Опубликована лекция по теме: "Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями"
Оценка 4.9

Опубликована лекция по теме: "Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями"

Оценка 4.9
Лекции
docx
физическая культура +1
25.03.2020
Опубликована лекция по теме: "Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями"
Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.docx

Лекция по теме: «Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями»

Дошкольное детство –  важнейший период в нравственном ста­новлении личности. Нравственное воспитание происходит благо­даря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. В формировании нравственности старших дошкольников боль­шими возможностями располагают физкультурные занятия, про­водимые как в рамках обязательных занятий, так и при организа­ции двигательной деятельности детей в форме кружковой рабо­ты, на прогулке и на других занятиях. Для формирования нравственных проявлений следует специ­ально моделировать условия, в которых дети (с охотой или нет) будут активно проявлять свое отношение к деятельности, к това­рищам, руководителю. Педагогически верные взаимоотношения в таких условиях будут складываться в зависимости от мастерства педагога, от владения им методическими приемами воспитания. Основой успешной организации на начальном этапе является воспитание (с первой минуты) у детей дисциплинированности, организованности и чувства ответственности в групповых заняти­ях физическими упражнениями, подвижными играми, где инди­видуальное поведение и действия влияют на результат всей кол­лективной деятельности.  Это воспитание должно строиться на интересе детей, на их желании достичь наилучшего результата в том или ином задании. Так, для быстрого построения занимающихся целесообразно всю группу разделить на две–четыре команды. Эти команды мо­гут быть временными (на одно  занятие)  или же  сохраняться  на весь период занятий (полгода, год), и тот и другой способы име­ют свои преимущества и недостатки.  При одноразовом разделе­нии можно сформировать  относительно  равные  по  количеству человек команды, что особенно удобно при проведении эстафет. Кроме того,  при  этом  способе  деления  на  очередном  занятии назначаются  новые  капитаны  команд,  а  это  немаловажное  об­стоятельство, так как дает возможность каждому ребенку побы­вать в этой роли.  Капитаны сами набирают себе команду, и это помогает формированию у них способности оценивать своего товарища объективно. На первых занятиях капитаны обычно вы­бирают своих друзей независимо от их умения соревноваться в команде, но постепенно позиция их меняется.  Они стараются выбрать в свою команд тех, кто быстр и ловок, не допускает ошибок, борется за победу в командной игре, а нарушителей дисциплины,  из-за  которых  команда  часто  получает  штрафные очки, они  брать уже не хотят. Но этот способ имеет и отрицательные стороны.  Во-первых, на каждом занятии приходится тратить время на  организацию команд;  во-вторых,  в  процессе  занятий  дети  путают  команды из-за частой смены состава; в-третьих,  после первых выбранных в команды наиболее подготовленных детей остаются те, которые по каким-либо причинам выбираются последними. Это ущемля­ет их достоинство, им стыдно, что капитаны в них не заинтере­сованы.  Поэтому этот способ не всегда пригоден и должен при­меняться с осторожностью. Другой способ комплектования команд – постоянный, на весь период физкультурных занятий.  Здесь педагог сам распределяет детей, учитывая их подготовленность, воспитательные  задачи  и другие показатели.  Разделение на постоянные команды дает воз­можность быстро организовать детей.  При определении постоян­ного места в зале для каждой команды все они твердо знают свое место, и по  указанию  педагога  «Становись!»  уже через 8–10 с дети  стоят  на своих  местах и  готовы  к выполнению следующего задания. Капитаны при такой форме организации, как правило, выби­раются самими детьми. Здесь следует иметь в виду, что дети этого возраста часто переоценивают  свои  возможности,  желая  утвердиться в глазах сверстников. Чаще всего при вопросе «Кого выбе­рем капитаном?»  почти все  предлагают себя.  Несмотря на боль­шое желание почти каждого ребенка быть капитаном,  необходи­мо  использовать  возможности  воспитания  у  детей  скромности, объективной оценки своих возможностей. Чтобы не обострять вза­имоотношения  между  детьми  и  избежать  недовольства,  следует предложить ребятам  1 -й команды выбрать капитана 2-й команды из  детей  2-й  команды  и  наоборот.  Все дети  хорошо  знают друг друга  и  на  вопрос  руководителя  «Кто,  по  вашему  мнению,  из этих ребят должен стать их капитаном?» обычно выделяют одно­го-двух детей,  пользующихся авторитетом группы.

При таком  выборе  капитанами  становятся  наиболее дисцип­линированные  и  уважаемые дети.  Они-то и становятся  впослед­ствии  помощниками  педагога,  поддерживая  порядок  в  своих командах. Капитаны выбирают себе помощников, которые обыч­но занимаются  раздачей  мелкого  инвентаря.  Помощники могут назначаться капитаном на каждое занятие или постоянно. Смена помощников не занимает  много  времени  и  позволяет  каждому ребенку активно включиться в процесс организации занятий, что повышает его ответственность.

Отрицательной стороной такого деления является то, что на некоторых занятиях  команды  оказываются  неравноценны,  так как по болезни или по другим причинам часть детей отсутствует и  число  занимающихся  в  каждой  команде  может  существенно отличаться.  Дети, переведенные на одно занятие в  другую команду,  обычно  менее  активны,  не  особо  переживают за  «чу­жую» команду.

Большое значение в решении задач нравственного воспитания имеет приучение детей к порядку. Для устранения дезорганизации и обид, возникающих при построении и перестроении,  необхо­димо  с  первого  занятия  определить  постоянное  место  каждого ребенка в строю.  В этом возрасте, как правило, детям хочется сто­ять впереди колонны или шеренги. Определение порядка постро­ения в командах лучше всего предоставить капитанам.  При этом не обязательно придерживаться правила построения по росту. Для лучшего запоминания  детьми  своего  места  можно  использовать подвижные  игры:  «Найди  свое  место»,  «Построение  с заданием» и др.

Очень важно в играх и эстафетах точно соблюдать правила. Не­обходимо  акцентировать  внимание  ребят на любых,  даже  самых мелких отклонениях от установленного порядка, приучать к само­стоятельному выявлению ошибок в своих действиях и действиях товарищей.  После проведения игры или эстафеты следует спро­сить, кто из  ребят заметил  ошибки.  Если есть дети, которые по тем или иным причинам не участвуют в игре, полезно назначить их судьями. Особенно важна их помощь, когда выполняются зада­ния с предметами и  играющие,  стараясь  опередить  соперников, часто небрежно обращаются с ними:  кое-как ставят кубики, бро­сают мячи,  палки. Этого нельзя допускать.  В этом случае не надо бояться потерять время и снизить моторную плотность занятия во время разбора ошибок. Поэтому на протяжении всего занятия сле­дует добиваться точного, четкого и аккуратного  выполнения  за­даний.  Особенно важно выполнять эти требования при передаче эстафеты. С детьми этого возраста в эстафетах удобно использовать

предметы (кубики, кольца, мешочки с песком, кегли и т.п.).  При передаче эстафеты  касанием  руки  трудно  добиться  четкого  ис­полнения, а при передаче предмета ошибок, связанных с досроч­ным  выбеганием,  гораздо  меньше,  так как начало действий  сле­дующего участника определяется четким критерием – передачей ему предмета.

Большими возможностями нравственного воспитания распо­лагают торжественные награждения команд и отдельных участни­ков.  Значительную роль в этих случаях играет наглядность. Дети стремятся утвердиться в глазах товарищей, хотят понравиться ру­ководителю, заслужить похвалу. Поиск и выявление положитель­ных черт каждого ребенка является основой построения воспита­тельного процесса.  Наиболее отчетливо видны сильные и слабые стороны двигательной подготовленности детей. Здесь нужно быть

очень осторожным в оценке деятельности детей, которые не мо­гут справиться с заданием  и  значительно  уступают более  подго­товленным.  Необходимо помочь детям утвердиться в коллективе сверстников.  Для этого целесообразно вести наглядный  учет  их достижений.

Активизирует деятельность занимающихся экран достижений, где в графы  записываются  фамилии  всех детей  по  командам,  а при достижении достаточно высокого результата против фамилий выставляются условные  знаки  (чаще  всего  звездочки).  Выиграл ребенок забег –  получает звездочку, попал 10 раз в кольцо – звездочка, красивее всех выполнил упражнение – звездочка. Звез­дочка – это не обязательно 1, 2, 3-е место. Это комплексная оценка деятельности ребенка и может быть выставлена не только за ре­зультат физкультурной деятельности, но и за честность, дисцип­линированность, взаимовыручку, добросовестность.  Как правило, часть детей, уступающая по физической подготовленности более сильным, может оказаться без поощрительных звездочек и потерять интерес к занятиям. В таких случаях необходимо понаб­людать за ними и подобрать задания, в которых они смогли бы отличиться (аккуратность, точность выполнения упражнения, прилежание и т.д.).  Кроме того, в экран можно вносить команд­ные звездочки.  Команда выиграла эстафету или все занятие про­вела лучше других – все члены команды получают звездочки. Сле­дует опасаться обесценивания звездочки.  Ребята должны поощ­ряться за достижение высокого результата, а не просто за выпол­нение задания.  В течение занятия руководитель говорит, кто и за что получает звездочку, но при подведении итогов необходимо все это суммировать и лучше выставлять итоги на экране с учас­тием детей. Победы детей в соревнованиях можно отмечать по-разному: выдачей номеров (как у настоящих спортсменов), красных нару­кавных повязок, лент чемпионов. Такое награждение обычно про­исходит в конце занятий. При этом сообщается, что лента чемпи­она (или нагрудный номер) –  это не постоянный, а переходя­щий приз.  Обязательно следует назвать детей, которые особенно четко выполнили правила состязаний, оказали помощь другим ребятам, боролись за победу команды. Вручение переходящего приза как индивидуального, так и ко­мандного способствует формированию у детей привычки не оста­навливаться на достигнутом, не создает условий для появления у детей элементов эгоизма, зазнайства, самомнения. Дети должны уяснить, что поощрение педагога, уважение других детей можно заслужить только достойным поведением, проявлением заботы о других, сопереживанием в процессе состязательной деятельности не только членам своей команды,  но  и  всем детям  группы.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем проявляются особенности формирования двигательных навы­ков у детей дошкольного возраста?

2. Дайте характеристику обучению ходьбе и бегу детей дошкольного возраста.

3. Дайте характеристику обучению прыжкам детей дошкольного воз­раста.

4. Дайте характеристику обучению метанию детей дошкольного воз­раста.

5. Дайте характеристику обучению лазанью детей дошкольного возра­ста.

6. Дайте характеристику обучению равновесию детей дошкольного воз­раста.

7. В чем проявляются особенности развития скоростных способностей у детей дошкольного возраста?

8. В чем проявляются особенности развития выносливости у детей до­школьного возраста?

9.  В чем проявляются особенности развития силовых способностей у детей дошкольного возраста?

10. В чем проявляются особенности развития координационных спо­собностей у детей дошкольного возраста?

11.  В чем проявляются особенности развития гибкости  у детей  до­школьного возраста?

12. Какие педагогические приемы можно использовать для формиро­вания нравственных проявлений детей в процессе занятий физическими упражнениями


 

Лекция по теме: «Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями»

Лекция по теме: «Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями»

Капитаны сами набирают себе команду, и это помогает формированию у них способности оценивать своего товарища объективно

Капитаны сами набирают себе команду, и это помогает формированию у них способности оценивать своего товарища объективно

Все дети хорошо знают друг друга и на вопрос руководителя «Кто, по вашему мнению, из этих ребят должен стать их капитаном?» обычно выделяют одно­го-двух детей,…

Все дети хорошо знают друг друга и на вопрос руководителя «Кто, по вашему мнению, из этих ребят должен стать их капитаном?» обычно выделяют одно­го-двух детей,…

После проведения игры или эстафеты следует спро­сить, кто из ребят заметил ошибки

После проведения игры или эстафеты следует спро­сить, кто из ребят заметил ошибки

Выиграл ребенок забег – получает звездочку, попал 10 раз в кольцо – звездочка, красивее всех выполнил упражнение – звездочка

Выиграл ребенок забег – получает звездочку, попал 10 раз в кольцо – звездочка, красивее всех выполнил упражнение – звездочка

Контрольные вопросы и задания 1

Контрольные вопросы и задания 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020