г.Новосибирск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 75
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета,
от 31.08. 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная и исследовательская деятельность»
(9 класс)
Ступень обучения (класс) – основное общее 9 класс.
Количество часов- 17. Уровень базовый.
Учитель: Жданова А.А.
Новосибирск 2020 г
к рабочей программе элективного курса
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
9 класс
Рабочая программа элективного курса для 9 классов составлена в соответствии со следующими документами:
¾ Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2019 года № 273-ФЗ;
¾ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(с изменениями) (для VI-XI классов);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2019 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение,
2011 (работаем по новым стандартам)
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов -это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Исходным этапом работы над проектом является предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся, овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Цели рабочей программы
· планирование, организация и управление проектной деятельностью обучающихся;
· научить самостоятельному достижению намеченной цели;
· научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
· сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
· сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
· сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, для вхождения в проектную деятельность.
Задача программы - конкретное определение содержания, объема, спецкурса для достижения учащимися высокого уровня владения универсальными учебными действиями.
Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования.
Проект - весь путь от идеи до получения продукта.
Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Критерии оценки проектной деятельности:
· Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
· Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
· Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
· Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
· Качество оформления.
· Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
· Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
· Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
· Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Этапы работы над проектом:
· предпроект;
· этап планирования работы над проектом;
· аналитический этап;
· этап обобщения;
· презентация полученных результатов.
Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы обучающихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования —получение общего представления обудущем направлении исследовательской работы.
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.
В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.
Аналитический этап: исследовательская работа обучающихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт обучающихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением обучающихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.
Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство обучающихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
По окончании работы над проектом обучающиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.
Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе обучающихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают обучающихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; из учения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у обучающихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог);чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Структура проектной деятельности:
1. Ориентация на получение конкретного результата
2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени конкретизации
3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата
4. Предварительно планирование действий по достижению результата
5. Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта.
6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап:
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Выполнение проекта.
3. Этап представления готового продукта.
4. Этап оценки процесса и результатов работы.
Организация работы над проектом.
Для организации групповой работы класс делится на группы по 5 -7 человек. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Учащимся необходимо выбрать сообща тему из предложенных, которые относятся к разным предметам школьной программы (литература, география, история, физика, информатика и др.).
Цели организации работы в группе:
1. Создание учебной мотивации;
2. Пробуждение в учениках познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
Рабочая программа включает три раздела:
1. Основные понятия. (1 час)
2. Подготовка к выполнению проекта. (7 часов)
3. Практическая часть. (9 часов)
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 17 учебных часов(1час в неделю по полугодиям).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Учащиеся научатся:
Предметным УУД:
владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла,
5. работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию;
7. структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10.выдвигать гипотезу
11.находить доказательства
12.формулировать вытекающие из исследования выводы;
13.ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
14.осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
15.самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
7. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Настоящая программа по проектной деятельности для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011 (работаем по новым стандартам)
2.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
Планируемый результат
Обучающиеся должны знать:
· основные понятия проектирования;
· этапы создания проектов.
· отличие цели от задач;
· понятие гипотезы, актуальности.
· правила публичного выступления;
· правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
· планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
· выявлять и формулировать проблему;
· планировать этапы выполнения работ;
· выбирать средства реализации замысла,
· работать с разными источниками информации;
· обрабатывать информацию;
· структурировать материал;
· контролировать ход и результаты выполнения проекта;
· представлять результаты выполненного проекта;
· выдвигать гипотезу;
· находить доказательства;
· формулировать вытекающие из исследования выводы;
· ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
· осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
· самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый |
Повышенный |
|
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыка микритического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе ив ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя .При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.
Примерный оценочный лист проектной работы учащегося
Критерий |
Уровень сформированности навыков проектной деятельности |
Кол-во баллов |
Полученный результат в баллах |
||||
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем |
Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. |
1 |
|
||||
Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыка микритического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
2 |
|
|||||
Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыка микритического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать. |
3 |
|
|||||
Знание предмета |
Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе ив ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. |
1 |
|
||||
Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий. |
2 |
|
|||||
Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. |
3 |
|
|||||
Регулятивные действия |
Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. |
1 |
|
||||
Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
2 |
|
|||||
Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
3 |
|
|||||
Коммуникация |
Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
1 |
|
||||
Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
2 |
|
|||||
Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечаетна вопросы. |
3 |
|
|||||
Итого |
4-12 |
|
|||||
Критерии выставления отметки |
Итоговая отметка |
||||||
баллы |
4-6 |
7-9 |
10-12 |
зачет |
|||
отметка |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|
|
||
Содержание учебного курса
1. Основные понятия (1 час)
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Проекты в современном мире. Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
· основные понятия проектирования;
· этапы создания проектов.
Обучающиеся должны уметь:
· работать в команде.
2. Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Гипотеза и доказательства.
Обучающиеся должны знать:
· отличие цели от задач;
· понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
· правильно формулировать цели и задачи;
· распределять этапы проектов;
· искать и структурировать информацию.
3. Практическая часть. (9часов)
Основы риторики. Публичное выступление. Презентация проекта. Работа над проектом. Самооценка.
Обучающиеся должны знать:
· правила публичного выступления;
· правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
· структурировать полученные данные;
· строить грамотную речь защиты.
· проводить оформлять презентацию;
· самооценку.
Учебно-методическая литература
Для обучающихся:
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. http://festival.1september.ru/articles/532929/
6. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
Для учителя:
1. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
2. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2018. №2. С. 3-24.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011(работаем по новым стандартам) 4. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. 5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! Проекты! 5-11 классы : учебно-методическое пособие Издательство: Легион Год издания: 2019
Ресурсное обеспечение реализации программы:
Занятия проводятся в классе, имеющем:
1. Технические средства обучения:
a) Экран
b) Мультимедийный проектор
2. Программные средства:
a) Операционная система Windows 7;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
9 КЛАСС
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
17 часов
№ |
Дата |
Кол-во часов |
Тема |
Содержание |
Форма урока |
|
1 |
|
1 |
Проектная деятельность. |
Основы самоопределения. Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. Планирование деятельности. Этапы реализации проекта. Планируемый результат. Познавательные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ. |
Беседа |
|
2 |
|
1 |
От проблемы к цели. Ценностные ориентиры в жизни. |
Человек стоит того, что он может. Важные жизненные умения (50). Коллективное составление списка. уровня воспитанности. Постановка проблемы. Целеполагание. Планирование деятельности. «Дневник исследователя». |
Анкетирование обучающихся |
|
3-5 |
|
3 |
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно образовательной среды |
Информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда её компоненты. Семья. Школа. Социум. Информационные ресурсы. Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). Электронные средства учебного назначения. Электронные учебники, справочники, учебные пособия. Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования. Организация информации. План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. |
Беседа |
|
6-7 |
|
2 |
Работа со справочной литературой. |
Информационные ресурсы. Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). Электронные средства учебного назначения. Электронные учебники, справочники, учебные пособия. Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования. |
Беседа, лекция |
|
8 |
|
1 |
Основы риторики. Публичное выступление. |
Понятие риторики. Всему этому учит риторика — наука об искусстве публичного выступления. Процесс создания выступления. Цели и задачи публичного выступления. |
Беседа |
|
9 |
|
1 |
Представление информации. Презентация продукта.
|
Оформление портфолио. Содержание информации. Оформление ссылок . Библиографические правила цитирование источников. Дизайн информации. Формы презентации. Составление текста к публичному выступлению. ЧТО и КАК мы говорим. Допустимые речевые обороты. Методы привлечения внимания в аудитории. Работа с вопросами. Публичное выступление. Представление работ. |
Лекция, беседа |
|
10 |
|
1 |
Требования к оформлению индивидуального проекта. Оформление проекта в программе Мicrosoft Word. |
Способы первичной обработки информации. Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий, 10 18 таблица, денотатный граф, коллаж. Компьютерная презентация. Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. Мои интересы. Разработка тематической презентации. Оформление проекта в программе Мicrosoft Word. |
Лекция |
|
11 |
|
1 |
Понятие «Ресурс». Структура исследования. |
Этапы исследования. Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы (на примере исследования Архитектура 12 в).
|
Лекция |
|
12 |
|
1 |
Тестирование по вопросам проектной деятельности |
Контроль знаний. |
Промежуточный контроль знаний |
|
13-15 |
|
3 |
Работа над проектом (У каждой группы свои темы проектов) |
Выбор темы исследования. Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования. |
Беседа |
|
16-17 |
|
2 |
Защита исследовательских работ |
Презентация результата. Выступление на конференции, защита работы‚ вопросы оппонентов. |
Круглый стол |
|
Итого: |
17 часов |
|||||
Литература:
1. Кот в мировой литературе
2. Кроссворды по произведениям А.С. Пушкина (или другого поэта или писателя)
3. Литературная карта России
4. Литературная карта Урала
5. Мое имя в литературе
6. Образ кота в русском фольклоре
7. Русский день Святого Валентина – образы благочестивых супругов Петра и Февронии Муромских
Русский язык:
1. Отражение русского национального характера во фразеологизмах.
2. В поисках утраченного смысла (история происхождения, употребления и изменения значений некоторых слов).
3. Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных).
4. Переход слова из одной части речи в другую.
5. Различные виды омонимии в художественных текстах.
6. Синтаксис и пунктуация. Всегда вместе? 7. Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей. 8. Наши друзья – словари. 9. Язык российской рекламы. 10. Можно ли учиться орфографии по этикеткам и современной печатной продукции?
Социальные проекты:
1. Выживание диких животных в черте города
2. Бездомные животные города Полевской
3. Благоустройство двора
4. Бюджет семьи
5. Масленица
6. Энергосбережение
7. Думающий покупатель
8. Города-герои Великой Отечественной войны
9. Образы защитника Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе.
10. «Люблю березу русскую, то светлую, то грустную».
Физика:
1. Альтернативные источники энергии
2. БАК – большой адронный коллайдер
3. Кроссворды по физике
4. «Влияние электромагнитного излучения на растения» - исследовательская работа
5. Волшебство и загадки простой воды
6. Женщины-лауреаты Нобелевской премии по физике
7. Кошка как объект физического исследования
8. М.В. Ломоносов – великий сын России
9. Нанотехнологии – технологии будущего
10. Оптические иллюзии
11. Плащ-невидимка – миф или реальность?
12. Занимательная физика
История:
1. История партизанского движения в России
2. Великая Отечественная война в истории моей семьи
3. Кроссворды по истории
4. Дети войны
5. Дети блокады
6. Россияне – это кто? Какой народ пришел на смену советскому народу?
7. Доспехи воина Древней Руси
8. Долгожители моего рода и история страны
9. Женщины-правительницы России
10. История моей семьи (города, улицы и т.п.)
11. История по дороге в училище
12. История моей профессии
13. Памятники архитектуры родного города
14. Развитие музейного дела в России (в г. Полевской)
15. Победа деда – моя победа
Информатика:
1. История рунета
2. Как устроен Интернет?
3. Кроссворды по истории
4. Интернет-зависимость – проблема современного общества
5. Влияние СМИ на формирование нравственности
6. Вербальная и невербальная информационная культура
7. Неделя веселой математики
8. Создание тематического Web-сайта
Математика
1. Магия чисел.
2. История возникновения математики. 3. Математический язык и основы логики 4. Симметрия вокруг нас.
5. Происхождение числа.
6. Замечательные неравенства, их обоснование и применение
7. Математика в архитектуре
8. Математика в экономике
9. Математические задачи в экономике и статистике.
10. Экономия семейного бюджета
11. «Кредит: «За» и «Против».
Английский язык
1. Идеальные каникулы.
2. Школа моей мечты.
3. Жертвы моды.
4. Идеальный друг.
5. Ты то, что ты ешь.
Темы проектов по химии
1. Экология жилища и здоровье человека
2. Химики о секретах красоты
3. Нитраты в продуктах питания.
4. Домашняя аптечка.
5. Блеск и сила здоровых волос.
География
1. Проблемы металлургического комплекса России
2. План местности: легко и просто
3. Игра «Путешествие на воздушном шаре по атмосфере»
4. Эндемики Австралии
5. Справочник уникальных объектов России
Профессиональное самоопределение выпускников.
1.Основы выбора профессии
2. Я и моя профессия
3.Выбор профессии. Сложно ли это?
4. Востребованность профессии
Биология
1.Вред и польза сорняков
2.Определение химического состава почвы.
3. Влияние освещенности и температурного режима на период цветения комнатных орхидей.
4.Экология человека
5. Бытовые отходы человечества. Как спасти свой город от мусора" 6. Изучение свойств растительных пигментов. 7. Биология в профессиях. 8. Биология в жизни каждого
Приложение 1
Шаблон письменного отчета
Введение
Тема моего проекта………………………………………………………………
Я выбрал эту тему потому, что …………………………………………………
Цель моей работы …………………………………………………………………
Проектным продуктом будет ……………………………………………………
Этот продукт может достичь цели проекта, так как ……………………………
· План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): выбор темы и уточнение названия
· сбор информации (где и как искал информацию)
· изготовление продукта (что и как я делал)
· написание письменной части проекта (как это делал)
Основная часть
Я начал свою работу с того, что …………………………………………………
Потом я приступил к ……………………………………………………………
Я завершил работу тем, что ………………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …………………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ……………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ………...
План моей работы был нарушен потому, что…………………………………....
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …....
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………............
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ……………………………………………......
Это произошло потому, что ……………………………………………………...
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ……
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …………………….
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………
Приложение 2
Как справиться с волнением
· Заранее продумай все детали, например, что ты можешь предпринять , если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т.п.).
· Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь себе, что ты – это он, копируй его поведение.
· Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.
· Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы они все были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.
· Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски помогут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).
· Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что говоришь.
· В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!
Приложение 3
Паспорт проектной работы
· Название проекта.
· Авторы проекта
· Научный руководитель проекта.
· Краткое описание (аннотация к проекту).
· Консультанты.
· Жанр проекта
· График работы (дата, содержание, ответственные).
· Оценка содержания проекта(отзыв).
· Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту.
· Оценка оформления проекта (отзыв).
· Материально –техническое обеспечение проекта.
· Оценка презентации проекта (отзыв).
Приложение 4
Защита-презентация проекта
1. Тема ……………………………………………………………....................
2. Актуальность темы …………………………………………………………
3. Цель ………………………………………………………………………….
4. Участники проекта ………………………………………………………….
5. Класс …………………………………………………………………………
6. Этапы выполнения проекта ………………………………………………...
7. Характеристика (вид проекта) ……………………………………………..
8. Краткое содержание ………………………………………………………...
9. Используемые средства, методы …………………………………………..
10. Проведенное исследование в рамках проекта ……………………………
11. Форма представления, презентации ………………………………………
12. Распределение обязанностей между участниками проекта ……………..
13. Практическая значимость проекта ………………………………………..
14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности) ………
15. Пожелания и предложения участников проекта ………………………….
Приложение 5
Перечень критериев оценивания проектов
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
2. Планирование путей ее достижения.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
Приложение 6
О подготовке презентации
Типичные ошибки при подготовке презентации
Ошибка №1: слайдомоменты( «бумажный» документ, предназначенный для восприятия в печатной версии не должен быть перенесен на экран).
Ошибка №2: бессмысленные «украшательства».
Ошибка №3: бессмысленный фон.
Ошибка №4: бессмысленная анимация.
Ошибка №5: отсутствие структурного единообразия и жесткого макета.
Ошибка №6: информационная избыточность.
«Правила» подготовки презентации
· Максимизируйте соотношения сигнал/шум.
· Не забывайте об иллюстрациях.
· Не бойтесь пустого пространства – «воздуха».
· Используйте контрастные элементы.
· Единообразное должно быть единообразным.
· Связывайте связанное
Успех зависит от тестирования продукта на соответствие его всего четырем принципам:
ü приближение (элементы следует группировать);
ü выравнивание (визуальная связь каждого слайда с соседним;
ü повтор (визуальные элементы дизайна должны повторяться);
ü контраст (не располагать рядом друг с другом похожие элементы).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.