Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".
Оценка 4.7

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
история
Взрослым
16.12.2017
Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".
В современных условиях формирование социально-личностных компетенций в процессе исследовательской деятельности широко применяется на практике. Этот вид деятельности становится все более популярным. Причина этого заложена не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.
Описание пед. опыта Формирование соц.-лич. компетентностей, 2011г..doc
Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Казённое образовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО­ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Васильева Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания КОУ «Ермаковская СОШ» Тарского муниципального района Омской области 1 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ I. Актуальность…………………………………………………………….3 II. Концепция. Теоретические подходы………………………………….5 III.Цели и задачи……………………………………………………………9 IV. Направления деятельности……………………………………….10 V. Этапы реализации……………………………………………………....15 VI. Результаты деятельности……………………………………….….20 VII. Библиография ………………………………………………….…..22 VIII. Приложения ………………………………………………….……23 I. АКТУАЛЬНОСТЬ Система  образования    России  в настоящее  время  вступает  на  новую ступень развития, ориентированную на вхождение в мировое образовательное пространство. В соответствии с государственной образовательной политикой 2 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 основными   результатами   деятельности   общеобразовательных     учреждений являются  не  сами  по  себе  знания, умения,   навыки,    а   набор «ключевых компетентностей» информационно­коммуникативной и других сферах.  интеллектуальной,   в     гражданско­правовой, Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных   молодых   людях   и   делает   социальный   заказ   на   формирование грамотной  социально­мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную,   духовную   принадлежность   к   Родине,   понимающей   свои гражданские права и обязанности. Большие требования предъявляет общество и к выпускникам школы. Он должен   самостоятельно   приобретать   знания;   применять   свои   знания   на практике   для   решения   разнообразных   проблем;   работать   с   различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически   мыслить,   искать   рациональные   пути   решения   разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Соответственно меняется и роль школы. Она должна создать условия для формирования такой личности. В соответствии с данными требованиями наша школа разработала свою программу развития по теме: «Формирование социально­коммуникативной компетентности  обучающихся сельской школы как условие их успешной социализации».   В   Концепции   модернизации   российского   образования   говорится   о формировании   ключевых   компетентностей,   определяющих   современное качество   содержания   образования.   Это   наиболее   общие   способности   и умения,   позволяющие   человеку   достигать   результатов   в   личной   и профессиональной   жизни   в   условиях   современного   информационного общества.   Это   исследовательские   компетенции   (работа   с   различными   социально­личностные   (критическое источниками,   с   информацией), 3 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 осмысление   аспектов   развития   нашего   общества,   осознать   важность политического   и   экономического   развития),   коммуникативные   (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и   защищать   свою   точку   зрения,   выступать   публично),   организаторская деятельность   и   сотрудничество   (способность   организовывать   свою деятельность,   принимать   решения,   нести   ответственность,   умение   вести переговоры, сотрудничать и работать в команде, вступать в проект).  Исходя   из   этого,   сложилась   моя   система   преподавания   истории   и   социально­личностных обществознания, компетенций   школьников   в   процессе   исследовательской   деятельности   на   а   именно:   формирование   уроках   истории   и   во   внеурочное   время.   Ведь   ключевые   компетенции (соответственно   и   социально­личностные)   формируются   лишь   в   опыте собственной   деятельности,   поэтому   образовательная   среда   должна выстраиваться   таким   образом,   чтобы   школьник   оказывался   в   ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является исследовательская деятельность.  История,   как   никакая   другая   наука,   призвана   содействовать формированию   всесторонне   развитой   личности,   обладающей   ключевыми компетентностями.   Социально­личностная   компетентность   определяет   весь жизненный   путь   человека:   ориентацию   на   поиск   продуктивных   смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к   социальной   мобильности,   эффективно   решать   проблемы   в   процессе взаимодействия с обществом. К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, толерантность и др. Всё сказанное выше  и обуславливает актуальность выбранной темы работы.  II. КОНЦЕПЦИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 4 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 В 1992 году термин «ключевые компетентности» впервые появился на официальном   уровне   в   проекте   Совета   Европы   «Среднее   образование   в Европе». Проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования   решалась,   в   основном,   в   рамках   профессионального образования   как   в   зарубежной   теории   и   практике   (С.Шо,   Б.Оскарссон, А.Шелтон,   Р.Селман   и   др.),   так   и   в   отечественной   (В.И.Байденко, А.М.Новиков, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская, и др.).  В качестве примера реализации   направлений   компетентностного   подхода   в   отечественной педагогике   и   психологии   в   Стратегии   модернизации   общего   образования   Г.П.Щедровицкого, указаны   работы   И.Я.Лернера,   В.В.Краевского, В.В.Давыдова и их последователей. Такие исследователи, как: В.А.Болотов, В.В.Сериков, С.Е.Шишов, И.Г. Агапов, А.А.Хуторской раскрывают основные направления   в   процессе   реализации   компетентностного   подхода   в   средней школе. В   последнее   время   широкое   применение     терминов   «компетенция», «компетентность»,  «компетентностный подход»  вполне оправдано, особенно в   связи   с   необходимостью   модернизации   содержания   образования. Многообразие   подходов   к   определению   данных   терминов   создает определенные   проблемы   для   их   осмысления   и   понимания.   В   научно­ исследовательской   среде   данные   понятия   либо   отождествляются (Л.Н.Болотов,   либо   Н.Д.Никандров,   В.С.Леднев,   М.В.Рыжаков), дифференцируются.   Подробно   этот   вопрос   рассматривается   И.А.Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий «… практическую,   действенную   сторону,   тогда   как   подход,   основанный   на понятии   «компетентность»   включает   собственно   личностные   (мотивация мотивационно­волевые   и   др.)   качества,   определяется   как   более   широкий, соотносимый гуманистическим ценностям образования…»1.  1 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно­целевая основа компетентностного подхода в образовании.  Авторская  версия  [Текст] /   И.А.Зимняя. –  М.:   Исследовательский  центр проблем качества 5 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Толковый   словарь   под   редакцией   Д.Н.Ушакова   трактует   слово «компетентность» как «осведомленность, авторитетность», знание в какой­ либо   области,   а   «компетенция»   рассматривается   как   «1)   Круг   вопросов, явлений,   в   которых   данное   лицо   обладает   авторитетностью,   познанием, опытом;   2)   круг   полномочий,   область   подлежащих   чьему­нибудь   ведению вопросов, явлений (право)».1  Более   подробную   трактовку   этих   терминов   дает   А.В.Хуторской: «Компетенция   включает   совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к   определенному   кругу   предметов   и   процессов,   и   необходимых   для качественной   продуктивной   деятельности   по   отношению   к   ним; компетентность   –   владение,   обладание   человеком   соответствующей компетенцией.   Включающей   его   личностное   отношение   к   ней   и   предмету деятельности».2  Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания,   определенную   характеристику,   быть   осведомленным   в   чем­либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями.  Авторская концепция  В   современной   школе   нет   более   противоречивого   и   «скользкого» предмета, чем история. Готовясь к урокам, передо мной  часто встает вопрос: «С   каких   позиций   следует   рассказывать   детям   о   тех   или   иных   событиях прошедшего XX века: Гражданская война, репрессии, события 1990­х гг.?  В учебниках   про   то,   на   чьей   стороне   правда,   ничего   не   говорится. Ответственность за трактовку прошедших событий ложится на нас, учителей подготовки специалистов, 2004. 1 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под редакцией Д.Н.Ушакова. М.,  2  Хуторской,   А.В.   Ключевые   компетенции   и   образовательные   стандарты   [Электронный   ресурс] /А.В.Хуторской // Интернет­журнал «Эйдос». – 2002 – Режим доступа: http   /2002/0423. htm, свободный.  .  ru   /  journal    ://   www   .  eidos   6 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 истории.  Поэтому истину исторических событий я стараюсь  найти  вместе с учениками,  используя при этом технологию исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность  –  деятельность учащихся, связанная с решением   учащимися   творческой,   исследовательской   задачи   с   заранее неизвестным   результатом   и   предполагающая   наличие   основных   этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Исследовательская деятельность   учащихся   является   наиболее   эффективным   средством углубления   и   расширения   приобретенных   знаний,   умений,   навыков   и способствует формированию социально­личностных компетенций учащихся.   Технология   учебного   исследования   описана   в   работах   Дж.Брунера, Д.Шваба, Г.С.Альтшуллера, В.Бухвалова, М.В.Кларина и др. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности,  а  не   получение   объективно   нового   результата,  как   в «большой» науке. Если в  науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании   цель   исследовательской   деятельности   –   в   приобретении учащимися   функционального   навыка   исследования   как   универсального   развитие   способности   к способа   освоения   действительности, исследовательскому   типу   мышления,   активизации   личностной   позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).  Исследовательская   деятельность   позволяет   гармонично   дополнять традиционную классно­урочную систему. Она более тесно связана с жизнью, практикой, стимулирующей учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться.  7 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 В   современных   условиях   формирование   социально­личностных компетенций   в   процессе   исследовательской   деятельности   широко применяется   на   практике.   Этот   вид   деятельности   становится   все   более популярным.   Причина   этого   заложена   не   столько   в   педагогике,   сколько   в социальной   сфере   –   это   актуальность   широких   человеческих   контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.  Следовательно, передо мной, как учителем,  стоит задача обучать детей таким   образом,   чтобы   они   могли   быстро   и   пластично   реагировать   на изменяющиеся   условия,   были   способны   обнаруживать   новые   проблемы   и задачи,   находить   пути   их   решения.   Достичь   результата   выполнения   этой задачи   можно   только   в   условиях   реализации   инновационного   подхода   в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно­творческий уровень. 8 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Ø Способствовать формированию социально­личностных компетенций в   процессе   исследовательской   деятельности   на   уроках   истории   и   во внеурочное время. Ø Способствовать   повышению   личной   уверенности   у   каждого участника обучения исследовательской деятельности, его самореализации и рефлексии.   Ä Указанное   становится   возможным   через   проживание   «ситуации успеха»   не   на   словах,   а   на   деле.   Почувствовать   себя   значимым,   нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание   себя,   своих   возможностей,   своего   вклада,   а   также   личностного роста в процессе выполнения исследовательского задания.   Ø  Развивать   у   учащихся   осознание   значимости   исследовательской работы (коллективной и индивидуальной)   для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Ä Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей. Ø Развивать   исследовательские   умения:   анализировать   проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. 9 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 IV. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для   того   чтобы   ученик   захотел   участвовать   в   исследовательской   у   него   необходимо   разбудить   желание, работе,   сформировать исследовательскую   мотивацию,   т.е.   ребенок   должен   захотеть   понимать информацию   и   сообщать   ее   другим.   Поскольку   человек   –   существо социальное, он должен  ещё в школе учиться мыслить и излагать свои мысли обдуманно,   целенаправленно   решать   проблемы,   в   точности   получать   и передавать   информацию,   работать   с   литературными   источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание  делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для   того   чтобы   этому   научить,   необходимо   разбудить исследовательский интерес, задор, радость творчества. На это и направлена моя деятельность как учителя истории.  Безусловно,   очень   важным   направлением   в   деятельности   педагога является организационная деятельность учебного процесса. От того, насколько четко и логично будет организован урок, зависит степень заинтересованности учащихся.  Начиная с 5 класса, я провожу уроки практического характера. Уроки активизации   интереса   учащихся   к   истории   родной   страны   через   изучение истории   собственной   жизни   детей   их   семей   (принцип   персонификации). Самый первый урок истории в новом учебном году «История моей жизни» 10 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 посвящается истории жизни самих ребят и их семей, и начинается с беседы о том,   что   история   человечества   напоминает   «огромную   полноводную   реку, которая мощно и неудержимо катит свои волны столетие за столетием. А состоит эта река из миллиарда струек отдельных человеческих жизней». Так, что и наши с вами судьбы тоже вплетены в поток истории человечества. Они составляют   все   то,   что   мы   называем   историей   стран,   континентов,   мира вообще. Далее вспоминаем с детьми, что такое «линия времени», для чего она нужна. Затем предлагаю начертить свою «линию времени» (я на доске, а дети­ в тетрадях). На своей «линии времени» я указываю важнейшие даты своей жизни,   а   дети   в   тетрадях   ­   свои.   Часто   ученики   не   знают   многих знаменательных дат собственной жизни. Они получают задание узнать об этом у родителей. После этого я им объясняю, что моя история жизни длиннее их истории,   но   и   она   пока   застыла   на   сегодняшней   дате.   Мы   не   можем предугадать, что нас ждет в будущем, но планировать свою жизнь нужно. Я предлагаю продолжить  работу над «линией времени» дома, но вписывать они должны уже предполагаемые даты и события.  Обычно ученики оживляются при   этом   задании.   У   них   появляются   свои   мечты.   В   старших   классах   я предлагаю   составить   «линию   времени»   любой     известной   исторической личности и подумать над вопросом: «Что  нужно, чтобы достичь таких высот, как,  например, наш президент Дмитрий Медведев?». Следующим   направлением   моей   деятельности   является просветительская   деятельность.  Главной   задачей   просветительской деятельности   является   формирование   мотивационно­потребностной   сферы школьников,   расширение   их   кругозора,   насыщение   их   полезной   и   нужной информацией,   способной   изменить   их   отношение   к   собственной   учебной деятельности, к самому себе, своим способностям, знаниям и умениям.  Эта   деятельность   связана   с   выпуском   информационных   листовок   о каком­либо знаменательном событии. Например, при изучении темы «Россия в 11 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 XVII  в.»  в  конце  урока, когда  уже  подведены  итоги,  я  говорю детям: «А знаете ли вы, что такое «Белые земли»?  Дети, как правило, заинтересовываются поставленной проблемой. Далее я кратко сообщаю детям появление этого названия и предлагаю к следующему уроку подготовить информационные листовки по данной теме. (Данный вид работы, как правило, выполняют все учащиеся, так как в нашей школе самый большой   класс   ­     7   учащихся   и   самый   маленький   ­   2   ученика).   (см. Приложение   №1).   Обязательным   условием   оформления   информационного листа является сноска на источник информации.  Третьим   направлением   является  обучающая   деятельность. Обучающая деятельность направлена на то, чтобы развить кругозор учащихся, активизировать их мыслительную деятельность и, в первую очередь, развить исследовательские и коммуникативные компетенции. Этой цели служат самые различные приемы обучения учащихся.                           (см. Приложение № 2 )  исследовательская   деятельность. Исследовательская деятельность учащихся будет успешной в том случае, если она будет строиться на принципах:  Четвертое   направление   ­   это   *доступности;  * естественности;  *осмысленности;   * культуросообразности;  * самодеятельности. Принцип самодеятельности.  Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Принцип   доступности.  Занятие   исследовательской   деятельностью предполагает   освоение   материала   за   рамками   школьного   учебника,   и   это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, 12 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное   отношение   к   конкретному   ученику,   а   не   к   конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и понятно, для другого – просто и доступно. Принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования,   за   которую   берется   школьник,   не   должна   быть   надуманной взрослым.   Она   должна   быть   реальной   и   выполнимой,   интересной   и настоявшей, а значит, реально выполнимой. Принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования,   стали   действительно   личными   ценностями   ученика,   они должны   им   осознаваться   и   осмысливаться,   а   вся   деятельность   его   в   ходе исследования   должна   быть   подчинена   поиску   единого   поля   ценностей   в рамках проблемы. Принцип   культуросообразности.  Решение   его   –   это   воспитание   в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Самым   главным   принципом   является  принцип   самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Таким образом, технология исследовательской деятельности в учебном процессе   позволяет   развивать   интеллектуальные   и   творческие   способности ребенка,   дает   уверенность   в   собственных   силах,   обеспечивает   творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её (на опыте, в проекте, в олимпиадной работе, в учебной научной работе и т.п.). 13 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Учащиеся   в   процессе   обучения   исследовательской   деятельности вырабатывают алгоритм учебного исследования: ­ знакомство с литературой, ­ выявление проблемы, ­ постановка (формулирование) проблемы, ­ прояснение неясных вопросов, ­ формулирование гипотезы, ­ планирование и разработка учебных действий, ­ сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств), ­  анализ и синтез собранных данных,  ­ сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, ­ подготовка и написание (оформление) сообщения, ­   выступление   с   подготовленным   сообщением,   переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, ­ проверка гипотез, построение обобщений, ­ построение выводов, заключений. 14 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ В моей педагогической практике обучение навыкам исследовательской деятельность  можно условно разделить на три этапа.  Подготовительный этап. Учащиеся 5­6 классов. На   данном   этапе   учащиеся   обучаются   представлять   исторический материал   в   различной   форме   (с   помощью   анализа,   систематизации, творческого переосмысления): ­ составляют опорные схемы, таблицы, логические цепочки и т. д.; ­ представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки; ­ составляют презентации и сообщения и др.. (см. Приложение № 3) Переходный этап. Учащиеся 6­8 классов. Учащиеся продолжают совершенствовать свои навыки, приобретенные на первом этапе обучения, и знакомятся с новыми видами деятельности. 15 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Учащимся предлагается по желанию принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические   знания   учащихся,   их   образное   восприятие   исторических личностей,   а   также   формируется   Интернет­   культура,   т.к.   ребята   активно обращаются   к   сети   Интернет.   На   этом   этапе   продолжают   формироваться предметные   и   информационные   компетентности.   Ребята   осваивают   навыки работы   с   литературой   различного   характера,   навыки   работы   в   группе, формируется готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию. Конечным продуктом исследовательской деятельности является оформление своих   творческих   работ   в   виде   альбомов,   брошюр,   буклетов   и   т.д.   (см. Приложение № 4) Заключительный этап. Учащиеся 8 ­9 классов. Соответственно 10 – 11 классы. Учащиеся   на   данном   этапе     пробуют   свои   силы     над   написанием исследовательских   работ   и   принимают   участие   в   различных   конкурсах, конференциях, проектах. Этот этап является наиболее плодотворным в плане сотрудничества учителя и учеников в исследовательской деятельности, т.к. ребята   имеют   достаточно   стабильные   навыки   работы   с   исторической информацией и способны ею оперировать.  Роль учителя.  Роль учителя при выполнении исследовательской работы изменяется в зависимости от этапов работы. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник.     Он   не   просто   передает   знания,   а   обеспечивает   деятельность школьников, то есть: Консультирует.  Учитель   провоцирует   вопросы,   размышления, самостоятельную   оценку   деятельности,   моделируя   различные   ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации работы учитель – это 16 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.  Мотивирует.  Высокий   уровень   мотивации   в   деятельности   –   залог успешной работы над исследовательским проектом. Во время работы учитель должен   придерживаться   принципов,   раскрывающих   перед   учащимися ситуацию исследовательской деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.  Помогает.  Помощь   учащимся   в   результате   исследовательской деятельности выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в исследовательской деятельности – минимальный их   набор   учащийся   должен   был   усвоить   на   уроках;   другие   необходимые сведения   получить,   работая   над   сбором   информации   на   различных   этапах исследовательской работы. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки   или   ошибки   в   действиях   учащегося,   несостоятельность промежуточных   результатов.   Он   провоцирует   вопросы,   размышления, самостоятельную   оценку   деятельности,   моделируя   различные   ситуации (например,   учителем   осуществляется   организация   групповой   дискуссии; постановка   вопросов,   ответы   на   которые   ученику   заведомо   неизвестны; постановка   вопросов,   ответы,   на   которые   прозвучат   абсурдно,   раскрывая противоречия   в   решениях   и   способах   деятельности;   помещение   в пространство   классной   комнаты   предметов,   порождающих   определенные ассоциации). Наблюдает.  Наблюдение,   которое   проводит   руководитель исследовательского проекта, нацелено на получение им информации,  которая позволит   учителю   продуктивно   работать   во   время   консультации,   с   одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной, компетентностей учащихся, с другой.  коммуникативной     и   социально­личностной 17 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Роль   ученика.  Роль   учащихся   в   учебном   процессе   принципиально меняется   в   работе   над   исследовательским   проектом:   они   выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:  не участвовать ни в одном из текущих исследовательских проектов;  участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;  В любой момент могут начать новую исследовательскую работу.  С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация   неопределённости   при   выполнении   работы   вызывает   у   учащихся   которые   носят   объективный   характер. специфические   сложности, Преодоление   этих   трудностей   является   одной   из   ведущих   дидактических   При   этом   у   учащихся целей   метода   исследовательских   проектов.   вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика  изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:  Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое   ученику,   является   не   только   фактором   мотивации, формируя   чувство   причастности.   Выбор   должен   закрепиться   в   сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;  Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в   работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволят   освоить   еще   одну   ролевую   позицию.  Выход   за   пределы   школы   в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В 18 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 отношении   взрослых   происходит   переход   с   позиций   социальной инфантильности   (он   –   ответственный   опекун,   я   –   безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).  Оценивает.  На   каждом   этапе   возникают   различные   объекты   оценки. Учащийся   оценивает   «чужой»   продукт   –   информацию   с   позиции   её полезности   для   своей   работы,   предложенные   идеи   с   позиции   их реалистичности. В тоже время он оценивает продукт своей деятельности и себя   в   процессе   этой   деятельности.   Для   того   чтобы   научить   учащихся адекватно   оценивать   себя   и   других,   необходимо   дать   им   возможность поразмышлять   над   тем,   что   дало   каждому   из   них   участие   в   работе   над исследовательским проектом, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных   последствий   деятельности,   понимание   ошибок   усиливает мотивацию   для   дальнейшей   работы.   Подобная   рефлексия   позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро­ и макросоциуме. Ученик  –  субъект   обучения,  учитель  –  партнёр,  создающий   условия. Технология исследовательской деятельности   – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путем самообразования.     19 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 VI. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования,   можно   сделать   следующие   выводы:   усвоение   алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения 20 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1   учащиеся учащихся;   значительно   расширяются   знания   учащихся;   вооружаются   универсальными   способами   учебной   деятельности. Исследовательская   деятельность   учащихся   дает   импульс   к   саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке, формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.  Исследовательская   деятельность   учащихся   является   наиболее эффективным   средством   углубления   и   расширения   приобретенных   знаний, умений,   навыков   и   способствует   выведению   их   на   более   высокий   уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал «мертвым» грузом, а активно использовался и самими учащимися, и преподавателями, как во внеурочной,  так и в урочной деятельности.   Так   результатом   внеурочной   деятельности   является   сбор краеведческого материала учащимися, написание исследовательских работ по краеведению.   Учащиеся   под   моим   руководством   являются   активными участниками конференций, конкурсов   различного уровня (муниципального, регионального,   всероссийского),   где   неоднократно   являлись   лауреатами, призерами и победителями. (см. Приложение № 5) Исследовательские   работы   учащихся   (в   кратком   содержании) опубликованы   в   сборниках:   «Социально­экономическое   и   культурное развитие   России»   (материалы   Всероссийской   научно   –   практической конференции   с   международным   участием);   «Никто   не   забыт   …   Ничто   не забыто…»   (сборник работ учащихся, посвященный Великой Отечественной войне) (см. Приложение № 6). Имеется две публикации и в Интернете на сайте   Фестиваля   исследовательских   и   творческих   работ   учащихся   занимающиеся «Портфолио»   (см. исследовательской   деятельностью,   являются   активными   помощниками   в   Приложение   №   7).   Учащиеся, проведении   внеклассных   мероприятий   по   истории.   В   прошедшем   учебном году был проведен урок Памяти, посвященный 65­летию Победы в ВОВ, где 21 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 учащиеся , наряду со взрослыми педагогами – наставниками,   выступали с докладами, рассказывая  об участии наших односельчан в военных действиях, в тылу и т.д. Не менее ярким прошло внеклассное мероприятие, посвященное дню   Памяти   жертв   политических   репрессий,   проведенное   совместно   с заведующей сельской библиотекой Е.А.Лапковской. (см. Приложение № 8). Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества:  умения   организовывать   свою   работу   (организация   рабочего   места, планирование работы);  умения   и   знания   исследовательского   характера   (выбор   темы исследования,   целеполагание   как   этап   деятельности,   умение выстроить   структуру   исследования, общелогические методы, поиск информации);   методы   исследования,  умения   работать   с   информацией   (виды   информации,   источники информации,   научный   текст,   термин,   понятие,   смысловые   части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, вывод, формулировка выводов,   логика   изложения,   конспект,   приемы   конспектирования, условные   знаки,   доказательство:   аргументы,   факты,   вступление   и заключение);  умения представлять результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). Организация научно­исследовательской деятельности способствует формированию не только социально­личностных компетенций учащихся, но и способствует развитию социально­активной личности. БИБЛИОГРАФИЯ 22 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 1. Зимняя,   И.А.   Ключевые   компетентности   как   результативно­целевая основа  компетентностного  подхода   в образовании.  Авторская  версия [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 – р. 3. Мишина, И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования [Текст]   /   И.А.Мишина   //   Преподавание   истории   обществознания   в школе. – 2007 № 6. – С. 25­29 4. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении [Текст] / И.С.Сергеев // Преподавание истории обществознания в школе. – 2004 № 3. – С. 29­40 5. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под редакцией Д.Н.Ушакова. М.,  6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] /А.В.Хуторской // Интернет­журнал «Эйдос». –    htm, 2002   –   Режим   доступа: свободный.  .  ru   /  journal  /2002/0423.    http   ://   www   .  eidos     7. Щербакова,   В.В.  Формирование  ключевых   компетенций   как   средство развития   личности   [   Текст]   /   В.В.Щербакова   //   Высшее   образование сегодня. – 2008 № 10. – с. 39­41. 23 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1                                        ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 24 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Приемы работы на уроке. Приложение № 2 «Пометки на полях». Учащиеся читают новый текст и на полях учебника или отдельном листке помечают, что знают, знаком «+», новую информацию ­ «­», желаемое узнать из дополнительных   источников  ­   «!».   Только   после  такого  прочтения,  обобщения всего   знакомого   учитель   останавливается   на   неизвестном,   новом   материале. Здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими учащимися. Они анализируют   имеющийся   у   них   запас   знаний,   субъективного   опыта,   проводят систематизацию материала и его преобразование в вопросы дальнейшего, более глубокого осмысления.  «Сокровищница человеческих ценностей». Завершая ту или иную большую тему, в «сокровищницу» записывается все то положительное, что, возникнув в прошлом, сохраняет свое значение и поныне. «Рефлексия себя в уроке». Ученикам предлагается оценить по десятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело». Заготовку трех векторов на полях тетради учащиеся осуществляют дома. По итогам урока они оценивают: ­ «Я»: как работал: допускал ли ошибки? ­ «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я­им? ­ «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? Этот   самоанализ   «на   полях»   помогает   учителю   наблюдать   динамику развития   критического   отношения   учащегося   к   себе,   к   окружающим,   но   не   с целью подчеркнуть их недостатки, а е целью коррекции собственных умений. Самооценка   учащегося   сопоставляется   с   формой,   композицией,   содержанием урока. 25 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Алгоритм осуществления системной рефлексии на учебном занятии: «Я» ­ как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой; «Мы»   ­   насколько   комфортно   мне   работалось   в   малой   группе;   помогал товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой; «Дело» ­ я достиг цели обучения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы (для практики, просто интересно), в чем я затруднялся, как мне преодолеть свой проблемы. Прием   «Чтение   с   остановками».  Текст   для   самостоятельной   работы учащихся учитель составляет сам или подбирает из дополнительной литературы (можно   использовать   текст   учебника).   Текст   должен   содержать   последова­ тельное   изменение   мысли.   Учитель   разбивает   его   на   отдельные   части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине или конец абзаца). Затем учитель задает вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете,   о   чем   пойдет   речь   в   тексте   дальше?).   Ученики   высказывают   свои суждения,   читают   текст   дальше   и   сопоставляют   свои   предложения   с   прочи­ танным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели его продолжения).   «Эссе».  Это   пятиминутное   письменное   задание,   которое   помогает учащимся   подытожить   свои   знания   по   изучаемой   теме   и   дает   учителю представление о восприятии темы школьниками. «Синквейн»  ­   пятистишие,   по   содержанию   отвечающее   научаемой проблеме. По форме представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление/ убавление слова (от 1 до 5 или наоборот).   Обычно   каждая   строка   описывается   конкретной   частью   речи:   5 существительных,   4   прилагательных;   3   глагола,   фраза   ­   кульминация; эмоциональное отношение. «Атака мыслей»  ­ решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга». Применяется при   опросе,   изучении   нового   материала,   при   повторении   и   обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов. «Огонь   по стоящим»  ­   вопросы  задаются  стоящим   у  доски  нескольким ученикам; высокое интеллектуальное напряжение, осмысление материала. 26 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Приложение № 3 «Чудеса света» Храм богини Артемиды (Васюкович Н.). Статуя Зевса в Олимпии (Лаврентьев С). Фаросский маяк (Пестова С). Пирамида в Египте (Полубоярцев К). 27 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Приложение № 4 Творческие работы учащихся (брошюры, буклеты) 28 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Приложение № 5 Таблица результатов участия  учащихся в различных конференциях, конкурсах … Учеб ный год. ФИ учащегося, класс, название работы, Наименование конкурсов,  НПК Результат Рецензия 29 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 призовое Почетная грамота I  место в   номинации «Мои земляки». Удостоверен ие участника . Рекомендова на для участия   на регионально й НПК Почетная грамота. Свидетельст во участника.   Диплом участника Удостоверен ие участника Диплом участника Районная НПК  НОУ «Эврика» XXXIX  региональная  НПК  школьников  и учащейся  молодежи  Омской  области I  Всероссийский  конкурс  «Гайдар.  Время. Мы». Районная   НПК НОУ «Эврика» I  Всероссийский  конкурс  «Гайдар.  Время. Мы». 2006­ 2007 1. Авсейко А.  10 кл. «Человек  на Земле» 2.   Ануфриенко О. 11кл. «Махнев  Александр Родионович –  мастер своего  дела»     трудов истории Рецензент   к.и.н.,   доцент кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. посвящена «…работа   изучению   и общественной   деятельности передовой доярки А.Д.Кадасюк   и   ее   вклада   в развитие   животноводства   в селе Ермаковка… Исследовательские   задачи решены. Рекомендована для участия в НПК региона.»     истории   доцент Рецензент   к.и.н., и кафедры   гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. «…   особое   внимание уделено   роли   директора колхоза   им.   Жданова Махнева А.А. Цели и задачи достигнуты и решены…» 30 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 3.  Бондаренко О. 11 кл. 1). «По следам былого времени»   (О тружениках тыла) 2007­ 2008 1.  Васильева Т. 8 кл. «Память горьких   лет жестока»   (об узниках фашизма) призовое Почетная грамота I  место в   номинации «Летопись родного края» Удостоверен ие участника Диплом участника Почетная грамота. Свидетельст во участника. Рекомендова на для участия   на регионально й НПК Свидетельст во участника.   Свидетельст во участника. Районная   НПК НОУ «Эврика» I Всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы». Районная   НПК НОУ «Эврика» 29   февраля 2008г. Районная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»  29   февраля 2008г. X  областная краеведческая конференция «Летопись Сибирских деревень» 24­29   марта 2008г.   истории     истории Рецензент   к.и.н.,   доцент кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. «…работа посвящена   актуальной   теме   участия тружеников тыла в ВОВ и их роли   в   победоносном завершении… К исследованию проблем темы материалы привлечены   периодической   печати, воспоминания   участников событий   того   времени… Исследовательские   задачи решены»   доцент Рецензент   к.и.н., кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГПУ в г. Таре Суриков О.Ю. «…работа содержит богатый фактический   материал, грамотно   и написана   волнующим языком… каждая   из   глав   обладает достоинствами, своими удачной   и наиболее значимой в исследовательском   плане является   вторая   глава, посвященная     конкретному человеку  и его трагической судьбе.   Автору   удалось проанализировать   проблему отношения   к   малолетним узникам   в   разные   периоды послевоенной отечественной истории   и   ее   современное состояние…. Работа является   самостоятельным исследованием,   ее   цель           31 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 достигнута,   она   отвечает предъявляемым требованиям…» 2.  Лычкин М.  9 кл. «Человек тыла. трудовая жизнь, культура быт»   Его   и 3. Патрахина Е.  9 кл.   истории   доцент Рецензент   к.и.н., кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. «… работа посвящена одной из   актуальных   военно­ патриотических тем локальной   истории…   к исследованию   привлечена большая источниковая база…   это   позволило положительно решить поставленные исследовательские   задачи   и высоко   оценить   данную работу…» Рецензент   к.и.н.,   доцент кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре истории         32 НПК IV  «Вагановские чтения – 2008» 3­4   апреля 2008г. XXXX  региональная  НПК  школьников  и учащейся  молодежи  Омской области, Апрель 2008г. Районная   НПК НОУ «Эврика» 29   февраля 2008г. Районная   НПК «Летопись сибирских деревень»   29 февраля 2008г. Благодарств енное письмо. Свидетельст во участника. Диплом лауреата  XXXX  региональна я  НПК  школьников  и учащейся  молодежи  Омской области Свидетельст во участника. Свидетельст во участника. Почетная грамота. Свидетельст во участника. Районная   НПК НОУ «Эврика» 29   февраля 2008г. Почетная грамота. Свидетельст во участника 2 0 1 1 Свидетельст во участника. Благодарств енное письмо. Свидетельст во участника Свидетельст во участника. Благодарств енное письмо. Свидетельст во участника Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» «Кровавое колесо репрессий» 2007­ 2008 4.  Игнатьева Н. 11кл. «Развитие образования   в с. Ермаковка» НПК Районная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»  29   февраля 2008г. IV  «Вагановские чтения – 2008» 3­4 апреля   2008г. Районная   НПК НОУ «Эврика» 29   февраля 2008г. IV  «Вагановские чтения – 2008» 3­4 апреля 2008г НПК     ее   изучение. Кудланов В.В. «… Тема актуальна, но мало изучена,   поэтому   автор вносит   существенную   лепту в   К исследованию были привлечены   …нормативно­ правовые   и   статистические данные…   это   позволяет высоко оценить практическую   значимость работы…»         истории   доцент Рецензент   к.и.н., кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОМ ГПУ в г. Таре  Суриков О.Ю. «…   научно­ тема исследовательской   работы актуальна…   написана интересно, отражает личную заинтересованность автора и ее   понимание   важности сохранения   исторической памяти   о   замечательных людях и их делах. …работа является   самостоятельным исследованием, имеет практическое   значение   и может считаться определенным   вкладом   в краеведческую науку.     33 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Диплом  III степени. Областной конкурс «Корнями дерево сильно» в рамках программы «Мой   род»   на территории РФ     Васильева 5. Т. 8 класс.   «За   именами даты   –   за датами история   моей семьи» 6.   Патрахина А. 8 класс. «История семьи Патрахиных»   истории Рецензент   к.и.н.,   доцент кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. «   …   автор   проследила историю   своего   рода   до середины  XIX  века…   о своей   семье   Таня   пишет   с теплотой,   дополняя   образы своих   родственников   фото из   семейного   архива…все исследовательские   задачи решены…   рекомендовать участие   работы   во   всех историко­генеалогических конференциях Сибири»   доцент Рецензент   к.и.н., кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. посвящена «…работа   изучению подробному своего   генеалогического древа… материал творчески переработан   и   проблемно­ хронологически   изложен   в работе…аналитическая работа заслуживает высокой оценки…» истории     34 Диплом участника Областной конкурс «Корнями дерево сильно» в рамках программы «Мой   род»   на территории РФ 2 0 1 1 Диплом участника Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 7.  Лаврентьев С.  7 класс. «Мое родословное древо» Областной конкурс «Корнями дерево сильно» в рамках программы «Мой   род»   на территории РФ     истории Рецензент   к.и.н.,   доцент кафедры   и гуманитарных   дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре Кудланов В.В. «…   автором   привлечен большой   и   многогранный материал   личных   архивов семьи его рода … в работе отражены   многие   аспекты жизнедеятельности   рода сибиряков,   материал   может быть востребован музеями и историками­краеведами…» 35 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 2008 – 2009 учебный год  36 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Клас с 8 ФИ учащегося, название работы Патрахина Алена  «По следам исчезнувших деревень» (Ново­ Троицк, Глубокая Речка Тарского района) Участие, результат 1.  Районная  краеведческая конференция           «Летопись сибирских деревень»       Грамота 2 место.  2. XIV  муниципальная   научно­практическая конференция школьников Грамота лауреата 3. XI  областная   краеведческая   конференция «Летопись сибирских деревень»  Сертификат участника 4. XLI  региональная   научно­практическая конференция   школьников   и   учащейся молодежи.  Диплом лауреата 1.  Районная  краеведческая конференция           «Летопись сибирских деревень» ­ Сертификат участника 2. XI  областная   краеведческая   конференция «Летопись сибирских деревень»  Диплом 1 место  3.  XV  муниципальная   научно­практическая   конференция школьников   Сертификат участника 1. XI    Всероссийский   конкурс   исторических исследовательских   работ   старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век»   Благодарственное письмо 1. Районная  краеведческая конференция           «Летопись сибирских деревень» ­ Сертификат участника 2.  XV  муниципальная   научно­практическая   конференция школьников  9 10 Васильева Татьяна   «Поставим памятник деревне» (об исчезнувшей деревне Лифляндка Тарского района) Васильева Татьяна  «Память   горьких лет   жестока»   (об узниках фашизма) Патрахина Елена «Память сердца (к 100­летию д. Новоермаковка)  Сертификат участника 3. XI    Всероссийский   конкурс   исторических исследовательских   работ   старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век»   37 Благодарственное письмо Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 2009 – 2010 учебный год  38 Клас Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» Участие, результат 2 0 1 1 с 8 ФИ учащегося, название работы Асташов Алексей Т-3485» «Средний танк Лаврентьев Сергей «Автомат АК-47» Сергей Лаврентьев Блестящие на Курской победы (Битва Полубоярцев «Реактивная залпового огня дуге) Кирилл система БМ-13 Полубоярцев Сталинградска "Катюша"» Кирилл я битва 1. Областная научно-практическая конференция «Поклонимся великим тем годам». Диплом (дипломант конкурса) 1. Областная научно-практическая конференция «Поклонимся великим тем годам». Диплом (дипломант конкурса) 2. Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1. Областная научно-практическая конференция «Поклонимся великим тем годам». посвященный Диплом (дипломант конкурса) 2. Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1. Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1. Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1. Районная научно-практическая конференция «Ратные страницы истории Отечества» Сертификат участника 39 9 Иванюк Мария «Все для фронта, все для победы» Карпец Александр «Битва за Москву» Патрахина Алена «А как мы фронту помогали…» воспоминания м тружениц ( По Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 2010­2011 учебный год 40 Клас Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» с Участие, результат ФИ 2 0 1 1 1. Ученическая научно-практическая конференция «Социально- экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара) Благодарственное письмо. 2. Ученическая научно-практическая конференция «Социально- экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара) Благодарственное письмо. 3. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Публикация в Интернете E-mail:[email protected] Диплом 4. XI Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» 5. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Публикация в Интернете E-mail:[email protected] Диплом творческий 6. Муниципальный конкурс «Это нашей истории строки – 2011» Почетная грамота – 1 место в номинации «Поисково- исследовательская работа» 7. Ученическая научно-практическая конференция «Социально- экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара) Сертификат участника 41 1. Телекоммуникационный конкурс «Война в истории народов», посвященная 66-летию Победы. Диплом 2 место 9 учащегося Лаврентьев Сергей Полубоярцев Кирилл Васильева Татьяна «Поставим памятник деревне» (об исчезнувшей деревне Лифляндка Тарского района) Васильева Татьяна «Никто не забыт?!» О погибших в Великую Отечественну ю войну жителях Ермаковского сельского поселения. Васильева Татьяна «Память горьких лет жестока» (Об узнице фашизма Яковлевой Г.П.) Команда «Внуки Победы» 11 7-8 кл Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 Таблица результатов участия в олимпиадах муниципального этапа Учебный Предмет ФИ участника, класс Результат год Полубоярцева М., 10 класс Призер  2009­2010 История  Полубоярцева М., 11 класс Призер 2010 ­ 2011 История  Призер История  Булыгина Ю., 7 класс Обществознание Ларионова А., 7 класс Призер Публикации работ в сборниках Приложение № 6. 42 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1     Заглавная страница     Сайт ИД «Первое сентября»   Приложение № 7. № работы:    43 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 РАЗДЕЛЫ Конкурс «Учебный проект»  Научно­исследовательские  работы: Астрономия, космонавтика и  авиация Биология География История, археология Искусствоведение Лингвистика Литературоведение Математика Религиоведение Экономика, социология и право Физика Химия Здоровье человека Физкультура и спорт Экология Художественное творчество Техническое творчество Информационные технологии Литературное творчество Музыкальное творчество Краеведение В помощь учителю Работа, представленная на фестиваль "Никто не забыт?!"  (О погибших в  ВОВ жителях  Ермаковского  сельского  поселения) № работы: 589072 Разделы: История, археология, Краеведение Автор: Васильева Т.Д., 11­й класс, МОУ "Ермаковская СОШ" Руководитель: Васильева Н.И., учитель истории и  обществознания, МОУ "Ермаковская СОШ" Описание работы:  Работа посвящается погибшим в годы Великой  Отечественной войны ермаковцам и их родственникам. В  работе систематизированы списки погибших солдат  Ермаковского сельского поселения. Эта работа ­  благодарная дань послевоенных поколений тем землякам и  односельчанам, кто отстоял свободу и независимость  отечества, мир и счастье на родной земле. Порядок знакомства:  В начале названия файлов стоит порядковый номер для  знакомства. Рекомендуемые программы  Контактная информация: E­mail: [email protected] Архив материалов:589072.zip (9.09 МБ) День Памяти жертв политических репрессий Приложение № 8. 44 Описание педагогического опыта. Васильева Н.И. КОУ «Ермаковская СОШ» 2 0 1 1 День Памяти, посвященный 65­летию Победы в ВОВ 45

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017