КОНСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ:
по теме: «Звуки [С-Ц] и буквы С-Ц»
Интеграция ОО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое. (с детьми подготовительной к школе группы)
Подготовила учитель-логопед:
Гудожникова Юлия Анатольевна
Саранск
Цель: учить дифференцировать звуки с – ц в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме; развивать мышление, слуховую память.
Оборудование: простые карандаши, пособие «Цветик-семицветик», картинки со звуками с – ц , буквы С – Ц , индивидуальные таблицы со слогами и словами для чтения, индивидуальные тетради в клетку, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Начинаем наше занятие с разминки. Для этого я попрошу вас выйти ко
мне и встать в круг. Поможет нам в этой игре мяч.
– Выделить последний звук в слове:
ПАЛЕЦ НОС ОГУРЕЦ КВАС
АВТОБУС ПЕРЕЦ КУЗНЕЦ АНАНАС ПЫЛЕСОС ГОЛОС
2. Сравнение звуков [с] – [ц].
– Какие звуки вы выделили? - Эти звуки мы сегодня будем вспоминать и учиться различать.
– Посмотрите на доску. Как насос свистит? (С- с-с…)
- А напоминать о звуке [ц] нам сегодня будет мальчик. Мальчик
просит игрушки не шуметь: «Ц – ц – ц».
– Давайте сравним эти звуки.
Чем они похожи? (СОГЛАСНЫЕ, ГЛУХИЕ). Чем они отличаются? ([Ц] -всегда только твердый).
3. Дифференциация звуков [с] – [ц] на слух и в произношении. А) Выделение звуков [с] – [ц] из состава слова.
– А сейчас предлагаю вам игру.
– Если услышите в слове звук [ с], изобразите работу насоса и
произнесите звук [с].
– Если услышите звук [ц], погрозите пальцем и произнесите звук [ц].
САНКИ КОЛОДЕЦ КОЛЕСО ЛИЦО ЦАПЛЯ
ИНТЕРЕС Припомните названные мною слова со звуком [ц] ; [с] .
А теперь мы отправимся в сказку.
С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила… Что надо сказать, лепесток отрывая, И как называется сказка такая?
- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому Женя назвала цветок «цветик-семицветик».
- Какие первые звуки в этих словах?
- Лепестки эти не простые, а волшебные.
- Оторвала Женя фиолетовый лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток… Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели.
- На доске вы видите картинки.
- Женя предлагает выбрать картинку со звуком [ с ] (это делают дети по очереди). А теперь картинку со звуком [ц] (и так далее).
Б) Дифференциация звуков с – ц в предложении.
- Оторвала Женя красный лепесток и прошептала:
(дети шепотом повторяют «волшебные» слова)
- На красном лепестке загадка. Женя хочет, чтобы вы отгадали загадку
и запомнили ее:
Два близнеца, два братца, На нос верхом садятся. (очки)
4. Физминутка. - Женя оторвала желтый лепесток и распевая сказала: (дети нараспев произносят «волшебные» слова) - Женя предлагает отдохнуть.
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп,
Мы глазами – миг-миг,
Мы плечами – чик-чик,
Раз сюда – два туда, Повернись вокруг себя. Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
5. Дифференциация букв С – Ц при чтении и на письме.
А) Чтение слогов и слов.
– Оторвала Женя голубой лепесток и громко сказала………
(дети громко произносят «волшебные» слова) - Женя просит вас прочитать слоги и слова.
Б) Игра «Буква потерялась»
- Оторвала Женя оранжевый лепесток и быстро сказала……
(дети быстро произносят «волшебные» слова)
- Перед тем как выполнить следующее желание Жени, нужно
подготовить пальчики:
Пальчик, пальчик, непоседа, Где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным – клубнику.
– Теперь пальчики готовы.
– Женя просит, чтобы вы прочитали слова и вписали «пропавшие»
буквы. Как вы думаете, какие буквы пропали сегодня?
- Правильно. Нужно вписать букву С или Ц в слова:
…АПЛЯ, …АБЛЯ, ЛИ … А, ПОЯ…, ЗАЯ…,
6. Дифференциация звуков в слогах
- Оторвала Женя шестой зеленый лепесток весело сказала… (дети произносят с восклицательной интонацией) - Женя просит повторить и не ошибиться: са-ца-ца-са ; цу-су-су-цу; сы-сы-цы; цо-цо-со; су-су-цу-цу; цы-цы-сы; су-цу-цу-су
7. Итог занятия.
– Какие буквы и звуки мы научились сегодня различать? -У Жени остался последний лепесток. Этот лепесток для вас. – Скажите «волшебные» слова…, загадайте своё желание.
Чтобы оно исполнилось, скажите его про себя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.