Определяем виды словосочетаний. Готовимся к ЕГЭ
Оценка 4.8

Определяем виды словосочетаний. Готовимся к ЕГЭ

Оценка 4.8
docx
15.04.2020
Определяем виды словосочетаний. Готовимся к ЕГЭ
синтаксические нормы словосочетания.docx

Надпись: Синтаксическая норма Словосочетания

Словосочетание — это соединение двух или не­скольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.

Некоторые ученые выделяют два типа словосо­четаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; не­громко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точ­ка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных по­собий сочинительные сочетания слов не рассмат­риваются.

Не являются словосочетаниями:

1)  сочетание самостоятельного слова со служеб­ным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;

3)  подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4)  составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи между словами

Существует три главных способа подчинитель­ной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласованием называется такой способ подчи­нительной связи слов, когда зависимое слово упо­добляется главному в формах рода, числа и паде­жа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение,   порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, мор­скому берегу и т.д.

Управлением называется такой способ подчини­тельной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассника­ми; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шер­сти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависи­мое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы  отцу и т.д.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушев­ленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в ос­тальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах — согласова­ние.

Примыканием называется такой способ подчи­нительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонацион­но: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знамена­тельное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагатель­ное).

Притяжательные местоимения его, ее, их не из­меняются и являются зависимыми словами в сло­восочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать отличных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосо­четаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, выз­вал их.

Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

1)  чтобы найти словосочетание с согласовани­ем, надо выделить в предложении слово адъектив­ной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2)  поиск словосочетания с управлением — это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего?кому? чему?и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3)  найти словосочетание с примыканием мож­но,  отыскав неизменяемое слово, а затем  устано­вив слово, от которого оно зависит.

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в пред­ложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлени­ем — созданный (для чего?) для песен.

Трудные случаи управления

В конструкциях с управлением часто встреча­ются следующие ошибки:

1)  употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции:   Установить о при­чинах аварии (правильно: установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); оплатить за проезд ('правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предлож­ного сочетания: ^характерная им особенность (пра­вильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством упот­ребляются с существительными в родительном па­деже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток,  в продолжение дня и т.д.

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо со­вершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является исполь­зование в этом значении конструкции по + суще­ствительное в дательном падеже: *по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требо­вать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать кни­гу; стирать и гладить белье и т.п.

 Уточнить сложные случаи управления можно по книге: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002.

 

РЕЦЕНЗИЯ на что-либо

 

ОТЗЫВ о чем-либо

рецензия на книгу

отзыв о книге

ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) преимущество перед другими

ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) превосходство над другими

ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности

ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо

предостеречь от опасности

ТОРМОЗИТЬ что-либо

ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо

тормозить развитие

препятствовать развитию

ОТЛИЧАТЬ что от чего

РАЗЛИЧАТЬ что и что

отличать плохое от хорошего

различать плохое и хорошее

РАССЕРЖЕН чем-либо рассержен шуткой

РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо

рассердиться на шутку

ВЕРА во что-либо вера в победу

УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе

УДИВЛЕН чем-либо

удивлен успехами

УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам

ОПЛАТИТЬ что-либо оплатить проезд         

/ УПЛАТИТЬ за что-либо уплатить за проезд

Неправильны конструкции, в которых общее за­висимое слово находится при словах, требующих раз­ного падежа или предлога: * Плохая погода препятствует или затягuвает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно ре­дактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выра­жения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько чело­век; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) любя ры­балку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.

 

 

2. Дополните до словосочетаний. Определите спо­собы связи.

1)  Обидеться... — обида...;

2)  образоваться... — образован...;

3)  обосновываться... — обоснование...;

4)  наполнить... — наполнять... ;

5) уверенность... — увериться... .

3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счаст­ливый; 5) решение.

ТЕСТ №7

1.  В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2)   под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3)  первый снег, из всего сказанного, под белы­ми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2.  В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  Серебристый голос, собачьей .шерсти, вне­запно замолчавшего;

2)  коричневый забор, всей улицы, улыбающего­ся лица;

3)  через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

4)  веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3.  В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружен­ный забором;

3)  за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1)  Сижу за столом, вижу их, этот  номер;

2)  вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

3) развернув ребром, непонятный для него, от­крытую ладонь;

4) напоминает брата, изображения пирамид, под­носит кружку.

5.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1)  Ищет что-нибудь, никому не известное, хва­лит покупки;

2)  передает новость, вспоминал сон, в рыноч­ном павильоне;

3)  казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

4)  перельется через край, фонтанами брызг, те­атральный занавес.

6.  В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

2)  с зарослей бузины, капала из крана, прищу­рил глаза;

3)  поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

4)  вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

7.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2)  давно забытый, когда-то нашел, на это мес­то;

3)  украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4)  стремиться туда, тихо летали, помнил их.

8.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Гораздо меньше, искренне полюбил, этой но­вости;

2)  глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

3)  заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

4)  его слова, шел не спеша, очень важно.

9.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Собрались вместе, шепотом повторял, читав­шего стихи;

2)  проснулся утром, прежде помнили, опять за­молчал;

3)   вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4)  вновь повторил, была там, не глядя на него.

10.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)  Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

3)  сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

4)  цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

 

11.  Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чув­ствовать планета.

12.  Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочи­няли.

13.  Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весенне­му зеленели у подножий.

14.  Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и го­лоледица.

15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорблен­ного самолюбия.

16. Выпишите из предложения словосочетание со свя­зью управление.

Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

17. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

18. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стре­котать кузнечики, мы мечтали о будущем.

19.  Выпишите из предложения словосочетание со связью  управление.

И мы искренне привязались к маленькому хро­мому утенку.

20.  Выпишите из предложения словосочетание со связью  управление.

Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.

Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

18-20

4 (хорошо)

15-17

3 (удовлетворительно)

12-14

 


 

Словосочетание — это соединение двух или не­скольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать

Словосочетание — это соединение двух или не­скольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать

Способы подчинительной связи между словами

Способы подчинительной связи между словами

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга

ОТЛИЧАТЬ что от чего РАЗЛИЧАТЬ что и что отличать плохое от хорошего различать плохое и хорошее

ОТЛИЧАТЬ что от чего РАЗЛИЧАТЬ что и что отличать плохое от хорошего различать плохое и хорошее

В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1)

В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1)

Я помню, как величественные горы по-весенне­му зеленели у подножий

Я помню, как величественные горы по-весенне­му зеленели у подножий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020