«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»
Оценка 4.7

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
история
Взрослым
14.12.2017
«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»
Статья из опыта работы, по использованию на уроках истории отрывков из художественных произведений и просмотра кинофрагментов с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитания патриотизма, гражданственности, милосердия, справедливости и т.д.. В статье приведены названия художественных произведений и исторических кинофильмов используемых на уроках.
духовно-нравственное_воспитание_васильева_н.doc
«Духовно­нравственное   воспитание   на   уроках   истории   через   использование художественных произведений и кинофрагментов» Васильева Наталья Ивановна, natali Бюджетное   общеобразовательное   учреждение   «Ермаковская   средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области, учитель истории и обществознания     29   history      @   mail  .  ru    Современное   общество   претерпевает   серьезные   изменения.   Произошла   смена нравственных   ценностей.   Подрастающее   поколение   все   больше   и   больше   увлекает Всемирная паутина. В настоящее время нашим детям открываются знания, которые были ранее недоступными, благодаря огромным информационным возможностям. Безусловно, Интернет оказывает огромное влияние на формирование духовно­нравственных ценностей, вовлекая детей в активную деятельность, но мощный бесконтрольный информационный поток     пагубно   влияет   на   подростков,   ищущих   духовно­нравственные   ориентиры. Информация,   выложенная   в   Сети,   может   не   только   направить   энергию   подростков   на преобразование мира, но и на его разрушение. Перед школой и перед каждым педагогом встает ряд проблем негативного влияния информационной среды  на развитие личности ребенка. Поэтому проблема  духовно­нравственного  воспитания  становится  как никогда актуальной.  Духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой   задачей   современной   государственной   политики   Российской   Федерации     в области образования.  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России формулирует основные цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, определяет     формы   и   методы   духовно­нравственного   развития   гражданина   России   в процессе урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.  «Давать   знание   и   воспитывать   нравственного   человека   —   это   основные   задачи образования»,   ­   отметил   Президент   Российской   Федерации   В.В.   Путин   в     ежегодном Послании Федеральному Собранию  1 декабря 2016 года.  Моральные   и   духовные   ценности   нельзя   навязать   ребенку,   они   приобретаются совместными усилиями, усилиями семьи и школы. Воспитать духовно развитую личность, научить   нравственным   основам   можно   только   через   практические   дела,   конкретные жизненные примеры. Всё то, что ребенок переживает и усваивает в детские годы, отличатся большей психологической устойчивостью, чем  у более взрослого человека.  В Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из   приоритетных   задач   общества   и   государства   является   воспитание,   социально­ педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России…». В   современных   образовательных   учреждениях   в   настоящее   время   реализуется огромное количество разнообразных программ, направленных на воспитание обучающихся. Программа   по  духовно­нравственному   воспитанию   не  является   исключением.   Духовно­ нравственное   воспитание   в   нашем   образовательном   учреждении     проводится   с   целью формирования высших моральных ценностей, таких как:  гуманные (дружелюбные) отношения между детьми;  чувство долга, ответственности за своё поведение;  трудолюбие и потребность в труде;  бережливое отношение к природе;  ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь; «честь», культура общения;  самопознание и самовоспитание. Преподаваемые   мною   учебные   предметы:   история   и   обществознание   ­   обладают широкими возможностями  для развития духовно­нравственного воспитания школьников. Каждый раз, готовясь к уроку, очень сложно определиться с целями и задачами урока. Передо мной всегда остро стоит вопрос: «Как лучше преподнести материал обучающимся, чтобы они могли усвоить не только исторические факты и понятия, но и прочувствовать происходившие   события,  пережить  душевно  трагические   страницы   нашей  истории   и  те исторические   события,   которыми   мы   гордимся?».   Практически   каждая   тема   урока содержит богатый и ценный материал для воспитания духовно­нравственных ценностей. К основным   духовно­нравственным   ценностям   принято   относить   такие   понятия,   как: «патриотизм»,   «милосердие», «справедливость», «доверие», «стремление  к миру во всём мире», «межнациональное и межкультурное разнообразие», «толерантность», «прогресс» и «сотрудничество» и т.п.   «гражданственность»,   «свобода», Ш. А. Амонашвили отмечал: «Если вы … учитель истории, не страшно, что Ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если Вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, Ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили…». В соответствии с ФГОС мы, педагоги, должны научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать   знания,   принимать   самим   решения.   Таким   образом,   традиционная   цель исторического  образования  – усвоение   и  запоминание  фактической  истории  уже  давно ушла в прошлое.  Современное преподавание уроков направлено на обеспечение перехода от   передачи   знаний   к   развитию   творческих   способностей   каждого   обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно­деятельностного   подхода   и   придания   образовательному   процессу воспитательной функции.  В современных учебниках истории имеется перечень произведений художественной литературы,  рекомендованный  для прочтения, даются ссылки на ресурсы Интернета. Но, как правило, обучающиеся не заинтересованы в самостоятельном прочтении тех или иных книг,   самостоятельном   поиске   дополнительной   информации.   Практика   преподавания истории убеждает меня в том, что не следует забывать о художественной литературе   и исторических   кинофильмах,   воспитавших   уже   не   одно   поколение.   Художественные произведения   являются   одним   из   эффективных   средств   духовного,   нравственного   и эстетического  воспитания. Живость и конкретность художественного образа усиливают картинность   повествования,   что   облегчает   восприятие   исторического   прошлого. Происходит воздействие на личность обучающегося, на его ум, чувство, волю, вызывает сочувствие, восхищение. Приведу примеры использования художественных произведений и кинофрагментов на   уроках   истории   с   целью   духовно­нравственного   воспитания   и   развития   личности школьника. Например,  изучая  тему  «Отечественная  война   1812  г.»  в  8  классе,  свой  урок  я начинаю с цитирования знаменитого стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», на этой основе   мы   определяем   не   только   тему   урока   и   ставим   задачи   на   урок,   но   у   детей появляется желание узнать как можно больше исторических фактов о данных событиях. На следующих   этапах   урока   мною   применяются   документы,   кинофрагменты. Сложно представить, каким страшным был бой на Бородинском поле, а кадры художественного фильма «1812 год» не только оживят, но и надолго останутся в памяти.  При просмотре кинофрагментов перед ребятами предстают герои этой войны, на их подвигах и героизме и происходит воспитание патриотизма, чувства гордости. В   произведении Л.Н. Толстого «Война   и   мир»   есть   отрывок,   который   дает   нам   четкое   представление   об   облике Наполеона.  Произведение   Н.А.   Некрасова   «Кому   на   Руси   жить   хорошо»   использую   при изучении темы «Крепостное право» по истории России в 8 классе. При изучении темы «Начало Первой мировой войны» в 9 классе  использую отрывок из произведения Евгения Авдиенко «Последние солдаты империи». Изучая тему «Монгольское нашествие на Русь», уместно зачитать отрывок поэта А.А. Навроцкого из поэмы «Злой город».  При подготовке к уроку следует тщательно отбирать материал не для украшения урока и развлечения обучающихся, но и для помощи в познании исторического прошлого, для   использования   его   с   целью   именно   духовно­нравственного   воспитания.   Следует учитывать   длительность   использования,   как   художественных   произведений,   так   и кинофрагментов,   не  стоит   ими   и   злоупотреблять.   Если   педагог   сможет   заинтересовать ребенка, увлечь его, то у такого ребенка появится желание самому прочитать произведение или просмотреть фильм дома. Вот здесь помощником как раз будет Интернет, где можно найти интересующее произведение или фильм.  Большой   воспитательный   потенциал   несут   именно   старые   фильмы   из   «Золотой коллекции», в которых сохранялась стилистика языка конкретной эпохи.  При изучении соответствующей темы на своих уроках я использую кинофрагменты, которые предлагаю посмотреть своим ученикам дома: ­   исторический   фильм   «Петр   Первый»   по   роману   Алексея   Толстого   о   жизни   и государственной деятельности, преобразователя России XVIII века царя Петра I, начиная от Нарвской битвы. (В настоящее время в Интернете можно скачать обе версии фильма — подлинную 1937—1938 гг. и «восстановленную»). ­   «Александр   Невский»   —   советский   художественный   исторический   фильм   о древнерусском   князе,   одержавшем   победу   в   битве   с   рыцарями   Тевтонского   ордена   на Чудском   озере   5   апреля   1242   года.   Относится   к   плеяде   классических   советских исторических   фильмов   1930­х   годов   и   считается   одной   из   лучших   работ   Сергея Эйзенштейна. «Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году. ­ «Минин и Пожарский» — советский исторический художественный фильм 1939 года   об   организации   купцом   Мининым   и   воеводой   Пожарским   Второго   народного ополчения во время польской интервенции в 1611—1612 гг. Экранизация повести Виктора Борисовича Шкловского «Русские в начале XVII века». ­ «Суворов» — художественный историко­биографический фильм, снятый в 1940 году.   Фильм   рассказывает   о   великом   русском   полководце,   генерале   ­   фельдмаршале Александре   Васильевиче   Суворове.   В   духе   времени   создания   фильма   рассматриваются эпизоды из жизни полководца в 1794—1799 гг. ­  «Кутузов»  — советский  художественный   фильм  1943  года. Фильм  охватывает события войны 1812 года и рассказывает о личности Михаила Илларионовича Кутузова, светлейшего князя Смоленского — русского полководца, фельдмаршала, ученика А. В. Суворова. ­ «Иван Грозный» — советский художественный исторический фильм — биография. Фильмы: «Адмирал Нахимов» ­ 1946г.; «Адмирал Ушаков» ­ 1952г.; «Герои Шипки» ­ 1954г. Фильмы про учёных «Пирогов», «Академик Иван Павлов», «Жуковский» ­ об отце русской   авиации,   «Александр   Попов»   ­   изобретателе   радио,   про   путешественников «Пржевальский», «Миклухо­Маклай»), композиторов «Мусоргский», «Глинка». Огромное   количество   произведений   и   кинофильмов   посвящено   теме   «Великая Отечественная война». Документальные фильмы о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве,   грамзаписи   песни   «Священная   война»,   стихи,   посвященные   военной   теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации и т. п. производят огромное впечатление на обучающихся.  В своей практике использую фрагменты художественных фильмов на разных этапах урока:   в   начале   урока   –   для   актуализации,   мотивации,   постановки   проблемы   или проблемной   ситуации;   в   ходе   изучения   нового   материала   –   поиск   необходимой информации, решение проблемы, в конце занятия – для закрепления полученных знаний. А также на обобщающих уроках. Таким   образом,   считаю,   что   использование   художественных   произведений   и кинофильмов   обладает   высоким   образовательным   и   воспитательным   потенциалом. Воспитывается чувство патриотизма, любовь к Отечеству, уважение к  истории и культуре, сопричастность   к  героической   истории   Российского   государства.     Хочется   верить,   что именно   школа   и   педагог   посеют   в   душе   детей   доброту,   человечность,   чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств», и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны. Библиографический список  1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. ­ М.: Мысль. ­ 2008. ­ С. 15­45.  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. – Просвещение, 2012. – 29 с.  3. Ильенков Э.В. Личность и творчество. – М. – 1999. – 272 с.  4. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. ­ М.: Просвещение, 1983.  5.   Письмо   Минобрнауки   России   от   14.12.2015   N   09­3564   «О   внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».  6. Послание Президента Федеральному Собранию. . [Электронный ресурс] –  ­ Режим доступа:    http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379   7. Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания   и   социализации   учащихся   /   П.В.   Степанов   //   Управление   воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 1. – С. 93­100.   8. Федеральный государственный образовательный стандарт от 17 мая 2012 г. № 413.

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории через использование художественных произведений и кинофрагментов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2017