Определяем виды словосочетаний. Готовимся к ЕГЭ

  • docx
  • 15.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала синтаксические нормы словосочетания.docx

Надпись: Синтаксическая норма Словосочетания

Словосочетание — это соединение двух или не­скольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.

Некоторые ученые выделяют два типа словосо­четаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; не­громко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точ­ка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных по­собий сочинительные сочетания слов не рассмат­риваются.

Не являются словосочетаниями:

1)  сочетание самостоятельного слова со служеб­ным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;

3)  подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4)  составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи между словами

Существует три главных способа подчинитель­ной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласованием называется такой способ подчи­нительной связи слов, когда зависимое слово упо­добляется главному в формах рода, числа и паде­жа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение,   порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, мор­скому берегу и т.д.

Управлением называется такой способ подчини­тельной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассника­ми; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шер­сти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависи­мое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы  отцу и т.д.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушев­ленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в ос­тальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах — согласова­ние.

Примыканием называется такой способ подчи­нительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонацион­но: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знамена­тельное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагатель­ное).

Притяжательные местоимения его, ее, их не из­меняются и являются зависимыми словами в сло­восочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать отличных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосо­четаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, выз­вал их.

Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

1)  чтобы найти словосочетание с согласовани­ем, надо выделить в предложении слово адъектив­ной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2)  поиск словосочетания с управлением — это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего?кому? чему?и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3)  найти словосочетание с примыканием мож­но,  отыскав неизменяемое слово, а затем  устано­вив слово, от которого оно зависит.

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в пред­ложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлени­ем — созданный (для чего?) для песен.

Трудные случаи управления

В конструкциях с управлением часто встреча­ются следующие ошибки:

1)  употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции:   Установить о при­чинах аварии (правильно: установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); оплатить за проезд ('правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предлож­ного сочетания: ^характерная им особенность (пра­вильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством упот­ребляются с существительными в родительном па­деже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток,  в продолжение дня и т.д.

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо со­вершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является исполь­зование в этом значении конструкции по + суще­ствительное в дательном падеже: *по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требо­вать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать кни­гу; стирать и гладить белье и т.п.

 Уточнить сложные случаи управления можно по книге: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002.

 

РЕЦЕНЗИЯ на что-либо

 

ОТЗЫВ о чем-либо

рецензия на книгу

отзыв о книге

ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) преимущество перед другими

ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) превосходство над другими

ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности

ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо

предостеречь от опасности

ТОРМОЗИТЬ что-либо

ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо

тормозить развитие

препятствовать развитию

ОТЛИЧАТЬ что от чего

РАЗЛИЧАТЬ что и что

отличать плохое от хорошего

различать плохое и хорошее

РАССЕРЖЕН чем-либо рассержен шуткой

РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо

рассердиться на шутку

ВЕРА во что-либо вера в победу

УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе

УДИВЛЕН чем-либо

удивлен успехами

УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам

ОПЛАТИТЬ что-либо оплатить проезд         

/ УПЛАТИТЬ за что-либо уплатить за проезд

Неправильны конструкции, в которых общее за­висимое слово находится при словах, требующих раз­ного падежа или предлога: * Плохая погода препятствует или затягuвает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно ре­дактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выра­жения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько чело­век; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) любя ры­балку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.

 

 

2. Дополните до словосочетаний. Определите спо­собы связи.

1)  Обидеться... — обида...;

2)  образоваться... — образован...;

3)  обосновываться... — обоснование...;

4)  наполнить... — наполнять... ;

5) уверенность... — увериться... .

3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счаст­ливый; 5) решение.

ТЕСТ №7

1.  В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2)   под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3)  первый снег, из всего сказанного, под белы­ми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2.  В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  Серебристый голос, собачьей .шерсти, вне­запно замолчавшего;

2)  коричневый забор, всей улицы, улыбающего­ся лица;

3)  через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

4)  веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3.  В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружен­ный забором;

3)  за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1)  Сижу за столом, вижу их, этот  номер;

2)  вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

3) развернув ребром, непонятный для него, от­крытую ладонь;

4) напоминает брата, изображения пирамид, под­носит кружку.

5.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1)  Ищет что-нибудь, никому не известное, хва­лит покупки;

2)  передает новость, вспоминал сон, в рыноч­ном павильоне;

3)  казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

4)  перельется через край, фонтанами брызг, те­атральный занавес.

6.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

2)  с зарослей бузины, капала из крана, прищу­рил глаза;

3)  поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

4)  вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

7.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2)  давно забытый, когда-то нашел, на это мес­то;

3)  украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4)  стремиться туда, тихо летали, помнил их.

8.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Гораздо меньше, искренне полюбил, этой но­вости;

2)  глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

3)  заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

4)  его слова, шел не спеша, очень важно.

9.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Собрались вместе, шепотом повторял, читав­шего стихи;

2)  проснулся утром, прежде помнили, опять за­молчал;

3)   вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4)  вновь повторил, была там, не глядя на него.

10.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

3)  сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

4)  цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

 

11.  Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чув­ствовать планета.

12.  Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочи­няли.

13.  Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весенне­му зеленели у подножий.

14.  Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и го­лоледица.

15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорблен­ного самолюбия.

16. Выпишите из предложения словосочетание со свя­зью управление.

Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

17. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

18. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стре­котать кузнечики, мы мечтали о будущем.

19.  Выпишите из предложения словосочетание со связью  управление.

И мы искренне привязались к маленькому хро­мому утенку.

20.  Выпишите из предложения словосочетание со связью  управление.

Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.

Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

18-20

4 (хорошо)

15-17

3 (удовлетворительно)

12-14