Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ОПРОСНИК «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО»
Для того чтобы определить уровень и виды агрессивности у ребенка, можно
использовать опросник «Ребенок глазами взрослого» (автор А. А. Романов).
Опросник заполняет воспитатель (или психолог) по результатам наблюдений.
Сложив полученные баллы, определяют уровень агрессивности у ребенка.
0–65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления
ситуационноличностных реакций агрессии как патохарактерологических; он
самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
От 65 до 130 баллов – есть опасность закрепления ситуационноличностных
реакций агрессии как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в
овладении собственным поведением.
От 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого
педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как
расстройством поведения и эмоций.
От 195 до 260 баллов – психологопедагогическая помощь взрослого почти
не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная
помощь ребенку.
Опросник
Ребенок ________________________________ глазами взрослого
Дата проведения ___________________________________________
Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как
часто наблюдается:
– нет проявлений агрессивности;
– проявления агрессивности наблюдаются иногда;
– наблюдаются часто;
– почти всегда;
– непрерывно.
Добавьте те, которые не указаны.
Вегетативные признаки проявления агрессивности
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева
0 1
0 1
2
2
3
3
4
4Внешние проявления агрессивности
Кусает губы в состоянии раздражения
Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева
Сжимает губы, кулаки, когда обижают
Тревожное напряжение разрешается гневом
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
Длительность агрессии
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут 0 1
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут 0 1
Чувствительность к помощи взрослого
Помощь взрослого не позволяет овладеть собственной агрессией 0 1
0 1
Помощь взрослого не позволяет успокоиться
Замечания в словесной форме не тормозят проявления
вербальной агрессии
Замечания в словесной форме не тормозят проявления
физической агрессии
Чувство неприязни к другим не корректируется извне
0 1
0 1
0 1
Особенности отношения к собственной агрессии
Говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести
себя агрессивно
0 1
Не воспринимает собственные агрессивные действия как
таковые
0 1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Недостаточность в проявлении гуманных чувствСтремится делать назло другим
Проявляет безразличие к страданиям других
Стремится причинить другому страдание
Не возникает чувства вины после агрессивных действий
0 1
0 1
0 1
0 1
Реакция на новизну
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления
агрессивности
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 0 1
0 1
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
Реакция на ограничение
Яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии
гнева
0 1
2
3
4
Проявляет агрессивные реакции первым
Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка
Проявляет агрессивные реакции на действия других
Реактивность (чувствительность к агрессии других)
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
Толкается, когда обижают
Бьет других детей, если его случайно толкнули
Чувствительность к присутствию других
Щиплется на глазах у всех
Толкает сверстника на глазах у всех
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное
поведение
0 1
0 1
0 1
Физическая агрессия, направленная на предмет
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4Ломает постройку на глазах у все
Стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку
Бросает предмет о стенку
Стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам
игры
Отрывает кукле руки, ноги
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
Физическая агрессия, направленная на животных
Щиплет кошку
Выкручивает хвост кошке
Специально наступает на лапы собаке
0 1
0 1
0 1
Толкает других детей в состоянии раздражения
Физическая агрессия, направленная на сверстников
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)
Кусает других детей в состоянии раздражения
Походя ударяет встречных
Бьет других детей в состоянии раздражения
Ударяет детей и внезапно успокаивается
Агрессия, направленная на себя
Просит стукнуть себя еще раз
Берет на себя вину других
Рвет на себе волосы
Щиплет себя в состоянии раздражения
Кусает себя в состоянии раздражения
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4Агрессия, направленная на взрослого ( дошкольный возраст)
Бьет воспитателя по руке за то, что тот не дает кидать игрушки 0 1
Бьет чужого взрослого по руке за то, что тот не дает
разбрасывать игрушки
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого
кулачком
В состоянии пониженного настроения бьет воспитателя
кулачком
Царапает взрослого
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену детского
коллектива
Вербальная агрессия
Говорит обидные слова детям
Говорит обидные слова взрослым
Говорит нецензурные слова детям
Говорит нецензурные слова взрослым
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
0 1
Агрессивность в виде угрозы (невербальная)
Замахивается, но не ударяет другого
Пугает другого
0 1
0 1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Агрессия разных видов и направленности
Агрессия (физическая, словесная, скрытая в виде угроз),
направленная на все окружающее (предметы, близких людей и
пр.)
0 1
2
3
4
Другие проявления агрессииПлюется в состоянии раздражения
0 1
2
3
4