Тема: Три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
|
||||||
1. Композиция: роман в романе. Один о судьбе Мастера и Маргариты, другой, созданный им, – о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы 20 века и 30-е годы I века н.э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков__________________________. 3. История Мастера: рассказ о его творчестве, трагедии, любви (стиль повествования – лирический). Главный герой, именем которого назван роман, появляется лишь в 13 главе «Явление героя». Мастер и Маргарита – связующие звенья между ершалаимскими и московскими событиями: именно из-за своего романа Мастер оказывается гонимым в Москве 1930-х гг., Маргарита же идёт на сделку с Воландом и участвует в его бале ради спасения любимого. Воланд решает судьбу Мастера, сам же Мастер решает судьбу Пилата. |
2. Сюжетные линии:
|
|
|||||
4. Приключения свиты Воланда в Москве (стиль повествования – гротесковый, фарсовый). Сатана, приехавший для очередного бала в Москву, проводит своеобразную ревизию с целью составить мнение о современном человеке. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Он появляется, чтобы «испытать» героев романа, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох.Но Сатана в роиане необычен: он не воплощает собой зло, не предаёт людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд – связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Сфера его – свет тьмы, лунный свет. Все похождения свиты Воланда строятся по одной схеме: встреча – испытание – разоблачение – наказание. Кульминацией является представление в театре Варьете. Искореняя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность и честность и наказывала зло. Воланд пронёсся над Москвой грозой, карая неправду. |
5. История Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри (стиль повествования – скупой, сдержанный, объективный). Роман о Понтии Пилате занимает шестую часть текста и является философским ядром произведения. Булгаков в художественной форме перерабатывает евангельскую историю. Основные этапы действия: встреча Пилата с Иешуа, суд – казнь Иешуа – убийство Иуды – встреча Пилата с Левием Матвеем. В романе Иешуа – прообраз Христа, но он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть истина, и несёт её людям. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. |
|
|||||
7. Хронотоп
В финале, в главе «Прощение и вечный приют», происходит слияние ершалаимского и московского хронотопов в хронотопе вечности потустороннего мира.___________________________________________ 8. Московский мир |
|||||||
6. Структура романа |
|||||||
9. Тема творчества. (МАСТЕР) Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным: их объединяет и внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». Но это и широкое обобщение, так как судьба Мастера – это участь многих писателей России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма. |
10. Тема любви. (МАРГАРИТА) по мнению писателя, всё счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Любовь возвышает человека. Маргарита полностью отдаётся любви и ради спасения Мастера продаёт свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Автор делает её самой положительной героиней романа. Ради любви к Мастеру она становится ведьмой. Маргарита разделяет судьбу того, кого любит. |
|
|||||
11. Сквозная тема романа – тьма. Тьма – это отсутствие Бога в душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога: Христос был распят, но ещё не воскрес. Воланд, прибыв в Москву,узнаёт, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что они потеряли нравственные ориентиры. В таком мире всё дозволено, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший дом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей – люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздаётся по вере его. |
12. Тема власти (ПОНТИЙ ПИЛАТ). Прокуратор Иудеи явл-ся олицетворением власти. Он жесток, гордится своим прозвищем «свирепое чудовище», ведь миром правит власть и сила. Власть и величие не сделали его счастливым. Единственное существо, к которому он привязан – собака. Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Это показано через образ Понтия Пилата. Перед ним предстал Иешуа Га-Ноцри, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Прокуратор убедился в его невиновности, тронут его искренностью, понял, что он умеет врачевать. И даже задумал его спасти, объявив сумасшедшим, выслать в свою резиденцию на остров. Но один из учеников Иешуа, Иуда из Кириафа, за 30 сребреников предал Иешуа. Отправив на смерть Иешуа, Пилат губит и свою душу. Вынося приговор казни невиновному, Пилат воскликнул: «Погибли!» Он струсил и за это наказан ужасающим бессмертием – «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за всё добро и зло, происходящее на земле. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.