Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство +1
Взрослым
26.04.2018
Внеурочная деятельность - один из важных компонентов для реализации дополнительного образования в условиях внедрения Федеральных стандартов второго поколения. Данная статья поможет организовать проектную деятельность по внеурочке литературного направления. Здесь также приведён практический пример составления проекта, основанного на конкретном жизненном материале.
Из опыта работы.doc
Описание метода проектов,
используемого во внеурочной деятельности
Как известно, метод проектов не является принципиально новым в мировой
педагогике. Он возник еще в 1920 году в США. Его называли методом проблем,
и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и
образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи,
а также его учеником В.Х. Кинпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение
на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с
его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно
показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях,
которые могут и должны пригодиться им в жизни.
но для чего, когда? Вот тутто и требуется проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
Когда в 20042005 учебном году мною создавалось литературное объединение
«Каруселька», целью его не была отработка проектной деятельности. Но в
процессе работы, я поняла, что для привлечения активной деятельности
учащихся, необходимо както заинтересовать детей.
Чем же можно заинтересовать современного компьютеризированного
ученика в литературном объединении?
Ответ оказался на поверхности, нужно стимулировать интерес ребят к
определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний
и показать, как на практике эти знания применить. Тем более что современные
ученики игнорируют литературу вообще, и как предмет в частности. И это не
является ни для кого секретом. А ведь обидно же! И я задалась целью: во что
бы то ни стало доказать ребятам, что литература важна, что литература нужна,
что литература необходима и, что знания, полученные на уроках, пригодятся в
жизни.
2005 год – это год 60летия победы в Великой Отечественной войне.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые
фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки,
молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах
надежда, что их жизнь, их подвиги страдания не были напрасными. Это
поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы
должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим
принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии
– ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти
ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И
как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными
Бархатова Людмила Павловна
1 наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на
побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это
цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
У многих ребят есть еще в живых родственники, которые помнят об этих
событиях, являясь очевидцами. И уж тем более, нет у нас такой семьи, в
которой ктонибудь не принимал участие в военных действиях. Итак, проблема,
требующая интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее
решения определена : «Война в нашей семье. Чтобы помнили»
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов – очевидна: рассказать о том, что не написано; о своих, родных,
близких людях. Да еще и выпустить газету ко Дню Победы.
У ребят загорелись глаза, так как после беседы о значимости поднятой
проблемы в классе, оказалось, что те далекие годы 19411945 оказывается, не
так уж далеки. Что есть еще люди, которые помнят о тех событиях и могут о
них рассказать, каждый из ребят почувствовал себя корреспондентом,
определили этапность работы:
1. Сбор материала
2. Систематизация
3. Анализ
4. Написание статьи, репортажа, интервью, эссе.
5. Защита проекта
Для выполнения данного задания ребята вооружились вдохновением и
знаниями, направились на поиски информации по своим родственникам.
Материал был собран за очень короткое время.
Наступил этап систематизации и анализ материала.
Я предложила ребятам стать редакторами своих работ, конечно, без моей
помощи не обошлось, но, а как же иначе? Ведь на первых порах должна вестись
направляющая деятельность педагога.
После того, как были написаны, отредактированы и напечатаны тексты,
предстоял последний, но очень ответственный этап: защита своих проектов.
Для этого мы организовали литературную гостиную, куда были приглашены
участники проектной деятельности, учителя, ученики других классов,
родители.
Волнение овладело участниками, но когда пришло время защищать свою
работу, волнение улетучилось, а на лицах ребят, появилось воодушевление,
чувство гордости за проделанную работу и за своих родственников. Вечер
прошел на славу.
Все работы ребят решено было оформить в виде газеты, посвященной 60
летиб Великой Победы.
Одно из сочинений было направлено на конкурс, организованный Коганом. И
– о чудо! Сразу же 1 место и награда – поездка в Москву на Парад Победы.
(см.приложение).
Бархатова Людмила Павловна
2 После этой знаменательной победы, в наше литературное объединение
потянулись ребята, и наше литературное объединение завертелось, словно
пестрая карусель.
Далее работа пошла более структурировано. Хорошо, что тем для
творческих проектов превеликое множество. Ведь мы ходим по земле,
благословенной Богом, о которой хочется писать.
Приведу пример еще одного, на мой взгляд, успешного проекта.
Тема: «Я песнь пою родному краю»
Тип проекта: творческий (здесь , как правило, нет детально проработанной
структуры совместной деятельности участников, она только развивается,
подчиняясь жанру конечно результата. Однако, мы договорились, что
результаты проекта будут оформлены в книгу, изданную нами благодаря
совместной деятельности).
Цель проекта: научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои
мысли.
По характеру контактов – это проект, организуемый внутри одной школы,
междисциплинарный (здесь соединены как литература, так и история и даже
этнография).
По характеру координации – это проект с открытой, явной координацией.
Являясь координатором проекта, я выполняла свою собственную функцию:
ненавязчиво направляла работу его участников, организуя в случае
необходимости, отдельные этапы проекта.
Такая необходимость возникла. В процессе работы ребятам нужны были
данные из школьного музея. Я организовала работу с архивными материалами,
экспонатами, хранящимися в музее. Также нужна была встреча со
старожилами, которая была мною организована. Ребята в процессе беседы с
Мерзляковыми Н.Г. и З.И., Каримовым М.Г. узнали много интересного, что
было отражено в их работах.
Легенды, услышанные из уст земляков, мы проверили: сходили к одинокой
сосне, к родникам, к спилу дуба, сфотографировали исторические
достопримечательности.
По количеству участников проектов у нас определилось 6 групп, две из
которых парные (по два участника в группе), а четыре личностные (по одному
участнику в группе). Всего 8 участников.
Я и не настаивала на объединении в большие группы, так как это проект,
выполняемый во внеурочное время, небольшой затрагивающий одну важную
проблему: любовь к малой Родине.
И тут уж как у Лермонтова : «… за что люблю, не знаю сам …» У каждого
свое видение на эту проблему.
По продолжительности наш проект оказался долгосрочный (от начала
работы до ее завершения ушло почти три месяца). Это и объяснимо: процесс
оказался трудоемкий – это и исследования в разных сферах, и оформление
результата в какомлибо литературном жанре, а это, пожалуй, самое трудное.
Бархатова Людмила Павловна
3 В работе над проектом ребята выбрали два пути раскрытия темы: одни
решили провести исследования и узнать чтото интересное о своем крае, другие
искали ответ «на поверхности» (что вижу, за то и люблю). Мною были приняты
обе позиции, тем более, что результаты оказались у представителей обоих
путей достойными.
Итак, тема проекта, его тип и количество участников определены.
Далее была проведена «мозговая атака»:
Что для вас значит слово «Родина»?
А словосочетание «малая Родина»?
Много ли вы знаете о своей малой Родине?
Что бы вы сейчас могли рассказать такого, чтобы заинтересовать слушателя?
Знаете ли вы местные достопримечательности?
Расскажите об одинокой сосне?
Что вы знаете о парке Тимашева?
Знаете ли вы, почему наша речка называется Алмалка?
А село Алмала?
Знаете ли вы о своих земляках?
Кто такая Ирина Родионовна Шмарина?
Почему ее портрет висит в школьном музее?
Кто из алмалинцев был на фронтах Великой Отечественной войны?
А кто из ваших родственников воевал? Где?
С кого начался ваш род?
Почему вы оказались здесь?
Чем примечательна Алмала для вас?
А для приезжих?
В процессе обсуждения поставленных вопросов выяснилось, что о многом
ребята слышали от меня впервые. Обсуждая конкретно каждый поднятый
вопрос, мы побывали мысленно в прошлом, откуда повеяло таинственной
стариной.
Ребята были поражены тем, что, ежедневно видя парк Тимашева, одинокую
сосну, купаясь в реке и так далее, она не задумывались: откуда это? Почему
так?
А вот представьте, ребята, что вы не знаете ничего интересного,
достопримечательного о нашем селе, а потом и ваши дети ничего знать не
будут, а их дети вообще, может быть, и не заинтересуются.
А вы хотите увековечить память о своем селе, своих земляках?
Тогда за работу.
Бархатова Людмила Павловна
4 Занятие первое
Ваша задача на первом этапе заключается в том, чтобы определиться, о чем
вы будите писать. Решите, что вы хотели описать, составьте план работы,
определите какой источник информации, вам понадобиться для более точного
описания поднятой вами проблемы. На следующее занятие, вы должны иметь
при себе готовый план работы над выбранной темой, чтобы я могла составить
свой план действий, который будет заключаться в том, чтобы организовать
деятельность свою и вашу , таким образом, который приведет к достижению
поставленной задачи.
Занятие второе
Сегодня вам придется рассказать о своих идеях, о плане своей деятельности.
Ребята делятся своим ходом работы, а я составляю свой план, который
заключается в следующим: организовать работу в школьном музее, сходить на
экскурсию по памятным местам Алмалы, организовать встречу со старожилами
села.
К следующему занятию вы должны приготовить отобранный вами материал
для написания работы.
Занятие третье
Сегодня мы проведем анализ собранного материала и попробуем составить
план вашей будущей работы.
Корректировка плана, черновое написание сочинения.
В процессе этой ответственной части работы вам понадобятся такие умения
как:
Анализ собранной информации;
Отбор необходимых для написания работы фактов;
Самостоятельно осмыслить ход предстоящей работы;
Мысленно экспериментировать, воображать в пространстве конечный
результат.
Вы должны уметь предвидеть последовательность принимаемых решений, а так
же устанавливать причинноследственные связи;
Отбор нужной (для определенных целей) информации из разных источников;
Выдвигать обоснованные гипотезы и их решения;
Делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
Генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформление
результатов;
Работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в
сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли:
информатор, исследователь, корреспондент, писатель, стилист.
Бархатова Людмила Павловна
5 Вы должны определить жанр своего сочинения: рассказ, повесть, сказка,
эссе, очерк, стихотворение, баллада, ода, зарисовка и т.д.
Затем, согласно правилам написания выбранного жанра, выполнить свою
работу.
На следующее занятие , я прошу детей принести черновой вариант работы.
Вместе мы находим грубые ошибки, исправляем их. Были такие случаи,
когда учащиеся, после внимательного прочтения текста, сами находили и
исправляли свои оплошности.
Следующий этап: печатание текста на компьютере и подготовка к защите
проекта. На этот этап ушло много времени, что связано с материально
технической базой школы.
Защита проекта проходила в виде конференции, тема которой звучала так:
«Я песнь пою родному краю».
Из выступлений учащихся:
Дина Щенова: «Для меня Родина – это все, что я вижу вокруг меня,
одуванчики, ромашки, лес, животные, люди, поля, небо, речка, пение птиц и
поэтому я написала стих о том, что видела». (см.приложение)
Бархатов Антон: «Я люблю историю, поэтому в своем проекте я описал мое
родное село с исторической точки зрения, включил туда легенды, «преданья
старины глубокой» и выразил свое отношение к этому. У меня получился
очерк». (см.приложение)
Бархатов Коля: «Я долго не мог придумать, о чем написать. Но однажды,
проснувшись рано я вышел на улицу и просто был поражен удивительной
картиной. Свои впечатления я отразил в зарисовке одного дня» .
(см.приложение)
Мочалова Оксана: «Я хотела показать жизнь простых людей в непростую
новогоднюю ночь, и у меня получилась сказка…»
Прошло некоторое время после защиты литературных проектов учащихся
4,5,6 классов, и анализ показал, как много нового получили мы все: и дети, и
учителя, и родители.
Я была удивлена: дети в столь юном возрасте самостоятельно пришли к
мысли, что Родину не выбирают, что ее нужно любить такой, какая она есть,
что ею можно и нужно гордиться, что много интересного скрыто пеленой
времени, и что об этом увлекательно узнать и рассказать. Более того, это
самостоятельно найденные умозаключения позволяют детям целенаправленно
искать доказательства найденной мысли. И нашли!
Если мы педагоги, психологи обратили внимание не на «степень
правильности» выводов, а на уровень познавательных процессов, на которые
«вышли» дети, то, несомненно, следует признать, что педагогическая цель –
развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приемами
интеллектуальной деятельности – достигнута средствами метода проектов.
Бархатова Людмила Павловна
6 Следует отметить, что именно в этом – обучении приемам и навыкам
интеллектуального труда – состоит цель сегодняшнего образования.
То, что это возможно и метод проектов чрезвычайно этому способствует
показывают два примера.
Так, Дина Щенова попыталась воспеть любовь к Родине в стихах,
посвященных простым «былинкам», и это у нее получилось просто блестяще.
Ее проект был отправлен на областной конкурс «Рукописная книга», откуда мы
получили профессиональную рецензию и диплом 1 степени. (см.приложение)
Совершенно независимо от других участников проектной деятельности и
абсолютно самостоятельно Антон Бархатов пришел к выводу, исследуя
легенды придания, что его родное село – удивительное место. Идея в данном
случае состояла в демонстрации удивительных возможностей коренного
населения воспеть свою малую родину.
Его проект тоже получил 1 место в области.
Поражает глубина проработки вопросов истории родного края, этноса
литературоведческих понятий (стихосложение, жанр, приемы работы над
литературным произведением) детьми. Они осваивали, причем совершенно
самостоятельно(!), шаг за шагом, вопросы, далеко превосходящие школьную
программу.
Особо следует отметить возможности детей в области владения
литературным языком письменной и устной речи. Метод проектов в курсе
внеклассной работы в литературном объединении «Каруселька» с этим
ребятами был применен впервые и с первого раза дал возможность ощутить
Обучение детей приемом самостоятельной исследовательской деятельности.
Без предварительных репетиций, без прослушиваний дети – докладчики,
излагали на высочайшем уровне подготовленные ими вопросы. Отрадно, что
полученные на предварительных занятиях навыки составления небольших
структурированных сообщений по другим темам пригодились на защите
проектов. В активный словарь вводились не только литературоведческие
термины, которые использовались ранее: ритм, рифма, размеры стиха, эссе,
очерк, сказка, рассказ, быль, баллада, былина и др., но и найденные детьми в
процессе подготовки к защите – тангачи, предания, легенды, обряды и т.д..
Для понимания вопросов жизни наших предков необходимо овладеть их
культурой. Именно поэтому метод проектов дал в данном случае такой
высокий результат – высокую мотивацию к изучению данного вопроса и как
следствие, высокий уровень знания предмета исследования.
Проект решения любви к малой родине в условиях забытого патриотизма
позволил подняться на качественно новый уровень познания природы людей,
жизни родного края не только детям, традиционно называемыми в школе
«сильными», но и предопределил посильное участие в решении задач проекта и
«среднеуспевающих» детей, и относительно «слабых», у которых не в большей
мере развиты способности к аналитическому мышлению, к исследовательской
деятельности. И это – третье достижение, которое дает исследовательский
Бархатова Людмила Павловна
7 проект. Захваченные всеобщим «энтузиазмом», тоже дети «вдруг» обнаружили
свои скрытые возможности, поскольку высока была мотивация к решению
общей проблемы. Они принимали посильное участие в раскрытии темы любви к
малой родине, может быть, впервые им доверили ответственное дело – выразить
свою точку зрения, без участия учителя. Подобное обязывает!
Вот и результат: желание «не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к
работе над собой и собственными привычками.
Хочется отметить, что школа у нас небольшая – всего – 66 учащихся.
Поэтому одни и те же ученики участвуют в разных мероприятиях, и нагрузка на
них ложиться колоссальная! И очень трудно вовлечь ребят в подобного рода
деятельность. И надо сказать, что их активность на этом этапе просто
поразительная. Всем хочется, высказаться и всем есть что сказать!
Конференция не ограничилась докладами участников. Пожалуй, наиболее
интересная часть защиты проекта – дискуссии, когда ребята задают докладчика
вопросы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят
свои аргументы.
Например:
Дина, тема нашей конференции «Я песнь пою родному краю», так, причем же
здесь стихи об одуванчике, коровке?
Из всего этого и складывается Родина. Нигде в мире нет больше такого,
нашего, родного одуванчика! И коровы такой тоже нет. А вы попробуйте
провести ассоциацию со словом Родина, что у нас получится? И я уверена, что
у некоторых это будет луг, поляна перед домом, а на ней что? Правильно,
одуванчики.
Единственное ограничение – время, которого всегда не хватает, чтобы дать
возможность высказаться каждому в полной мере. Как сказали гости,
приглашенные на защиту проекта, это был настоящий праздник души.
Ребята показывают, что они способны увлекаться не только компьютерными
играми, но и собственная литературоведческая исследовательско
краеведческая деятельность может быть для них не менее увлекательна, если
она грамотно организована.
Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных
выводов в жизни своего села, семьи, страны, человечества и приходят к
формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).
Многие проекты заслуживают того, чтобы их знало большее количество
людей. Поэтому лучшие из работ мы, по согласованию с автором, направляем
на различные конкурсы литературоведческого характера. Победы, завоеванные
там, еще более окрыляют ребят и стимулируют на дальнейшую работу.
А чтобы остальным участникам проектной деятельности не было обидно,
что их работы не отмечены на столь высоком уровне, мы решили все сочинения
собрать в сборник произведений учащихся нашей школы, и издать его
совместными усилиями с помощью современных ИКТ. Ведь главное в
проектной деятельности – это продукт, а чем сборник творений учащихся не
Бархатова Людмила Павловна
8 продукт? Кому будет неприятно иметь у себя книгу, в которой есть твоя
работа, подписанная твоей фамилией?
Список членов литературного объединения постоянно пополняется. И это не
случайно, потому что в своей работе я использую разработанный мною метод
«Алых парусов». Суть которого заключается в следующем: каждому новому
ученику, который приходит к нам в объединение и сомневается, туда ли она
попал? Я говорю: «Представь себе парусник с алыми парусами». Такого не
бывает», часто я слышу в ответ (молодежь ведь сегодня практически не
читающая). Я доказываю, что бывает, а это означает, что если очень хочется, то
обязательно получится. На многих этот довод действует положительно, и они
остаются. Начинают творить. Чтото получается, а чтото нет. Но мы работаем,
и кто знает, может быть, среди них будущие писатели? А даже если и нет, то
самостоятельная исследовательская работа будет только на пользу каждому
учащемуся, особенно в наше время, когда на смену духовности пришли
компьютерные монстры, которых почти невозможно истребить. И если хотя бы
толика духовности останется в сердце ребенка, если он отвлечется от
«стрелялок», и пойдет в музей, библиотеку, к людям, у которых можно многое
узнать, мы будем считать свою задачу выполненной.
Бархатова Людмила Павловна
9
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Описание метода проектов, используемого во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.