Урок русского языка в 8 классе
Тема: Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения
Цели урока:
-Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.
-Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач.
-Воспитывать у учащихся морально - ценностные качества.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Подготовка к восприятию темы. Мотивация.
Девизом нашего урока станут слова:
«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»
Актуализация опорных знаний: Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним , что изучает русский язык:
1) Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)
2) Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
4) Часть изменяемого слова без окончания? (основа)
5.Имеет два спряжения? (глагол)
6.Их ровно шесть? (падежи)
7.Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
8.Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)
9.Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)
10.В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
11.Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
12.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
13.Как изменяются наречия? ( не изменяются)
14.Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
15.Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)
16.Оно имеет три лица? (местоимение)
Орфоэпическая разминка.
Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Ваша задача - расставить ударение в словах.
Гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин, молодежь, портфель, процент, свекла, сирота, начал, баловать, нефтепровод, реле, прибыть.
Введение в тему урока
Учитель: Какое из предложений несёт больше информации?
Наступила осень.
После знойного лета наступила золотая осень.
Учитель: Что такое второстепенные члены предложения?
Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?
Учитель: По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на 2 группы.
Учитель: Какие вы знаете второстепенные члены предложения?
Учитель: Как определить вид второстепенных членов предложения?
Учитель: Каковы условные обозначения второстепенных членов предложения?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка.
Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения ?
Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте сверимся с учебником и начнем применять её на практике.
Закрепление
Учитель: Давайте закрепим тему сегодняшнего урока .Устно определите вид выделенных ВЧП.
Плакучая ива тянула ветки к воде. (определение)
Дорожки посыпали жёлтым песком. (дополнение)
На витрине стояла ваза из хрусталя. (определение, обстоятельство)
Обобщение
Учитель: А теперь обобщаем то, что узнали. Выполняем задание письменно. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения.
Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие)
Она выбрала бирюзовое платье. (Гр. основа – она выбрала; определение – бирюзовое)
Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями)
Наступила золотая осень.
Летели над тайгой лебеди.
Лесник принес их домой.
Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.
- Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)
- Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)
- Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)
- Какие
ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение,
обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от
определяемого слова)
- Как отличить согласованное определение от несогласованного? (определения
также различаются по вопросу и способ выражения)
- Какова была цель урока? (вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе
5–7-х классов, познакомиться с видами определений)
- Мы достигли поставленной цели? (да)
Выставление оценок.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.