ОПРОСНИК ТЕМПЕРАМЕНТА А.ТОМАСА–С.ЧЕСС
Данный вариант методики рекомендуется к использованию для определения поведенческих проявлений темперамента младших школьников. Он предназначен для родителей детей или тех, кто их заменяет. Опросник включает 72 вопроса и пять вариантов ответа.
Инструкция для родителей
«Вам предлагаются высказывания, описывающие поведение ребенка в различных ситуациях повседневной жизни. Представьте, что речь идет о Вашем ребенке. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует поведению Вашего ребенка, используя следующие оценки:
Никогда |
– 1 |
Редко |
– 2 |
Часто |
– 3 |
Всегда |
– 4 |
Не знаю |
– 5 |
В бланке ответов для каждого утверждения (номер его указан в бланке) обведите кружком одну из цифр, в соответствии с Вашей оценкой.
Если Вы, даже подумав, затрудняетесь ответить на какое - то высказывание (затрудняетесь оценить его), то Вы можете ответить «Не знаю» и обвести кружком цифру 5.
Постарайтесь, как можно объективнее оценить поведение Вашего ребенка! Некоторые утверждения могут показаться Вам похожими, поскольку описывают сходные ситуации. Однако каждое из утверждений относится к отдельной области детского поведения. Поэтому Ваши ответы также могут быть различны при ответах на сходные вопросы.
Если Вы считаете необходимым дополнить Ваш ответ – оценку или дать подробное объяснение Вашему выбору, пожалуйста, поставьте нужное число, которое представляется наиболее подходящим, а затем напишите свои замечания на обратной стороне бланка для ответов, указав номер утверждения».
Опросник
1. Мой ребенок активно играет и сильно брызгается во время купания.
2. Проводя время с другими детьми, мой ребенок испытывает удовольствие.
3. Мой ребенок чувствителен к запахам, он обращает внимание на неприятные запахи.
4. Мой ребенок застенчив и робок с незнакомыми взрослыми.
5. Когда мой ребенок увлечен, каким-нибудь занятием (играет с конструктором, головоломкой, рисует и т. п.), то может без отдыха работать очень долго, пока не закончит.
6. Мой ребенок имеет стул каждый день примерно в одно то же время.
7. Мой ребенок ест пищу, которую раньше не любил.
8. Мой ребенок с большим удовольствием ест любимые блюда и упорно отвергает нелюбимые.
9. Моего ребенка легко отвлечь от плохого настроения (с помощью шутки, ласки и пр.)
10. Мой ребенок застенчив и робок при встрече с незнакомым ребенком.
11. Мой ребенок обращает внимание на громкость звука (жалуется на слишком громкие звуки, музыку и т. п.)
12. Моего ребенка приходится долго уговаривать надеть нужную одежду, если сам выбрал другую.
13. Мой ребенок просит перекусить (бутерброды, фрукты, печенье) всегда в одно и то же время.
14. Мой ребенок пересказывает события прошедшего дня с упоением.
15. Мой ребенок ведет себя непринужденно в гостях после нескольких визитов.
16. Если мой ребенок расстроен или у него что-то не получается, он может крикнуть, «хлопнуть дверью», швырнуть игрушку и т. п.
17. Если мой ребенок захочет игрушку или сладости в магазине, его легко уговорить на замену.
18. Мой ребенок чаще бегает, чем ходит, и дома, и на улице.
19. Мой ребенок получает удовольствие, когда ходит по магазинам с родителями.
20. Моему ребенку требуется одно и то же время, чтобы заснуть после того, как он ляжет в постель.
21. Мой ребенок любит пробовать новые блюда.
22. Когда мама занята и не может заниматься со своим ребенком, он уходит, занимается и играет один, а не пристает к маме.
23. Мой ребенок обращает внимание на цвет предметов, например, может сказать: «Какой красивый (или некрасивый) цвет».
24. На детской площадке мой ребенок бегает, падает, прыгает и постоянно находится в движении.
25. Если моему ребенку что-то не нравится (например, стрижка в парикмахерской, умывание и т.п.), он будет долго противиться.
26. Мой ребенок отвлекается на внезапный шум или оживление вокруг него, даже когда он занят любимой игрой.
27. Если прервать любимое занятие моего ребенка, он лишь немного покапризничает.
28. Если моему ребенку что-то пообещаешь, он постоянно будет напоминать об этом.
29. Мой ребенок ссорится, когда играет с другими детьми.
30. Мой ребенок боится подойти к чужим детям и играть с ними (на детской площадке, на елке, на празднике, в гостях и т. п.).
31. Длительность ночного сна моего ребенка не постоянна.
32. Мой ребенок замечает, какую пищу, он ест (холодную или горячую).
33. Мой ребенок быстро преодолевает смущение перед незнакомым взрослым.
34. Мой ребенок спокойно сидит, когда слушает сказку или интересную книгу.
35. Когда ребенка ругают родители и делают ему замечание, он не плачет и не кричит, а лишь немного похнычет.
36. Если мой ребенок на что-то сердится, его трудно успокоить.
37. Когда мой ребенок, учится какой - либо новой подвижной игре (например, катанию на коньках), он проводит много времени, практикуясь в этом.
38. Мой ребенок голоден каждый день в разное время.
39. Мой ребенок очень чувствителен к изменению яркости света.
40. Мой ребенок с трудом засыпает на новом месте в течение нескольких дней.
41. Мой ребенок с нетерпением ждет того дня, когда он сможет пойти в школу.
42. Мой ребенок чувствует себя свободно в новой остановке (когда семья отправляется в путешествие, на отдых и т.п.).
43. Если ребенку не покупают в магазине того, что он просит, ребенок активно выражает свое недовольство.
44. Моего ребенка трудно успокоить, если он расстроен.
45. Когда погода плохая, и ребенок вынужден находиться дома, он носится по комнатам, и его трудно занять тихими, спокойными играми.
46. Мой ребенок ведет себя непринужденно с незнакомыми взрослыми, которые приходят к нам в дом.
47. Моему ребенку свойственно есть мало в один день и много – в другой.
48. Если у ребенка что-то не получается (трудная игра, головоломка и т. п.), он быстро меняет занятие.
49. Мой ребенок обращает внимание на температуру в доме или на улице.
50. Мой ребенок заметно расстраивается, когда ломается его любимая игрушка или игра.
51. В новой ситуации (например, в больнице, в детском саду, в школе и т. д.) мой ребенок в течение нескольких дней чувствует себя комфортно.
52. Мой ребенок легко соглашается на выполнение неприятных для него процедур (стрижка ногтей, причесывание и т. п.), если его чем-то занять (игрой, сказкой, телевизором).
53. Мой ребенок ведет себя спокойно во время просмотра детского кинофильма или телепрограммы.
54. Мой ребенок кричит, громко спорит, когда ему предлагают переодеться.
55. Мой ребенок просыпается в одно и то же время, даже в воскресные дни и праздники.
56. Когда у ребенка что-то не получается в игре, он идет жаловаться своим родителям на других детей.
57. Мой ребенок жалуется, когда ему неудобна одежда.
58. Мой ребенок быстро успокаивается, если был, сердит или чем-то недоволен.
59. Мой ребенок быстро привыкает к новому распорядку дня, если происходит, какое-то изменение в повседневной жизни (не может пойти в детский сад, изменения в занятиях и т.п.).
60. Мой ребенок спокойно играет с игрушками и куклами на детской площадке или в парке.
61. Мой ребенок ведет себя спокойно, когда другой ребенок берет его игрушки.
62. Мой ребенок расстраивается, когда остается один без родителей в незнакомой обстановке (в школе, поликлинике, детском саду, на уроке музыки, в лагере и т.п.)
63. Моего ребенка трудно отвлечь или заставить прекратить свое занятие, если он им увлечен.
64. Мой ребенок любит спокойные занятия (такие, как рукоделие, просмотр телепрограмм, чтение или рассматривание книжек).
65. Мой ребенок расстраивается, когда теряет свои игрушки.
66. Мой ребенок предпочитает знакомую одежду новой.
67. Мой ребенок обращает внимание на испачканную или промокшую одежду.
68. Мой ребенок с трудом привыкает к распорядку дня в другом месте.
69. Мой ребенок воспринимает события спокойно, без волнения.
70. Мой ребенок легко ждет, если завтрак, обед или ужин откладываются на час или более.
71. Мой ребенок быстро перестает надоедать, если ему предложить занятие.
72. Мой ребенок отказывается от посторонней помощи, когда он чем-то занят.
Обработка полученных результатов
Ключи к обработке полученных данных, предложены в таблицах с 1 - 9, подсчитать суммарный балл по следующим шкалам:
1. Активность. Степень, темп и частота, с какими моторный элемент выступает в поведении (вопросы 1, 18. 24, 34, 45. 53, 60, 64).
Таблица 1
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
1. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
18. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
24. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
34. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
45. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
53. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
60. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
64. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
2. Ритмичность. Регулярность проявления основных биологических функций (пассивность - активность, сон - бодрствование, принятие пищи - дефекация и другие) (вопросы 6. 13, 20, 31. 38, 47, 55, 70).
Таблица 2
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
6. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
13. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
20. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
31. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
38. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
47. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
55. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
70 |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
3. Приближение—избегание. Первая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее) (вопросы 4, 10. 21, 30, 42, 46, 62, 66).
Таблица 3
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
4. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
10. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
21. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
30. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
42. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
46. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
62. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
66. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
4. Адаптивные особенности. Легкость, с какой индивид способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой (вопросы 7, 15, 25, 33, 40, 51, 59, 68)
Таблица 4
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
7. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
15. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
25. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
33. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
40. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
51. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
59. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
68. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
5. Интенсивность реакции. Энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления (вопросы 8. 16, 27, 35, 43. 54, 61, 69).
Таблица 5
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
8. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
16. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
27. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
35. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
43 |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
54. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
61. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
69. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
6. Порог чувствительности. Уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций (вопросы 3, 11, 23, 32, 39, 49, 57, 67).
Таблица 6
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
3. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
11. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
23. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
32. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
39 |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
49. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
57. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
67. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
7. Качество настроения. Качество положительных реакций (смех, радость, удовольствие и др.) по отношению к числу негативных реакций (плач, крик, выражение неудовольствия) (вопросы 2, 14, 19, 29, 41, 50, 56, 65).
Таблица 7
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
2. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
14. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
19. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
29. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
41. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
50. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
56. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
65. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
8. Отвлекаемость. В какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его (вопросы 9, 17, 26, 36, 44, 52, 63, 71).
Таблица 8
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
9. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
17. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
26. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
36. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
44. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
52. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
63. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
71. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
9. Настойчивость, выносливость и длительность внимания. Время, за которое индивид в состоянии выполнить определенное действие или заниматься данной работой, несмотря на наличие отвлекающих факторов (вопросы 5, 12, 22, 28, 37, 48, 58, 72).
Таблица 9
|
Никогда |
Редко |
Часто |
Всегда |
5. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
12. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
22. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
28. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
37. |
|
|
0. 5 |
1. 0 |
48. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
58. |
1. 0 |
0. 5 |
|
|
72. |
|
1. 0 |
0. 5 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.