Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.
Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.
Способы подчинительной связи между словами
Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.
Главное слово: существительное.
Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.
Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах — согласование.
Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать отличных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.
Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением — это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего?кому? чему?и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением — созданный (для чего?) для песен.
Трудные случаи управления
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: Установить о причинах аварии (правильно: установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); оплатить за проезд ('правильно: оплатить проезд);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: ^характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).
Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.
Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.
Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы.
В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.
Уточнить сложные случаи управления можно по книге: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002.
РЕЦЕНЗИЯ на что-либо |
ОТЗЫВ о чем-либо |
рецензия на книгу |
отзыв о книге |
ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) преимущество перед другими |
ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) превосходство над другими |
ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности |
ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо предостеречь от опасности |
ТОРМОЗИТЬ что-либо |
ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо |
тормозить развитие |
препятствовать развитию |
ОТЛИЧАТЬ что от чего |
РАЗЛИЧАТЬ что и что |
отличать плохое от хорошего |
различать плохое и хорошее |
РАССЕРЖЕН чем-либо рассержен шуткой |
РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо рассердиться на шутку |
ВЕРА во что-либо вера в победу |
УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе |
УДИВЛЕН чем-либо удивлен успехами |
УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам |
ОПЛАТИТЬ что-либо оплатить проезд |
/ УПЛАТИТЬ за что-либо уплатить за проезд |
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: * Плохая погода препятствует или затягuвает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Определите способ связи и средства ее выражения:
1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) любя рыбалку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.
2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеться... — обида...;
2) образоваться... — образован...;
3) обосновываться... — обоснование...;
4) наполнить... — наполнять... ;
5) уверенность... — увериться... .
3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.
ТЕСТ №7
1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;
2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;
3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;
4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.
2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) Серебристый голос, собачьей .шерсти, внезапно замолчавшего;
2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;
3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;
4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.
3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;
2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;
3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;
4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.
4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;
2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;
2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;
3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль;
4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.
6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;
2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;
3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;
4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.
7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;
2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;
3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.
8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;
2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;
3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;
4) его слова, шел не спеша, очень важно.
9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;
2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;
3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;
4) вновь повторил, была там, не глядя на него.
10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;
2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;
3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;
4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.
11. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
12. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
13. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
14. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.
15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия.
16. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.
17. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.
18. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
19. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку.
20. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.
Оценка |
Количество правильно выполненных заданий |
5 (отлично) |
18-20 |
4 (хорошо) |
15-17 |
3 (удовлетворительно) |
12-14 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.