Опубликована лекция на тему: "Развитие двигательных способностей дошкольников"
Оценка 4.9

Опубликована лекция на тему: "Развитие двигательных способностей дошкольников"

Оценка 4.9
Лекции
docx
физическая культура +1
23.03.2020
Опубликована лекция на тему: "Развитие двигательных способностей дошкольников"
Лекция Развитие двигательных способностей.docx

Лекция: «Развитие двигательных способностей дошкольников»

Формирование двигательных способностей дошкольников про­исходит в соответствии с законом роста и развития детского орга­низма. Для детей дошкольного возраста основными факторами внеш­ней среды, влияющими на рост и  развитие,  являются  питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или  наличие острых и хронических заболеваний,  климатогеогра­фические условия.

Только во взаимодействии с факторами внешней среды задан­ные предпосылки развития могут оказаться включенными в фор­мирование двигательных способностей.  Это означает неоди­наковые темпы прироста и диапазон развития двигательных спо­собностей у различных детей одного и того же возраста под влия­нием одних и тех же физических нагрузок.

В структуре двигательных способностей выделяют морфологи­ческие, психофизиологические, психические, биохимические, биомеханические, личностные и другие компоненты. Так, напри­мер, скоростные и силовые способности зависят от силы процес­сов возбуждения и скорости проведения нервных импульсов, со­отношения белых и красных мышечных волокон в мышцах.

Готовность организма ребенка к разным видам двигательной деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяются уровнем созревания соответствую­щих функциональных систем. Существует определенная последовательность формирования механизмов, участвующих в управлении движениями ребенка. Первый период ускоренного развития двигательных способнос­тей наблюдается в возрасте 3 – 3,5 года. Он связан с расширением объема движений ребенка. Второй период активного развития дви­гательных способностей приходится на возраст 5 – 7 лет.

Двигательные способности дошкольников формируются и раз­виваются в различных видах двигательной деятельности. Чем млад­ше возраст ребенка, тем более интегративно они проявляются. С возрастом повышается специфичность проявления двигатель­ных способностей.

Наилучшие условия для развития устанавливаются в том слу­чае, если величина физических нагрузок соответствует функци­ональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода.  Слабые воздействия не оказывают суще­ственного влияния на организм, сильные могут затормозить раз­витие.

Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какой-либо двигательной способности у детей дошкольного воз­раста оказывает влияние и на развитие других способностей. Наи­более ярко проявляются в дошкольном возрасте элементарные формы быстроты и ловкость. На фоне их целенаправленного фор­мирования будут естественно развиваться силовые способности и выносливость, реальные предпосылки для развития которых по­являются в период полового созревания организма. Наиболее эффективным для повышения уровня физической подготовленности дошкольников является применение тех упраж­нений,  выполнение  которых  требует  комплексного  проявления быстроты,  ловкости,  выносливости,  силы,  по  сравнению  с теми упражнениями, выполнение которых направлено на развитие лишь одного из указанных качеств.

В настоящее время принято различать шесть основных видов двигательных способностей:

– быстрота (скоростные способности);

– скоростно-силовые способности;

–  выносливость;

– ловкость и координационные способности;

– мышечная сила (силовые способности);

–  гибкость

Каждая из них имеет многообразные формы проявления в раз­личных видах двигательной деятельности.

Быстрота.

Это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и их специфичность, этот термин в настоящее время заменяется термином «скоростные спо­собности». Различают элементарные формы скоростных способностей и комплексные.

К элементарным формам относят:

-  время простой двигательной реакции ответ заранее опре­деленным движением на ожидаемый, но внезапно появляющийся сигнал;

-  скорость одиночного движения перемещение одного и того же звена тела на  заданное  расстояние  с  минимальной  затратой времени;

-  темп движений   максимальное количество движений, вы­полненных за определенный промежуток времени;

-способность к быстрому началу движения (резкость).

К комплексным формам относят:

-  способность быстро набирать скорость со старта;

-  способность к сохранению высокого уровня дистанционной скорости;

-способность быстро переключаться с одних действий на другие. Все эти формы проявления скоростных способностей относи­тельно независимы друг от друга. Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая реакция это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Примера­ми проявления простой реакции являются игры, в правилах кото­рых заложено выполнение знакомого  движения  по  сигналу:  бег по сигналу, ходьба по кругу с выполнением приседания. При этом необходимо учитывать, что если  внимание детей  акцентировано на  предстоящем движении,  то  время  реагирования  меньше,  чем если оно направлено на восприятие сигнала. Кроме того, предва­рительная разминка также укорачивает время реакции.

В сложных двигательных реакциях выделяют:

-  реакции на движущийся объект;

-  реакции выбора.

Упражнения на быстроту реакции выполняют в облегченных, максимально приближенных к соревновательным, а также в  ва­риативных условиях. Например, для развития быстроты двигатель­ной реакции можно использовать бег из разных стартовых поло­жений: из положения высокого старта, упора присев, положения стоя спиной к основному направлению, положения лежа на жи­воте или спине. Наибольшее развитие быстроты одиночного движения дости­гается при совместном развитии силовых способностей. К приме­ру, после метания  мешочков с песком желательно перейти  к ме­танию теннисного мяча. Для повышения скорости однократных движений используют облегченные условия  выполнения.  Примером  может служить бег под гору,  прыжки  вниз  по  наклонной. Наибольшие темпы  прироста  во  всех  показателях  быстроты отмечены у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным.

Скоростно-силовые способности.

Они определяют проявления силы  в  минимально  короткий  промежуток времени.  Скоростно­-силовые способности имеют непосредственное значение для про­явления быстроты движений. Скоростно-силовые способности ребенка развиваются постепенно.  Взрывная сила проявляется у до­школьников  в  показателях бросков,  прыжков,  метаний. Для развития скоростно-силовых способностей дошкольников применяется метод динамических усилий и «ударный» метод.

Метод динамических усилий предусматривает выполнение уп­ражнений  с  относительно  небольшой  величиной  отягощений  с максимальной скоростью.  Количество повторений упражнений в одном подходе составляет 10 15 раз.  Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким,  чтобы  он  не изменял структуру техники движений и не приводил к замедлению скорости выпол­нения двигательного задания.  Например, для развития силы бро­ска в метании можно использовать мешочки с песком весом 150 200 г.

«Ударный» метод используется не только для развития скоро­стно-силовых  способностей,  но  и  для  совершенствования  реак­тивной способности нервно-мышечного аппарата. В качестве примера использования «ударного» метода для раз­вития «взрывной» силы мышц ног можно привести прыжки в глу­бину с последующим выпрыгиванием вверх или в длину. На месте приземления должно находиться амортизирующее покрытие, самодвигательное действие выполняется как единое целое. Переход от амортизации к отталкиванию должен быть очень быстрым, пауза в этот  момент  снижает  тренирующий  эффект  упражнения.  Для активизации отталкивания можно задать  необходимый  ритм уп­ражнения,  использовать ориентиры.  Начинать следует с неболь­шой высоты 10 20 см и увеличивать ее до 30 40 см, обязателен этап обучения технике приземления. Оптимальной можно считать для детей дошкольного возраста выполнение двух-трех серий, в  каждой  из  которых  упражнение выполняется 46 раз. Между сериями должен быть предусмотрен отдых, который заполняется упражнениями на расслабление или подвижными играми средней интенсивности.

Наибольший прирост в результатах прыжка в длину с места у мальчиков и девочек зафиксирован в период с 6 до 7 лет.

Следует отметить, что дошкольникам, особенно младших воз­растных групп, не всегда  удается  реализовать  свои  возможности путем максимальной мобилизации мышечных усилий в короткое время.

Выносливость. Это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности.

 В практике физической культуры выделяют два основных вида  выносливости    общую  (аэробную)  и  специаль­ную.  Под общей выносливостью понимают способность человека длительно выполнять физическую работу с оптимальной функци­ональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма.  Выносливость по отношению к конкретному виду деятельности называют специальной.  Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие макси­мальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Детям дошкольного возраста более всего свойственна об­щая выносливость, но  они  не  отличаются  высоким  уровнем  ее развития.  Она проявляется при выполнении длительной малоин­тенсивной работы. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно дли­тельное время (в соответствии с возрастными нормами двигатель­ной активности), но не предполагается целенаправленное разви­тие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. Для развития  общей  выносливости  используют  непрерывную длительную  работу,  выполняемую  с  равномерной  или  перемен­ной скоростью. Развитие выносливости требует большого количества повторе­ний одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приво­дит к потере интереса детей к этому упражнению.  Поэтому в до­школьном возрасте лучше всего применять разнообразные дина­мические упражнения, особенно на воздухе:  ходьбу,  бег,  пере­движение  на лыжах,  катание  на санках,  велосипеде,  плавание.

Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения.  Статические упражнения монотон­ны, требуют значительных психических напряжений, неинтерес­ны и быстро приводят к утомлению.  Применять в дошкольном возрасте надо осторожно, так как они связаны с моментом «натуживания». Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

1.     Статическая выносливость повышается быстрее, когда изо­метрические напряжения выполняются в сочетании с динамиче­ской работой мышц, усиливающей кровообращение.

2.  Статические упражнения надо обязательно чередовать с уп­ражнениями на растягивание мышц и их произвольное  расслаб­ление,  с дыхательными  упражнениями.

3.  Чем больше статическая нагрузка, тем более продолжитель­ным должен быть отдых.

4.  Статические упражнения в занятии обычно выполняются в конце основной части урока,  но  при  условии,  что  заключитель­ная часть будет более продолжительной и динамичной.

Выносливость детей 7-летнего возраста составляет 60 70 % от выносливости 10-летних детей.

Предпосылки для развития специальной выносливости разви­ты в дошкольном возрасте  еще меньше,  чем для аэробной.

Ловкость и координационные способности.

Объективным пока­зателем развития двигательной функции дошкольников является координация движений.

Долгое время для характеристики координационных возмож­ностей человека при выполнении двигательных действий приме­нялся термин «ловкость».  Начиная с 70-х годов XX в. в специаль­ной литературе стали использовать термин «координационные спо­собности». Эти понятия не равнозначны. Ловкость выступает как интегральное проявление координа­ционных способностей.

Координационные способности проявляются во всех видах де­ятельности, связанных с управлением согласованностью и сораз­мерностью движений и с удержанием позы, а ловкость    в тех, где  есть  не  только  регуляция  движений,  но  и  элементы  неожи­данности,  внезапности,  которые требуют находчивости,  быстро­ты,  переключаемо движений. Проявления координационных способностей многообразны, поэтому выделяют три основные группы:

  способность точно соразмерять и регулировать пространствен­ные, временные и динамические параметры движений;

  способность поддерживать статическое и динамическое рав­новесие;

  способность к мышечному расслаблению.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. В каче­стве средств развития координационных способностей применя­ют физические упражнения, в которых присутствует хотя бы час­тичная необычность для занимающихся, новизна и обусловлен­ные этим неординарные требования к координации движений. Особенно ценны в этом отношении комбинации упражнений из гимнастики, подвижных игр. Ловкость накапливается с двигательным опытом, каждый но­вый усвоенный двигательный навык повышает уровень развития ловкости.

Развитие ловкости протекает на протяжении первых 7 лет жиз­ни детей чрезвычайно активно. Ловкость лежит в основе улучше­ния качества выполнения движения ребенком, усвоения его тех­ники. Ловкость менее других способностей обусловлена генети­чески и относится к наиболее тренируемым. Темпы развития ловкости и координационных способностей в разных видах их проявления у детей дошкольного возраста раз­личны.  Однако более сложные в координационном отношении движения девочки осваивают быстрее, чем мальчики  (за исклю­чением  метаний).

В структуре основных двигательных способностей у детей 3 6-летнего возраста ловкость составляет 5257 %.

Мышечная сила.

Способности преодолевать внешнее сопротивле­ние или противодействовать ему посредством мышечных напряже­ний называют силовыми. Учитывая зависимость внешне проявляе­мой механической силы от массы собственного веса тела, выполня­ющего действие, различают абсолютную силу и относительную.

Абсолютная сила

Характеризует максимальные силовые показа­тели, замеренные  каким-либо  способом,  например  динамомет­ром.

Относительная сила человека   это отношение показателей абсолютной силы  к весу собственного тела.  При прочих равных условиях (у людей одного  и  того  же  возраста,  пола,  примерно одинакового уровня  физической  подготовленности  и т.д.)  внеш­не проявляемая сила по абсолютному  показателю  тем  больше, чем  больше  вес  собственного  тела,  а  по  относительному    тем больше  (в сопоставимых условиях),  чем меньше  вес тела.

Абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно. Средние величины относительной силы детей дошколь­ного возраста составляют 1,51,8 условной единицы. Это означа­ет, что ребенок-дошкольник в состоянии  поднимать вес,  превы­шающий вес его собственного тела. Относительная сила у дошкольников почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 67 лет, когда скорость прироста силы  начинает опере­жать  прирост веса,  относительная  сила ребенка  начинает увели­чиваться.

Различают следующие типы силовых способностей:  собствен­но-силовые  и  силовую  выносливость  (статическую  и динамиче­скую).  Собственно-силовые способности проявляются  в относи­тельно медленных движениях с большими внешними отягощени­ями и при мышечных напряжениях статического типа,  например медленное поднимание тела из положения лежа на спине в поло­жение  сидя,  растягивание  в  стороны  пружины  эспандера,  удер­жание  набивного  мяча  в  поднятых руках,  согнутых ног при  висе на гимнастической стенке  и т. п.

У дошкольников сила  мышц  туловища  развита  больше,  чем мышц конечностей. За период от 4 до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5 2 раза. С 6 7 лет наиболее значительно развивается сила мышц разгибателей туловища, бедра и мышц стопы. У девочек к 7 9 годам

сила мышц-разгибателей туловища ниже, чем у мальчиков. Повышенный мышечный тонус  и  превышение  силы  мышц сгибателей над разгибателями затрудняют у дошкольников сохра­нение выпрямленных поз. Им трудно долго сидеть с прямой спи­ной, сохранять вертикальную позу стоя дольше 2 мин. В 6 7 лет наибольшую силу  имеют  мышцы-сгибатели  туловища,  бедра  и подошвенные сгибатели. Отсутствие сильного «мышечного корсе­та»  приводит к нарушению  осанки,  искривлению  позвоночника при систематическом положении ребенка в неправильных позах. Слабость мышц стопы при больших отягощениях приводит к раз­витию плоскостопия.

От 4 до 7 лет нарастание максимальной силы почти не сопро­вождается изменениями ее относительного показателя.

Силовая выносливость характеризуется продолжительным удер­жанием заданного уровня мышечных напряжений.  Силовая вы­носливость мышц, обеспечивающих сохранение требуемой позы во время движений характеризует динамическую силовую выносли­вость дошкольников.

Статическая силовая выносливость при поддержании статиче­ских поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика. Статические усилия не рекомендуются дошкольникам, так  как  вызывают у  них  неблагоприятные  реак­ции  сердечно-сосудистой  системы,  сопровождаются  сильно  вы­раженным феноменом статических усилий (после рабочих усиле­ний дыхания и сердцебиения)  и требуют длительного восстанов­ления. При развитии силовых способностей дошкольников исполь­зуют упражнения с сопротивлением.  Они подразделяются на три группы:

1)  упражнения с внешним сопротивлением;

2)  упражнения с преодолением веса  собственного тела;

3)  изометрические упражнения.

К упражнениям с внешним сопротивлением относят:

  упражнения  с тяжестями;

  упражнения с сопротивлением упругих предметов;

  упражнения в преодолении сопротивления внешней среды.

Для детей дошкольного  возраста предпочтительнее упражне­ния  с  сопротивлением  упругих  предметов  и  в  преодолении  со­противления внешней среды. В качестве упругих предметов могут выступать резиновые мячи разных размеров и жгуты. Резиновые мячи можно сжимать ладонями двух рук, ступнями ног,  коленя­ми,  лежа  на животе  и  зажав  мяч  ногами,  попробовать  прижать его к ягодицам,  прижимать одной рукой сбоку к туловищу. При­мерами упражнений в преодолении сопротивления внешней сре­ды  могут  служить:  бег  в  гору  и  по  любой  рыхлой  поверхности, прыжки  вверх  по  наклонной,  ползание  по  скамейке,  подтягива­ние руками.

В упражнениях с преодолением веса собственного тела выделяют следующие разновидности:

-  гимнастические  силовые  упражнения,  сгибание  и  разгиба­ние рук в упоре лежа,  в висе, лазанье по канату,  поднимание ног к перекладине и др.;

-легкоатлетические  прыжковые  упражнения  (однократные  и многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки в глуби­ну с  возвышения с  последующим  отталкиванием  вверх);

-  упражнения  в преодолении препятствий.

Адаптируя  перечисленные  упражнения  к  применению  на  за­нятиях  физическими  упражнениями  с детьми дошкольного  воз­раста,  следует помнить о необходимости исключения их нежела­тельного воздействия на организм ребенка. Примерами упражне­ний  первой  группы  могут служить  сгибание  и  разгибание  рук  в упоре стоя на одном колене,  в смешанном висе,  поднимание со­гнутых ног к перекладине в сочетании с выдохом.  Вторая  группа упражнений для исключения неблагоприятного влияния на опор­но-двигательный аппарат должна выполняться на хорошем амор­тизационном  покрытии  при  высоте  возвышения,  не  превышаю­щем 30 40 см. Третья  группа упражнений  в  первую очередь включает в себя все  виды  перелезаний  через  препятствия,  а  также  лазанье.  Эти двигательные действия являются доступными для детей всех воз­растов.

Изометрические упражнения как никакие другие, способству­ют одновременному напряжению максимально возможного коли­чества двигательных единиц работающих мышц. Они подразделяются:

-  на упражнения в пассивном напряжении мышц;

-  упражнения  в активном  напряжении  мышц в течение опре­деленного времени  и определенной позе.

Вышеперечисленные упражнения  выполняются  обычно  с  за­держкой  дыхания,  поэтому  на  занятиях  с  детьми  дошкольного возраста  они  применяются  ограниченно  и  при  условии,  что  за­держка дыхания существенно  не нарушит ритм дыхания.

Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофунк­циональными  свойствами  опорно-двигательного аппарата и сте­пенью  подвижности  его  звеньев.  Различают активную  и  пассив­ную гибкость. Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гиб­кость это способность выполнять движения за счет приложен­ных к движущейся  части  тела  внешних  сил  (усилий  партнера, внешнего  отягощения  и  т.д.).  По способу проявления  гибкость подразделяют  на  динамическую  (в  движениях)  и  статическую (в позах).

Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима ра­боты мышц, можно  подразделить на три  группы:

1)  динамические;

2)  статические;

3)  комбинированные.

В одной из них основными растягивающими силами служат на­пряжения мышц, в  других    внешние  силы.  В связи с  этим каждая  группа  упражнений  может  включать  в  себя  активные  и пассивные движения.

Динамические активные упражнения вклю­чают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, ма­ховые, рывковые,  прыжковые движения. В  числе динамических пассивных можно  назвать  упражнения  с «самозахватом»,  с помощью воздействий  партнера,  с преодолени­ем внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед,  шпагат и др.).

Статические  активные упражнения предполагают  удержание определенного  положения тела с растягиванием  мышц,  близким к максимальному за счет сокращения мышц,  окружающих суста­вы и осуществляющих движения.  В этом случае в растянутом со­стоянии мышцы находятся до 5 10 с.

Статические пассивные упражнения включают в себя удержа­ние положения тела или отдельных его частей с помощью внеш­них сил. Статические пассивные  упражнения  менее  эффективны,  чем динамические.  Показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем  после пассивных.

У детей 46 лет резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышеч­ной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть на­рушения осанки, плоскостопие, искривление  нижних  конечно­стей и позвоночного столба.

Изменение показателей гибкости в различных звеньях тела не происходит синхронно,  а  связано  с  развитием  тех  мышечных групп,  которые  обеспечивают движения.

Наибольший прирост показателе гибкости  наблюдается  у 6-летних детей.

Период от 4 до  6  лет  является  наиболее  благоприятным  для интенсивного развития большинства двигательных способностей.

В дошкольном возрасте особенно эффективно совершенство­вать  координационные  способности,  ловкость  и  элементарные формы быстроты.


 

Л екция: «Развитие двигательных способностей дошкольников»

Л екция: «Развитие двигательных способностей дошкольников»

Двигательные способности дошкольников формируются и раз­виваются в различных видах двигательной деятельности

Двигательные способности дошкольников формируются и раз­виваются в различных видах двигательной деятельности

Каждая из них имеет многообразные формы проявления в раз­личных видах двигательной деятельности

Каждая из них имеет многообразные формы проявления в раз­личных видах двигательной деятельности

Кроме того, предва­рительная разминка также укорачивает время реакции

Кроме того, предва­рительная разминка также укорачивает время реакции

Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не изменял структуру техники движений и не приводил к замедлению скорости выпол­нения двигательного задания

Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не изменял структуру техники движений и не приводил к замедлению скорости выпол­нения двигательного задания

Выносливость по отношению к конкретному виду деятельности называют специальной

Выносливость по отношению к конкретному виду деятельности называют специальной

Статические упражнения надо обязательно чередовать с уп­ражнениями на растягивание мышц и их произвольное расслаб­ление, с дыхательными упражнениями

Статические упражнения надо обязательно чередовать с уп­ражнениями на растягивание мышц и их произвольное расслаб­ление, с дыхательными упражнениями

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста

Относительная сила человека – это отношение показателей абсолютной силы к весу собственного тела

Относительная сила человека – это отношение показателей абсолютной силы к весу собственного тела

В 6 – 7 лет наибольшую силу имеют мышцы-сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели

В 6 – 7 лет наибольшую силу имеют мышцы-сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели

Резиновые мячи можно сжимать ладонями двух рук, ступнями ног, коленя­ми, лежа на животе и зажав мяч ногами, попробовать прижать его к ягодицам, прижимать одной рукой…

Резиновые мячи можно сжимать ладонями двух рук, ступнями ног, коленя­ми, лежа на животе и зажав мяч ногами, попробовать прижать его к ягодицам, прижимать одной рукой…

Вышеперечисленные упражнения выполняются обычно с за­держкой дыхания, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста они применяются ограниченно и при условии, что за­держка дыхания существенно не…

Вышеперечисленные упражнения выполняются обычно с за­держкой дыхания, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста они применяются ограниченно и при условии, что за­держка дыхания существенно не…

Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суста­вы и осуществляющих движения

Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суста­вы и осуществляющих движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020