Лекция по теме: «Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями»
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. В формировании нравственности старших дошкольников большими возможностями располагают физкультурные занятия, проводимые как в рамках обязательных занятий, так и при организации двигательной деятельности детей в форме кружковой работы, на прогулке и на других занятиях. Для формирования нравственных проявлений следует специально моделировать условия, в которых дети (с охотой или нет) будут активно проявлять свое отношение к деятельности, к товарищам, руководителю. Педагогически верные взаимоотношения в таких условиях будут складываться в зависимости от мастерства педагога, от владения им методическими приемами воспитания. Основой успешной организации на начальном этапе является воспитание (с первой минуты) у детей дисциплинированности, организованности и чувства ответственности в групповых занятиях физическими упражнениями, подвижными играми, где индивидуальное поведение и действия влияют на результат всей коллективной деятельности. Это воспитание должно строиться на интересе детей, на их желании достичь наилучшего результата в том или ином задании. Так, для быстрого построения занимающихся целесообразно всю группу разделить на две–четыре команды. Эти команды могут быть временными (на одно занятие) или же сохраняться на весь период занятий (полгода, год), и тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки. При одноразовом разделении можно сформировать относительно равные по количеству человек команды, что особенно удобно при проведении эстафет. Кроме того, при этом способе деления на очередном занятии назначаются новые капитаны команд, а это немаловажное обстоятельство, так как дает возможность каждому ребенку побывать в этой роли. Капитаны сами набирают себе команду, и это помогает формированию у них способности оценивать своего товарища объективно. На первых занятиях капитаны обычно выбирают своих друзей независимо от их умения соревноваться в команде, но постепенно позиция их меняется. Они стараются выбрать в свою команд тех, кто быстр и ловок, не допускает ошибок, борется за победу в командной игре, а нарушителей дисциплины, из-за которых команда часто получает штрафные очки, они брать уже не хотят. Но этот способ имеет и отрицательные стороны. Во-первых, на каждом занятии приходится тратить время на организацию команд; во-вторых, в процессе занятий дети путают команды из-за частой смены состава; в-третьих, после первых выбранных в команды наиболее подготовленных детей остаются те, которые по каким-либо причинам выбираются последними. Это ущемляет их достоинство, им стыдно, что капитаны в них не заинтересованы. Поэтому этот способ не всегда пригоден и должен применяться с осторожностью. Другой способ комплектования команд – постоянный, на весь период физкультурных занятий. Здесь педагог сам распределяет детей, учитывая их подготовленность, воспитательные задачи и другие показатели. Разделение на постоянные команды дает возможность быстро организовать детей. При определении постоянного места в зале для каждой команды все они твердо знают свое место, и по указанию педагога «Становись!» уже через 8–10 с дети стоят на своих местах и готовы к выполнению следующего задания. Капитаны при такой форме организации, как правило, выбираются самими детьми. Здесь следует иметь в виду, что дети этого возраста часто переоценивают свои возможности, желая утвердиться в глазах сверстников. Чаще всего при вопросе «Кого выберем капитаном?» почти все предлагают себя. Несмотря на большое желание почти каждого ребенка быть капитаном, необходимо использовать возможности воспитания у детей скромности, объективной оценки своих возможностей. Чтобы не обострять взаимоотношения между детьми и избежать недовольства, следует предложить ребятам 1 -й команды выбрать капитана 2-й команды из детей 2-й команды и наоборот. Все дети хорошо знают друг друга и на вопрос руководителя «Кто, по вашему мнению, из этих ребят должен стать их капитаном?» обычно выделяют одного-двух детей, пользующихся авторитетом группы.
При таком выборе капитанами становятся наиболее дисциплинированные и уважаемые дети. Они-то и становятся впоследствии помощниками педагога, поддерживая порядок в своих командах. Капитаны выбирают себе помощников, которые обычно занимаются раздачей мелкого инвентаря. Помощники могут назначаться капитаном на каждое занятие или постоянно. Смена помощников не занимает много времени и позволяет каждому ребенку активно включиться в процесс организации занятий, что повышает его ответственность.
Отрицательной стороной такого деления является то, что на некоторых занятиях команды оказываются неравноценны, так как по болезни или по другим причинам часть детей отсутствует и число занимающихся в каждой команде может существенно отличаться. Дети, переведенные на одно занятие в другую команду, обычно менее активны, не особо переживают за «чужую» команду.
Большое значение в решении задач нравственного воспитания имеет приучение детей к порядку. Для устранения дезорганизации и обид, возникающих при построении и перестроении, необходимо с первого занятия определить постоянное место каждого ребенка в строю. В этом возрасте, как правило, детям хочется стоять впереди колонны или шеренги. Определение порядка построения в командах лучше всего предоставить капитанам. При этом не обязательно придерживаться правила построения по росту. Для лучшего запоминания детьми своего места можно использовать подвижные игры: «Найди свое место», «Построение с заданием» и др.
Очень важно в играх и эстафетах точно соблюдать правила. Необходимо акцентировать внимание ребят на любых, даже самых мелких отклонениях от установленного порядка, приучать к самостоятельному выявлению ошибок в своих действиях и действиях товарищей. После проведения игры или эстафеты следует спросить, кто из ребят заметил ошибки. Если есть дети, которые по тем или иным причинам не участвуют в игре, полезно назначить их судьями. Особенно важна их помощь, когда выполняются задания с предметами и играющие, стараясь опередить соперников, часто небрежно обращаются с ними: кое-как ставят кубики, бросают мячи, палки. Этого нельзя допускать. В этом случае не надо бояться потерять время и снизить моторную плотность занятия во время разбора ошибок. Поэтому на протяжении всего занятия следует добиваться точного, четкого и аккуратного выполнения заданий. Особенно важно выполнять эти требования при передаче эстафеты. С детьми этого возраста в эстафетах удобно использовать
предметы (кубики, кольца, мешочки с песком, кегли и т.п.). При передаче эстафеты касанием руки трудно добиться четкого исполнения, а при передаче предмета ошибок, связанных с досрочным выбеганием, гораздо меньше, так как начало действий следующего участника определяется четким критерием – передачей ему предмета.
Большими возможностями нравственного воспитания располагают торжественные награждения команд и отдельных участников. Значительную роль в этих случаях играет наглядность. Дети стремятся утвердиться в глазах товарищей, хотят понравиться руководителю, заслужить похвалу. Поиск и выявление положительных черт каждого ребенка является основой построения воспитательного процесса. Наиболее отчетливо видны сильные и слабые стороны двигательной подготовленности детей. Здесь нужно быть
очень осторожным в оценке деятельности детей, которые не могут справиться с заданием и значительно уступают более подготовленным. Необходимо помочь детям утвердиться в коллективе сверстников. Для этого целесообразно вести наглядный учет их достижений.
Активизирует деятельность занимающихся экран достижений, где в графы записываются фамилии всех детей по командам, а при достижении достаточно высокого результата против фамилий выставляются условные знаки (чаще всего звездочки). Выиграл ребенок забег – получает звездочку, попал 10 раз в кольцо – звездочка, красивее всех выполнил упражнение – звездочка. Звездочка – это не обязательно 1, 2, 3-е место. Это комплексная оценка деятельности ребенка и может быть выставлена не только за результат физкультурной деятельности, но и за честность, дисциплинированность, взаимовыручку, добросовестность. Как правило, часть детей, уступающая по физической подготовленности более сильным, может оказаться без поощрительных звездочек и потерять интерес к занятиям. В таких случаях необходимо понаблюдать за ними и подобрать задания, в которых они смогли бы отличиться (аккуратность, точность выполнения упражнения, прилежание и т.д.). Кроме того, в экран можно вносить командные звездочки. Команда выиграла эстафету или все занятие провела лучше других – все члены команды получают звездочки. Следует опасаться обесценивания звездочки. Ребята должны поощряться за достижение высокого результата, а не просто за выполнение задания. В течение занятия руководитель говорит, кто и за что получает звездочку, но при подведении итогов необходимо все это суммировать и лучше выставлять итоги на экране с участием детей. Победы детей в соревнованиях можно отмечать по-разному: выдачей номеров (как у настоящих спортсменов), красных нарукавных повязок, лент чемпионов. Такое награждение обычно происходит в конце занятий. При этом сообщается, что лента чемпиона (или нагрудный номер) – это не постоянный, а переходящий приз. Обязательно следует назвать детей, которые особенно четко выполнили правила состязаний, оказали помощь другим ребятам, боролись за победу команды. Вручение переходящего приза как индивидуального, так и командного способствует формированию у детей привычки не останавливаться на достигнутом, не создает условий для появления у детей элементов эгоизма, зазнайства, самомнения. Дети должны уяснить, что поощрение педагога, уважение других детей можно заслужить только достойным поведением, проявлением заботы о других, сопереживанием в процессе состязательной деятельности не только членам своей команды, но и всем детям группы.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем проявляются особенности формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста?
2. Дайте характеристику обучению ходьбе и бегу детей дошкольного возраста.
3. Дайте характеристику обучению прыжкам детей дошкольного возраста.
4. Дайте характеристику обучению метанию детей дошкольного возраста.
5. Дайте характеристику обучению лазанью детей дошкольного возраста.
6. Дайте характеристику обучению равновесию детей дошкольного возраста.
7. В чем проявляются особенности развития скоростных способностей у детей дошкольного возраста?
8. В чем проявляются особенности развития выносливости у детей дошкольного возраста?
9. В чем проявляются особенности развития силовых способностей у детей дошкольного возраста?
10. В чем проявляются особенности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста?
11. В чем проявляются особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста?
12. Какие педагогические приемы можно использовать для формирования нравственных проявлений детей в процессе занятий физическими упражнениями
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.