ГБОУ «Шумихинская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Мастер-класс для педагогов
«Нейрогимнастика с детьми с ОВЗ в работе педагога-психолога»
Автор-составитель:
педагог-психолог Надеева Ю.С.
Октябрь_2022 г
Мастер-класс для педагогов
«Нейрогимнастика с детьми с ОВЗ в работе педагога-психолога»
«Руки – наш главный инструмент.
Нейрогимнастика развивает не только
ловкость рук, но и гибкость ума,
создавая и укрепляя нейронные связи»
С.Копылов
Цель: познакомить педагогов с с нетрадиционным способом гармоничного развития детей с ОВЗ.
Задачи:
ü познакомить с некоторыми элементами нейрогимнастики;
ü повышать профессиональное мастерство, стимулировать коллег на обмен опытом.
Материалы и оборудование: мячики, карточки по нейрогимнастике, фломастеры, листы А4, балансировочные диски, мультимедийное оборудование.
I этап. Постановка педагогической проблемы.
Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер-классе по нейрогимнастике.
Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье).
В связи с актуальностью проблемы развития детей с УО в условиях школы-интерната, было принято решение включить в коррекционный процесс элементы телесно-ориентированных упражнений.
Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка имеются незрелости развития мозговых структур [2, с. 17].
Научные исследования выявили, что определенные физические движения способствуют сбалансировано развивать оба полушария головного мозга [1, с. 3]. На основании полученных выводов возникла - гимнастика для мозга или кинезиология.
Кинезиология (от греческих «кинезис» – движение и «логос» – знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий.
Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970-х годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, что в свою очередь способствует развитию координации движений и психофизических функций. Нейрогимнастика активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях.
Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрогимнастики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.
Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять, усложнять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Цели нейрогимнастичеких упражнений:
ü синхронизация развития левого и правого полушарий;
ü развитие мелкой моторики,развитие координации, ловкости движений;
ü выравнивание внутреннего состояния(гиперактивности, вялости);
ü развитие памяти, мышления, концентрации внимания, саморегуляции;
ü развитие речи (активизация речевых зон в мозге).
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
ü задействовать в упражнении не менее двух органов чувств;
ü смена привычных маршрутов выполнения движения, их усложнение;
ü регулярное выполнение упражнений.
Методы, используемые в нейрогинастике:
ü метод двигательных ритмов.
Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемости, быстрота и координация движений рук и ног. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
ü метод звукодыхательных упражнений.
Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек — ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
ü метод подвижных игр.
Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.
Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении таких движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
ü метод визуализации.
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.
ü арт-терапевтический метод.
Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
ü конструктивно-рисуночный метод.
Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), зрительно-пространственное восприятие.
Изучив литературу по проблеме развития детей с ОВЗ и УО, решила ввести нейрогимнастические упражнения в коррекционную деятельность, чтобы активизировать мыслительные процессы, повысить работоспособность, понизить утомляемость. У детей наблюдается положительная динамика в умении действовать согласно словесной инструкции, улучшаются графомоторные навыки.
II. Практическая демонстрация приемов.
Звукодыхательные упражнения.
«Энергетическая зевота». Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.
«Распевка». Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка — тем тише голоса. Но моя палочка может подниматься и опускаться не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише — громче. Поем звуки. А: тише — громче; О: тише — громче; У: тише — громче; Э: тише — громче; И: тише — громче; Ы: тише — громче.Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) меняют ногу.
«Сова». Упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
«Выполняй по хлопку». Все стоят в ряд, лицом к
ведущему.
Инструкция. 1 хлопок — делаете шаг влево; 2 хлопка —
обернуться вокруг себя;
3 хлопка — попрыгать на правой ноге. Ведущий может заменить хлопок написанной на бумаге цифрой.
«Ближе — дальше». Инструкция. У каждого из вас будет свое задание, и выполнять вы его будете по очереди. Начнет тот, кто сидит справа от меня (пример: Ваня называет предмет красного цвета, который расположен близко к нему, и предмет этого же цвета, который расположен далеко от него.) Очень важно, чтобы вы запомнили «свои» предметы. Они вам пригодятся. В игре участвуют все игроки.
Развитие мелкой моторики.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки. Смена позиций происходит 6-8 раз. Усложнение: увеличиваем скорость, продолжаем через хлопок.
«Нос-ухо». Возьмитесь правой рукой за левое ухо, левой - за нос. Под счет будем менять положение рук.
«Живая фигура». Указательные и большие пальцы рук создают фигуру прямоугольника, соединяя пальцы в одной точке, делаем разворот рук, не размыкая пальцы. И соединяем в другой точке и снова делаем разворот.
«Два мизинца-два указательных»-«Мизинец-указательный»-«Мизинец-указательный через хлопок». Руки сжали в кулаки и повернули большими пальцами к себе, показали одновременно 2 мизинца, теперь 2 указательных(4-6 повторов); показали на одной руке указательный, на другой - мизинец. Поочерёдно меняем пальцы на руках. И еще усложняем: выполняем через хлопок.
Арт-терапия.
Рисунок. Вспомни и нарисуй предмет или предметы, которые ты выбрал в игре «Ближе — дальше».
Межполушарное рисование. 1)Перед вами карточки и фломастеры. Возьмите в каждую руку по фломастеру и выполните задание на карточках. 2) Возьмите по 2 простых карандаша и нарисуйте стрелки одновременно вверх и вниз, вправо и влево.
Релаксация. По традиции, в конце моих занятий проходит релаксация.
«Напрягаем – расслабляем». Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно:
Расслабление приятно!
Напрягаем плечи, сильно-сильно —расслабляем.
Напрягаем руки, сильно-сильно —расслабили.
Кладем руку на живот и «надуваем шарик», держим, держим — «сдули шарик».
Напрягаем ноги, сильно-сильно —расслабили.
Отдохнули, почувствовали, как расслабились ваши плечики, ручки, ножки. А теперь напрягаем левую ногу и правую руку, сильно-сильно —расслабили.
Правую ногу и левую руку, сильно-сильно —расслабили.
Надули щеки и животики-«шарики» —расслабились.
А теперь руки и ноги напрягаем сильно-сильно —расслабились. Отдыхаем...
Звучит музыка для релаксаций.
Выход из релаксации.
III. Рефлексия. Чем мы с вами занимались сегодня? Что было самым легким, трудным? Покажите «рожки», если ничего полезного и интересного не было сегодня, «класс» если было.
Прощание «Башенка». А раз всем было интересно и вы выносите с этого мероприятия полезную информацию, то несите свои классы ко мне, построим из них башенку и попрощаемся словами: «Мы все помним, мы все знаем, мы все в работе применяем!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.