Устремлён к ДОМУ –
его теплу, уюту, его бесконечной ценности в человеческом бытии
Любовь к родине
любовь к родному очагу
История России = история рода
Ощущение БЕЗДОМЬЯ, трагедия разрушенного, поруганного и более на земле невозможного ДОМА:
ранняя смерть матери
разлука с отцом
Космичность Лермонтова
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Уникальная философская концепция одиночества:
одиночество НЕ навязано ему миром,
НО
избрано им добровольно как единственно возможное состояние души.
Бездомье героя – его мучение, но и его единственный путь!
Одиночество – изгнанничество – странничество
Мир отвергает героя герой отвергает этот мир
Перекличка двух героев
Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»
Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
Сходство:
Представители светского общества.
Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.
Попытка найти применение своим душевным силам.
Героями овладевает скука.
Критически относятся не только к окружающим людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.
Различия
Печорин – человек 30-х годов (время реакции).
Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ума и сердца.
Способен на глубокую любовь.
Типичный герой своего времени.
Онегинская строфанаписана четырёхстопным ямбом14 строк: 4+4+4+2У каждого катрена своя система рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием)
Хранили многие страницы a
Отметку резкую ногтей; б - перекрёстная
Глаза внимательной девицы a
Устремлены на них живей. б
Татьяна видит с трепетаньем, в
Какою мыслью, замечаньем в - парная
Бывал Онегин поражён, г
В чём молча соглашался он. г
На их полях она встречает д
Черты его карандаша, е - кольцевая
Везде Онегина душа е
Себя невольно выражает д
То кратким словом, то крестом, ж - куплет
То вопросительным крючком. ж
Онегинская строфанаписана четырёхстопным ямбом14 строк: 4+4+4+2У каждого катрена своя система рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием)
Хранили многие страницы 9 a
Отметку резкую ногтей; 8 б - перекрёстная
Глаза внимательной девицы 9 a
Устремлены на них живей. 8 б
Татьяна видит с трепетаньем, 9 в
Какою мыслью, замечаньем 9 в - парная
Бывал Онегин поражён, 8 г
В чём молча соглашался он. 8 г
На их полях она встречает 9 д
Черты его карандаша, 8 е - кольцевая
Везде Онегина душа 8 е
Себя невольно выражает 9 д
То кратким словом, то крестом, 8 ж - куплет
То вопросительным крючком. 8 ж
Особенности сюжета
СЮЖЕТ
1-я особенность
Онегин - Татьяна
служит для развития
основного конфликта романа
Ленский - Ольга
не развивается,
помогает Татьяне понять Онегина
2-я особенность
главное действующее лицо - повествователь
спутник Онегина
антипод Ленского -поэта
защитник «Татьяны милой»
Эволюция героя
«…в Татьяну, как дитя, влюблён…»
«…чего мне ждать? Тоска, тоска…»
«…убив на поединке друга…»
«Я вас люблю любовью брата…»
«…меж ними всё рождало споры.»
«…рано чувства в нём остыли…»
1-я гл.
2-я гл.
3,4 -е гл.
5,6 –е гл.
Путешествие
8-я гл.
«…сбирались члены сей семьи»
10-я гл.
Жанр «Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман в прозе.
Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина».
Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.
«Герой нашего времени»
Хронологический порядок (фабула произведения)
Молодой человек, сосланный за дуэль, из Петербурга по пути на Кавказ останавливается в Тамани
«Тамань»
После участия в боевых действиях Печорин получает отпуск
Едет на курорт в Пятигорск
Завязывает интригу с Мери и стреляется с Грушницким на дуэли
«Княжна Мери»
Ссылают в отдаленную крепость
Начало повести «Бэла»
Становится свидетелем и участником трагедии Вулича
Погибает Бэла -конец повести
Путешествуя, встречается с автором-повествователем
«Фаталист»
«Максим Максимыч»
Построение романа «Герой нашего времени»
Раскрытие характера героя Лермонтовым
Сначала показывает, как понимает его или не понимает служака Максим Максимыч «Бэла»
Умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»
Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
«Героем времени» становится тот литературный персонаж, в образе которого отобразились черты всего поколения.
Речь идет не об исключительно положительном герое, в котором воплотилось все героическое, а о реалистичном образе, в котором соединились и положительные, и отрицательные черты конкретного поколения.
10 – 20 – е гг XIX века
30 – е гг XIX века
40 – е гг XIX века
?
Домашнее задание
Напишите развёрнутый ответ на вопрос
101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны?
(По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
131. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.