Определение конца, начало и продолжительности. Секунда.

  • docx
  • 05.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математика 28.10.20.docx

 

УМК Школа России

Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)

 

Тема

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

Педагогическая цель

Учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей време­ни — секундой; совершенствовать вычислительные навыки, уме­ние решать задачи и уравнения.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся познакомятся с новой единицей времени — секундой; научатся решать задачи на опре­деление начала, конца и продолжительности события; принимать и выполнять учебную задачу.

Личностные результаты

Понимают значение математических знаний в собственной жизни

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль , коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляции.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диагностической формами речи.

Основные понятия и термины

Единица времени; секунда, циферблат.

Методы и формы работы

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, учебник по математике стр. 49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Этап урока, его цель

 

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке.

Приветствие

 

Эмоциональный настрой

 

Проверка готовности к уроку (рабочее место)

-Здравствуйте, ребята!        

 - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и успехов!

- Сядьте правильно за партой.

-Проверим готовность к уроку.

Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.

II.Актуализация

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных  смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений).

 Постановка темы и целей урока, повторение изученного материала.

- Начнем урок с устного счета.

(В это время 2 ученика у доски:

1 ученик: 9.999-108*3+2.770

2 ученик: 215*3-365:5 )

Восстановите правильную последовательность:

1 минута = 60 сек

1 час = 60 мин

1 сутки = 24 часа

1неделя= 7 дней

1 месяц = 30, 31 день

1год= 365 дней

Чему равен 1 век? (100 годам)

Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет)

– Определите век по году:

Открытие Московского университета: 1755 год – … век.

Победа в Великой Отечественной войне: 1945 год - … век.

Определяют тему и цели урока; актуализируют субъективный опыта.

Определяют тему и цели урока.

III. Сообщение темы, цели урока

Цель: изучение и повторение знаний учащихся

 Решение и сравнение  задач на время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка темы и задач урока

 -Послушайте задачи, а после будьте готовы ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются данные задачи?»

Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?

Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до шко­лы и подготовиться к урокам?

Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начи­наются уроки?

- Чем похожи задачи? (Данные задачи похожи тем, что в них необходимо узнать время, в котором или в течение которого происходят различные действия)

 Чем они отличаются? (Задачи отличаются числовыми данными и вопросами)

-  Сформулируйте задачи урока. Что мы сегодня будем делать?  (Научимся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)

Задает вопросы, ведет беседу, ставит проблемный вопрос. Сообщает тему урока.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу.

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу.

-  Решение задачи на определение времени конца события

 

Учебник стр. 49

 Задача №231

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с единицей времени – секунда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи на определение времени последовательности события

Учебник стр. 49 Задача №232 (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи на определение времени конца события

Учебник стр.49 Задача№ 232 (2)

 

- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

-Сегодня на уроке научимся решать задачи и определять начало, конец и последовательность события.

-Откройте свои учебники на 49-ой странице. Найдите номер 231.

-Прочитайте задачу. Решим её устно.

Уроки начались в 9 ч и закончились через 4 ч. Пользуясь циферблатом, скажи, когда закончились эти уроки.

- О чём говорится в задаче? (о уроках)

- Что известно в задаче? (что уроки начались в 9 ч)

- Что еще известно? (что уроки закончились через 4 ч)

- Что необходимо найти? (Когда именно закончились эти уроки)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием? (Сложением)

- Назовите данное действие? (9+4= 13 (ч) )

- Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (да)

- Какой ответ у нас получился? (В 13 часов закончатся уроки)

 

-А теперь нам необходимо составить задачи по предложенному решению:

13-4=9 (ч)              13-9=4 (ч)

-Кто готов устно составить задачу по первому решению?
Сейчас 13 ч, уроки начались 4 ч назад. Во сколько начались уроки?

-Подходит ли данная задача к данному решению? (Да)

-Составим задачу по второму решению:

Сейчас 13 ч, уроки начались в 9 ч. Сколько длятся уроки?

-Подходит ли данная задача ко второму решению? (да)

- Что было выполнено для определения продолжительности события? (из большего числового значения времени вычислить меньшее числовое значение времени)

 

Знакомство с единицей времени — секундой

(Учитель показывает часы.)

- Обратите внимание на наши часы. Сколько у них стрелок? (Три.)

- Назовите их. (Часовая, минутная и секундная.)

- Понаблюдайте, как они движутся. (Часовая почти не сдви­нулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)

- За какое время минутная стрелка проходит одно деление? (За 1 мин.)

- А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошла 60 делений.)

- Сколько это делений? (60)

- Сколько это секунд? (60)

- Какой можно сделать вывод? (В 1 мин 60с.) (Запись на доске и в тетрадях.)

1 мин = 60 с

1ч = 60 мин

- На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время.

- А как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)

- Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин

-Прочитайте задачу №232 (1) про себя. Прочитайте задачу вслух.

Экскурсия по городу началась в 10 утра и закончилась в 12 ч 30 мин дня. Сколько времени продолжалась экскурсия?

- О чём говорится в задаче? (о экскурсии)

- Что известно в задаче? (что она началась в 10 утра)

- Что еще известно? (что закончилась в 12 ч 30 мин)

- Что необходимо найти? (Сколько времени продолжалась экскурсия )

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Что мы для этого должны сделать?

- Каким действием? (Вычитанием)

- Назовите данное действие? (12 ч 30 мин – 10 ч= 2 ч 30 мин )

- Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (да)

- Назовите ответ. (Ответ: экскурсия продолжалась 2ч 30 мин)

 

- Посмотрите на вторую задачу под этим же номером. Прочитайте про себя. Прочитайте задачу вслух.

Спектакль начался в 13 ч и продолжился 3 ч и 15 мин. Когда закончился спектакль?

- О чём говорится в задаче? (о спектакле)

- Что известно в задаче? (что он начался в 13 ч)

- Что еще известно? (что он продолжился 3 ч 15 мин)

- Что необходимо найти? (Когда закончился спектакль)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Что для этого нужно сделать?

- Каким действием? (Сложением)

- Назовите данное действие? (13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин)

- Ответили ли мы на главный вопрос задачи? (да)

- Назовите ответ. (Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин)

- Какого вида задачи вы сейчас учились решать? ( Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.)

 

Предлагает детям решить задания  по теме урока.

Внимательно слушают, решают примеры для закрепления  по новой теме, читают хором алгоритм, запоминают его.

V. Физкультминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся.

Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости.

 

Выполняют упр. вместе с учителем

IV.Закрепление изученного материала

Цель: закрепить изученный материал

Учебник стр. 49

Задание № 234

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник стр. 49

Задание№ 235.

- Обратите внимание на задание №234

-  О единицах измерения какой величины идет речь в задании?

- Чему равна треть суток?

- Что значит треть?

- Сколько часов в сутках? (24 часа)

- Как найти третью часть суток? (24:3 =8 (ч).)

- Запишите данное действие в тетрадь.

- Что такое половина суток? (Это вторая часть суток)

- Как её найти? (Разделить на 2)

- Назовите действие.  (24:2=12 (ч))

- Запишите данное действие в тетрадь.

- Что такое четверть часа? (Это ¼ часть от часа)

- Сколько в 1 часе минут? (1ч=60 мин)

- Как найти четверть часа? (60: 4= 15 (мин))

 

 

- Посмотрите на задание № 235.

-  О единицах измерения какой величины идет речь в задании?

-Данное задание вам необходимо будет выполнить самостоятельно в тетрадях. По аналогичному принципу, точно так же как мы выполняли предыдущее задание. А после мы проверим решение.

- Чему равна одна пятая часть сантиметра? (2 мм)

- Чему равна одна десятая часть квадратного сантиметра? (10 мм в квадрате)

 

 

 

Решение задачи на определение времени начала события

 - Прочитайте задачу под чертой.

- О чём говорится в задаче? (о детском утреннике)

- Что известно в задаче? ( Что утренник закончился в 14 часов)

- Что еще известно? (Что он продлился 1  ч)

- Что необходимо найти? (Когда начался утренник)

- Решите данную задачу самостоятельно у себя в тетрадях. А после мы осуществим проверку.

( 14-1=13 (ч).)

(Ответ: В 13 часов начался утренник)

Проводит самостоятельную работу для закрепления материала

Выполняют самостоятельную работу

VI Итоги урока.

Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

 

Обобщающая беседа

 

 

 

Рефлексия

 

Выставление оценок

- Какого вида задачи вы сегодня научились решать? (Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.)

- Что необходимо сделать, чтобы определить начало, конец и продолжительность события? (из большего числового значения времени вычислить меньшее числовое значение времени и к меньшему числовому значению прибавить большее)

– Кто испытал трудности?

- Значит, какой можно сделать вывод об имеющихся у вас знаниях и умениях?

Задает вопросы с целью закрепления изученного материала,

Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока

VII. Домашнее
задание

Цель:  обеспечить понимание цели

Запись на доске и в дневниках учащихся.

-Домашнее задание: стр., задание  (Записываю на доске)

Оценки за урок сегодня получают…………………

- Спасибо за урок! До свидания

Обеспечивает понимание учащимися цели

Записывают задание в дневники, получат оценку за работу на уроке, подводят итоги урока