II раздел – глоссарий литературных терминов
Анализ литературного
произведения – это определенные действия
исследователя над художественным произведением с целью определения его идеи,
особенностей и способов выражения авторского замысла.
Атака звука – это первоначальный импульс
звукоизвлечения, необходимый для образования звуков при игре на каком-либо
музыкальном инструменте или при пении вокальных партий; некоторые
нюансировочные характеристики различных способов звукоизвлечения,
исполнительских штрихов, артикуляции и фразировки.
Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
Былина – это русская народная эпическая песня о богатырях.
Выразительное чтение – это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения.
Голос – это звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле.
Диафильм – это фильм, составленный из диапозитивов.
Дикция – это произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.
Драматургия – это драматическое искусство; теория построения драматических произведений.
Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха лёгкими (или, у некоторых животных, иными соответствующими органами) как процесс поглощения кислорода и выделения углекислоты живыми организмами.
Интонация – это повышение и понижение тона голоса при произношении.
Мелодика речи – это изменения во времени частоты основного тона.
Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Невербальные средства – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Пересказ – это изложение содержания.
Поза – это притворство, неискреннее поведение.
Полетность голоса – это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.
Поэзия – это словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.
Правильное дыхание – это умение распределить по организму прану, которая пришла из окружающей среды вместе со вдохом.
Рассказ – это словесное изложение каких-н. событий.
Ритм – это равномерное чередование каких-н. элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии чего-н.
Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
Тембр – это характерная окраска звука (у инструмента, голоса), сообщаемая ему обертонами, призвуками.
Темп – это степень быстроты.
Техника речи – это совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи (дикция, жесты, логическое ударение, интонация, мимика).
Фонационное дыхание – это дыхание во время речи, энергетическая база речи, от его характеристик зависит длительность, сила, плавность и другие характеристики речи.
Чтение произведения по рамочным частям:
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.
Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.
В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.
Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.