ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
docx
05.04.2022
ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В работе раскрыто понятие функциональной грамотности, приемы ее развития на уроках иностранного языка, а также приведены примеры онлайн-ресурсов для формирования функциональной грамотности школьников на уроках иностранного языка.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.docx

МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П. Зиновьева

при УлГТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

 

    Учитель иностранного языка

                                                      высшей квалификационной

                                                         категории Панкина Н.С.

 

 

 

 

 

Р.П Вешкайма

2022г

 

Обновление современного общества требует от системы образования подготовки такого выпускника, который обладает самостоятельностью, коммуникабельностью, толерантностью, адекватной самооценкой, социальной мобильностью, ответственностью, гибкостью мышления, готов к непрерывному образованию в течение всей жизни.

В условиях  высокотехнологичного информационного общества все большее внимание уделяется  образованию, направленному на формирование и развитие у учащихся функциональной грамотности.

Согласно Новому словарю методологических  терминов и понятий под редакцией Э.Г Азимова,  функциональная грамотность – это  «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности  личности читать, понимать, оставлять  простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым  для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»

Впервые это понятие появляется  в 1965 году на  Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году,  как  «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».

В 1978 ЮНЕСКО дополняет определение функциональной грамотности: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

В  методической литературе выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

1 Интергативные

ü    Читательская

ü    Информационная

ü    Коммуникативная

ü    Социальная

2 Предметные

ü    Языковая

ü    Математическая

ü    Естественнонаучная

ü    Литературная

Основной целью изучения иностранных языков является формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, т.е. способности и готовности к общению на иностранном языке. Поэтому, на уроках иностранного языка учителя работают над формированием читательской грамотности, коммуникативной и языковой грамотности

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

На уроках иностранного языка решаются следующие задачи по формированию читательской грамотности школьников:

- понимать коммуникативную цель чтения текста; 

- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

- определять основную мысль текста; 

- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

 - выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; 

- комментировать и оценивать информацию текста. 

Используются следующие приемы:

- работа со сплошными и не сплошными текстом

- работа  с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем и т.д. 
-  нахождения ключевых слов в задания

- ответы на вопросы: «Что мы будем делать?», «Как мы это будем делать?»

- при ознакомительном чтении рекомендуется использовать  вопросно-ответные упражнения, исправление ошибок, соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, верные/неверные утверждения;

- в рамках поискового чтения: заполнение пробелов/пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы, викторина;

-  в рамках изучающего чтения: перевод, «мозаика», восстановление последовательности.

 В подготовке и проведении уроков по формированию читательской грамотности учителю могут помочь следующие онлайн ресурсы:

https://breakingnewsenglish.com  сборник адаптированных новостных статей, к каждой из которых прилагается аудио сопровождение и практическое задание. Одна и та же новость представлена в семи вариантах по уровням знания языка. Дополнительные задания к заметке: тренировка скорочтения, заполнение пропусков в предложении, диктанты.

https://learnenglish.britishcouncil.org -  онлайн журнал с увлекательными статьями на английском языке.. К каждой статье прилагаются дополнительные задания на обсуждение и практику лексики.

Языковая грамотность – совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих стремление к развитию чувства языка, целесообразный отбор языковых средств для построения грамотных устных и письменных высказываний, готовность к осознанию системы языка.

Задачи по формированию языковой грамотности школьников на уроках иностранного языка:

- пользоваться фактами языка для реализации целей общения

- соблюдать нормы современного языка

- соблюдать этикетные нормы, правила речевого поведения, характерные для конкретных социальных условий

- осознавать ценности современного мира, представленные в языке

- повышать уровень языковой культуры

Коммуникативная грамотность – способность и готовность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения, а также потребность в рефлексивной оценке своей коммуникативной деятельности.

Задачи по формированию коммуникативной  грамотности школьников на уроках иностранного языка:

- делать сообщения по заданной теме

- передавать содержание полученной информации

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих планах и идеях, рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы и делая выводы,

- описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

- участвовать в дискуссии на знакомую тему

- выражать свое отношение к высказываниям собеседника, свое  мнение по обсуждаемой теме;

- поддерживать общение на любых этапах.

 Формированию коммуникативной и языковой грамотности способствуют материалы следующих сайтов:

https://printdiscuss.com – сайт, содержащий материал для устного обсуждения на уроках английского языка.

https://busyteacher.org - На сайте представлена обширная коллекция статей и методических материалов по английскому языку. Статьи, написанные практикующими преподавателями из разных стран, посвящены различным аспектам теории и методики преподавания английского языка как иностранного.

 

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогая мыслить независимо от массовой культуры.

 

 

 

Список литературы

 

1.        Федеральные государственные образовательные стандарты // http://mon.gov.ru/dok/fgos/.

2.                 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.https://methodological_terms.academic.ru/2266/%D0%A4%D0%A3%D0%9D%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

3.                 Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike

4.                 Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 23.01.2020).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ Вешкаймский лицей имени Б

МБОУ Вешкаймский лицей имени Б

Обновление современного общества требует от системы образования подготовки такого выпускника, который обладает самостоятельностью, коммуникабельностью, толерантностью, адекватной самооценкой, социальной мобильностью, ответственностью, гибкостью мышления, готов к непрерывному…

Обновление современного общества требует от системы образования подготовки такого выпускника, который обладает самостоятельностью, коммуникабельностью, толерантностью, адекватной самооценкой, социальной мобильностью, ответственностью, гибкостью мышления, готов к непрерывному…

Предметные ü Языковая ü

Предметные ü Языковая ü

В подготовке и проведении уроков по формированию читательской грамотности учителю могут помочь следующие онлайн ресурсы: https://breakingnewsenglish

В подготовке и проведении уроков по формированию читательской грамотности учителю могут помочь следующие онлайн ресурсы: https://breakingnewsenglish

Формированию коммуникативной и языковой грамотности способствуют материалы следующих сайтов: https://printdiscuss

Формированию коммуникативной и языковой грамотности способствуют материалы следующих сайтов: https://printdiscuss

Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] //

Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022