Программа «Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у студентов»

  • Документация
  • docx
  • 11.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

программа направлена на коррекцию индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения, формирование защитных механизмов поведения у студентов
Иконка файла материала 2. Коррекционная программа _Аддиктивное поведение подростков.docx

 

Программа       

«Коррекция индивидуально-психологических факторов риска

формирования аддиктивного поведения у студентов»

 

(по итогам ЕМ СПТ – 2024)

 

 

 

 

                                                  Введение

 

В современном мире  увеличивается число подростков с аддикциями.  Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «девиации» и «девиантное поведение». При этом профилактика и коррекция аддикций подростков до сих пор является одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем.

Исследования последних лет показали, что аддикции у подростков связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. На ранних стадиях развития личности роль индивидуальных и фенотипических факторов доминирует, но начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности.

Обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими, в тоже время это может служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения у подростков.

            В современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности.     

        Современные подростки, переживая нормативный кризис, дополнительно попадают в информационный кризис, связанный с избытком и доступностью информации в сочетании с неумением ее правильно отбирать и анализировать.

Всё вышесказанное обуславливает актуальность настоящей работы, постановку цели, объекта и предмета исследования.

 

Цель программы: коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения, формирование защитных механизмов поведения.

 

Задачи программы

1. Формирования уверенного поведения в стрессовой ситуации.

3.Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях риска злоупотребления ПАВ.

4.Снижение уровня агрессивности, враждебности.

5.Формирование толерантного отношения к окружающим.

6. Снижение риска суицидального поведения.

7. Формирование неприятия форм экстремального поведения.

 

Описание программы

Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей подростков по итогам ЕМ СПТ - 2024, выявили наличие у подростков следующие факторы риска аддиктивного поведения:

1. Подверженность влиянию группы;

2. Склонность к риску;

3. Импульсивность;

4. Тревожность;

5. Принятие родителями;

6. Принятия одноклассниками;

8. Социальную активность.

 

Содержание программы

Программа состоит из  (см.приложение1,2):

·         11 занятий длительностью 45 минут каждое, с периодичностью 1-2 раза в месяц;

·         индивидуальных бесед с обучающимися (в урочное и внеурочное время) 1-2 раза в месяц;

·         работы с педагогами техникума;

·         работы с родителями.

 

Методы решения поставленных задач

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы:

·         методы психологического воздействия: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, упражнения;

·         метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов,

включение их в критический анализ своих поступков);

·         метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:

·       групповая работа по формированию конструктивных способов поведения: тренинги, тесты дискуссии, лекции, мозговые штурмы, беседы, встречи, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, праздники, военно-спортивные мероприятия.

·       индивидуальная работа: индивидуальные консультации по результатам ЕМ СПТ, беседы;

·       работа с педагогами:

·       работа с родителями: родительские лектории, беседы, консультации;

 

Планируемый результат

После реализации программы у студентов скорректированы индивидуально-психологические факторы риска формирования аддиктивного поведения: подверженность влиянию группы, склонность к риску, импульсивность, тревожность, принятие родителями, принятия одноклассниками, социальную активность;  сформированы защитные механизмы поведения.

 

Анализ результатов повторной диагностики

После реализации программы коррекции индивидуально-психологических факторов риска

формирования аддиктивного поведения у студентов,  нами  будет  проведена  повторная  диагностика испытуемых  по  методике «ДАП-П» - На выявления склонности  к различным формам девиантного поведения (модифицирована для учащихся образовательных учреждений) СПб, ВМедА (см.приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

План профилактической и коррекционной работы

по итогам социально-психологического тестирования ЕМ СПТ – 2024

 

1.       Тематический план групповых занятий

(ноябрь-июнь)

 

Заня

тия

Темы

занятий

Цель

Содержание

Кол-во часов

1

Будем знакомы!

Установление первичного эмоционально-положительного контакта между участниками группы

(знакомство с планом и режимом работы группы)

 

 

Знакомство с группой.

Установление правил поведения в группе. Упражнение на доверие.

Заключительный круг

1

 

 

2

Самоконтроль в борьбе с агрессией.

Формирование и осмысление форм общения (умения контролировать и изменять свое эмоциональ­ное состояние)

Ритуал приветствия.

Упражнение «Аукцион» обсуждение.

Упражнение «Войти в круг» обсуждение.

Заключительный круг

1

3

Как научиться управлять эмоциями

Развитие способностей к эмпатии и рефлексии

(развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной и социальной компетентности. тренинг коммуникативных навыков)

Ритуал приветствия.

Круг «Новое и хорошее».

Тренинг - упражнение «Передай эмоцию». Заключительный круг

1

4

Как научиться

говорить

 «НЕТ»

 

Формирование независимого поведения в компании, позиции Я.

(отработка навыка сопротивляться давлению и принимать на себя ответственность за собственные решения)

Ритуал приветствия.

Круг «Новое и хорошее».

Игра «Мышеловка» (создание сказки и ее драматизация) обсуждение.

Заключительный круг

1

5

Как научиться справляться с проблемами в ТЖС

Формирование навыков стратегии преодоления проблем, снятия эмоционального напряжения, стресса

(отработка навыка когнитивной оценки ситуации, преодоление трудной жизненной ситуации)

 

Ритуал приветствия.

Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Обозначение проблем подростков, обсуждение, (сказкотерапия и драматизация сказки).

 Заключительный круг

Подведение итогов (домашнее задание, нарисовать впечатления о сегодняшнем дне)

Необходим стимульный материал: яблоко или мяч

1

6

Родительские запреты

Содействие в осознании причин родительских запретов

(выявление кризисных ситуаций детско-родительских отношений в семье)

 

 

Ритуал приветствия.

Круг «Новое и хорошее».

Упражнение «Запретный плод». Заключительный круг

1

7

Жить здесь и сейчас – это счастье!

Содействие в осознании деструктивных стереотипов собственного поведения

(борьба с суицидальными настроениями, экстремальными формами поведения)

 

Ритуал приветствия итуал.

 Круг «Новое и хорошее».

Сказкотерапия «Странник» (проблема одиночества).

Упражнение «Корабль дураков». Заключительный круг

Необходим стимульный материал. Ручки и бумага

1

8

Ответственность за свои поступки

Содействие в осознании деструктивных стереотипов собственного поведения

(продолжать отработку  умения сказать «нет» в ситуации нравственного выбора)

 

Ритуал приветствия.

Круг «Новое и хорошее».

«Сказка про соглашастика».

Драматизация, обсуждение.

Последний круг

1

9.

Твоя оценка проблемной и стрессовой ситуации

Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации

(продолжить отработку навыка когнитивной оценки ситуации)

Ритуал приветствия.

Круг «Новое и хорошее».

Упражнение «Да-Нет" обсуждение Последний круг

1

10

Как сделать правильный выбор

Содействие в осознании

причин запретов ПАВ (информирование о наркотиках и психоактивных веществах и ответсвенности)

 

Ритуал приветствия.

Круг «Новое и хорошее».

Запретный плод - Информация о наркотиках и психоактивных веществах.

Игра «Скажи себе «Стоп!» с акцентированием запрета на ПАВ.  

Необходим стимульный материал: яблоко или мяч

1

11

Итоговое занятие.

Проведение итоговой диагностики

(итоговое тестирование, подведение итогов работы группы)

 

Ритуал приветствия.

Круг «новое и хорошее» Арт-терапия: Рисунки на тему «Я в этом мире» и «Каким я хочу быть»

Заключительный круг

Необходим стимульный материал: бумага и цветные карандаши

1

 

 

2.      План индивидуальной работы с обучающимися

 

 

Период проведения

 

 

Внеурочная работа с обучающимися в ТТ

1

 

 

 

Вовлечение обучающихся в социально-значимую работу, в работу объединений дополнительного образования, внеурочную деятельность, волонтерскую деятельность

В течении уч.года

2

Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, видеороликов на тему «Здоровый образ жизни», «Борьба с вредными привычками», «Жить – это счастье!», «Осторожно ВИЧ !»  и т.п.

В течении уч.года

3

Выпуск плакатов, листовок, памяток, буклет направленных на пропаганду ЗОЖ, борьбу с вредными привычками,  профилактику ВИЧ, на развитие положительных личностных качеств и т.п

В течении уч.года

 

Примерный план профилактические беседы с детьми группы риска по актуальным вопросам

4

«Права и обязанности несовершеннолетнего»

 

Октябрь

5

«Будем вежливы и терпимы. Искусство каждодневного общения»

 

6

«Планета толерантности»

Ноябрь

7

«Экстремальные формы поведения: зацепинг, паркурщик»

8

«Вредные привычки. Курительные смеси отнимают жизнь! »

 

Декабрь

9

«Культура поведения в общественных местах»

 

10

«Внутрисемейные отношения – как наладить отношения с родителями»

 

Январь

11

«Наркотики. Умей сказать – НЕТ!»

 

12

«Способы урегулирования конфликта»

 

Февраль

13

«Место подростка в обществе»

 

14

«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»

 

Март

15

«ЗОЖ - «Выбор за тобой!»

 

16

«Семейные ценности. Взаимоотношения в семье»

 

Апрель

17

«Что надо знать о ВИЧ, СПИДе»

 

18

«Жизнь прекрасна - о ценности человеческой жизни»

 

Май

19

«Стресс: секреты преодоления»

 

20

«Как найти свою жизненную цель?»

 

Июнь

21

«Цифровой  этикет - правила общения в сети интернета»

 

 

3.       Работа с педагогами

 

 

 

 

20

Подведение итогов проведения социально-психологического тестирования в ТТ на педсовете.

Октябрь-ноябрь

21

Индивидуальные консультации для педагогов

В течении уч. года

27

Составление памяток для педагогов

В течении уч.года

 

4.       План работы с родителями

 

 

 

28

Ознакомление родителей с результатами социально-психологического тестирования

Октябрь-ноябрь

29

Рекомендации родителям «Конструктивное общение с подростком»

В течении уч.года

30

Профилактические беседы, консультации с родителями детей, имеющих высокие факторы риска и слабые факторы защиты по результатам СПТ

В течении уч. года

 

 

 

Приложение 2

 

ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. Будем знакомы!

Цель: Установление первичного эмоционально-положительного контакта с участниками группы.

Знакомство

Цель: Установление контакта с участниками группы

Содержание: Каждый участник называет свое имя/либо имя, которым он хочет, что бы его называли в этой группе

Время: 5 мин.

Установление норм поведения в группе

Цель: Создание безопасной обстановки в группе

Содержание: Участникам группы задается вопрос, кому они доверяют. Далее участники описывают те качества, благодаря которым у них возникло доверие. Ведущий предлагает на основе этих качеств создать правила. После этого ведущий предлагает принять правила в группе

Время: 15 мин.

Упражнение на доверие

Цель: Создание обстановки доверия в группе и доверительных отношений между участниками группы.

Содержание:  Каждый участник по очереди встаёт спиной к группе и медленно падает назад, остальные участники его поддерживают. Обсуждаются чувства и переживания от проделанного, по ходу,  (возникает ли чувство доверия и комфорта, преодолевается ли страх высоты)

Время: 10 мин.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 15 мин.

 

Занятие №2. Самоконтроль в борьбе с агрессией.

Цель: Осмысление форм общения, и умения контролировать и изменять свое эмоциональ­ное состояние

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Аукцион

Цель: Развитие умения регулировать и изменять свое эмоциональ­ное состояние.

Содержание:  По типу аукциона предлагается назвать как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, приня­тые ведущим аукцион (ведущим группы), фиксируются на доске. На­звавшего наибольшее количество способов участники группы привет­ствуют аплодисментами. Обсуждаются чувства, возникшие по ходу упражнения

Время: 10 мин.

Войди в круг

Цель игры — осмысление форм общения, используемых людьми; сопоставление их с общественными нормами, ожидани­ями других людей.

Содержание: Несколько участников (добровольцев) выхо­дят за дверь, затем приглашаются по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагает­ся войти в этот круг. При этом у группы существует договорен­ность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. (Вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т. п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы поведения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые мо­гут предпринять попытку войти с помощью силы.

При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как о ре­зультате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и т. п.) суще­ствуют свои «договоренности» о правилах «вхождения в круг», не всегда известные другим.

Время: 15 минут.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 15 ми

 

Занятие №3. Как научиться управлять эмоциями

Цель: Развитие способностей к эмпатии и рефлексии

(развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной и социальной компетентности.

тренинг коммуникативных навыков).

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Тренинг коммуникативных навыков

Передай эмоцию

Цель: Развитие навыков эмпатии и рефлексии.

Содержание: Участники группы становятся в ряд, спинной к ведущему. Ведущий поворачивает ближайшего к себе участника. Тихо называет  эмоцию или чувство, которое нужно передать следующему участнику группы с помощью мимики и жестов. Последний участник группы озвучивает ту эмоцию или чувство что дошла до него. После чего члены команды меняются местами.  Обсуждаются чувства и переживания от проделанного, по ходу упражнения

Время: 15 мин.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 10 мин.

 

Занятие №4. Как научиться говорить «НЕТ»

Цель: Формирование независимого поведения

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Игра «Мышеловка»

Цель: Формирование независимого поведения - Умение говорить нет

Содержание: Участникам группы дается ситуация:  Однажды компания мышей пошла гулять и увидела мышеловку с сыром. И стали они думать как добраться до сыра. А самая хитрая мышь поняла, что не стоит идти за сыром самой. Тем более что в мышеловке очень острые зубья. Поэтому она сказала: «А кому не слабо пойти за сыром». Вдруг видит самую застенчивую, забитую и нуждающуюся во внимании мышь и говорит: «А хочешь быть такой же сильной, смелой и крутой как мы? – Хочу» ответила мышь. «– Тогда иди и возьми нам сыру и будешь такая же крутая, и мы будем в одной компании». Пошла мышь, мышеловка сработала и мышь погибла. Далее вся ситуация драматизируется. После игры ребята говорят о чувствах и эмоциях возникших у них в результате игры

Время: 20 мин.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 10 м

ин.

Занятие №5. Как научиться справляться с проблемами в ТЖС

Цель: Формирование навыков снятия эмоционального напряжения, стресса

(отработка навыка когнитивной оценки ситуации)

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Создание сказки

Цель:  Обозначе­ние и  проработка проблем подростков , отработка навыка когнитивной оценки ситуации, развитие навыков оценки ситуации.

Содержание: Ролевая игра. Ребята сочиняют сказку и проигрывают ее. Ознакомление с этапами оценки ситуации. После драматизации происходит обсуждение.

Время: 20 мин.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 10 мин.

 

Занятие №6. Родительские запреты.

Цель: Осознание причин родительских запретов

( выявление кризисных ситуаций детско-родительских отношений в семье)

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Запретный плод

Цель игры — осмыслить свое отношение к запретам, сравнить его с позицией других участников.

Содержание: Группа сидит полукругом, оставив пространство для «сцены», на которой лежит настоящее или искусственное яблоко.

1-й этап. Ведущий предлагает участникам: «Погуляйте по рай­скому саду и без слов покажите, как поступите с запретным пло­дом». (Может быть прочитан или пересказан библейский текст: Бытие 2.15-17, 3.1-22.) Ведущий также выполняет задание и делает для себя заметки, как вел себя каждый участник. После того как все желающие со­вершили прогулку, ведущий или другой подготовленный участ­ник вступает в игру в новой роли.

2-й этап. Объявляется, что в райском саду есть «свидетель». Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал яблоко при первой попыт­ке. «Уговоры» производятся также без слов.

3-й этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ре­бенком», роль которого исполняет другой член группы. По роли «ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» сам определяет свою задачу. Обычно оказывается, что даже те, кто брал «запретный плод», стараются ог­радить от этого поступка своего « ребенка». При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запре­ты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важ­ными, или те, которые действительно значимы для них? Сравнивается поведение «без свидетелей» и «при свидетелях». Оценивается воздей­ствие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о раз­личном отношении к запретам для себя и для «ребенка». Можно рас­смотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до «ребенка».

Время: 25 минут

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 5 мин.

 

Занятие №7. Жить здесь и сейчас – это счастье!

Цель: Осознание деструктивных стереотипов собственного поведения

(борьба с суицидальными настроениями)

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Сказкотерапия «Странник».

Проблема одиночества

Цель: развивать умение сочувствовать другому, отработать навыки выражения сочувствия.

 

Ролевая игра «Корабль дураков».

Цель: Исследование стратегий собственного поведения, борьба с суицидальными настроениями.

Содержание: Участникам группы предлагается создать корабль и выбрать себе роль на этом корабле (это могут быть и одушевленные и неодушевленные предметы). После того как они побыли в этих ролях им нужно задать следующие вопросы:

1.Какую роль вы себе выбрали?

2. Какие эмоции испытывал ваш персонаж?

3. Какой цели вы хотели достигнуть?

4. Чего вы в результате достигли?

5. Что вам помешало?

6. Соответствует ли это тем целям, которые вы ставили изначально?

Время: 25 минут

 Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 5 мин.

 

Занятие №8. Ответственность за свои поступки

Цель: Осознание деструктивных стереотипов собственного поведения

 (закрепление умения сказать «нет»)

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 10 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Сказкотерапия «Сказка про Соглашастика»

Цель: Формирование независимого поведения - Умение говорить нет (Закрепление результатов четвертого занятия)

Содержание: Участникам группы дается ситуация: Жил был Соглашастик. Звали его так, потому что он соглашался сделать все, что его не попросят. И при этом он говорил, что для друзей, сделает все что угодно. Но почему-то у него друзей не было. Далее эту историю ребята драматизируют.  После чего они обсуждают эмоции и чувства, возникшие в результате данного упражнения.

Время: 20 минут.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 5 мин.

 

Занятие №9. Твоя оценка проблемной и стрессовой ситуации

Цель: Развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации

(продолжить отработку навыка когнитивной оценки ситуации)

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Да-Да — Нет-Нет

Цель: Формирование независимого поведения - Умение говорить нет (Закрепление результатов четвертого занятия)

Содержание: Одному из участников группы дается задание, на все предложения которые ему поступят, он должен отвечать «Нет», остальным участникам дается задание сделать первому участнику такое предложение, от которого он не сможет отказаться и скажет «да»

Время: 20 мин.

 

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 10 мин.

 

Занятие №10. Как сделать правильный выбор

Цель: Осознание причин запретов ПАВ

(информирование о наркотиках и психоактивных веществах)

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 5 мин.

Игра «Запретный плод»

Информация о наркотиках и психоактивных веществах.

Цель: выяснить степень информированости о наркотиках и психоактивных веществах подростков; расширить и углубить информацию, сделать ее более полной и дифференцированной.

Игра «Скажи себе «Стоп!»

Цель игры — осмыслить свое отношение к запретам (с акцентированием запрета на ПАВ), сравнить его с позицией других участников, выработать стратегию устойчивости к давлению сверстников.

Закрепление результатов шестого занятия

Содержание: Группа сидит полукругом, оставив пространство для «сцены», на которой лежит настоящее или искусственное яблоко.

1-й этап. Ведущий предлагает участникам: «Погуляйте по рай­скому саду и без слов покажите, как поступите с запретным пло­дом». (Может быть прочитан или пересказан библейский текст: Бытие 2.15-17, 3.1-22.) Ведущий также выполняет задание и делает для себя заметки, как вел себя каждый участник. После того как все желающие со­вершили прогулку, ведущий или другой подготовленный участ­ник вступает в игру в новой роли.

2-й этап. Объявляется, что в райском саду есть «свидетель». Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал яблоко при первой попыт­ке. «Уговоры» производятся также без слов.

3-й этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ре­бенком», роль которого исполняет другой член группы. По роли «ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» сам определяет свою задачу. Обычно оказывается, что даже те, кто брал «запретный плод», стараются ог­радить от этого поступка своего « ребенка». При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запре­ты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важ­ными, или те, которые действительно значимы для них? Сравнивается поведение «без свидетелей» и «при свидетелях». Оценивается воздей­ствие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о раз­личном отношении к запретам для себя и для «ребенка». Можно рас­смотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до «ребенка».

Время: 20 минут

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно

Время: 5 мин.

 

Занятие №11. Итоговое занятие.

Цель. Проведение итоговой диагностики (тестирование), подведение итогов работы группы

 

Ритуал приветствия

Цель: Настрой на работу в группе.

Содержание: Участники группы предлагают свой уникальный способ приветствия

Время: 5 мин.

Круг «Новое и хорошее»

Цель:  Снятие эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки

Содержание: Каждый говорит о том, что было нового и хорошего с ним на неделе.

Время: 10 мин.

Арт-терапия : Рисунки на тему «Я в этом мире и Каким я хочу быть»

Цель: диагностика самооценки и постановка жизненных приоритетов

Содержание:  Участникам группы дается задание нарисовать себя и то каким он хочет быть. После этого происходит обсуждение, каждый участник говорит, что он изобразил на рисунке и что рисунок означает.

Время: 20 мин.

Заключительный круг

Цель: Получение обратной связи

Содержание: Все участники группы говорят, что для них было трудно, а что было важно за все время проведения тренинга

Время: 10 мин.

 

Приложение 3

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

На выявления склонности  к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» 

(для учащихся образовательных учреждений)
(СПб., ВМедА, кафедра психиатрии)

(Среди студентов ТТ)

Обработка результатов
Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а также по всей методике в целом, путем суммирования  баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

0 — Нет, это совсем не так

1 — Пожалуй, так

2 — Верно

3 — Совершенно верно

В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).

 

Таблица «Стены к методике «ДАП-П»

Наименование
шкал методики

Низкие

СТЕНЫ

Высокие

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Шкала «Аддиктивное поведение»

38 и >

37-31

30-26

25-19

18-13

12-8

7-6

5-4

3-2

1и<

Шкала «Делинквентное поведение»

33 и >

32-27

26-23

22-18

17-15

14-11

10-8

7-5

4-3

2и<

Шкала «Суицидальный риск»

  16 и>

15-13

12-10

9-7

6-5

4

3

2

1

0

Интегральная оценка («Девиантное поведение»)

100 и>

88-83

82-68

67-54

53-45

44-33

32-26

25-19

18-15

14 и <

Баллы по методике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

Показатели склонности к девиантному поведению;

-показатели, соответствующие 1—2 стенам, говорят о высокой предрасположенности;

-показатели, соответствующие 3—8 стенам, — о значительной предрасположенности;

-показатели, соответствующие 9-10 стенам, — о низкой склонности (или отсутствии) к девиантному поведению.

·    Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

3, 6, 10, 11,13, 16, 22, 24, 26, 28, 29, 31, 32,33, 37, 38,39, 42, 43, 45, 46,48.

·    Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов: 5, 7, 8, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 27, 35, 40, 41.

·    Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов: 

    2, 4, 9, 20, 25, 30, 34, 36, 44, 47.

При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены).

 

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом:

   -Аддиктивное поведение подростков – это поведение, обусловленное вредными привычками подростков и юношества, в настоящее время выделяют следующие основные виды аддиктивного поведения подростков: употребление алкоголя, никотина, употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды.

   -Делинквентное поведение подростков – система поступков, нарушающих правила общественного порядка. проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно уголовному кодексу (криминальность).

   -Суицидальное поведение подростка - это признак наличия у человека суицидальных намерений (часто считается, что это сиюминутный поступок на эмоциях, но это не так, ценность жизни связана с такой инстинктивной потребностью человека, как инстинкт самосохранении, поэтому намеренное лишение себя жизни - это обдуманный поступок, к которому человек идет длительное время).

 

 

 

 

 

 

Текст опросника

Опросник содержит 48 вопросов (утверждений), на каждый из которых необходимо ответить, по­ставив «+» в одном из вариантов ответов. 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.___________________________________________________________________

 

 

 

Утверждение

совершенно верно

верно

пожалуй, так

нет, это совсем не так

3

2

1

0

1.                     

Я хорошо понимаю инструкцию к данной методике.

 

 

 

 

2.                     

Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.

 

 

 

 

3.                     

«За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.

 

 

 

 

4.                     

Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

 

 

 

 

5.                     

Я бываю излишне груб(а) с окружающими.

 

 

 

 

6.                     

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.

 

 

 

 

7.                     

Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными.

 

 

 

 

8.                     

Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.

 

 

 

 

9.                     

Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.

 

 

 

 

10.                  

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот

 

 

 

 

11.                  

Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».

 

 

 

 

12.                  

Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.

 

 

 

 

13.                  

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

 

 

 

 

14.                  

В состоянии агрессии я способен(на) на многое.

 

 

 

 

15.                  

Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

 

 

 

 

16.                  

Часто я испытывал(ла) чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

 

 

 

 

17.                  

На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

 

 

 

 

18.                  

Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.

 

 

 

 

19.                  

Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.

 

 

 

 

20.                  

Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.

 

 

 

 

21.                  

Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».

 

 

 

 

22.                  

Я всегда раз в неделю выпиваю.

 

 

 

 

23.                  

Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.

 

 

 

 

24.                  

Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.

 

 

 

 

25.                  

Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.

 

 

 

 

26.                  

У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.

 

 

 

 

27.                  

В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.

 

 

 

 

28.                  

В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства.

 

 

 

 

29.                  

Я пыталась(лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.

 

 

 

 

30.                  

Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.

 

 

 

 

31.                  

Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

 

 

 

 

32.                  

Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.

 

 

 

 

33.                  

В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал(а) успокоительные средства.

 

 

 

 

34.                  

Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан

 

 

 

 

35.                  

В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

 

 

 

 

36.                  

В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

 

 

 

 

37.                  

У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.

 

 

 

 

38.                  

Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

 

 

 

 

39.                  

Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.

 

 

 

 

40.                  

Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.

 

 

 

 

41.                  

Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д

 

 

 

 

42.                  

Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.

 

 

 

 

43.                  

Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

 

 

 

 

44.                  

Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

 

 

 

 

45.                  

Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

 

 

 

 

46.                  

Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.

 

 

 

 

47.                  

В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

 

 

 

 

48.                  

С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.

 

 

 

 

 

Таблица «Показатели склонности к девиантному поведению»                           

 

№ п/п

Ф.И. студента

Уровень склонности

к девиантному поведению

склонности к аддиктивному поведению 

склонность к делинквентному поведению 

склонность к суицидальной

предрасполож-ти 

Низк.

Значит.

Высок.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкая склонность

(или отсутствие)

Значительная предрасположенность

Высокая

предрасположенность

Может участвовать в тематических лекционных и практических занятиях по общей профилактике девиантного поведения

Еще требуется повышенное внимание со стороны педагогов, психологов и социальных работников образовательного учреждения

Необходимо продолжать консультации с социальным педагогом, психологом по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, усиление социального контроля за поведением подростка и организация индивидуальной профилактической работы