Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности
Оценка 4.7

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
информатика +1
10 кл—11 кл
21.01.2017
Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности
В работе представлены теоретическая база и система работы по использованию интегрированного обучения применительно к предметным областям "информатика" и "математика". Особое внимание уделено структуре и особенностям интегрированного урока. Представлены конкретные примеры возможной интеграции в различных формах (уроки, исследовательские проекты, внеклассные мероприятия).
Описание системы работы.doc
ОПИСАНИЕ  СИСТЕМЫ РАБОТЫ Интегрированное обучение как одно из направлений всестороннего и целостного развития личности учащихся в информационном обществе Выполнила учитель математики, информатики и ИКТ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6  МО «Ахтубинский район» Мурзакова  Елена Сергеевна 2016 год Оглавление I. Теоретическая интерпретация опыта 1.1. Теоретическая база 1.2. Актуальность и проблематика темы исследования 1.3. Условия возникновения и становления опыта 1.4. Сущность опыта 1.5. Компоненты опыта 1.6. Область применения опыта 1.7. Продуктивность опыта 1.8. Внедрение опыта II. Система работы. 2.1. Концепция интегрированного обучения   Интегрированный   урок   как   средство   реализации 2.2. интеграции знаний 2.3. Процесс интеграции математики и информатики III. Результативность IV.   Заключение Мурзакова Елена Сергеевна 2 3 3 3 5 6 6 7 7 8 8 12 12 13 15 16 V.    Литература 17 Интегрированное обучение как одно из направлений всестороннего и целостного развития личности учащихся в информационном обществе «Мир един, но человек в своём  неведении дробит его на части». I. Теоретическая интерпретация опыта. 1.1. Теоретическая база. В   своей   профессиональной   деятельности   я   сочетаю   традиционные   и новые  формы,  методы, средства  обучения.  В  ходе  работы по  данной теме опираюсь на следующие теоретические разработки и труды:  Концепция интегрированного обучения. И. С. Костарев.  Интегрированное обучение. Нуреева Н. Г. Также  регулярно читаю  статьи  по  данному  вопросу  в специализированных журналах   и   газетах   («Информатика   в   школе»,   «Математика   в   школе», «Учитель», «Учительская газета» и другие). 1.2. Актуальность и проблематика темы исследования. В условиях модернизации Российского образования первейшей задачей образовательной   политики   является   достижение   современного   качества Мурзакова Елена Сергеевна 3 образования,  его   соответствия   актуальным   и   перспективным   потребностям личности, общества и государства. В   общеобразовательной   школе   основное   внимание   традиционно уделяется   накоплению   знаний,   в   современный   же   период   необходимо подготовить   выпускника,   умеющего   применять   свои   знания   в   реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие   объемы   информации,   овладевать   современными   средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Интеграция   информатики   и   информационных   технологий   с   другими общеобразовательными   предметами   является   реальной   необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования и повышения качества обучения.   Главная   цель   интеграции   —   создание   у   школьника   целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.  Специфика   информатики   и   математики   на   их   современном   уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции. Введение в школьную программу информатики даёт возможность снять многие возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у учащихся к  математическим проблемам, показать возможность их решения   новыми,   нестандартными   методами:   алгоритмизацией   решения сложных   задач   на   компьютере,   возможностью   смоделировать   и   наглядно увидеть математические процессы и управлять этими процессами и т. д. Помимо   этого,   комплексный   подход   к   обучению   естественно­ математическим   предметам   на   основе   информатики   позволяет   решить   и проблемы   обучения   самой   информатики.   Например,   предлагаемые   в Мурзакова Елена Сергеевна 4 учебниках   информатики  задачи  зачастую  не  имеют  реальной  практической ценности,   выглядят   формальными   и   не   вызывают   интереса   у   школьников. Использование   же   компьютера   по   его   прямому   назначению   (для   решения   малоинтересных практических   задач,   для   выполнения   громоздких, вычислений, для обработки большого объёма информации и др.) усиливает практическую   направленность,     как     математики,   так   и   информатики; отражает   современные   методы   исследования   в   этих   отраслях   научного знания,   способствует   устойчивому   интересу   учащихся   к   изучаемым предметам. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию   окружающей   действительности,   к   развитию   логики   мышления, коммуникативных   способностей.   Именно   такая   подготовка   обеспечит конкурентоспособного   специалиста   в   интегрированном   информационном пространстве современного общества. 1.3. Условия возникновения и становления опыта. Мой  педагогический стаж – 25 лет, из них 10 лет я преподавала только математику. Волей   обстоятельств   пришлось начать работу и по второму предмету – информатике. И очень  скоро  стало ясно, что информатика – та благодатная   почва,   на  которой   реализуется   интеграция   между   различными   есть   успешный   опыт общеобразовательными   дисциплинами.   У     меня   проведения интегрированных уроков с учителями химии и биологии, русского языка и литературы, истории, английского языка. Но  для  меня, безусловно, наиболее   интересна   интеграция   информатики   и   математики.   Нет   чёткой границы, где кончается математика и начинается информатика. Я стараюсь, чтобы   компьютер   стал   на   уроках   математики   полезным   и   нужным инструментом. Задача современного школьного образования – подготовить человека к жизни в информационном обществе. Для этого он не только должен уметь Мурзакова Елена Сергеевна 5 справляться  с лавиной информации, которая обрушивается  на нас со  всех сторон,   но   и   уметь   ориентироваться   в   поистине   безграничных   просторах,   Быстро предоставляемых   современными   средствами   информации. меняющаяся окружающая жизнь заставляет людей быть в постоянном поиске. Одних   классических   знаний   сейчас   мало,   человек   должен   быть   готов   к самостоятельной работе по освоению технологий. А для этого он должен быть знаком   с   основными   возможностями   компьютера   и   знать   принципы   его работы.  Мне   кажется,  что   немаловажную     роль   в   этом   играет   интеграция информатики с различными предметами школьного курса.   Сущность опыта. 1.4. Мой   опыт   по   внедрению   интеграции   информатики   с   другими предметами   школьного   курса   показал,   что   посредством   интеграции   можно решить следующие задачи:  Обеспечение   единства   при   изучении   многообразия окружающего мира.  Изучать   предмет   не   ради   предмета,   а   видеть   значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора).  Формирование   у   учащихся   общей   системы   знаний   об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях.  Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. 1.5. Компоненты опыта.  Развитие   гибкости   мышления,   путём   подбора   тем интегрированных   уроков   таким   образом,   что   для   их   рассмотрения, реализации   целей   необходимы   быстрота   ориентировки   в   новых Мурзакова Елена Сергеевна 6 условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий.   Развитие   оригинальности   мышления  в   ходе     поиска необычного способа решения поставленных проблем.  При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты   в   дальнейшем,—   всё   это   развивает  глубину, целенаправленность и широту мышления.  Кроме  того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.  Рассмотрение   достаточно   сложных   вопросов   на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий учащихся. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации,   решение   и   исследование   различных   вариантов   выхода   из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий — всё это развивает активность мышления.  Развитие   критичности   мышления  благодаря   новизне, нестандартности   тем,   задач,   упражнений   интегрированных   уроков, вызывающих   строгую   необходимость   оценивать   правильность полученных результатов.  Развитие   организованности   памяти  при   обработке достаточно   большого   объёма   информации,   получаемого   и обрабатываемого учащимися на интегрированных уроках; включение их оперативной   и   долговременной   памяти,   систематизация   знаний, использование общих методов и приёмов решения задач Мурзакова Елена Сергеевна 7 Область применения опыта. 1.6. Данная   система   может   применяться   в  среднем   и   старшем   звене   при изучении предметов естественно­математического цикла. 1.7. Продуктивность опыта. Успешная   реализация   концепции   системы   предполагает формирование у учащихся общей системы знаний об окружающем мире, стремления   к   познанию   окружающей   действительности.   Кроме   того, предполагается создание прочного научно­технического фундамента.   Мне   кажется,   что   мои   ученики   перестали   считать   математику «мёртвой» наукой, увидев её неразрывную связь с информатикой. Следует отметить, что у них существенно расширились пользовательские навыки при работе с ПК. 1.8. Внедрение опыта. Опыт   проведения   интегрированных   уроков   и   мероприятий представлялся   мною   на   методическом   объединении,   в   ходе   проведения конференций, семинаров. II. Система работы.  2.1. Концепция интегрированного обучения.   ИНТЕГРАЦИЯ   —   (лат.   Integratio­   восстановление­восполнение)   ­ процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Понятие интеграция не ново. Прогрессивные педагоги разных эпох и стран,  Я.А.   Каменский,   К.Д.  Ушинский,  А.И.   Герцен,  Н.Г.   Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения   целостной   картины   природы   в   голове   ученика   для   создания истинной   системы   знаний   и   правильного   миропонимания,   а   также необходимость   обобщенного   познания   и   целостности   познавательного Мурзакова Елена Сергеевна 8 процесса.   К   ним   следует   отнести   следующее   методическое   положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных  предметов  идей, сближение  родственных  предметов, формирование обобщенных познавательных умений.  Уроки интеграции обеспечивают реализацию следующих функций:   Методологическая   функция  обеспечивает   целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.   Образовательная функция   заключается в формировании у учащихся   общей   системы   знаний   об   объектах   окружающего   мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера.   Воспитательная   функция    состоит   в   формировании целостной   системы   знаний   и   научного   мировоззрения;   проявляется воспитательная   функция   процесса   интеграции   также   в   оптимизации учебного труда, направленной на повышение эффективности процесса развития знаний и умений учащихся.  При   интегрированном   построении   учебного   процесса   появляются возможности, позволяющие качественно решать следующие задачи обучения и воспитания учащихся:  1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику   переносить   способы   действий   с   одних   объектов   на   другие,   что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. 2.   Увеличение   доли   проблемных   ситуаций   в   структуре   интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника. 3.   Интеграция   ведет   к   увеличению   доли   обобщающих   знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения Мурзакова Елена Сергеевна 9 действий   от   цели   до   результата,   осмысленно   воспринимать   каждый   этап работы. 4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока. 5.   Интеграция   позволяет   находить   новые   факторы,   которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов. 6.   Интеграция   является   средством   мотивации   учения   школьников, помогает   активизировать   учебно­познавательную   деятельность   учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. 7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является   одним   из   существенных   факторов   воспитания   культуры,   важным средством   формирования   личностных   качеств,   направленных   на   доброе отношение к природе, к людям, к жизни. Реализовать   все   вышеназванное   помогают   интегрированные   уроки информатики с другими учебными предметами. Интегративная   система   предполагает   равномерное,   равноправное соединение   родственных   тем   всех   школьных   предметов,   изучение   которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.  Уроки   информатики   —   это   универсальное   связующее   звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий   информационных   технологий   и   уровень   подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить   графики   функций,   решать   уравнения,   выполнять   приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Осваивая сервисы и службы  Интернет,  учащиеся  могут  узнавать   интересные  факты   из   истории Мурзакова Елена Сергеевна 10 Отечества,   знакомиться   с   мнением   литературных   критиков,   узнавать   о последних научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную  информацию. Изучая  базы  данных,  можно  формировать  навыки классификации   и   структурирования   информации.   Этот   список   можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Интеграция информатики с различными предметами может проходить по трём ступеням: I. Использования пакета  MS  Office. В первую очередь создание собственного дидактического материала. II. Применение на уроках и во внеурочной деятельности специальных   программ   и   своих   собственных   электронных учебников. III. Создание моделей каких либо явлений или процессов, включая мультимедийные технологии,  технологии, проектов для обучения и иллюстрирования учебного материала. Схема реализации интеграции Мурзакова Елена Сергеевна 11 Цель Задачи Интеграция Учебные  предметы Технологии Исследовательская  деятельность Творческая  деятельность Метод проектов проектов Презентации Рефлексия субъектов образовательного процесса Мурзакова Елена Сергеевна 12 2.2.   Интегрированный   урок   как   средство   реализации интеграции знаний.  В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является  проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого  может  быть   достигнута   лишь  при   объединении  знаний  из  разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой­либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися   исследуемого   вопроса,   гармонично   сочетающий   в   себе   методы различных наук, имеющий практическую направленность. Основные приемы интеграции заключаются в следующем:  Уроки   проводятся   по   темам,   проходящим   через   разные предметы   Уроки проводятся в форме творческих лабораторий;  Уроки   используют   математические   методы   решения,   тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики.  Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается   на   отдельные   уроки,   не   объединённые   общей   целью;   2)   цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более   глубокого   проникновения   в   суть   изучаемой   темы;   б)   повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых   по   данной   теме   вопросов;   г)   экономии   учебного   времени;   3) широкое   использование   знаний   из   разных   дисциплин,   т.   е.   углублённое осуществление межпредметных связей. Такие уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.  Мурзакова Елена Сергеевна 13 2.3. Процесс интеграции математики и информатики.   «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». (Аристотель). Математика является одним из самых консервативных предметов, но, несмотря на это,  условия обучения математики меняются, появляются новые компьютерные   инструменты,   которые   позволяют   производить   сложные вычисления. Журнал   «Компьютерные   инструменты   в   образовании»   провел   серию интервью   с   известными   математиками,   информатиками,   преподавателями, работающими   в   общеобразовательных   учреждениях,   на   тему   «Новые тенденции   в   математике   и   математических   науках,   их   отражение   в образовании». Основываясь   на   высказанных   экспертных   оценках,   обнаружилась любопытная   картина,   которая   дает   представление   о   тенденциях   в преподавании математики. Общие выводы таковы:  Современные   тенденции   в   математике   не   отражаются   на   ее преподавании, особенно на уровне школы.  Развитие   математики   не   влияет   непосредственно   на   ее преподавание, но в то же время на преподавателей математики влияет развитие прикладных наук, в частности, информатики.  Информатика же влияет на исследования в математике и на ее преподавание. В   школьном   курсе   математики   рассматривается   недостаточное количество   прикладных   задач,   а   большой   упор   делается   на   овладение математическим   аппаратом.  Это  приводит  к  тому, что  учащиеся  не  могут применить свои знания при решении ряда практических задач. Мурзакова Елена Сергеевна 14 Эту  и  ряд  других  задач  позволяет   решить  интеграция  математики  и информатики. В своей работе я выделила ряд тем по информатике и математике, при изучении которых возможна тесная и плодотворная интеграция. Результатами стали разработки:  Предметная   область Предметная   область Примечание  «информатика»  «математика» Урок «Функции, их многообразие», 10 класс Функции,   их   свойства   и графики. Урок «Графический способ решения уравнений, систем уравнений», 10 класс Графический Построение средствами Excel. Построение   функций   функций графиков графиков   способ Реализован, 2013 год Реализован,       уравнений, решения систем уравнений. Проект.   Создание   обучающей   программы   «Решение   логических   задач», средствами Excel. 2014 год 11 класс Решение логических задач различными способами. Основы   логики,   основы   работы   по созданию мультимедийных презентаций, Реализован, 2012 год поиск информации в Internet. Проект. «Интеграл и его применение», 11 класс Интеграл,   его   свойства, применение. Применение   приложений   для   создания   основы графических   изображений, Реализован, 2013 год работы   по   созданию   мультимедийных презентаций,   поиск   информации   в Internet.   Создание   обучающей   программы   «Системы   счисления»,     Проект. 11 класс Системы счисления. Мурзакова Елена Сергеевна 15 Применение   приложений   для   создания Реализован, графических   изображений,   основы работы   по   созданию   мультимедийных 2015 год презентаций,   поиск   информации   в Internet. Урок «Многогранники, сечения многогранников», 10,11 класс Многогранники,   сечения многогранников. Урок «Производная функции», 10 класс Производная функции   Изучение MathCad. Изучение   возможностей   пакета возможностей   пакета MathCad. Урок «Векторы», 10,11 класс Векторы, решение задач. Изучение MathCad. IV.   Заключение   возможностей   пакета В перспективе В перспективе В перспективе Использование   информационных   технологий   на   общеобразовательных предметах – актуальная задача. Информатика – та благоприятная среда, в которой реализуется интеграция между различными общеобразовательными дисциплинами.   Интегрированные   уроки   требуют   координационной деятельности   учителей   разных   предметов.   Инициатива   в   проведении интегрированных уроков, может исходить как от учителя­предметника, так и от   учителя   информатики,   но   учитель   информатики   должен   выступать проводником   информационной   культуры   в   другие   предметные   области. Интеграция   учебных   дисциплин   должна   строиться   по   принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь все должно строиться исходя из общих интересов для всех участников интеграции.  Применение   интеграции   не   решает   всех   проблем   школьного образования, но грамотное, систематическое её применение позволит решить очень важные задачи. В этом я убедилась на своём опыте. Мне кажется, что интеграция   —   необходимое   условие   современного   учебного   процесса,   её реализация   в   рамках   учебного   процесса   станет   переходом   на   новый качественный уровень образования. V. Литература Мурзакова Елена Сергеевна 16 1. Интегрированное обучение. Нуреева Н. Г. 2. Концепция интегрированного обучения. И. С. Костарев. 3. Из опыта создания интегрированных проектов по математике и информатике. Горский С. С. Мурзакова Елена Сергеевна 17

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности

Описание системы работы "Интегрированное обучение как необходимое условие развиитя личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017