Опорный конспект на тему "Исторический процесс" (2 курс, Основы философии

  • Карточки-задания
  • Лекции
  • pdf
  • 16.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опорный конспект на тему "Общество как система" (2 курс, Основы философии). Включает схему, текстовый материал по теме социальной философии "Общество как система" . Приведены вопросы для закрепления материла по теме. Возможно использовать при изучении раздела "Социальные отношения", а также при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Иконка файла материала Исторический процесс.pdf

Тема: Исторический процесс. Проблема типологии истории

 

Проверка усвоения темы «Проблема человека: сущность, содержание». Ответ на вопросы:

1.                  Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

2.                  Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

3.                  Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?

4.                  Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

5.                  Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

6.                  Что изучает социобиология?

 

Понятие исторического процесса

 

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс. 

Процесс (от лат. processum – продвижение) – это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс. 

 

 

 

 

Философские концепции общественного развития

однолинейного                                        многолинейного развития                       циклического развития прогрессивного развития

             

                       

 

Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. 

В истории общества выделяются пять формаций: 

-  первобытнообщинная; 

-  рабовладельческая; 

-  феодальная; 

-  капиталистическая;  

-  коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал). 

 

Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). 

В основе производственных отношений, по К.Марксу, лежат отношения собственности

Противоречие производительных  сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу

Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс

называет его «естественно-историческим» процессом.. 

 

 

 

Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии

1)  доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством); 

2)  индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства); 

3)  постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);  4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество ХХI в.). 

 

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники

 

Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом. Основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк, и культуролог А. Тойнби. 

Цивилизационный подход исходит из трех принципов:

1.                 В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели. 

2.                 Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой техникой, а в первую очередь с религией. 

З. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

 

Главным двигателем быстрого роста любой цивилизации является активное творческое меньшинство. Именно это меньшинство вдыхает в социальную систему новую жизнь, поскольку в каждой цивилизации, считал Тойнби, даже в периоды наиболее оживленного ее роста, огромные массы народа так и не выходят из состояния застоя и спячки. 

А подавляющее большинство людей любой цивилизации ничем не отличается от человека

примитивного общества. 

 

Задание на дом: подготовиться к ответу на вопросы:

 

1.  Что такое общественно-исторический процесс? 

2.  Как была выработана линейная концепция развития общества?

3.Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте ее.

4.  К какой группе философско-исторических концепций можно отнести теорию А.Тойнби?

5.  Что  является критерием прогресса в соответствии со стадиальной теорией?

6.  В чем суть концепции осевого времени К.Ясперса?

7.Какие философские теории являются концепциями  однолинейного прогрессивного развития?