Опыт работы "Деятельностный подход в обучении физике "
Оценка 5

Опыт работы "Деятельностный подход в обучении физике "

Оценка 5
doc
20.10.2020
Опыт работы "Деятельностный подход в обучении физике "
опыт работы .doc

Опыт работы Бондаренко Натальи Владимировны, учителя физики МБОУ СОШ №1 г. Лермонтова

        

Почему небо голубое? Как птицы летают? Как люди помещаются в телевизор? Почему юла крутится?

         Маленький человек в большом мире. Его так много   волнует. А какие вы вопросы задавали своим родителям, когда познавали этот мир? 

         Наших детей интересуют и волнуют природные явления, другими словами наука изучающая эти явления — физика.  Среднестатистические родители, отвечая на вопросы своих детей или уходят от ответа, или приписывают природным явлениям сказочное, божественное начало, а еще лучше: подрастешь, пойдешь в школу и узнаешь почему и как. Проходит время, этот ребенок заканчивает школу, у него появляются свои дети, которые задают те же вопросы, но ответы остаются, как не парадоксально, такими же. Почему? Ученики учатся прилежно, переходят из класса в класс, вступают в жизнь и как будто никогда и ничему не учились.

         Школа  сегодняшнего дня призвана научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, находить решение проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей.

 Одной из основных идей обучения является развитие и приобретение знаний через учебную деятельность.

 Учащемуся приходится вступать в деловой контакт с соседом по парте, с участниками группы, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых партнёрских отношений, т.е. формируются задатки умения сотрудничать. Деятельностный подход к обучению обеспечивает связь между знаниями, действиями, отношениями и развитием личности.

Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению?  Хочу вас познакомить со схемой построения урока физики на основе деятельностного подхода, которую я использую:

 

 I. Актуализация опорных знаний.

 Проводится проверка усвоения знаний через решение задач или практические задания. Система необходимых понятий, законов, формул сводится в обобщенные схемы или таблицы и помещается на доске, так как это будет использовано при изучении новой темы.

 II. Мотивация к учебной деятельности.

 По моим наблюдениям главная причина скуки и апатии учащихся на уроках – это не лень, а безделье и отсутствие интереса. Поэтому весь секрет в том, чтобы поставить перед школьниками очереднуюучебную проблему не в виде привычного задания, а как загадку, детективную историю, которую нужно разгадать. Вокруг этой проблемы и ≪закручивается≫ основная деятельность учащихся, самостоятельная познавательная или поисковая деятельность, привлечение знаний из других областей обучения.

 III. Изучение нового материала.

 В постановке темы урока участвуют школьники через наводящие вопросы в процессе беседы, через кроссворд, ребус и т.п. Основное правило – это то, что тема не должна звучать, как утверждение, а лучше в виде вопроса, что побуждает к действию или в форме интересного высказывания. В основной части происходит «добыча» знаний в ходе деятельности учащихся. 

Для этого использую эвристическую беседу, вопросно-ответную форму обучения, когда  вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляю их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляю это путем искусно поставленных вопросов  и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

         Для этого  задаю ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.

         Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной  цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.

 

Структуру эвристической беседы можно представить так:

1.     искомое;

2.     способ решения;

3.     решение и выстраивание учителем шагов поиска и выполнение учениками этих шагов;

4.      результат решения и его проверка .        

Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. 

 IV. Итог изучения нового материала.

 Возвращаемся к названию темы и формулируем ее уже в форме утверждения или ответа на поставленный вопрос. Формулируется общий вывод и выделяется объект прочного усвоения.

 V. Мотивация к практическому применению знаний.

 Чтобы ввести этот мотив в действие учеников  ориентирую на получение лучших результатов в учебе, завоевание побед в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, рассматриваю специальности, где необходимы полученные знания и умения. Показываю практическое применение явления, закона в технике, быту, науке.

 VI. Закрепление.

 Организую деятельность учащихся, направленную на усвоение полученных знаний и умений. Для этого этапа  использую средства труда аналогичные как при изучении нового материала, вопросы — задачи, экспериментальные — задачи, решение которых требует от ученика применить полученные знания.

 VII Домашнее задание.

 Заканчивая урок,  формулирую  вопрос, относящийся к наблюдаемым явлениям, ответ на который я желала бы получить не сегодня, а именно на следующий урок, для того чтобы самостоятельно поразмыслить над поставленной задачей, а значит  развить свою собственную способность мыслить мог каждый ученик вне зависимости от своих психологических и физиологических особенностей и с нетерпением ждать следующего урока. Обязательно в домашнюю работу включаю творческие задания: провести наблюдение, опыт, изготовить прибор, придумать рекламу, приготовить презентацию.

 VIII Рефлексия - обязательная составляющая урока.

 Подвести итоги учебной деятельности, провести самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу на уроке.

Например: провожу  рефлексию содержания учебного материала. Этот способ позволяет мне понять, насколько усвоен учебный материал.

Предлагаю фразы, которые ребенок должен закончить.

я познакомился с ...

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность.

 Такой подход, мне как учителю, дает возможность выполнить такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. Эвристическая беседа развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.

         Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников, предоставляет реальную основу для эффективного обучения базовым навыкам  и для своевременного комплексного формирования и усовершенствования многогранной личности нового века. 

Одним из важнейших условий успешности обучения физике является  наличие  интереса к ней. Результаты анкетирования свидетельствуют об интересе школьников к изучению физики. Так  на вопрос: «Нравится ли вам физика как урок?»,- 63 (из 87) опрашиваемых дали утвердительный ответ (72 %).13 (из21)учащихся 7 класса  изъявили желание изучать физику более глубже(62%) . Среди опрошенных учащихся 7, 9, 10 и 11 классов наиболее интересным школьным предметом названа физика.

О успешности применения данного подхода свидетельствует участие моих учеников в олимпиадах: в 2012 -2013 учебном году 2 место в муниципальном этапе всероссийской олимпиаде школьников по физике (9 класс) в 2013- 2014 уч. г. 5 место в муниципальном этапе всероссийской олимпиаде школьников по физике (10 класс), в 2011 -2012 учебном году второе место в дистанционной многопредметной олимпиаде» Интеллект» по физике (9 класс).

         Модель учебного процесса в век информации будет строиться по законам информационного пространства. Некоторые догмы придется пересмотреть. Но процесс «пошел» и его нельзя остановить,  поэтому  я планирую начать использовать облачные сервисы:

-       для создания обучающимися групповых информационных проектов;

-       получения и выполнения домашних заданий.  

Поэтому кажный раз, входя вкласс, я руководствуюсь словами К. Д. Ушинского: Главная цель обучения и воспитания – ≪дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и превратилась бы в цель жизни≫.

 

 


Опыт работы Бондаренко Натальи

Опыт работы Бондаренко Натальи

Основное правило – это то, что тема не должна звучать, как утверждение, а лучше в виде вопроса, что побуждает к действию или в форме интересного…

Основное правило – это то, что тема не должна звучать, как утверждение, а лучше в виде вопроса, что побуждает к действию или в форме интересного…

Формулируется общий вывод и выделяется объект прочного усвоения

Формулируется общий вывод и выделяется объект прочного усвоения

Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников, предоставляет реальную основу для эффективного обучения базовым навыкам и для своевременного комплексного формирования и усовершенствования…

Деятельностный подход заставляет включиться в работу на уроке всех учеников, предоставляет реальную основу для эффективного обучения базовым навыкам и для своевременного комплексного формирования и усовершенствования…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020