Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Лев Семенович Выготский)
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься, сделай лучше нас!
Уважаемые, родители!
Тема нашего мастер-класса «Формируем речь детей вместе».
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Оборудование: индивидуальные зеркала, ватные палочки, котельные трубочки, стаканчики с крышкой, воздушные шары, бумажные бабочки, ватные диски, вертушки, массажные мячики, прищепки.
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Задачи:
1.Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
2.Активизировать самостоятельную работу родителей, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3.Познакомить с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики, дыхательной, релаксационной, пальчиковой гимнастики, игрового массажа и самомассажа.
Введение
Активизация родителей:
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание , сил вовсе нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне ? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
Сегодня на нашем занятии я хочу показать вам различные приемы и методы, способствующие формированию у детей правильной речи.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире у него возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать, мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя:
*развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
*последовательная работа над коррекцией проблемных звуков;
*профилактика речевых нарушений
Что же такое речь?
Строим дом.
-фундамент нашего дома – работа по развитию артикуляционного аппарата;
-стены – работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания;
-крыша – развитие фонематического слуха.
Перейдем к разделам, по которым ведется работа по постановке звуков.
Практическая часть
Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Практическую часть я начну с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела»
1 этап в постановке звуков –
Артикуляционная гимнастика
Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как речевые органы состоят из мышц то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звука проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении трудных артикуляционных упражнений.
Выполним некоторый комплекс артикуляционных упражнений.
1. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
2. «Заборчик». Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
3. «Бублик». Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были
видны. Удерживать.
4 «Шарик». Надуть щёки, сдуть щёки.
5. «Часики». Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
6. «Лошадка». Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка.(8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
7. «Качели» Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
8. «Веселая змейка» Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
2 этап –
Развитие речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребенком дома.
1. Сдуть снежок (бабочку) с кончика носа
2. Буря в стакане
3. Надуваем шарик, не раздувая щеки
4. Вертушка
5. Сдуй перышко
6. Воронка
7. Прокати карандаш
8. Футбол
3 этап –
Развитие мелкой моторики
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком.
Попробуем мы с вами поиграть в игры для развития мелкой моторики.
1. Игры с грецкими орехами, массажными мячиками, шишками (покатать грецкий орех, массажный мячик, шишку между ладонями, рукой по столу, по руке. Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.
2. Игра с карандашом (лучше использовать карандаш – шестигранник)
3. Игры с прищепками
4. Массаж Су-джок шарами
5. Выкладывание узора из мозаики
6. Конструирование
7. Застегивание, растегивание пуговиц
8. Выкладывание узора из круп, сортировка круп
9. Захватывание пинцетом мелких предметов
10. Нанизывание бусинок
11. Рисование по точка
4 этап –
Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Цель упражнения на развитие фонематического слуха – научить ребенка слушать и слышать.
5 этап –
Постановка звука
«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»
Можно. Но каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения.
Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом. У каждого ребенка свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой и звук появляется сам.
Поэтому артикуляционную гимнастику можно и нужно делать в домашних условиях. Но постановка звука должна проходить под руководством логопеда.
У других детей имеются более сложные речевые дефекты в комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией. В таких случаях следует работать со специалистом. И в домашних условиях лучше заниматься только по рекомендации логопеда.
Отрабатываем звук изолированно и в слогах.
А вот поставленные звуки обязательно нужно закреплять дома. Потренируемся на некоторых упражнениях. Закрепляем звук «р».
Упражнение «Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). Сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
Ра-ра-ра-ра
Ра-ро-ру-ры
Молодцы! Трудно? Трудно.
Рефлексия
Завершающее упражнение «Благодарю!»
Дорогие, родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДАРЮ! (Психологический смысл упражнения позволяет завершить мастер-класс красиво на положительной ноте).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.