Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)
Цель: учить определять различные качества предметов на ощупь.
Задачи:
· обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
· развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;
· совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;
· воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.
Материалы к занятию: для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошками».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!
Разминка.
Самомассаж ладоней.
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.
Карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Самомассаж ладоней и пальцев.
Исходное положение:
Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)
Самомассаж кончиков пальцев.
Исходное положение:
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.
Содержание упражнения:
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.
Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.
Исходное положение:
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:
Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.
Косичка.
Исходное положение:
Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки
Содержание упражнения:
Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.
Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Основная часть.
Психолог: «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх,
закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный
камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный
или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При
этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё
тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой
камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только
они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми
умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно всё будет получаться».
Игры
с тактильными дощечками.
Материал: тактильные дощечки.
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
1. Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).
2. Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
3. Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.
4. Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)
5. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
6. Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.
Упражнение «Из чего сделан предмет?».
Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.
· Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).
· Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).
· Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).
· Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).
· Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).
· Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).
· Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).
· Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).
· Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).
· Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).
· Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).
Итог занятия.
Вам понравилось наше занятие?
- Что было самым интересным?
- Какое задание для вас было трудным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.