: рекомендации, тесты, задания; авт.-сост. А. Н. Каинов. - Волгоград: Учитель, 2009.
Периодические издания:
Спорт в школе: журнал.
Спорт в школе: газета (Издательский дом «Первое сентября»).
Физическое воспитание в школе: журнал.
Физическая культура в школе: журнал.
Интернет-ресурсы:
Сайт учителя физической культуры. - http://fizra137.narod.ru . - Июнь 2013.
Физкультура в школе: www.fizkulturavshkole.ru . - Июнь 2013.
Я иду на урок физкультуры. - http://spo.1september.ru/urok . - Июнь 2013.
КЛЮЧ ОТВЕТОВ
тестовых заданий Олимпиады по физической культуре
для учащихся 5 – 6, 7 – 8, 9 - 11 классов
№ вопроса |
Ключи 5 - 6 класс |
Ключи 7 - 8 класс |
Ключи 9 - 11 класс |
1 |
б |
г |
г |
2 |
в |
в |
г |
3 |
в |
г |
г |
4 |
б |
а |
а |
5 |
а |
а |
в |
6 |
г |
а |
а |
7 |
в |
б |
г |
8 |
а |
б |
в |
9 |
б |
в |
б |
10 |
б |
б |
г |
11 |
г |
в |
в |
12 |
б |
б |
а |
13 |
а |
в |
б |
14 |
б |
в |
в |
15 |
в |
в |
б |
16 |
в |
б |
в |
17 |
в |
б |
а |
18 |
г |
в |
г |
19 |
г |
а |
а |
20 |
б |
б, в |
а |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.