На этом уроке в презентации предложен материал по информатике в 9 классе при изучении языка программирования в среде Паскаль. Учащимся предложено рассмотреть программы с операторами ввода данных ReadLn и Read, в чем их отличие и для чего их нужно применять, как меняется запись программы, что происходит с результатом.
9 Операторы ввода данных ReadLn и Read.ppt
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Операторы ввода
Операторы ввода
данных ReadLn
данных
ReadLn и и ReadRead
Учитель информатики
МОУ Юрцовская СОШ Егорьевский район
Сафонова Ольга Викторовна
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Задача
Задача
20; b:=1b:=166;;
Сложить два числа – 20 и 16.
Сравним две программы решения этой задачи:
VAR a, b : Integer;
VAR a, b :
VAR a, b : Integer;
VAR a, b :
BBЕЕGINGIN
Integer;
Integer;
BBЕЕGINGIN
ReadLn (a,b);
ReadLn (a,b);
a:=a:=20;
WriteLn (a + b)
WriteLn (a + b)
WriteLn (a
WriteLn (a + +
END.
END.
b)b)
только одной
Программы отличаются
END.
END.
программа не требует
пояснений – она печатает число 36.
Во второй программе нигде не сказано чему равны aa и bb, а
вместо этого
ReadLn.
включен оператор ReadLn
строкой. Первая
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
ReadLn
Оператор ReadLn
Оператор
ReadLn (читается – «рид’лайн») переводится как «читай
ReadLn
строку».
Он приказывает компьютеру остановиться и ждать, когда с
клавиатуры будет
введена определенная информация, после чего продолжит
работу.
В частности, ReadLn (a,b)
Во время этого ожидания надо ввести с клавиатуры число 20
(т.к. a равно 20),
затем нажать пробел, набрать число 16 ( т.к. bb равно 16) и
нажать клавишу
Enter.
Enter
После нажатия клавиши Enter прекращается ожидание и
направляет число 20
в память, в ячейку a, число 16 – в ячейку bb. На этом он считает
выполнение
ReadLn законченным и переходит к следующему
оператора ReadLn
ReadLn (a,b) будет ждать ввода двух целых чисел.
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
ReadLn
Оператор ReadLn
Оператор
Итак, обе программы делают одно и то же. Зачем же тогда
ReadLn
применять ReadLn
вместо оператора присваивания?
Одна из причин в том, что программа с ReadLn
универсальнее,
«свободнее»:
если первая программа решает задачу сложения только двух
конкретных чисел,
то вторая программа складывает два любых числа.
Вторая причина в том, что программа с ReadLn
программисту во
время написания программы не задумываться над конкретными
значениями
исходных данных, оставляя это на момент выполнения
программы.
ReadLn гораздо
ReadLn позволяет
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Задача
Задача
Напишем программу для решения следующей задачи:
В зоопарке 3 слона и довольно много кроликов, причём
количество кроликов
часто меняется. Слону положено съедать в сутки 100
морковок, а кролику – 2.
Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру
количество кроликов.
Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее
количество
kol_krol
– количество кроликов в зоопарке
морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.
kol_slon
– количество слонов в зоопарке
norma_krol
Придумаем имена переменным величинам:
norma_slon
vsego
– сколько морковок в день положено кролику
– сколько морковок в день положено слону
– сколько всего требуется морковок
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Напишем программу
Напишем программу
VAR kol_krol, kol_slon, norma_krol, norma_slon, vsego :
VAR
Integer;
BBЕЕGINGIN
norma_krol:=2;
norma_slon:=100;
ReadLn (kol_krol);
kol_slon:=3;
vsego:= norma_krol * kol_krol + norma_slon * kol_slon;
WriteLn (vsego)
END.
END.
Компьютер, выполнив автоматически первые два оператора (norma_krol:=2 и
norma_slon:=100 ), останавливается на операторе ReadLn
число 60, после чего компьютер посылает это число в ячейку kol_krol и
переходит к выполнению следующего оператора kol_slon:=3
программы на мониторе появится ответ: 420.
kol_slon:=3. В конце этой
ReadLn . Служитель вводит
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Схематическое
Схематическое
изображение процесса
изображение процесса
выполнения программы
выполнения программы
Что находится в ячейках памяти
Порядок
выполнения
kol_krol
операторов
norma_krol:=2
?
norma_slon:=100
?
ReadLn (kol_krol)
60
kol_slon:=3
60
vsego:= norma_krol *
60
kol_krol + norma_slon
* kol_slon
WriteLn (vsego)
Измените в программе количество кроликов.
kol_slon
?
?
?
3
3
norma_krol
2
2
2
2
2
norma_slon
?
100
100
100
100
vsego
?
?
?
?
420
100
420
60
3
2
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Интерфейс пользователя
Интерфейс пользователя
Когда служитель запускает программу и она делает паузу на
операторе
ReadLn (kol_krol), служитель видит перед собой пустой экран
монитора, на
котором нет никаких намёков на приглашение вводить какую-
либо
информацию. Посторонний человек ни за что и не догадается,
что компьютер
чего-то ждёт. Так же, когда получаем результат, то на экране
появляется сухое
число 420 (нельзя определить, что оно обозначает).
В данном случае говорят, что у нашей программы неудобный
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Дополним нашу программу, чтобы интерфейс стал более удобным:
VAR kol_krol, kol_slon, norma_krol, norma_slon, vsego : Integer;
VAR
BBЕЕGINGIN
norma_krol:=2;
norma_slon:=100;
WriteLn (‘Введите, пожалуйста, количество кроликов’);
ReadLn (kol_krol);
kol_slon:=3;
vsego:= norma_krol * kol_krol + norma_slon * kol_slon;
WriteLn (‘ Вам всего понадобится ‘,vsego, ‘ морковок‘);
ReadLn
END.
END.
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Эта программа будет работать точно так же, как и предыдущая,
с тем
отличием, что во время паузы, вызванной оператором ReadLn
(kol_krol),
на экране будет гореть удобная надпись:
Введите, пожалуйста, количество кроликов
а результат будет выведен на экран в виде:
Вам всего понадобится 420 морковок
Оператор ReadLn без скобок в конце программы нужен для
нейтрализации
неприятной особенности в работе Паскаля. После выполнения
программы
Паскаль торопится погасить экран с результатами решения
задачи и делает
это так быстро, что можно не успеть разглядеть результаты.
Оператор ReadLn,
поставленный после оператора WriteLn , выводящего
результаты на экран,
задает паузу. Во время ее экран не гаснет, и можно спокойно
разглядеть
Операторы ввода данных ReadLn и Read.
Задания
Задания
Написать с использованием интерфейса программы решения задач:
1. Длина одной стороны треугольника равна 20 см. Длины двух
других сторон
будут известны только после запуска программы на
выполнение.
Вычислить периметр треугольника.
2. В компьютер вводятся путь, пройденный телом, и скорость тела.
Найти время движения тела.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.