Опорный конспект "Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта"

  • doc
  • 02.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОК Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

 

по организации проведению занятий в рамках изучения предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности»

 

Тема:

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г


Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

1.Классификация.

2.Уголовный кодекс Луганской Народной Республики.

3.Закон ЛНР О полиции.

4.Закон О Комитете государственной безопасности Луганской Народной Республики.

5.Закон ЛНР О противодействии терроризму.

6.Выдержки из «Терроризм», Ю.Г.Афанасьев, А.Г.Овчаренко, С.Л.Раско, Л.И.Трутнева

Анализ случаев террористических актов, совершенных террористами – смертниками за последние годы за рубежом и в России показал, что преобладающее большинство из них были непосредственно связаны с международными террористическими организациями и выполняли их задания. До совершения терактов они проходили обучение в учебных лагерях и специальных центрах подготовки боевиков под руководством опытных инструкторов. В процессе подготовки такие “ученики” подвергались “зомбированию”, в том числе и с применением психотропных препаратов. Чем больше времени они обучались в таких школах, тем большей духовной и психологической деформации подвергалась их личность, тем сильнее сформирована у них установка на выполнение поставленных целей, даже путем собственной гибели.

По оценкам специалистов, террористическими группами, связанными с международными террористическими организациями, совершаются 80 - 85% терактов. Об уровне организации и оснащенности таких террористических групп ярко свидетельствует печальный пример 23 октября 2002 г., когда в городе Москве группой М. Бараева были захвачены более 800 заложников в Театральном центре во время спектакля «Норд-Ост».

Поэтому следует учесть возможность выявления не только одиночного террориста-“смертника”, но и террористической группы, состоящей из нескольких террористов, или группы, состоящей из одного террориста (или двух) и руководителя, который направляет, вдохновляет его (их).

Террористическая группа перед совершением преступления может провести разведку на предстоящем “объекте нападения” для уточнения места совершения теракта, способа проникновения и т.д. При этом одни члены группы могут обеспечивать доставку “живой бомбы” к “объекту преступления”, другие – вести его к “цели” (не обязательно быть рядом с ним). Террорист – смертник может проникнуть на объект без взрывного устройства: взрывное устройство может быть занесено на объект заблаговременно или доставка взрывного устройства обеспечивается другим, в том числе и кем – то их числа обслуживающего персонала объекта. Также могут быть дублеры – исполнители.

Анализ и оценка террористических актов, совершенных в мире и в России за последние годы позволяет выделить 6 наиболее распространенных типов террористов “камикадзе”:

1) террористы “зомби”;

2) террористы из мести;

3) террористы “патриоты” (боевики, за “веру”);

4) террористы за деньги;

5) террористы “поневоле”;

6) террористы “маньяки” (имеющие бредовые идеи).

1. Террорист “Зомби”. Зомбирование (психопрограммирование) означает такую психическую обработку человека (обычно с использованием гипноза и психотропных веществ), при котором он получает “установку” на конкретное действие (в данном случае он программируется на совершение террористического акта). Таким образом, террористический акт совершается человеком, не осознающим что он делает; его поведением управляет другой человек. При этом зомбированию могут подвергнуться как психически здоровые лица, так и лица с различной степенью психических расстройств. Отличительные признаки террориста - “зомби”: безразличное (бездушное, неживое) лицо и холодный взгляд; движения однообразные; жестикуляция невыразительная; контакты с другими людьми отсутствуют или случайны. Чем сильнее человек подвергался зомбированию, тем сильнее проявляются внешне эти отличительные признаки.

При возникновении незапрограммированной преграды (задержания сотрудниками милиции) он теряется, ищет как бы поддержки “со стороны”, появляется ощущение беспокойства и тревожности. При этом (внимание!) он, возможно, запрограммирован на “самоликвидацию”.

2. Террорист “мститель”. Месть может быть направлена на объекты государственной власти или только правоохранительные органы, на конкретное лицо. Такого террориста наблюдательный сотрудник может определить по проявлениям эмоциональной холодности (или даже негативным эмоциям в отношении окружающих) и высокого самоконтроля. Если его остановить для “беседы”, у него отмечается неадекватное эмоциональное реагирование, возрастание тревожного и агрессивного состояния, особенно у женщин. При этом террорист не желает отвечать на вопросы (и не понимает этих вопросов), стремится к немедленному уходу от возникшей на пути к цели “преграды”. Таким образом, его поведение никак не соответствует поведению обычного человека, попавшего в подобную ситуацию. Сотруднику милиции необходимо учесть, что некоторые террористы из мести также могут быть подготовлены к совершению террористических актов путем “зомбирования”.

3. Террорист “патриот” (“боевик”, “за веру”). Это самый распространенный тип террориста. Под воздействием опытных инструкторов у него формируется фанатичное убеждение в своей вере, идеях и образ врага в виде представителей другой веры, другой национальности. Совершение террористического акта он воспринимает как “джихад” против “неверных”, как подвиг за веру или освобождение своего народа. Он осознает, что совершает террористический акт, убивает людей и уничтожает имущество, и он желает возникновению таких последствий. Таким образом, он идет на преступление с прямым умыслом, с убеждением в своей правоте.

Такой террорист фанатически (до исступления) предан своей религии, идеям, крайне подозрителен, хладнокровен, уверен в своих силах, находится в постоянной готовности к совершению террористической акции. К окружающим относится подозрительно, при случайном контакте с людьми вспыльчив, агрессивен. Отмечается также высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим его людям.

При остановке такого террориста для проверки документов или “беседы” можно заметить: возрастание состояния эмоциональной напряженности и враждебности, о чем могут свидетельствовать угрюмый и угрожающий взгляд, плотно сжатые губы, скрип зубами, суженные зрачки глаз, учащенное дыхание, сжатые в кулак руки. На вопросы отвечает резко после короткой паузы, в ответах отчетливо звучит грубость.

При неумелой попытке обезвредить такого террориста, последствия могут быть непредсказуемы. Поэтому сотрудникам милиции нужно быть готовым к обезвреживанию такого террориста до возникновения у него “агрессивной вспышки”.

4. Террорист “за деньги”. Он идет на совершение теракта из-за корыстных побуждений (выполняя задание тех, от кого находится в полной финансовой зависимости, или, находясь в крайней нужде и пытаясь материально обеспечить свою семью). Такой террорист характеризуется отсутствием идейных побуждений и безразличием к окружающим.

Психоэмоциональное состояние террориста “за деньги” характеризуется внутренним напряжением (нервозностью), которое резко возрастает при возникновении на его пути какого-либо препятствия (например, милицейского поста). Внешние проявления его состояния: суетливость; озирание по сторонам; частая перемена позы; нервное теребление части одежды, ручки или ремешка сумки (пакета, рюкзака). При его задержании для беседы у него могут наблюдаться следующие признаки: изменение цвета лица (побеление, покраснение, покрытие пятнами); выступание пота; частое моргание, покашливание; подергивание отдельных мышц лица; усиленная мимика рта; частое облизывание губ или сглатывание слюны. Голос такого террориста чаще высокий, речь быстрая или прерывистая. Могут наблюдаться голосовые спазмы.

Чрезмерное состояние тревожности и беспокойства может привести его к нервному срыву.

5. Террорист “поневоле”. К совершению теракта могут подтолкнуть человека и путем шантажа (взятие в заложники членов его семьи, угроза преданию огласки каких – либо дискредитирующих данного человека сведений и т.д.) или по решению шариатского суда за совершенные преступления (глубоко верующего человека таким образом заставляют искупить вину перед богом). Лицо у такого террориста чаще угрюмое, бледное, болезненное, настроение пониженное, движения замедленные, жестикуляция невыразительная. Он молчалив, погружен в собственные мысли, безразличен к окружающим людям и к происходящим событиям. При разговоре он не смотрит собеседнику в лицо, избегает контакта глаз. Голос у такого террориста обычно приглушенный, речь замедленная. Перед ответом на поставленный вопрос могут наблюдаться длительные паузы.

6. Террорист “маньяк” (имеющий бредовые идеи). Чаще это террорист “одиночка”, страдающий различными видами психических отклонений (последствия черепно-мозговой травмы, болезней головного мозга, употребления алкоголя, наркотиков). В силу своих психопатологических особенностей и навязчивых идей, он любой ценой жаждет славы (“мания величия”), уничтожить преследующих его “врагов” (“мания преследования”) или желает переустроить страну (мир, вселенную). Особенно опасен такой террорист, если его сознанием умело манипулирует террористическая организация. Отличительные признаки этого террориста – замкнутость, неуравновешенность и резкие перемены настроения, раздражительность и агрессивность, истеричность, суетливость в движениях или в словах. Нередко могут наблюдаться признаки сварливости, обидчивости, а также стремление произвести впечатление, себялюбие. При попытке задержания, он обычно не оказывает ожесточенного сопротивления.

Несмотря на многообразие типов террористов “камикадзе”, у них много общего: нахождение в постоянном психоэмоциональном стрессе, вызванном суицидальными мыслями и страхом попасть живым в руки “спецслужб”, вызывают тревожное состояние (обостряются чувства беспокойства, подозрительности и недоверия к окружающим их людям, особенно при неожиданных контактах с людьми). Опытному специалисту несложно вычислить в толпе субъекта с такими внешними проявлениями в его поведении (за исключением террориста - “зомби”, у которого такой стресс отсутствует или слабо выражен).

Уголовный кодекс Луганской Народной Республики

Глава 25. Преступления против общественной безопасности

Статья 239. Террористический акт

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях,-

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий,-

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку,-

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Статья 240. Содействие террористической деятельности

1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 239, 245, 247, 250, 337, 338, 339 и 442 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения,-

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 239 настоящего Кодекса,-

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 239, 242, частями третьей и четвертой статьи 245, частью четвертой статьи 250 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 239, 240, 241, 242, 243, 244 , 245, 247, 250, 265, 266, 337, 338, 339 и 442 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

2.Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 241. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма,-

наказываются штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации,-

наказываются штрафом в размере от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Статья 242. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности

Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 240, 245, 247, 250, 337, 338, 339 и 442 настоящего Кодекса, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, -

наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 240, 245, 247, 250, 337, 338, 339 и 442 настоящего Кодекса, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 243. Организация террористического сообщества и участие в нем

1. Создание террористического сообщества, то есть устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений, предусмотренных статьями 240, 241, 245, 247, 250, 265, 266, 337, 338, 339 и 442 настоящего Кодекса, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, а равно руководство таким террористическим сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

2. Участие в террористическом сообществе, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечания. 1. Лицо, добровольно прекратившее участие в террористическом сообществе и сообщившее о его существовании, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в террористическом сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

2. Под поддержкой терроризма в настоящей статье, пункте "с" части первой статьи 63 и примечании к статье 241 настоящего Кодекса понимается оказание услуг, материальной, финансовой или любой иной помощи, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Статья 244. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации

1. Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики признана террористической, -

наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

2. Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики признана террористической, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики признана террористической, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики признана террористической, в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Статья 245. Захват заложника

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника,-

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья;

в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

г) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

д) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

е) в отношении двух или более лиц;

ж) из корыстных побуждений или по найму,-

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,-

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку,-

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и с конфискацией имущества или без таковой либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 246. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

1. Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий,-

наказывается штрафом в размере до тридцати минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает более тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Закон ЛНР О полиции

Глава 1. Общие положения

Статья 2. Основные задачи полиции

Основными задачами полиции являются:

- обеспечение личной безопасности граждан, защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод, интересов и имущества граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- охрана и обеспечение общественного порядка;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

 

Закон О Комитете государственной безопасности Луганской Народной Республики

Глава I. Общие положения

Статья 1. Комитет государственной безопасности и его назначение

Комитет государственной безопасности – единая централизованная система органов Комитета государственной безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий с целью выполнения задач по обеспечению безопасности Луганской Народной Республики.

Руководство деятельностью Комитета государственной безопасности осуществляется Главой Луганской Народной Республики.

Управление Комитетом государственной безопасности осуществляется руководителем органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Главой Луганской Народной Республики.

Глава II. Основные направления деятельности органов
Комитета государственной безопасности

Статья 9. Направления деятельности органов Комитета государственной безопасности

Деятельность органов Комитета государственной безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов Комитета государственной безопасности определяются законодательством.

Статья 11. Борьба с терроризмом

Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами Комитета государственной безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

1) необходимость пресечения террористического акта;

2) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

3) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов по борьбе с терроризмом и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Постановление судьи о допустимости проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах по борьбе с терроризмом.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление материалов в органы прокуратуры для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

Подразделения специального назначения органов Комитета государственной безопасности по решению Главы Луганской Народной Республики могут использоваться против находящихся за пределами территории Луганской Народной Республики террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Луганской Народной Республики.

 

Закон ЛНР О противодействии терроризму

Настоящий Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и / или ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения сил Народной милиции Луганской Народной Республики в борьбе с терроризмом.

Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Луганской Народной Республике основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и / или ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и / или иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и / или ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;

6) антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования населенных пунктов, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом

1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств Государственного бюджета Луганской Народной Республики в порядке, установленном Советом Министров Луганской Народной Республики, а также иных источников, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики.

2. Для лиц, указанных в статье 20 настоящего Закона, законами и иными нормативными правовыми актами помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера.

Статья 22. Правомерное причинение вреда

Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Луганской Народной Республики, является правомерным.

Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

1. В Луганской Народной Республике запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 239-245, 247, 250, 265, 266, 337-340, 344-346 и 442 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики.

2. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению Верховного Суда Луганской Народной Республики на основании заявления Генерального прокурора Луганской Народной Республики или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 239-245, 247, 250, 265, 266, 337-340, 344-346 и 442 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно–правовой формы – ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 243 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики, за руководство данным сообществом или участие в нем.

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Советом Министров Луганской Народной Республики. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

4. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Луганской Народной Республике.

5. Исполнительный орган государственной власти в области обеспечения безопасности ведет единый список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 243 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики, в течение пяти дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в исполнительный орган государственной власти в области обеспечения безопасности. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Советом Министров Луганской Народной Республики, в течение десяти дней со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный исполнительный орган государственной власти.

Статья 25. Ответственность физических лиц за участие в террористической деятельности

Физические лица, участвующие в террористической деятельности, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терроризм

Ю.Г.Афанасьев, А.Г.Овчаренко, С.Л.Раско, Л.И.Трутнева

Проблема терроризма в ХХ столетии обрела особое значение в силу его глобализации, а следовательно, и роста масштабов угрозы. России, рассматриваемой в этом контексте, принадлежит весьма значительное место как в прошлом, так и в настоящем. На рубеже ХIХ-ХХ вв. наша страна была полем чрезвычайно высокой террористической активности, где данный вид криминальной деятельности обрел признаки профессионализма. В советский период терроризм как массовое явление был подавлен. Поэтому еще совсем недавно у нас он воспринимался как нечто инородное.

Складывающаяся в наши дни криминогенная ситуация заставляет вновь говорить о терроризме как важнейшей составляющей общественного бытия. Для России конца 80-90-х г. он стал своего рода знаковым явлением.

Серьезной причиной, порождающей терроризм, стали криминализация общества; стремление организованной преступности прорваться к рычагам власти; высокая степень коррумпированности властных структур.

Все это требует создания общегосударственной системы борьбы с терроризмом, которая должна включить организационно-политические, правовые, воспитательные и специальные меры.

Терроризм по своей сути является сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России уровня конфликта. Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захваты заложников, похищения людей, а также попытки ядерного шантажа позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Волна насилия, поднятая преступным миром, повысила спрос на оружие, а это не могло не отразиться на расширении так называемого "теневого" оружейного рынка.

Постоянно возрастающий спрос на оружие в криминальной среде на территории Российской Федерации, интернационализация преступных сообществ, а также недостаточно эффективная система пограничного контроля и охраны государственной границы России сделали вопрос борьбы с незаконным перемещением оружия одним из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов.

Формальное снижение количества фактов задержания оружия и боеприпасов не может однозначно указывать на общую тенденцию к снижению этого вида контрабанды, а, скорее, означает, что деятельность преступных группировок приобретает более организованный и ухищренный характер.

Анализ статистических данных показывает, что на территории государств - участников СНГ контрабанда боевого оружия осуществляется преимущественно из регионов с нестабильной политической обстановкой. Наибольшее же количество случаев незаконного перемещения оружия зафиксировано на границе России и Украины.

По количеству случаев задержания оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ при перемещении через границу Российской Федерации на первом месте стоит ввоз, далее вывоз, транзит. А наиболее используемые виды транспорта - автомобиль-ный и железнодорожный. Это объясняется тем, что данные виды транспорта имеют большое количество технических полостей и мест, используемых для оборудования тайников.

По данным Федеральной пограничной службы России, ежегодно в пунктах пропуска через границу выявляется и изымается до 2 тыс. единиц оружия.

Следует отметить, что основная масса огнестрельного оружия на внутренний рынок страны попадает в результате хищений из мест его хранения (войсковые части, склады), поступает из зон вооруженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Значительное количество оружия похищается с предприятий-изготовителей как в готовом виде, так и в виде отдельных частей, из которых в дальнейшем производится его сборка.

Немалое количество оружия производится в кустарных условиях, на металлообрабатывающих предприятиях, имеющих полный производственный цикл.

Тенденции нарастания уровней организованности преступности, профессионализма, коррумпированности, увеличения численности преступных объединений, сращивания общеуголовной и экономической сфер криминальной деятельности "породили" так называемый коммерческий терроризм. Значительный рост убийств, совершенных из корыстных побуждений, зачастую становится "обслуживающим фактором" в сфере экономической преступности - устранение конкурентов, должников, кредиторов, их запугивание и т.д.

Убийства, совершенные по найму ("заказные"), представляют собой особую общественную опасность, отличаются от многих других высоким профессионализмом, жестокостью и показной демонстративностью, что присуще методам уголовного террора.

"Заказные" убийства стали характерными для крупных городов и регионов с оживленными рыночными отношениями, особенно в прибыльных сферах деятельности (добыче нефти и газа, их переработке; кредитно-банковской сфере; сфере приватизации). В подавляющем большинстве "заказные" убийства совершаются с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (91%).

Немалая доля их происходит при разделе сфер преступного влияния между устойчивыми преступными группировками.

Организованная преступность все больше воздействует на перераспределение национального дохода России и изымает его значительную часть в свою пользу. В связи с этим предприятия малого бизнеса попрежнему находятся в сфере экономических интересов организованных преступных группировок. Для достижения своих целей последние все активнее используют методы силового давления. Для этого создаются специальные боевые структуры, используются средства и методы конспиративного сбора информации для обеспечения силового воздействия на структуры "малого предпринимательства". Наряду с методами морально-психологического давления используются различные средства физического и психического насилия, среди которых можно выделить вымогательство, похищение людей и захват заложников.

Квалифицированное вымогательство как вид преступной специализации остается одним из главных в деятельности российских преступных формирований. Некоторые коммерческие фирмы на протяжении многих лет выплачивают "дань" преступным структурам за предоставление так называемой крыши. К сожалению, сами бизнесмены очень редко обращаются в правоохранительные органы, мотивируя это тем, что им проще выплачивать бандитам определенную сумму на постоянной основе, чем несколько месяцев участвовать в уголовном процессе в случае задержания вымогателей и в дальнейшем опасаться за свою безопасность.

Еще одним проявлением уголовного терроризма являются захваты заложников и похищения людей. Указанные преступления тесным образом переплетаются с квалифицированным вымогательством.

В настоящее время просматривается тенденция психологического "привыкания" населения к террористическим актам как неизбежным спутникам современной жизни. Подобное "привыкание" ослабляет восприятие остроты общественной опасности деяний, создает впечатление их "обыденности", многочислен-ные жертвы преступлений приобретают как бы обезличенный вид. А терроризм, среди прочего, и состоит в насаждении в обществе, в сознании людей такого состояния.

Следует отметить, что наиболее неблагополучными, с точки зрения терроризма, регионами в России являются Северный Кавказ и Москва.

Анализ отечественной практики борьбы с терроризмом, а также международного опыта позволяет сформулировать ряд выводов:

Основным принципом в борьбе с терроризмом для российских правоохранительных органов должна стать предельная жесткость в сочетании с необходимой гибкостью. Опыт большинства стран мира свидетельствует: противостоять террору можно лишь жесткой, бескомпромиссной борьбой с ним, вплоть до полного уничтожения участников акции, и формированием лояльного отношения к подобным "негуманным" действиям государства. Если идти на уступки бандитам, террор станет повсеместным способом решения проблем.

Максимальных результатов в антитеррористической деятельности можно добиться лишь при наличии слаженной системы, включающей спецподразделения, ориентированные на проведение силовых операций, и всесторонне обеспечивающие их работу различные службы - координационные, аналитические, правовые, технические, оперативные и иные.

Усилий одного государства в предупреждении терроризма недостаточно, требуется координация на межгосударственном уровне. Наиболее актуальной задачей для Российской Федерации на этом пути становится взаимодействие со странами СНГ.

4.1 Предупредительно-защитные меры

Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг дома (учреждения, предприятия). Бдительность должна быть постоянной и активной. Необходимо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить решетки, металлические двери, замки, регулярно проверять их сохранность. Установить домофоны или замки на входные двери в подъезды домов. Организовать дежурство граждан (жильцов) по месту жительства.

Обращать внимание на появление незнакомых автомобилей и посторонних лиц. Интересоваться разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвал или на первые этажи. Не открывать двери неизвестным людям. Освободить лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от загромождающих их предметов.

Желательно оборудовать окна решетками (особенно на нижних этажах). Не оставлять их открытыми. Завесить плотной тканью (жалюзи). Установить металлические двери с глазком или врезать глазок в имеющуюся дверь.

4.2 Действия населения при угрозе теракта

Подготовиться к экстренной эвакуации. Для этого необходимо сложить в сумку документы, деньги, ценности, немного продуктов. Желательно иметь свисток. Помочь больным и престарелым подготовиться к эвакуации. Убрать с балконов и лоджий горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы.

Подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи. Договориться с соседями о совместных действиях на случай оказания взаимопомощи. Избегать мест скопления людей (рынки, магазины, стадионы, дискотеки и др.).

Реже пользоваться общественным транспортом. Желательно отправить детей и престарелых на дачу, в деревню, в другой населенный пункт к родственникам или знакомым. Держать постоянно включенными радиоприемник, радиоточку, телевизор. Создать в доме (квартире) небольшой запас продуктов и воды. Задернуть шторы на окнах. Это убережет вас от разлетающихся осколков стекол. Держать на видном месте список телефонов для передачи экстренной информации в правоохранительные органы.

4.3 Возможные места установки взрывных устройств

К ним относятся подземные переходы (тоннели); вокзалы; рынки; стадионы; дискотеки; магазины; транспортные средства; объекты жизнеобеспечения (электроподстанции, газоперекачивающие и распределительные станции); учебные заведения; больницы; поликлиники; детские учреждения;подвалы и лестничные клетки жилых зданий; контейнеры для мусора, урны; опоры мостов.

4.4 Признаки наличия взрывных устройств

Самыми явными являются шум из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки);бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки;присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты; растяжки из проволоки, шпагата, веревки; припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные).

4.5 Действия при обнаружении взрывного устройства

Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы органов внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, оперативному дежурному администрации города. Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками, не подпускать к нему других.

Исключить использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателя. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов и указать место нахождения подозрительного предмета.

Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.

4.6 Поведение пострадавших

Если вы ранены

Постарайтесь сами себе перевязать рану платком, полотенцем, шарфом, куском ткани. Остановите кровотечение прижатием вены к костному выступу или наложите давящую повязку, используя для этого ремень, платок, косынку, полосу прочной ткани. Окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом положении.

Если вы задыхаетесь

Наденьте влажную ватно-марлевую повязку. Защитите органы дыхания мокрым полотенцем, платком, шарфом, другой тканью. При запахе газа раскройте окна, не пользуйтесь зажигательными принадлежностями (спички, зажигалки и др.), не включайте электрические приборы и освещение.

Если вас завалило

Обуздайте первый страх, не падайте духом. Осмотритесь - нет ли поблизости пустот. Уточните, откуда поступает воздух. Постарайтесь подать сигнал рукой, палкой, голосом, стуком. Лучше это делать, когда услышите голоса людей, лай собак.

Как только машины и механизмы прекратят работу и наступит тишина, значит объявлена "минута молчания". В это время спасатели с приборами и собаками ведут усиленную разведку. Используйте это - привлеките их внимание любым способом. Вас обнаружат по стону, крику и даже по дыханию.

Если вас захватили в заложники

Основные правила поведения: Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом. Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию. Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям. С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов. Не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение. Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега. Заявите о своем плохом самочувствии. Запомните как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематику разговора, темперамент, манеру поведения). Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения). Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы вас вызволить. Не пренебрегайте пищей. Это может сохранить силы и здоровье. Расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников. При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке. После освобождения не делайте скоропалительных заявлений.

4.7 Обязанности должностных лиц при возникновении угрозы террористического акта

Срочно проверить готовность средств оповещения. Проинформировать население о возникновении ЧС. Уточнить план эвакуации рабочих и служащих (жителей дома) на случай ЧС. Проверить места парковки автомобилей (нет ли чужих, подозрительных, бесхозных). Удалить контейнеры для мусора от зданий и сооружений. Организовать дополнительную охрану предприятий, учреждений, организаций, дежурство жителей.

При совершении террористического акта немедленно проинформировать дежурные службы МВД, МГБ, МЧС. Принять меры по спасению пострадавших, оказанию первой медицинской помощи. Не допускать посторонних к месту ЧС. Организовать встречу работников полиции, МГБ, пожарной охраны, "Скорой помощи", спасательных подразделений МЧС.