УМК Школа России Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)
|
|
Тема |
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. |
Педагогическая цель |
Учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей времени — секундой; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Учащиеся познакомятся с новой единицей времени — секундой; научатся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; принимать и выполнять учебную задачу. |
Личностные результаты |
Понимают значение математических знаний в собственной жизни |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль , коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляции. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диагностической формами речи. |
Основные понятия и термины |
Единица времени; секунда, циферблат. |
Методы и формы работы |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, учебник по математике стр. 49. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока, его цель
|
Вид работы |
Содержание взаимодействия с учащимися
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке. |
Приветствие
Эмоциональный настрой
Проверка готовности к уроку (рабочее место) |
-Здравствуйте, ребята! - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и успехов! - Сядьте правильно за партой. -Проверим готовность к уроку. |
Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе. |
II.Актуализация Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений). |
Постановка темы и целей урока, повторение изученного материала. |
- Начнем урок с устного счета. (В это время 2 ученика у доски: 1 ученик: 9.999-108*3+2.770 2 ученик: 215*3-365:5 ) Восстановите правильную последовательность: 1 минута = 60 сек 1 час = 60 мин 1 сутки = 24 часа 1неделя= 7 дней 1 месяц = 30, 31 день 1год= 365 дней Чему равен 1 век? (100 годам) Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет) – Определите век по году: Открытие Московского университета: 1755 год – … век. Победа в Великой Отечественной войне: 1945 год - … век. |
Определяют тему и цели урока; актуализируют субъективный опыта. |
Определяют тему и цели урока. |
III. Сообщение темы, цели урока Цель: изучение и повторение знаний учащихся |
Решение и сравнение задач на время
Формулировка темы и задач урока |
-Послушайте задачи, а после будьте готовы ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются данные задачи?» Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам? Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки? - Чем похожи задачи? (Данные задачи похожи тем, что в них необходимо узнать время, в котором или в течение которого происходят различные действия) Чем они отличаются? (Задачи отличаются числовыми данными и вопросами) - Сформулируйте задачи урока. Что мы сегодня будем делать? (Научимся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.) |
Задает вопросы, ведет беседу, ставит проблемный вопрос. Сообщает тему урока. |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу. |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу. |
- Решение задачи на определение времени конца события
Учебник стр. 49 Задача №231
Знакомство с единицей времени – секунда.
Решение задачи на определение времени последовательности события Учебник стр. 49 Задача №232 (1)
Решение задачи на определение времени конца события Учебник стр.49 Задача№ 232 (2)
|
- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. -Сегодня на уроке научимся решать задачи и определять начало, конец и последовательность события. -Откройте свои учебники на 49-ой странице. Найдите номер 231. -Прочитайте задачу. Решим её устно. Уроки начались в 9 ч и закончились через 4 ч. Пользуясь циферблатом, скажи, когда закончились эти уроки. - О чём говорится в задаче? (о уроках) - Что известно в задаче? (что уроки начались в 9 ч) - Что еще известно? (что уроки закончились через 4 ч) - Что необходимо найти? (Когда именно закончились эти уроки) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да) - Каким действием? (Сложением) - Назовите данное действие? (9+4= 13 (ч) ) - Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (да) - Какой ответ у нас получился? (В 13 часов закончатся уроки)
-А теперь нам необходимо составить задачи по предложенному решению: 13-4=9 (ч) 13-9=4 (ч) -Кто готов устно составить
задачу по первому решению? -Подходит ли данная задача к данному решению? (Да) -Составим задачу по второму решению: Сейчас 13 ч, уроки начались в 9 ч. Сколько длятся уроки? -Подходит ли данная задача ко второму решению? (да) - Что было выполнено для определения продолжительности события? (из большего числового значения времени вычислить меньшее числовое значение времени)
Знакомство с единицей времени — секундой (Учитель показывает часы.) - Обратите внимание на наши часы. Сколько у них стрелок? (Три.) - Назовите их. (Часовая, минутная и секундная.) - Понаблюдайте, как они движутся. (Часовая почти не сдвинулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.) - За какое время минутная стрелка проходит одно деление? (За 1 мин.) - А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошла 60 делений.) - Сколько это делений? (60) - Сколько это секунд? (60) - Какой можно сделать вывод? (В 1 мин 60с.) (Запись на доске и в тетрадях.) 1 мин = 60 с 1ч = 60 мин - На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. - А как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.) - Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин -Прочитайте задачу №232 (1) про себя. Прочитайте задачу вслух. Экскурсия по городу началась в 10 утра и закончилась в 12 ч 30 мин дня. Сколько времени продолжалась экскурсия? - О чём говорится в задаче? (о экскурсии) - Что известно в задаче? (что она началась в 10 утра) - Что еще известно? (что закончилась в 12 ч 30 мин) - Что необходимо найти? (Сколько времени продолжалась экскурсия ) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да) - Что мы для этого должны сделать? - Каким действием? (Вычитанием) - Назовите данное действие? (12 ч 30 мин – 10 ч= 2 ч 30 мин ) - Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (да) - Назовите ответ. (Ответ: экскурсия продолжалась 2ч 30 мин)
- Посмотрите на вторую задачу под этим же номером. Прочитайте про себя. Прочитайте задачу вслух. Спектакль начался в 13 ч и продолжился 3 ч и 15 мин. Когда закончился спектакль? - О чём говорится в задаче? (о спектакле) - Что известно в задаче? (что он начался в 13 ч) - Что еще известно? (что он продолжился 3 ч 15 мин) - Что необходимо найти? (Когда закончился спектакль) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да) - Что для этого нужно сделать? - Каким действием? (Сложением) - Назовите данное действие? (13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин) - Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (да) - Назовите ответ. (Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин) - Какого вида задачи вы сейчас учились решать? ( Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.)
|
Предлагает детям решить задания по теме урока. |
Внимательно слушают, решают примеры для закрепления по новой теме, читают хором алгоритм, запоминают его. |
V. Физкультминутка Цель: профилактика переутомления учащихся. |
Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала. |
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) |
Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости.
|
Выполняют упр. вместе с учителем |
IV.Закрепление изученного материала Цель: закрепить изученный материал |
Учебник стр. 49 Задание № 234
Учебник стр. 49 Задание№ 235. |
- Обратите внимание на задание №234 - О единицах измерения какой величины идет речь в задании? - Чему равна треть суток? - Что значит треть? - Сколько часов в сутках? (24 часа) - Как найти третью часть суток? (24:3 =8 (ч).) - Запишите данное действие в тетрадь. - Что такое половина суток? (Это вторая часть суток) - Как её найти? (Разделить на 2) - Назовите действие. (24:2=12 (ч)) - Запишите данное действие в тетрадь. - Что такое четверть часа? (Это ¼ часть от часа) - Сколько в 1 часе минут? (1ч=60 мин) - Как найти четверть часа? (60: 4= 15 (мин))
- Посмотрите на задание № 235. - О единицах измерения какой величины идет речь в задании? -Данное задание вам необходимо будет выполнить самостоятельно в тетрадях. По аналогичному принципу, точно так же как мы выполняли предыдущее задание. А после мы проверим решение. - Чему равна одна пятая часть сантиметра? (2 мм) - Чему равна одна десятая часть квадратного сантиметра? (10 мм в квадрате) |
|
|
|
Решение задачи на определение времени начала события |
- Прочитайте задачу под чертой. - О чём говорится в задаче? (о детском утреннике) - Что известно в задаче? ( Что утренник закончился в 14 часов) - Что еще известно? (Что он продлился 1 ч) - Что необходимо найти? (Когда начался утренник) - Решите данную задачу самостоятельно у себя в тетрадях. А после мы осуществим проверку. ( 14-1=13 (ч).) (Ответ: В 13 часов начался утренник) |
Проводит самостоятельную работу для закрепления материала |
Выполняют самостоятельную работу |
VI Итоги урока. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
Обобщающая беседа
Рефлексия
Выставление оценок |
- Какого вида задачи вы сегодня научились решать? (Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.) - Что необходимо сделать, чтобы определить начало, конец и продолжительность события? (из большего числового значения времени вычислить меньшее числовое значение времени и к меньшему числовому значению прибавить большее) – Кто испытал трудности? - Значит, какой можно сделать вывод об имеющихся у вас знаниях и умениях? |
Задает вопросы с целью закрепления изученного материала, |
Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока |
VII. Домашнее Цель: обеспечить понимание цели |
Запись на доске и в дневниках учащихся. |
-Домашнее задание: стр., задание (Записываю на доске) Оценки за урок сегодня получают………………… - Спасибо за урок! До свидания |
Обеспечивает понимание учащимися цели |
Записывают задание в дневники, получат оценку за работу на уроке, подводят итоги урока |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.