Опыт работы "Формирование нравственных ценностей у младших школьников"
Оценка 4.6

Опыт работы "Формирование нравственных ценностей у младших школьников"

Оценка 4.6
doc
07.03.2021
Опыт работы "Формирование нравственных ценностей у младших школьников"
Формирование нравственных ценностей у младших школьников.doc

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа  №2 имени А.И. Покрышкина,

ст. Калининской, Калининского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Уроки социальной жизни» -

 как фактор формирования нравственных ценностей и укрепления психологического здоровья

младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

первой категории

Черевко Людмила Васильевна

 

 

 

 


Аннотация

 

 

 

      Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?    Главной  проблемой учителя, особенно учителя начальной школы  является  проблема: как научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.

       Опыт работы раскрывает формы и методы, используемые в решении данной проблемы:  групповая  дискуссия; анализ  конкретных   жизненных  ситуаций, текстов, решение  задач;  создание  проблемных  ситуаций, их  анализ; элементы  наблюдения,  самонаблюдения,  эксперимента; ролевые  игры; драматизация; элементы  социально- психологического  тренинга.

      Раскрыта практика использования  «Уроков  социальной  жизни для младших школьников» как  формы  специально  организованного  общения, направленного  на развитие социальной и личностной компетентности младших  школьников, формирование у  них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

      К работе собран, систематизирован и представлен богатый методический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Аннотация

2

 

 

 

 

 

 

Введение

4-5

 

 

 

 

1

 

Актуальность проблемы

6-9

 

 

 

 

2

 

Проведение занятий

10

 

2.1.

Методические рекомендации

10

 

2.2.

Оценочная деятельность

10

 

2.3.

Тематическое планирование

11-12

 

 

 

 

3

 

Методические материалы для организации занятий

13

 

 

 

 

4

 

Критерии эффективности уроков социальной  жизни - формирование у учащихся  социально-  личностных  умений  и  навыков

14

 

 

 

 

5

 

Результаты работы

14-17

 

 

 

 

6

 

Заключение

18

 

 

 

 

 

 

Литература

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Введение

 

Чтоб быть  услышанными, нужно говорить,

Но  очень важно  и учиться  слушать!

Уроки  наши  могут  чудеса  творить,

Раскрывая  детям нашим  душу!

 

Убеждена  я : нет  плохих детей!

Есть  взрослые, забывшие  о долге,

Взвалившие  на  плечи  малышей

Недетские  проблемы  и  заботы.

 

А детская  наивная  душа

Так  хочет  верить  в лучшее  сегодня!

И  мы  откроем  детям  этот  мир,

Прекрасный  мир, наполненный  любовью…

                                    По  О. Курамшиной.

 

 

 

      Уроки- ежедневная  реальность  жизни  учителя.  А социальные уроки- реальность  жизни  любого  человека.  Поэтому  в  школе  так  не  хватает  уроков  социальной жизни, которые  помогли  бы  детям  понять, осознать  и  научить  позитивному  отношению к  жизни, т.е. стать  оптимистами.

     Можно  научить  детей  видеть  разнообразный  окружающий мир и  выбирать  добро, а  не  зло,  дружбу, а  не  ссору,  любовь , а  не  ненависть. На   наших  уроках  мы вместе  с  детьми  учимся воспринимать  жизненные  ситуации  «умом  и  сердцем»  и  понимать  ценность  оптимистического  взгляда  на  жизнь.  Если   ребенку не помочь  увидеть  ценность позитивного  взгляда  на  жизнь, то в  обществе  появится  на  одного пессимиста  больше.

 

« Уроки социальной  жизни»  помогут  учащимся:

- адаптироваться  в современном  жизненном  пространстве;

- осознавать  различные  ситуации   социальной  жизни,  формировать  к  ним  свое  отношение;

-вырабатывать  нестандартные  способы  действий  в  повседневной  жизни.

 

   

                                        Цели   и  задачи

 

 

Главной  целью   работы  является  создание  необходимых  условий  для  развития  ребенка  как  индивидуальности , т.е.  на  основе  свободного  ответственного  выбора и  оптимистического  взгляда на  жизнь.

 

Основные  задачи:

-формировать  у  младших  школьников  представление   о  себе  как  умелом,  успешном  и  нравственном  человеке.

-дать ребенку  представление  о  собственном  внутреннем  мире, о его  месте  в окружающей  жизни.

-побуждать учащихся  к  осмыслению  общечеловеческих  ценностей, к выработке  личного  отношения  к  ним.

-формировать у  учащихся  приемы  и  способы  коммуникативной, познавательной, учебной   деятельности.

-способствовать разнообразному  творческому  самовыражению  учащихся, их  творческому  отношению  к  собственной  жизни.

-учить  детей  понимать  смешное.

 

  .

                                         Формы  и  методы  работы

 Традиционные  и психологические  методы  работы:

 

     - групповая  дискуссия;

     - анализ  конкретных   жизненных  ситуаций, текстов, решение  задач;

     -  создание  проблемных  ситуаций, их  анализ;

     - элементы  наблюдения,  самонаблюдения,  эксперимента;

     - ролевые  игры;

     - драматизация;

     - тестирование  и  другие  диагностические  процедуры;

     - элементы  социально- психологического  тренинга.

 

    Сочетание  на занятиях  аналитических, активных  и  диагностических  методов  работы  позволяет  отслеживать  эффективность  формируемых  на уроке  умений., а  ребенку  заинтересовано  работать  на  занятиях.

 

 

 

 

1. Актуальность  проблемы

    В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.

   Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.

   Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

   В настоящее время потеряны нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

   Интересные результаты были получены при ответе педагогов нашей школы на вопрос «Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за последние годы - 3_5 лет?». Педагоги называли те или иные изменения в поведении школьников, исходя из своего собственного педагогического и жизненного опыта.

   Лидером, среди положительных изменений является то, что дети стали «более свободны, самостоятельны, уверенны в себе, активны, прагматичны».

 

 

   Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников. Здесь лидерами являются: равнодушие к окружающему миру, людям, дети стали более агрессивны, циничны, эгоистичны, обесценилось нравственное поведение, низкий уровень воспитанности, снизился интерес к чтению книг, дети не умеют высказывать свои мысли, живое общение чаще стали заменять виртуальным.

 

 

 

Почему так происходит?

   Кто же оказывает наибольшее влияние на духовно - нравственное воспитание школьников? С этим вопросом мы обратились к педагогам нашей школы и родителям учащихся.

   И получили следующие результаты.

 

 

 

 

   Из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.

   Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.

   Как педагог я заметила, что существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.

   Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

   Как же развивать в детях отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе воспитательного процесса в школе?

   Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения школьников. И начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

   Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их этическому воспитанию. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства.

    Опыт педагогической практики убеждает, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.

    Сделать  это  позволят  « Уроки социальной  жизни для  младших  школьников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проведение  занятий

 

2.1. Методические рекомендации

 

1.Регулярно в конце  занятия  проводить  совместную рефлексию  по  поводу  того, какое впечатление  осталось у детей  от  работы;

Обсудить, что не  поняли, что  чувствовали,  что понравилось  и  что не понравилось, что больше  всего  запомнилось;

   Спросить  их, для  чего  это  нужно знать  и уметь,  где  это  может  пригодиться.

 

2.Уметь гибко  реагировать  на высказывания  детей, быть готовым обсуждать то, что  их  интересует  в настоящий момент больше всего.

 

3.Учитель  служит  для  учеников  хорошей  ролевой моделью. Это  предполагает  вхождение педагога в  игровую позицию, его  готовность взять  на себя  игровые  роли, владение  им актерских  и  режиссерских умений, раскрепощенность  и  непосредственность.

 

4.Для  успешной  работы на занятиях  важна психологическая  атмосфера.

Для  ее  достижения  вводятся  правила поведения всех  участников занятий:

-не  критикуй  собеседника,  чтобы  он  не  сказал;

-внимательно  слушай собеседника;

-если не хочешь  говорить, то  можешь  промолчать;

-относись к  другим  так, как ты  хочешь,  чтобы  относились  к тебе.

 

2.2.Оценочная  деятельность

·        Поддерживать  даже небольшой успех  учащегося и  его  усилия, прилагаемые  для получения результата

·        Оценивать  действия  ребенка, а не личность

·        Показывать положительные перспективы его  развития;

   Задействовать самооценку и  взаимооценку учащихся. 

 

   Целесообразно  иметь рабочие  тетради и  дневник успеха.

Для  эффективной  работы  имеет смысл  привлекать  родителей, семью  к выполнению работ,  участию  в занятиях.

Вести  занятия может  и психолог.

 

   Тематическое планирование  представлено  без четких сценариев, что предполагает  построение различных  сценарных линий занятий в зависимости от  ситуации  на уроке, времени и места проведения  занятий.

Больше всего интересует  процесс  формирования социальных  компетенций  ученика.

 

   «Уроки социальной  жизни»- это  форма  специально  организованного  общения, направленного  на развитие социальной и личностной компетентности младших  школьников, формирование у  них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

 

Ученик  должен уметь:

-оценивать социальные  ситуации на основе собственного опыта;

-терпимо относиться  к  мнениям  и оценкам других;

-осознанно  делать выбор при решении  жизненных  проблем.

 

2.3. Тематическое планирование

   Тематическое планирование строится  на психологической  и социальной подготовленности класса.  Можно  выбирать  задания, которые соответствуют  социальному опыту учеников класса и  отображают проблемы, которые  существуют в  классе.

Проблемы  имеют свою  «полюсность».Поэтому  названия  тем  носят  «полюсный» характер, чтобы показать  весь спектр той или йной проблемы.

 

 

Темы  занятий

Характеристика темы

Включенность  в учебный процесс

      1

             2

                      3

Радоваться  жизни  или жаловаться на судьбу

Когда, как и  почему  мы  радуемся?

Как  мы  проявляем  радость?

Что  мешает  человеку  радоваться  жизни?

Как  можно  изменить  плохое настроение?

Как  улучшить  настроение  близким людям?

Использовать на уроках  литературного чтения,  окружающего мира.

Классные часы.

Любить  или  ненавидеть?

Как  мы  понимаем,  что  любим?

Как проявлять  свою  любовь  с помощью действий, слов, мыслей?

Можно  ли заставить  любить?

От любви до  ненависти  один шаг?

Классные  часы

Уроки литературного чтения

Дружить  или ссориться?

Есть  ли у дружбы законы?

Как  научиться  быть  другом?

Можно  сохранить  дружбу на  всю  жизнь?

Из-за  чего  возникают  ссоры?

Как  не ссориться  или как  мириться?

Можно  ли  стать  другом 

 

всем?

А себе?

Тренинговые  упражнения на классных часах,  уроках литературного чтения,   окружающего мира, музыке.

Верить в успех  или надеяться на  удачу?

Нужно добиваться  успеха?

Как  поверить  в  себя?

Кого  мы считаем удачливым?

Почему  хочется получить все сразу?

Правду,  что одним людям  везет, а другим нет?

Обсуждение  социальных  вопросов можно проводить на уроках  математики, русского  языка и др.

Стремиться  к цели  или  ждать чуда?

Нужна ли человеку  цель в жизни?

Зачем?

 Что такое  целеустремленность?

Как    стать  целеустремленным?

Почему  это так трудно?

Что мешает человеку  идти  к  цели?

К какому  человеку  цель  стремиться  сама?

Уроки  окружающего  мира, музыки,  технологии, изобразительного  искусства

Творить  добро  или  разрушать  то, что сделали другие?

 

Что значит делать просто  так?

Добро побеждает зло?

Почему создавать  трудно,  а  разрушать легко?

Когда бывает стыдно?

Можно ли исправить то,  что  сделано?

Урок  трудового  обучения, окружающего  мира, литературного  чтения

 

   Измерителями результатов работы по нравственному воспитанию могут быть наблюдения, разбор проблемных вопросов, анализ конфликтных нравственных ситуаций, сочинения, рисунки, тесты, ролевые игры и участие детей,  а также анкеты и диагностики.

 

3. Методический материал для организации занятий

 

·        Фрагменты  текстов, стихи, басни курса  «Литературного чтение»  для начальной  школы.

·        Пословицы для стимулирования высказываний  учащихся, формирования  их собственной позиции по  обсуждаемой  теме;

·        Нравственные сказки,  задания  к  сказкам, развивающие  творческое моделирование  собственного  отношения к жизни;

·        Игры для развития сотрудничества.

·        «шпаргалки»  как форма составления  детьми своих действий.

·        Анкеты, тесты  по  определению  уровня воспитанности.

 

    Приложение №1 (Методические материалы, включающие разработки уроков, классных часов, игр, диагностики учащихся, фото проведенных занятий, мероприятий)

4. Критерии эффективности уроков социальной  жизни -

формирование у учащихся  социально-  личностных  умений  и  навыков:

·                  Усвоение  детьми  основных  понятий;

·                  Освоение  учащимися  навыков  анализа  жизненных  проблем

·                  Освоение  учениками  технологии  коллективного  осуждения и принятия решения;

·                  Формирование  позитивной  психологической  установки  учащихся на сотрудничество  в  коллективе.

·                  Перенос  полученных  навыков в ситуации  общения и взаимодействия  в  повседневной  жизни  класса и  вне школы.

 

5. Результаты работы

 

 

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. И сейчас она актуальна.

 

    На основе результатов педагогической деятельности в этом направлении мы можем сделать следующий вывод: эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной и деятельностной.

   Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

   Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

    Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

   Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах было проведено множество  классных часов (в приложении), для стимулирования внутригруппового общения: тренинги общения “Я и мы”, социоигра “Найти пару”. Для развития межличностного общения в группе: игры (в приложении №1), час общения “Добрые слова”, для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час «Дружба. Способы  разрешения  конфликтных ситуаций».  Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): занятие « Что  такое  хорошо и что такое  плохо»; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”. Для составление автопортрета “Это – я» проведен классный час – самопредставление.

 

   Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод наблюдения с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице),  а также  была проведена  оценка контактности учащихся  на начало первого  и второго класса (Тест  «Оценка контактности  младшего школьника» см.. раздел «Диагностические методики»).                                                                             

 

 

 

 

 

 

Фрагмент оценочного листа

Общительный, легко контактирует с детьми

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему»

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и

обижает их

 

 

Уровень воспитанности внешней и внутренней культуры.

 

                 Культура внешняя

                 Культура  внутренняя

№п/п

Фамилия,имя

Культура общения

Культура поведения

Культура внешнего вида

Отзывчивость

Дружелюбие

Самостоятельность

Любознательность

Честность

Итог

 

 

 

 

 Результаты   наблюдения      за   уровнем      развития   нравственной      культуры ( в процентах)

 

1 класс 2017 год

 

 

 

Уровень

 

      Культура

        общения

Культура поведения

 

Культура внешнего вида

 

Отзывчивость

 

Дружелюбие

 

    Самостоятель

    н ость

Любознатель

           но

ность

Честность

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий

24

12

32

32

36

12

24

28

Средний

68

68

64

64

56

48

44

64

Низкий

8

20

4

4

8

40

32

8

 

2 класс 2018 год

 

 

 

Уровень

 

Культура общения

 

Культура поведения

 

Культура внешнего вида

 

Отзывчивость

 

   Дружелюбие

Самостоятель

н

 ность

Любознатель

      но

ность

    Честность

 

 

 

 

 

 

 

Высокий

32

16

40

44

32

16

28

28

Средний

68

72

60

56

68

64

48

72

Низкий

0

12

0

0

0

20

24

0

 

 

 

6. Заключение

 

    Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности.

    На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.

    Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы, уроки здоровья, которые нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

   Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

   Я учу детей осознавать эту радость – они овладевают рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно. На этих же уроках даю  общие представления:  о понятии “личность” в теме “Знакомство с самим собой”. Разобрали понятия: человеческое общество, семья – общество (маленькое).  Начала вести работу по формированию социальных качеств.

 

   Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Это такие социальные качества:

Товарищество.

Уважение к старшим.

Доброта.

Честность.

Трудолюбие.

Бережливость.

Дисциплинированность, соблюдение порядка.

Любознательность.

Любовь к прекрасному.

Стремление быть сильным, ловким.

 

   Эти социальные качества развивались через различные формы работы.

   В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

  

 Приложение №2 (Папка с детскими работами: рисунки, сочинения, мини- проекты, исследовательские работы, творческие работы, анкеты, диагностики и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

   Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

   Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.  Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мной мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

 

 

    И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития». Эта работа подтверждает «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - ...в результате будет добро»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы.- М.: ВАКО, 2008.

  

2.    Пилипко Н.В. Приглашаем в мир общения. - М.:УЦ «ПЕРСПЕКТИВА». В 2–х частях, 2003.

 

3.    Ковалько В.И.  Младшие школьники после уроков.-М. ЭКСМО, 2007.

 

4.    Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке .-М. ЭКСМО, 2007.

 

5.    Суслов В.Н. Этикет Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты. Практические задания.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010.

 

6.    Классные часы на темы этикета( тематические занятия, ролевые игры, тренинги), 1-4 классы. Методическое пособие. М. Издательство «Глобус», 2009.

 

7.    Дереклеева  Н.И.  Классные часы по теме НРАВСТВЕННОСТЬ.- М. 2006

 

8.    Саляхова Л.И. Настольная  книга  классного руководителя: личностное  развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.- М.: Глобус, 2009.


Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 имени

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 имени

Аннотация Как научить детей сотрудничать?

Аннотация Как научить детей сотрудничать?

Содержание

Содержание

Введение Чтоб быть услышанными, нужно говорить,

Введение Чтоб быть услышанными, нужно говорить,

Цели и задачи Главной целью работы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности , т

Цели и задачи Главной целью работы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности , т

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы

Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников

Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников

Из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный

Из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный

Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их этическому воспитанию

Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их этическому воспитанию

Проведение занятий 2.1

Проведение занятий 2.1

Задействовать самооценку и взаимооценку учащихся

Задействовать самооценку и взаимооценку учащихся

Темы занятий Характеристика темы

Темы занятий Характеристика темы

Стремиться к цели или ждать чуда?

Стремиться к цели или ждать чуда?

Критерии эффективности уроков социальной жизни - формирование у учащихся социально- личностных умений и навыков: ·

Критерии эффективности уроков социальной жизни - формирование у учащихся социально- личностных умений и навыков: ·

Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой…

Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой…

Фрагмент оценочного листа

Фрагмент оценочного листа

Результаты наблюдения за уровнем развития нравственной культуры ( в процентах) 1 класс 2017 год

Результаты наблюдения за уровнем развития нравственной культуры ( в процентах) 1 класс 2017 год

Заключение Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности

Заключение Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности

Товарищество. Уважение к старшим

Товарищество. Уважение к старшим

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника

ЛИТЕРАТУРА 1. Курамшина

ЛИТЕРАТУРА 1. Курамшина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2021