Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"
Оценка 4.9

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Оценка 4.9
docx
22.01.2020
Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"
опыт Бобрик -Чишкевич.docx

Государственное учреждение образования

 « Средняя школа №3 имени В.В.Щербакова г. Новополоцка»

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 

 

Бобрик – Чишкевич Вита Михайловна

учитель географии

8 (029)2493906

 

 

 

 

 

Новополоцк, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.  Технология развития критического мышления……………………..6

2.   Сущность опыта……………………………………………………….7

2.1 Приёмы технологии «Развития критического мышления

через чтение и письмо»……………………………………………………9

3.Заключение………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………...15

Приложение1………………………………………………………………16

Приложение2………………………………………………………………17

Предлагаемые уроки………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бобрик - Чишкевич Вита Михайловна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г. Новополоцка» 8(029)2493906;

 

  Критичность ума - это умение человека объективно

оценивать свои и чужие мысли, тщательно и

всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Введение

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний - на развитии личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10%  того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает,  и 90 -100% того, что  делает сам.  Поэтому для себя  я выделила  несколько определений современного урока. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок,  на котором каждый ученик учится  с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации  и повторении, а на самостоятельном поиске  истины, на  анализе и  синтезе  разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии  творческих  способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология развития критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью  технологии развития критического мышления (ТРКМ). Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации. Проблема: низкая познавательная деятельность учащихся, слабая техника чтения и понимание текста на уроках географии в котором надо выделить главное.

Цель: повышение качества знаний и познавательной активности обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии.

Задачи:

Ø Формировать культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

Ø воспитывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний;

Ø стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запуск механизмов самообразования и самоорганизации;

Ø содействовать приобретению личностного опыта ребёнка, опыта быть личностью.

Для учащихся создана такая атмосфера учения, при которой совместно со мной они активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Для себя я вывела следующие принципы:

Ø Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как обучающийся умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Ø Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Ø Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Ø Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Результат: высокая мотивация учащихся к предмету география и высокое качество знаний ( См. приложение1).

 

 

 

1.Технология развития критического мышления

Авторы технологии ТРКМЧП.

  • Разработана в США в конце 20-го века: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др.
  • В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская Шамова….

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными зна¬ниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области  знания,

 

2. Сущность опыта

Решая поставленные задачи,  я на своих уроках географии в течении пяти лет использовала  технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Конечно в начале работы прочла много литературы, посещала уроки своих коллег, что то конструировала и переделывала для своих учащихся. И вот он первый урок по разделу Африка. Географическое положение. Исследование и открытие…. Ребятам очень понравилось и ушли с урока с настроением и полученной информацией, которую бурно обсуждали. На уроке процветала атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В данной обстановке учащиеся были спокойны и уверены в себе, а значит чувствовали себя комфортно. Уроки стали еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают мои уроки и активно на них работают. Разрабатывая такой урок, я учитывала

1.Цель урока (это может быть ликвидация пробелов в знаниях)

2.Подбор объектов (источники информации, которые отвечают цели урока)

3.Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между элементами и объектами).

Первый год работы  - это труд учителя, так как требуется мобильность информации, апробирование разных приемов, подготовка печатного материала, поиск литературы по темам, объяснение обучающимся , что ты от них хочешь. Опыт показывает, сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приема ТРКМЧП, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как  правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что дает «Чтение с остановками»?  И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

 Второй год – это острова успеха, когда обучающиеся свободно высказывают свою точку зрения, приносят свои источники информации, понимают тебя с одного взгляда. Третий год - Айсберг наслаждения не только учащихся от  урока, но полученное удовольствие учителя. Самые красивые, интересные уроки проходят в 8 классе при изучении материков.

 В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия– рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

      2.1 Приёмы технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо»

     Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Мои ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

       Далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. Их я чаще всего использую в своей работе. Эти приёмы позволяют мне,  сделать учащихся  более самостоятель-ными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу парт-нерства. Это не готовые рецепты хороших уроков. Используя технологию, я  обучалась работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.  Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления, что и получило отражение в моей педагогической работе . На каждой стадии урока использую свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Модель урока по технологии развития критического мышления представлена в таблице №1.

Таблица №1

Этап урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-ис­сле­дование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку);  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные-невер­ные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

 

В приложении №1 я предлагаю приемы, которые используются конкретно на каждой стадии урока. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Заключение

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания.
Я данную технологию изучаю с 2009 года.  В моём арсенале много приёмов технологии. Но, в силу обстоятельств, использовать и применять удаётся не все. Некоторые дети не приемлют отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов( составление эссе). В своей работе, на уроках географии, я, преимущественно, применяю технологию при  изучении новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.

   Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии критиче-ского мышления.

   Плюсы в технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

11. Формируются коммуникативные навыки.

12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.

13. Учатся работать с большим объёмом информации.

14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

16. Сами могут себя оценить и проверить.

17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

19. Учатся здоровой дискуссии.

20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.

21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет-технологии и др.

23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.

26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.

27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.

28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой – маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.

29. Психологически комфортная среда на уроках.

30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.

31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.

32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.

Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Результативность и эффективность

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьясбережения. Поставленную цель я выполнила, у ребят высокий средний балл по предмету, высокий процент качества знаний (См. приложение 1).2010 год – победитель городского конкурса «Лучший видеоурок», 2011 год - в областном конкурсе методического мастерства «Лучший видеоурок» я представляла урок по теме «Германия» он получил диплом 3 степени. 2010 году - обобщение опыта по внеклассной работе с использованием ТРКМЧП «География глазами детей» на городском МО учителей г. Новополоцка, 2012 году - обобщение опыта  «Использование современной образовательной ТРКМЧП на уроках географии» на методическом совете школы. 2009 году опубликовано выступление «Методические приемы по развитию критического мышления как средствр развития творческих ресурсов личности на разных этапах урока географии»

Литература:

·        Т.И Шамова «Управление образовательным процессом в адаптивной школе», Москва,2000, с.384

·        Коротаева Е.В. . «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» Москва – 2003г.

·        Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.

·        мира. М: Сфера, 2000, - 146 с.

·         И.Я. Лернер Развитие мышления учащихся. М.: Просвещение, 1982. – 189 с

·        Б.Н.Крайко журнал «Праблемы выкладання» с.33 №3 2011

·        О.Б.Даутова «Современные педагогические технологии, КАРО,2006

·        2.Н,И,Запрудский «Современные педагогические технологии», 2010

·        3.Н.И,Запрудский «Контрольно – оценочная деятельность учителя и учащихся» Минск,2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Качество знаний обучающихся

 

Средний бал по предмету география

 

Приложение 2

Название приема

Описание метода

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

 

 

 

 

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие
Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

? – фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что может быть если выпадет снег? Почему так думаете? Какие могут быть природные зоны? Опишите дальнейшие экологические проблемы при быстрой вырубке экваториальных лесов и т.д.

Токсономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

http://www.mozliceum.na.by/files/images/mr/rkmpch_1.jpg

2.
     1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

http://www.mozliceum.na.by/files/images/mr/rkmpch_2.jpg1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель» или «Паучок»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

   Предлагаемые уроки по теме Германия, Египет спланированы с использованием  технологии развития  критического мышления через чтение и письмо. Цель данной технологии  - научить такой работе с текстом, интернетом, в процессе которой имеющаяся информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось собственное аналитическое суждение.

Данная технология является важной для здоровьесбережения, поскольку предусматривает разные виды учебной деятельности, активизирует инициативу, позволяет  каждому  учащемуся  стать активным участником образовательного  процесса.

 

Германия

урок-презентация с использованием технологии

развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: обеспечить и проконтролировать степень усвоения знаний по теме «Германия» с комплексным применением практических умений и навыков

Задачи:

Образовательные:

·          расширить знания о  государстве Германия при изучении ЭГП, природных условий и ресурсов, населения (размещение, численность, этнический состав), хозяйство и его развитие;

Развивающие:

·          создать условия для самостоятельной работы с материалом  учебника, картами атласа, контурными картами, дополнительными источниками информации, творческого воображения, познавательной коллективной мыследеятельности;

·          развитие интереса к познанию нового, активизация  мышления, формирования культуры устной и письменной речи учащихся;

Воспитательные:

·     содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества путем проверки знаний, взаимоконтроля при работе в парах, группах, сохранению принципа здоровьесбережения

Оборудование: политическая карта Германии, «Хозяйство государства Германия»; дополнительная литература «Материки и страны», раздаточный материал: карточки, схемы-конспекты, алгоритм описания материка, презентация «Города Германии», мультимедийный материал, «рождественская елка»,  лист Знаний, лист Успеха, контурная карта, мобильные телефоны, планшеты с интернетом

Опорные знания: Политическая карта Европы, климатические пояса, рельеф, алгоритм описания страны.

 

Ожидаемый результат:

- умение описывать государство по плану;                                                                                                  

- вести следственно-сравнительный анализ хозяйственной деятельности населения и развития хозяйства от природных условий и географического положения по таблицам и диаграммам

Тип урока: изучение новых знаний.

Методы и приемы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы,  УМШ - учебно-мозговой штурм, ЗХУ – графический,  прием (знаю, хочу знать, узнал)

Каналы общения: ученик-учитель, ученик - литературные источники, учитель-ученик

                                                Ход работы

        I.Актуально – мотивационный этап.

1. Релаксация: приветствие, психологический тренинг:

 

Методические рекомендации

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока

 

        II.  Операционно – исполнительный этап.

- Проверяем  знания:

 

Данный прием используется для проверки предыдущего материала, который необходим при изучении новой темы

 

Задание по вариантам 

 

 

 

 

  А. Приложение 2     

          Тест – практикум «Найди меня», задание выполняется в контурной карте                         

          Тест-соответствие «Политическая карта», задание выполняется в тетради

Б. Приложение 2а

 Задание 2. Государства по форме правления, выполняется в тетради. Для всех учащихся

Отметки заносятся в  Лист Успеха

Приложение  1

 

Цель:  проверить качество усвоения предыдущего материала и сформированности ОУУН по вариантам и фронтально, путем взаимопроверки по ключу.

 

Стадия Вызов

 

 

 

 

 

 

 

Цель:  активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы

Вопросы классу:

- Что Вам известно об этой стране из уроков истории, литературы, географии?

- В каком городе или стране  родился Людвиг -ван-Бетховен

Просмотр презентации «Города Германии»

 

 

Задачи:

Составить характеристику ЭГП государства Германия

Описать природные условия и ресурсы

Узнать о населении, его численности, этническом составе, размещении, урбанизации

Развитие хозяйства государства Германия

 

Цель: создание условий для формирования цели урока и озвучивания задач по изучению новой темы.

Данный прием позволит подвести учащихся к формулировке цели урока. Демонстрация с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала позволит рационально распределить время этапа и урока в целом. Учащиеся озвучивают записи (2-3 чел.)

Заполняется лист Знаний

Лист Знаний заполняет учащийся сам, затем с соседом по парте обсуждает, и предлагают другим, повернувшись, сравнивают свои знания в группе. Далее идет заполнение второй колонки Хочу знать. Принцип работы тот же. (происходит обмен информацией, записывается в лист « Знаний» одно слово - существительное). Затем работают в паре, и дополняют лист «Знаний». Для контроля учитель использует демонстрационные карты. Приложение

Лист «Знаний»      Приложение 3                                         

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

 

Стадия Осмысления

 

Предусматривает активную работу с материалом учебника и дополнительными источниками, планом темы)

Работа в группах.

 

 

 

Группы создаются самостоятельно учащимися

 

 Приложение  4

 

Метод «Паучок»

Группы создаются на основе интерактивной методики «Четыре угла». Для этого приема использованы папки с заданиями разного цвета

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации, развитие положительной познавательной мотивации у учащихся

Данный метод позволяет собрать и систематизировать материал в каждой группе

Физкультминутка «Комплимент»

Учащиеся  группы, передавая предмет, говорят друг другу комплимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как учащиеся были включены в различные  виды работы, был осуществлен переход для создания группы, требуется движение рук  и положительный настрой для работы в группе, для этого используется интерактивный прием «Комплимент»

Цель: организация взаимодействия участников для их сотрудничества и взаимоотношений друг с другом, создание благоприятной атмосферы и оперативное включение в деятельность.

Постановка проблемы:

Что способствовало  успешному экономическому развитию страны.

 

 

 

 

 

Метод постановки проблемы позволяет учащимся развивать свое индивидуальное сознание, мышление, творческое воображение  через организацию смыслотворче-ства и мыследеятельности

Цель:   систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно - следственных связей.

Ответ учащиеся дают, составляя  Клайстер

Обобщение и систематизация нового материала, закрепление навыков работы в контурной карте, составление схемы отраслевого хозяйства.

Устный ответ у доски представителя от группы

Отметки заносятся в  Лист Успеха

Клайстер  Разнообразие природных условий и ресурсов, культура нации, соседствующее положение с высокоразвитыми странами способствовало высокому экономическому развитию страны.

Отметки заносятся в  Лист Успеха

 

Цель: определить умение анализировать и систематизировать материал при ответе на поставлен-ные вопросы, развитие монологи-ческой речи , проверить навыки ра-боты с контурной картой и составле-ния Клайстера

Стадия Рефлексия

1.В листе Знаний заполняется третья колонка «Узнал»

 

 

2.Составление Синквейна

 

 

3.Тест-закрепление

 Приложение

 

Отметки заносятся в  Лист Успеха

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся система-тизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность

Этот методический прием позволяет каждому ученику выразить свое от-ношение к изучаемому материалу

Цель: определить степень усвоения материала при изучении темы Германия, для  определения домаш-него задания

 

III. Релаксация

 

 

IY.Подведение итогов. Выставление отметок в дневник

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся

Отметки высокого уровня получили 86, 3%. Все учащиеся справились с заданиями и поставленными целями. Домашнее задание не было задано.

 

 

                                                                                                                                          Приложение 1

ЛИСТ  УСПЕХА

№ задания

Вид задания

Количество баллов

1.

Тест-проверка

          

2.

Устные ответы

 

3.

Работа в группе

 

4.

Тест-закрепление

 

Творческое задание                                              Итог

                                                                                                                                               Приложение  2

    Тест – соответствие «Политическая карта»

1.     Андорра                                             а. Амстердам

2.     Беларусь                                            б. Берлин

3.     Венгрия                                              в. Рейкьявик

4.     Германия                                           г. Люксембург

5.     Дания                                                 д. Париж

6.     Исландия                                           е.Минск

7.     Люксембург                                      ж. Сан-Марино                                   

8.     Сан-Марино                                      з. Копенгаген

9.     Нидерланды                                      и. Андорра   

10. Франция                                             к. Будапешт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

е

к

б

з

в

г

ж

а

д

Тест – практикум «Найди меня»

1.Беларусь.   2. Германия.  3. Франция.   4.Испания.   5.Великобритания

6. Норвегия.    7. Дания .    8. Польша.      9. Чехия.        10. Украина

Задание контурной карты

 

 

 

Приложение 3

Тест «Государство по форме правления»

1.                 Королевство                         1. Норвегия, 2. Люксембург, 3. Монако

2.                 Герцогство                            4. Оман, 5. Германия, 6. Ватикан

3.                 Княжество                            7. Бельгия, 8. Андорра, 9. Бруней

4.                 Султанство                           10. Украина

5.                 Республика

 

 

 Группа 1                                                                                             Приложение 4

1.Дайте полную характеристику  ЭГП страны, пользуясь дополнительными источниками,   материалом учебника  стр.196-197

2.Заполните контурную карту стр.        задание  ЭГП

3.Соберите Клайстер

Группа 2

1.Опишите природные условия и ресурсы Германии, пользуясь дополнительными источника  стр.197 - 199

2. Заполните контурную карту стр.         задание Полезные ископаемые

3.Соберите Клайстер

Группа 3

1.Укажите численность населения, размещение, этнический состав. Почему Германия высокоурбанизированная страна? Стр.199 – 201учебника и дополнительная литература

2.    Заполните контурную карту стр.         задание Города- мегаполисы, агломерации

3.    Соберите Клайстер   

Группа 4

1. Дайте общую характеристику хозяйства, на основании полученных знаний  стр.201 -2005     

 2.    Заполните контурную карту стр.         задание Крупные центры машиностроения. Составить схему «Машиностроение Германии»

3.    Соберите Клайстер  

 

Тест- закрепление «Германия на карте мира»            Приложение 5

1.В политико – территориальном отношении Германия состоит из

А. 16 земель

Б. 17 земель

В. 16 земель и одной автономии

2. По этническому составу ,немцев проживает на территории Германии

А.90%

Б. 95%

В. 80%

3.Германия страна

А. высокоурбанизированная

Б. аграрно – индустриальная

В. Индустриальная

4.Электроэнергетика Германии представлена из

А. ТЭС атомной энергетики

Б. ГЭС и ветровой энергии

В. Все перечисленное

5.В сельском хозяйстве Германии используется

А.60% земель

Б. 50% земель

В.70% земель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство Египет

урок-путешествие с использованием технологии

развития критического мышления через чтение и письмо.

Множество маленьких людей, во множестве

                                                     маленьких уголков мира, делая много

                                                      маленьких дел изменяет окружающий мир.

                                                                      Африканская пословица

 

Цель: создать условия для изучения материала о государстве Египет, его культуре, истории развития. Расширить и систематизировать знания об Африке. Воспитать культуру уважения к другим народам и нациям.

Задачи:

Образовательные:

- изучить материал о государстве Египет, познакомить с историей развития Египта, его чудом света, географическими и климатическими условиями , способствующими развитию государства,  используя знания при изучении материка

-совершенствовать навыки работы с контурной картой

-закрепить умения работать с географическими тестами, диктантами

Развивающие:

-содействовать развитию мышления, формированию культуры устной и письменной речи учащихся

- способствовать развитию интереса учащихся к географии, активизации их познавательной деятельности

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи и сотрудничества путем проверки знаний взаимоконтроля и работа в группах

-продолжить валеологическое воспитание, показав туристические места Египта.

Оборудование: физическая и политическая карты материка  Африка, дополнительная литература «Африка», «Материки и страны», раздаточный материал, карточки, схемы-конспекты,  алгоритм описания материка, фильм «Древний Египет», мультимидийный материал, «египетские пирамиды»,лист

Знаний, лист контроля.

Опорные знания: География развития материка, водные ресурсы Африки, хозяйство и история развития  материка Африка.

Ожидаемый результат:

- умение описывать государство по плану;                                                                                                  

- вести следственно-сравнительный анализ хозяйственной деятельности населения от  природных условий;

- знакомство с традициями и историей государства Египет.

Тип урока: изучение новых  знаний.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы и приемы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы,

                                    УМШ - учебно-мозговой штурм, ЗХУ – графический

                                    прием (знаю, хочу знать, узнал)

Каналы общения: ученик-учитель, ученик - литературные источники, учитель-ученик

1*,5* (минуты),30** (секунды) – время, отведенное на выполнение задания

 

 

                                                 Ход работы

2*       1.Психологический тренинг: закройте глаза. Пожелайте себе доброго утра, удачи и успехов.

-Путешествие по материку Африка мы с вами продолжаем. Однако, каждому путешественнику требуются знания, помощь и инструменты. Наши знания мы применим на практике. В помощь: литература, книги, атласы, географи-ческие карты, ну и конечно наше настроение.

Я к Вам на урок пришла с отличным настроением и конечно с интересным материалом. А вы?

Ведется беглый опрос учащихся:

-Что вы ожидаете от сегодня?

-Погода соответствует вашему настроению?

-Как вы настроены на работу на уроке?

-Вы готовы отправиться в заочное путешествие?

Учитель обращается к эпиграфу урока с пояснением.

-Тогда проверим готовность…Лист успеха  ( Приложение №9) у вас на столе ( в течение всего урока учащиеся за выполненную работу самостоя-тельно  выставляют отметки)

 

 5* 2.Актуализация прежних знаний.

- Проверяем  знания:

А) Диктант-альтернатива.                                   

Ответ да /- /, нет ^

Десять вопросов, десять баллов.

Работа выполняется в  тетради самостоятельно. Вопросы диктанта на экране                                                                      

Диктант-альтернатива                          Приложение №1           

 1*Взаимоконтроль 1 правильный  ответ- 1 балл                     

Ответы на экране                                   Приложение №2            

 

Б)

5* Задание по вариантам                                                              

 Вариант 1

 – Вам понадобятся знания о материке Африка. На столе контурная  карта,  на которой цифрами обозначены географические  объекты. Пожалуйста, подпишите их. За правильный ответ 1 балл.    Приложение №3

 

                                           Тест-практикум

Вариант 2

Найти соответствие: За правильный ответ один балл

                                                                            Приложение №4   

                                       Тест-соответствие

1*Самоконтроль. Откройте атлас и проверьте ответы (вариант 1) 

                             Ответы на соответствие на экране   (вариант 2)    

                                                                           Приложение 4а

В)                                                                                                             

 3* Устный ответ у доски. Хозяйство материка Африка. 3 вопроса - краткие ответы.

1.Назовите ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства в странах Африки.

2.Почему страны Африки до настоящего времени имеют низкий уровень развития хозяйства?

3.Транспорт, его роль в развитии Африки.

Физкультминутка (выполнение упражнения по тренажеру для глаз)

2*   3.Знакомство с темой урока.

-После длительного скитания по Африке мы достигли какого-то государства. Местные жители- арабы - помогли нам переправиться на каяках через реку, которая несла свои воды в море красивой дельтой,  вода была теплая и прозрачная. Нилоты объяснили, что мы находимся в  Дешрете, что  означает « Красная Земля», государство по конфигурации напоминает квадрат, вытя-нулось вдоль реки Нил. На протяжении всей истории управляли фараоны. Это государство, которое создало одну из самых великих цивилизаций. К востоку и западу лежит мёртвая пустыня от реки.  И  так – это государство?   

  -Египет

- Найдите в атласе стр…  на политической карте мира  государство Египет. А что Вам известно об этом государстве с уроков истории, географии, вселен-ной, математики? Какие ассоциации возникают у вас со словом «Египет»?

(происходит обмен информации, записывают в лист « Знаний» одно слово- существительное). Затем работают в паре, и дополняют лист «Знаний»

Лист «Знаний»                                                 Приложение № 5

 

              Знаю

            Хочу знать

Узнал

 

 

 

 

Как вы считаете, этих знаний достаточно, чтоб была тема изучена? Конечно нет, я с вами согласна. Поэтому цель нашего урока:  изучить материал о географическом положении государства, его климатические условия,  культуру, историю развития. Научиться давать характеристику государства Египет, применяя знания о материке  Африка, пользуясь картами атласа и дополнительной литературой.

Приступаем к работе.

 Часть информации мы узнаем из материала подготовленного Вами дома:              

 

- Документальный фильм « Древний Египет».

- Материал из интернета об  истории развития Египта

- Материал из учебника, с которым познакомимся на уроке, работая в  парах, затем в группах.

5*      Документальный фильм «Древний Египет»

 

10*    4.Самостоятельная работа со схемой-конспектом                

Просмотрев домашний материал,  учащиеся  работают в паре, заполняя колонку  Узнал листа Знаний. Затем объединяются в группу по 4 чело-века и работают со схемой-конспектом  который у них лежит на столе, добавляя в лист знаний полученный материал.(только тот материал, которым они ответят на колонку Хочу знать)

 

                                                                    Приложение №6

1.ГП

2.Климат и рекреационные ресурсы

3.Река Нил и её значение для государства Египет

4.Экономика

5.Население.  Города

5*    5.Фронтальная беседа с классом.

Представитель от группы отвечает у доски по схеме- конспекту, используя материал листа Знаний.

 

3*   6.Самостоятельная работа.                Тест-проверка.

 

                                                                    Приложение № 7                 

1*    Самоконтроль            Приложение №8 (ответ учителя)          

В завершении нашей работы, составьте Сенквейн об изученном материале на уроке                                                                                                      

 

                                         

1*     7.Подведение итогов.

Возьмите лист успеха. Итоговая отметка состоит из количества выполнен-ных заданий. Подсчитайте и проставьте в дневник.

Поднимите руки с отметкой «10», «9» и «8».

30**  8.Рефлексия

Уходя с урока, оставьте мне ЗОЛОТУЮ пирамиду Египта, написав на ней

-Что интересного вы уносите с урока, СЕРЕБРЯНУЮ пирамиду, на ней напишите

- Какие вопросы вы не решили на уроке по данной теме

30** 9. Домашнее задание. Найти ответы на вопросы по данному материалу, которые вы не получили на уроке.

 

 Приложение №1

1.Население на территории Африки размещено равномерно.

2.ЮАР, Нигерия, Ливия – ведущие страны горнодобывающей промышленности.

3.Железные дороги направлены от морских портов к месторождению полезных ископаемых.

4.Государство ЮАР относится к высокоразвитым странам мира.

5.Гана, Нигерия, Камерун являются ведущими странами по сбору какао-бобов.

6.Кофе - африканская культура.

7.Морской флот Африки достаточно хорошо развит.

8.70% населения Африки заняты в промышленности.

9.Чад – страна хлопка.

10.Чай выращивают в Египте.

Приложение №2

 

БезымянныйПриложение №3

Тест-практикум

1.Атлантический океан                                  6. о. Мадагаскар   

2.Гвинейский залив                                        7. Суэцкий канал

3.Озеро Чад                                                     8. Водопад Виктория

4.Река Конго                                                    9.  мыс Игольный

5.Атласские горы                                           10. Река Нил

 Приложение №4   

 Тест-соответствие

1.Конго                                               1.Озеро

2.Чад                                                   2.Водопад

3.Виктория                                         3.Река

4.Нил                                                  4.Мыс

5.Гвинейский                                     5.Залив

6.Суэцкий                                          6.Остров

7.Игольный                                        7.Канал

8.Мадагаскар                                     8.Полуостров

9.Альмади

10.Таньганьика

Приложение № 5

Лист «Знаний»    

 

              Знаю

            Хочу знать

Узнал

 

Приложение№6

Географическое положение государства Египет

1. Площадь

2. Границы, в какой части материка расположена

3. С какими странами соседствует

4. Столица

5. Конфигурация

 Климат и рекреационные ресурсы

1. Климатический пояс, область

2. Температура (высокая, низкая)

3. Осадки

4. Рельеф

5. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей

Река Нил

1. Географическое положение

2. Питание, режим, влияние на климат

3. Характер течения

4. Значение реки в жизни природы и человека

Экономика

1. Развитие промышленности, ведущие отрасли

2. Развитие сельского хозяйства, ведущие отрасли и культура

3. Транспорт (история Суэцкого канала)

Население. Города

1. Численность, размещение населения

2. Структура населения (этнический состав)

3. Материальная, духовная культуры

 

Приложение№7

   ТЕСТ -ПРОВЕРКА

1. Государственный язык          

а) английский

б) французский

в) арабский

2. Население, его основная часть           

 а) нубийцы

 б) арабы

 в) берберы

3. Наблюдения за разливами Нила и небесными светилами способствовало изобретению                           а) колеса

б) цифр

в) календаря

4. В реке Нил сохранились древние животные       

а) бегемоты

б) крокодилы

в) цапли

5. Значительную часть дохода Египет получает от экспорта    

а) кукурузы

б) сахара

в) хлопка

6. Кто такой Фердинанд Лессепс           

а) строитель Суэцкого канала

б) исследователь реки Нил

Приложение№8

1.в

2.б

3.в

4.б

5.в

6.а

Приложение №9

Лист успеха

 

№ задания

                  Вид задания

Количество баллов

1.

Домашнее задание

 

2.

Диктант-альтернатива

 

3.

Тест-практикум

или тест-соответствие

Ответ у доски

 

4.

Работа на уроке

Ответ у доски

 

5.

Сенквейн

 

6.

Тест-проверка

 

 

 

 

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"

Описание опыта работы "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020