Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Составление программ
Инструкция для компьютера по выполнению задания, написанная на специальном, предназначенном для компьютера языке -
программа
Описание последовательности действий, рассчитанное на определенного исполнителя -
алгоритм
Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.
Примеры служебных слов в Паскале : program, begin, end,
Примеры служебных слов в алгоритмическом языке: алг, нач, кон,
Автор- Стрельникова Л.В.
Общий вид программы
program имя программы;
const список постоянных значений;
var описание используемых переменных;
begin начало программного блока
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.
Автор- Стрельникова Л.В.
Программа на псевдокоде
алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон
Запрашивает у пользователя 2 числа
Складывает их
Выводит результат сложения
Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.
Автор- Стрельникова Л.В.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое программа?
2. Что такое алгоритм?
3. По какому плану изучаете любой иностранный язык, в том числе и язык программирования?
4. Что входит в алфавит Паскаля?
5. Что понимают под словами в Паскале?
6. Назовите правила записи стандартных функций?
Автор- Стрельникова Л.В.
Что такое оператор?
Операторы - это служебные слова, написанные на английском языке и выполняющие определённые функции.
Их размещение в Программе – в операторных скобках (begin – end.)
Схема программы
I. Заголовок
Program <имя программы>;
II. Раздел объявлений (описаний)
Const имя=значение;
Var имя, имя: тип1;
имя, имя: тип2;
III. Тело программы
Begin
операторы
End.
Автор- Стрельникова Л.В.
имя переменной := значение;
1. Вычисляется значение, стоящее в правой части оператора присваивания.
2. Результат записывается в переменную, имя которой указано в левой части.
Примеры
С:=45; в С будет число "45"
В:=С-5; в В будет число "40“
X:=X+5; увеличивает значение X на 5 единиц
Y:=‘Привет’; присваивает переменной Y текст
:=
9_76.swf
Оператор присвоения
Автор- Стрельникова Л.В.
Операторы вывода: WRITE и WRITELN
Операторы Writeln и Write служат для вывода информации на экран компьютера.
Процедура Write после напечатанного оставляет курсор на той же строчке, а Writeln переводит его после печати на новую строку.
Write (список вывода);
Например:
Write (А,В,Т); на экране: 0, 0, 0
Writeln (А,В,Т); на экране: 0
0
0
Автор- Стрельникова Л.В.
Текст, заключённый в апострофы
Например:
в программе - Write ('Привет!');
на экране - Привет!
в программе - Write (‘2+2=4');
на экране – 2+2=4
в программе - Write (‘S=');
на экране – S=
В него могут входить любые символы, в том числе и русские буквы. При этом текст будет напечатан на экране точно в таком же виде, в каком указан в операторе.
Автор- Стрельникова Л.В.
Формат вывода
Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.
Оператор вывода | Результат выполнения оператора |
write (‘s=‘, s:2:0); | s=15 |
write (‘s=‘, s:3:1); | s=15.0 |
write (‘s=‘, s:5:1); | s= 15.0 |
write (s:x:y)
x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.
writeln - вывод c новой строки!
Автор- Стрельникова Л.В.
Операторы ввода: READ и READLN
Процедуры READ и READLN служат для ввода переменных в компьютер.
Они отличаются только тем, что процедура READ после напечатанного оставляет курсор на той же строчке, а READLN переводит его после печати на новую строку.
Например: READ (А) на экране: А = ?
READLN (А) на экране: А
= ?
Автор- Стрельникова Л.В.
Общий вид оператора
Readln (имя1,...,имяN);
Процедура Readln считыват значения, вводимые с клавиатуры, и записывает их в переменные, которые указаны.
Например
Если на запрос Readln (а, с, х); с клавиатуры будут введены числа 2, 5, 4.6, то переменные получат соответствующие значения:
а=2, с=5, х=4.6.
Автор- Стрельникова Л.В.
Опорный конспект
Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы ввода read и readln.
Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора выполняют операторы вывода write и writeln.
read (имя переменной1, …, имя переменной N)
список ввода
write (выражение 1, выражение 2, ..., выражение N)
список вывода
Закрепление
Автор- Стрельникова Л.В.
Основные типы переменных
1). нат – Word
целые положительные числа
[0, 65535]
2). цел - Integer
целые числа из интервала
[-32768, 32767];
3). вещ - Real
дробные числа из интервала
[-2.9*10-39,- + 2.9*10-39]
4). лит - Char – хранит 1 символ (буква, знак или код, занимает 1 байт)
5). лит - Ctring – хранит слова, занимает 16 байт)
Автор- Стрельникова Л.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.