Опорный конспект на тему "Исторический процесс" (2 курс, Основы философии
Оценка 4.9

Опорный конспект на тему "Исторический процесс" (2 курс, Основы философии

Оценка 4.9
Карточки-задания +1
pdf
обществознание
Взрослым
16.04.2018
Опорный конспект на тему "Исторический процесс" (2 курс, Основы философии
Опорный конспект на тему "Общество как система" (2 курс, Основы философии). Включает схему, текстовый материал по теме социальной философии "Общество как система" . Приведены вопросы для закрепления материла по теме. Возможно использовать при изучении раздела "Социальные отношения", а также при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Исторический процесс.pdf

Тема: Исторический процесс. Проблема типологии истории

 

Проверка усвоения темы «Проблема человека: сущность, содержание». Ответ на вопросы:

1.                  Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

2.                  Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

3.                  Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?

4.                  Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

5.                  Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

6.                  Что изучает социобиология?

 

Понятие исторического процесса

 

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс. 

Процесс (от лат. processum – продвижение) – это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс. 

 

 

 

 

Философские концепции общественного развития

однолинейного                                        многолинейного развития                       циклического развития прогрессивного развития

             

                       

 

Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. 

В истории общества выделяются пять формаций: 

-  первобытнообщинная; 

-  рабовладельческая; 

-  феодальная; 

-  капиталистическая;  

-  коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал). 

 

Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). 

В основе производственных отношений, по К.Марксу, лежат отношения собственности

Противоречие производительных  сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу

Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс

называет его «естественно-историческим» процессом.. 

 

 

 

Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии

1)  доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством); 

2)  индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства); 

3)  постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);  4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество ХХI в.). 

 

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники

 

Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом. Основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк, и культуролог А. Тойнби. 

Цивилизационный подход исходит из трех принципов:

1.                 В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели. 

2.                 Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой техникой, а в первую очередь с религией. 

З. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

 

Главным двигателем быстрого роста любой цивилизации является активное творческое меньшинство. Именно это меньшинство вдыхает в социальную систему новую жизнь, поскольку в каждой цивилизации, считал Тойнби, даже в периоды наиболее оживленного ее роста, огромные массы народа так и не выходят из состояния застоя и спячки. 

А подавляющее большинство людей любой цивилизации ничем не отличается от человека

примитивного общества. 

 

Задание на дом: подготовиться к ответу на вопросы:

 

1.  Что такое общественно-исторический процесс? 

2.  Как была выработана линейная концепция развития общества?

3.Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте ее.

4.  К какой группе философско-исторических концепций можно отнести теорию А.Тойнби?

5.  Что  является критерием прогресса в соответствии со стадиальной теорией?

6.  В чем суть концепции осевого времени К.Ясперса?

7.Какие философские теории являются концепциями  однолинейного прогрессивного развития?

 

Тема: Исторический процесс. Проблема типологии истории

Тема: Исторический процесс. Проблема типологии истории

Философские концепции общественного развития однолинейного многолинейного развития циклического развития прогрессивного развития

Философские концепции общественного развития однолинейного многолинейного развития циклического развития прогрессивного развития

Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу

Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018