Оптимизация процесса обучения на уроках химии

  • doc
  • 08.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Оптимизация учебного процесса.doc

 

Филиал МБОУ Избердеевской сош в с. Кочетовка

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимизация процесса обучения на уроках химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Подготовила:  учитель биологии

                                                                                                 и  химии Каширина Л.И.

 

Кочетовка, 2020

 

Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают

                                                        другие народы, чтобы стать равными среди них,

                                                      чтобы стать защитой и опорой для своего народ 

  Абай   

     В России в последнее время образование  приобретает стратегическую важность и является приоритетным направлением государственной политики. Мы вступили в 21 век. Каким он будет? Что потребуют от школы и учеников? Какими качествами должен обладать выпускник школы 21 века?  Что нам нужно сделать для этого?

   Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны – возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость.

   В основе ФГОСа  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  Во многом решение этих вопросов зависит от нас учителей. Время   требует нового человека – исследователя проблем, а не просто исполнителя. В Пояснительной записке  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией развития  школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности.

    Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами:

*гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, умея применять на практике полученные знания;

*мыслить творчески;

*самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурным    уровнем;

*грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности);

*быть коммуникабельным.

   В природе каждого человека заложен определенный потенциал внутренних возможностей. Задача учителя - раскрыть эти способности и постараться развивать их. Основой для правильного развития индивидуальности является выбор учителем системы обучения, которая основывается на развитии сил учащегося.
   Каждый учитель на уроках стремится получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся. Это является сутью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Итак, для того чтобы, преодолеть неуспеваемость, мотивировать учеников к изучению предмета, устранить какие-либо методические недостатки педагогу необходимо постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса.

   Среди огромного множества новых педагогических технологий применяю те, которые помогают оптимизации образовательного процесса при проведении уроков химии. Я использую следующие технологии:

*проблемное обучение

*игровую деятельность

*технологию  развития критического мышления

*личностно-ориентированное обучение

 * информационно-коммуникационные

    Данные технологии позволяют применять разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем,  интерактивные методы.

  Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

      Применение компьютеров на уроках химии позволяет повысить их эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными, значительно расширяют возможности активизации деятельности школьников, что в конечном счете ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.   При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.

      На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещают контрольные вопросы.

     Один из эффективных способов оптимизации процесса обучения – обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем.              

     Изучение химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение эксперимента. При организации практических работ компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование для каких-то практических работ, использование компьютера позволяет всё-таки провести эти работы. Таким образом, использование компьютерных технологий обогащает курс химии экспериментом.

  ИКТ эффективно использую  при подготовке выпускников к сдаче  ОГЭ.

    Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий. В рамках предметной недели проводятся турниры, КВНы, интеллектуальные игры. Подготовленные с помощью ИКТ они выглядят более наглядно, ярко, доступно.

     Игровые технологии

     Среди разнообразных приёмов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры, игровые ситуаций. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.

   Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Наиболее удобно применять игры-тренажёры, игры- упражнения. Они занимают мало времени и в то же время решают много учебных задач: обеспечивают сопутствующее повторение, закрепление, актуализацию опорных и новых знаний, развитие логических способностей учащихся, содействуют формированию интереса к  теме, предмету.

   Используя игры и  ИКТ  нужно помнить, что они должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

    Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Особенно востребованы на уроках химии умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, а также способность к абстрагированию. Химия как теоретическая  и экспериментальная наука   имеет существенное влияние  на развитие научного, творческого мышления учащихся и одним из наиболее удачных приемов подачи материала на этих  уроках является   проблемное обучение.

Технология проблемного обучения

    Одним из приемов оптимизации обучения  является создание проблемной ситуации, когда экспериментальные факты приводят к противоречию с имеющимися у учеников знаниями. Таким приемом я пользуюсь, например, при изучении амфотерности веществ (9 класс), теории электролитической диссоциации (8 класс), строение молекулы бензола и т.п.  Аналогичная ситуация возникает, когда ученикам предлагается задача, внешне сходная с хорошо знакомой, однако, требующая для своего решения дополнительных знаний (например, переход от простейших вычислений по уравнениям реакций к вычислениям с учетом избытка одного из реагентов). При этом у ребят развивается способность к анализу и обобщению, к самостоятельному поиску решения проблем. После этого ученики обобщают полученные результаты и делают необходимые выводы. Применение интегрированных заданий и познавательных  задач способствует мотивации учащихся к обучению и процессу познания, осознанию тесной связи химии с другими областями знаний и с повседневной жизнью.

    Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью этих заданий является то, что сначала, как правило выполняется практическая работа (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материалов), а затем их теоретический анализ и обобщение.

      Исследовательский метод обучения – один из самых эффективных способов организации проблемного обучения, обеспечивающий наиболее высокий уровень познавательности и самостоятельности учащихся.

     Не обязательно, чтобы на уроке использовались все элементы проблемного обучения. В объяснение можно включить отдельные вопросы проблемного характера.

     В курсе химии идея зависимости свойств веществ от их состава является центральной внутрипредметной проблемой, рассматриваемой в конкретных темах. Решение этой общей проблемы зависит от более частных. После изучения строения атома общая проблема зависимости свойств элементов от строения их атомов может расчленяться в процессе решения на частные: Почему сходны свойства у лития и натрия? Почему свойства элементов изменяются периодически? Почему, несмотря на нарушение последовательности нарастания относительных атомных масс, аргон и калий имеют соответственно порядковые номера 18 и 19, а не наоборот.

   Учебные проблемы легко обнаруживаются при установлении связей между теориями и фактами, между теориями и понятиями и т.д. Так, например, проблема: Почему одни вещества являются электролитами, а другие – нет, - возникает при установлении связи между теорией строения вещества и обнаруженным фактом различного поведения веществ в растворе.

    Для того, чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, т.е. выделить элементы содержания и связи между ними, а также внутрипредметные связи, связь с предыдущими и последующими темами. Например, при изучении свойств железа учащиеся вначале характеризуют строение атома железа, определяют степень окисления атома железа в разных соединениях, а затем изучают химические свойства.

Тема урока: «Железо и его свойства».

    Актуализацию знаний учащихся проводим при обсуждении следующих вопросов:

1.     Что за вещество железо?

2.     Железо и окружающая среда.

3.     Биологическая роль железа (железо - друг или враг?).

4.     Назовите химические свойства железа.

5.     Почему концентрированную серную кислоту перевозят в железных цистернах?

   Проверка гипотезы постановкой опытов. С помощью опытов учащиеся приходят к выводу, что в концентрированной серной кислоте железо пассивирует – покрывается тонкой прочной оксидной плёнкой, которая предохраняет металл от растворения.

  Технология дифференцированного обучения.

  Эта технология позволяет создать комфортную образовательную среду, смоделировать «ситуацию успеха» для каждого ученика, независимо от его школьных достижений. У одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. Поэтому учителю важно учитывать как уровень знаний и способностей детей, так и индивидуальный темп их развития.

Задания я дифференцирую по трем уровням:

I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;

II. компетентный – соответствует оценке “хорошо”;

III. творческий – соответствует оценке “отлично”.

    Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по химии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.

    Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материал, анализировать, применять по алгоритму.

    Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.

   Например, при обучении решению задач я раздаю ребятам карточки, содержащие задачи различной сложности с указанием числа баллов за их правильное решение. Каждый может выбрать задание себе по силам. Наиболее полезна дифференциация при выполнении контрольных работ. Приступая к выполнению работы, каждый ученик знакомится с критериями ее оценки и сознательно выбирает подходящий для него  уровень сложности.

        Проектная технология.

     Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, формирует навыки общения и работы в команде, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это может быть как коллективная, так и индивидуальная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся друг с другом и с учителем.

    Учебные проекты ученики выполняют в форме докладов или компьютерных презентаций на заданную тему. Чтобы написание докладов не сводилось к простому скачиванию текстов из сети, я предлагаю ученикам план работы, который мы совместно обсуждаем и уточняем. Ученики, подготовившие рефераты или презентации, выступают на уроках с краткими сообщениями, приобретая навык публичных выступлений. Остальные ученики класса участвуют в обсуждении и рецензировании докладов.

      Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается либо учителем, либо учащимся.

Тема проекта: «Технология водоподготовки, очистки сточных вод».

Предметы: экология, биология, химия, география, экономика.

Гипотеза: Основная причина нехватки пресной воды – её загрязнение.

Цели: - Изучить основные способы очистки сточных вод.

- Воспитать бережное отношение к водным ресурсам.

- Сопоставить эффективность практикуемых технологий подготовки питьевой воды.

Проблемный вопрос: 1. Как вернуть воде былую чистоту?

2.Как связаны между собой вода и здоровье человека?

         3.Что такое сточные воды?

Способы сбора информации: изучение литературы, эксперимент, наблюдение.

Ход исследования.

Работа проводится четырьмя группами учащихся.

1 группа находит общую информацию о значении воды в жизни человека.

2 группа выявляет загрязнение водной оболочки.

3 группа изучает методы по очистке сточных вод.

4 группа проводит лабораторные исследования по способам очистки вод.

Реактив: вода, загрязнённая песком, опилками, чернилами, СМС.

Опыт 1. Берут загрязнённую воду, наливают в пробирку и внимательно рассматривают. Через 1 час обнаружили след, тяжёлые частицы осели на дно, лёгкие всплыли наверх. Воду перемешиваем и фильтруем через фильтр из песка. Песчинки, опилки остаются на фильтре.

Опыт 2. Проводят фильтрование через уголь (адсорбент). В результате фиолетовый цвет чернил исчезает.

Опыт 3. Проверим, задержал ли фильтр СМС (раствор СМС – щелочной, поэтому проверяем фенолфталеином). Цвет стал малиновым – значит среда сильно щелочная.

Опыт 4. Возьмём раствор перманганата калия и добавим в пробирку с водой. Это химическая очистка.

Вывод: Полученные результаты демонстрируют важность очистки сточных вод с целью охраны окружающей среды и рационального использования водных ресурсов.

Тема проекта: «Биологическая роль железа».

    Целью данного исследования является изучение взаимосвязи между содержанием железа в организме человека и его здоровьем. Задачи, которые мы ставили перед собой следующие:

1.Выяснить какую роль играет железо в живых организмах.

2.Провести химический анализ содержания железа в продуктах питания. 3.Познакомиться с лекарственными препаратами, содержащими железо.

     Актуальность данной темы подкрепляется  и практической значимостью – знания о возможных  воздействиях некоторых лекарственных веществ, продуктах питания, содержащих железо, помогут предотвратить многие заболевания.

              Здоровьесберегающие технологии.

    Прежде всего, я создаю на уроке доброжелательную атмосферу, способствующую нравственному здоровью и душевному равновесию ребят, стараюсь по возможности исключить возникновение стрессовых ситуаций. Свои уроки для повышения оптимизации обучения я строю с учетом динамики концентрации внимания таким образом, чтобы избежать монотонности, чтобы избежать усталости учащихся. Для этого я чередую различные виды учебной деятельности: самостоятельная работа, работа с учебником, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, творческие и игровые задания. Объем домашних заданий я стараюсь свести к минимуму, используя различные приемы закрепления нового материала в классе. Обязательно делаю на уроке паузы для эмоциональной разгрузки.

    Мы - педагоги имеем дело со сложнейшими объектами – личностями детей и детскими группами. Они постоянно изменяются, испытывают множество влияний. Уникальность и непредсказуемость этих обстоятельств и фактов не поддается точному технологическому расчету.  Никакая образовательная технология на все вопросы не отвечает и отвечать не может. Приемы педагогической техники учитель должен определять сам, учитывая не только особенности детей, но и особенности своей личности, индивидуальный жизненный опыт.

     «Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники.  Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками».

    Педагогическое мастерство  педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные в данный момент методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Поэтому их правильный выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к ФГОС ОО.

Литература:

 

1.     Безрукова В.С., Все о современном уроке в школе: проблемы и решения.-М.,2004

2.     Денисова В.Г., Химия. 8-9 классы: Открытые уроки.- Волгоград, 2003

3.     Дендебер С.В., Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение. Проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии.- М., 2008.

4.     Дранишникова Л.И., Об организации исследовательской деятельности одаренных школьников, Химия в школе, 2008 №4.

5.     Курганский С.М., Внеклассная работа по химии.- М., 2007

6.     Научно-методический журнал «Химия в школе». №4, 2005 г.

7.     Нестандартные уроки. Химия 8, 10, 11 классы. Автор-составитель Л.М. Брейгер. Волгоград, 2002 г.

8.     Ширшина Н.В., Химия. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград, учитель, 2007.


Скачано с www.znanio.ru