ООД по восприятию художественной литературы и фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»

  • docx
  • 26.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект зан по озн с литер.docx

  ООД по  восприятию художественной литературы и фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»

Цель: Формирование нравственного опыта через чтение художественной литературы.

  Задачи: Познакомить с творчеством В. П. Катаева (рассматривание портрета, знакомство с биографией). На примере  произведения «Цветик-семицветик»; продолжать работу по усвоению нравственных норм. Формировать   умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения. Развивать интерес и мотивацию к восприятию художественной литературы, память, слуховое внимание, умение слушать, отвечать на вопросы по произведению.  Воспитывать милосердие и отзывчивость.

 Оборудование: портрет В. Катаева, карточки с изображением животных, цветов, посуды.

Ход

Игровой момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный цветок у нас расцвел.

 Это не простой цветок, а волшебный. Что это за цветок? (Цветик - семицветик). Конечно, это цветик - семицветик из сказки В. П. Катаева. Дети, как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить волшебный цветок? (Волшебные семена).

Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы маленькие семена самых прекрасных растений. ( Психогимнастика «Растение» на фоне спокойной музыки)

-Теплый луч солнца упал на землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают вверх руки, соединенные стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком. Вот появился маленький бутон, который тоже хочет погреться на солнышке, чтобы набраться сил и распахнуться. Бутон самого прекрасного цветка еще немного покачался на ветру и распахнулся. (Дети распускают руки, покачиваясь на ветру, и садятся на ковер).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим, пожалуй, о самой известной и любимой   книге В. Катаева «Цветик-семицветик». Показать портрет В. Катаева и сказать о нем несколько слов из биографии.

Чтение произведения.

Беседа по вопросам.

– Почему книга называется «Цветик-семицветик»?

– Кто помнит начало произведения?

– Кого встретила Женя в волшебном саду?

– Ребята, о чём могла по секрету сказать волшебница девочке Жене?

Какой цветок подарила старушка Жене?  ( показать картинку с цветками)

Сколько лепестков было у цветка, который подарила старушка? (у него было семь лепестков)
Какого цвета были лепестки? (Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой).
Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желания?( для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать слова)
Какие слова надо было произнести, чтобы исполнилось желание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось…
Какое желание первым загадала Женя? (чтобы она оказалась дома с баранками).
В какую вазочку захотела поставить цветок девочка? (в самую красивую вазочку).
Картинка- загадка.
Воспитатель: Приготовьтесь к следующему заданию. Найдите отгадку на картинке: «Что разбила Женя?» Дети рассматривают картинку с изображением предметов и отвечают.

Лепесток, какого цвета помог сделать вазочку целой? (лепесток красного цвета)
Второе желание Жени, какое? (Чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая)
Лепесток, какого цвета помог сделать вазочку целой? (красный лепесток)
На какой полюс попала девочка? (Женя, оказалась на Северном полюсе)
Воспитатель: Молодцы ребята, верно, отвечаете на вопросы.

Физминутка  «Цветок»

Наши нежные цветки     (дети выполняют имитационные движения)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Картинка- загадка.
Воспитатель: Приготовьтесь к следующему заданию. Каких животных увидела Женя на Серном полюсе? Найдите отгадку на картинке.

Дети рассматривают картинку с изображением животных и называют тех животных, которых встретила героиня сказки.
Вопросы:
Сколько медведей вышли навстречу Жене на Северном полюсе? (семь).
Лепесток, какого цвета помог вернуться Жене с Северного полюса? (Лепесток зелёного цвета).
Какое желание загадала Женя, когда отрывала оранжевый лепесток (чтобы все игрушки, какие есть на свете, были её).
Какие игрушки, после того, как девочка загадала желание, появились первыми (Первыми прибежали куклы).

Какого цвета лепесток оторвала Женя, чтобы все игрушки поскорей убрались обратно в магазины? (фиолетовый лепесток).
Как звали мальчика, с которым Женя захотела познакомиться? (Витя)
На исполнение, какого желания потратила Женя последний лепесток? (чтобы мальчик Витя был здоров).
В какую игру стали играть Женя и её новый друг Витя? (В салки)
Воспитатель:   Истрачены 7 лепестков. Женя загадала 7 желаний. Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным? Какой эпизод из сказки показался самым смешным? Самым грустным? А самым радостным? Воспитатель:  Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят. Каждому из вас я хочу подарить по «волшебному» цветку. Только в цветке не семь лепестков, а всего лишь один. Вы можете загадать одно-единственное желание. У вас у всех есть главные важные желания. Надо чаще о них вспоминать и самому добиваться, чтобы их осуществить.