Тема: Исторический процесс. Проблема типологии истории
Проверка усвоения темы «Проблема человека: сущность, содержание». Ответ на вопросы:
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?
3. Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?
4. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?
5. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?
6. Что изучает социобиология?
Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс.
Процесс (от лат. processum – продвижение) – это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.
Философские концепции общественного развития
однолинейного многолинейного развития циклического развития прогрессивного развития
Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
В истории общества выделяются пять формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).
Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению).
В основе производственных отношений, по К.Марксу, лежат отношения собственности.
Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу.
Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс
называет его «естественно-историческим» процессом..
Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.
Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:
1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);
2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники); 4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество ХХI в.).
Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.
Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом. Основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк, и культуролог А. Тойнби.
Цивилизационный подход исходит из трех принципов:
1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.
2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой техникой, а в первую очередь с религией.
З. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.
Главным двигателем быстрого роста любой цивилизации является активное творческое меньшинство. Именно это меньшинство вдыхает в социальную систему новую жизнь, поскольку в каждой цивилизации, считал Тойнби, даже в периоды наиболее оживленного ее роста, огромные массы народа так и не выходят из состояния застоя и спячки.
А подавляющее большинство людей любой цивилизации ничем не отличается от человека
примитивного общества.
Задание на дом: подготовиться к ответу на вопросы:
1. Что такое общественно-исторический процесс?
2. Как была выработана линейная концепция развития общества?
3.Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте ее.
4. К какой группе философско-исторических концепций можно отнести теорию А.Тойнби?
5. Что является критерием прогресса в соответствии со стадиальной теорией?
6. В чем суть концепции осевого времени К.Ясперса?
7.Какие философские теории являются концепциями однолинейного прогрессивного развития?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.