Опыт работы по ПДД
Оценка 4.9

Опыт работы по ПДД

Оценка 4.9
doc
08.06.2020
Опыт работы по ПДД
опыт работы.doc

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Условия возникновения, становления опыта работы

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Ежегодно на дорогах нашей страны погибают тысячи людей и большинство из них дети.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Ответственность за соблюдение правил дорожного движения необходимо воспитывать в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Актуальность

Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.

Избежать опасности можно лишь обучая детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь мы педагоги должны сами быть хорошо осведомлены в этом вопросе и заинтересованы в решении такой проблемы. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

Цель моей работы с детьми – формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Для ее реализации мной поставлены следующие задачи:

1.     знакомить детей с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, детский сад;

2.     расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов;

3.     формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

4.     знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, полиция;

5.     расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

6.     воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

7.     активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Ожидаемые результаты:

- создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей правилам дорожного движения;

- координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;

- сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

– разработан перспективный план работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

– разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

Ознакомление с темой «Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге начала со второй младшей группы и проходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала

В основу моего опыта работы легли следующие принципы и методы обучения.

1) Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала.

2) Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

3) Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.

4) Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

5) Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

6) Принцип наглядности. При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

7) Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

8) Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

9) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

В процессе реализации поставленных задач я выделила наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Обучая детей правилам поведения на дороге, я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

1. Словесный:

- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями); 

- беседа (были проведены следующие беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»); 

- чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);

- использование фольклорных материалов.

2.Метод показа:

- презентация собственных материалов и интернет ресурсов;

- работа с иллюстрациями по теме;

- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);

- сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов («Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге»).

3.Игровой:

- выполнение различных творческих работ по данной тематике;

- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «Путешествие по городу», «Автобус», «Пешеход на улице»);

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- настольно-печатные игры.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: 

- Целевые прогулки к проезжей части;

- Различные виды ИЗО деятельности (рисование «Светофор, лепка «Машинка», аппликация «Светофор» и др.);

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Досуги, праздники, развлечения;

- Рассказы воспитателя.

Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения направлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах посёлка, города. Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.

Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной и подгрупповой форме обучения.

Дети с удовольствие играют в подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры, а также в игры со строительным материалом.

Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие - беседы о безопасном поведении на проезжей части улицы, игровые ситуации, рассматривание макета дороги, тематические выставки рисунков, дидактические и сюжетно – ролевые игры.

Художественно - эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.

Речевое развитие - использование стихов, рассказов, загадок, чтение художественной литературы.

Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток.

Познавательное развитие - экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта.

Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс с детьми я осуществляю:

1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;

2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, конструировании, выполнении аппликаций, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

При проведении дидактических занятий с дошкольниками я стараюсь развивать их познавательные способности, необходимые для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде:

- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

- умение различать величину транспорта;

- знание сигналов светофора;

- понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

- понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

При организации учебно – воспитательного процесса я учитываю не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и опираюсь на их интересы.

В процессе организации совместной деятельности с детьми провожу:

тематические занятия («Мы пешеходы»«Светофорик»«Знакомство с улицей»«Красный, желтый, зеленый»);

- развивающие игры по ознакомлению детей с ПДД (игра«Пешеходы и водители», «Соблюдай правила дорожного движения», «Правила поведения»);

дидактические игры («Без чего машина не бывает»«Транспорт», «Светофор»«Зажги огонек», «Объяснялки».)

подвижные игры («Кто шофёр?», «Светофор», «Цветные автомобили», «Зебра», «Красный, желтый, зеленый», Воробушки и автомобиль»);

сюжетно - ролевые игры («Такси»«Мы-шоферы»«Поездка в город»);

беседы («Дорога не место для игр»«Знакомство с улицей»«Безопасность на участке», «Улица полна неожиданностей», «Когда мы пассажиры»);

чтение художественной литературы по дорожной тематике (Г. Георгиев «Светофор», Е. Павлова «Скорая помощь», Н. Дедяева «Быстрые машины»).

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Систематически, раз в месяц, я провожу непосредственно образовательную деятельность по ПДД Программное содержание беру из перспективного плана, составленного мной на целый год).

Таким образом, работа воспитания и проведения дидактических занятий по ПДД имеет целью не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице

При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры:

• с элементами физических упражнений и спорта;

• сюжетно - ролевые игры;

• театрализованные и игры-драматизации;

• дидактические;

• настольно - печатные;

• интеллектуально-познавательные.

В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Светофор», «К своим знакам!», «Красный, желтый, зеленый!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».

В сюжетно – ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», знакомлю детей с улицей, дорогой, дети учатся правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляю такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место я отвожу играм: «Собери светофор», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Транспорт»; на развитие мышления, внимания и речи детей: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «По дороге». Игры преподношу детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия.

Дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Поэтому, первостепенной задачей взрослых была и остается задача обучить детей безопасному поведению на дороге.

Взаимодействуя с родителями, я использую различные формы работы:

Родительские собрания

Индивидуальные беседы и консультации для родителей

Привлечение родителей к участию в работе с детьми

Информационные стенды

Памятки по ПДД

Папки-передвижки

Выставки детских работ.

Анкетирование по выявлению отношения родителей к теме ПДД

Рекомендации родителям по обучению детей ПДД

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью мной оформлены стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения.

В течение года регулярно проводятся выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми и родителями. Кроме того, родители нашей группы принимают активное участие в пополнении предметно-развивающей среды различными атрибутами, пособиями, помогающими лучше запомнить и усвоить Правила Дорожного Движения.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

Перспектива дальнейшей работы:

1. Продолжать активное сотрудничество с родителями.

2. Активно использовать в работе современные технологии.

3. Продолжить расширять и обновлять предметно - развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, пополнить дидактический, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников по правилам дорожного движения.

5. Пополнение методической библиотеки вновь изданными пособиями, а также пополнение художественной литературы для детей по правилам дорожного движения

 

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Семицветик»,356030,Ставропольский край,Красногвардейский район,село Красногвардейское,ул Советская д 77 Телефон : 8(86541)4-60-71,

E-mail: krasn. detsad. semicvetik1@yandex. ru

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по теме:

«Азбука безопасности и Правила дорожного движения»

 

 

 

 

 

     Воспитатель :

 Шипилова Антонина  Владимировна

 

 

 

C .Красногвардейское


Встал малыш на ноги – он уже пешеход

Встал малыш на ноги – он уже пешеход

Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими

Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими

ПДД детей между родителями и педагогами

ПДД детей между родителями и педагогами

Принцип возрастной безопасности

Принцип возрастной безопасности

Правила дорожного движения», «Смешарики

Правила дорожного движения», «Смешарики

Дети с удовольствие играют в подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры, а также в игры со строительным материалом

Дети с удовольствие играют в подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры, а также в игры со строительным материалом

При организации учебно – воспитательного процесса я учитываю не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и опираюсь на их интересы

При организации учебно – воспитательного процесса я учитываю не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и опираюсь на их интересы

При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры: • с элементами физических упражнений и спорта; • сюжетно - ролевые игры; • театрализованные и…

При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры: • с элементами физических упражнений и спорта; • сюжетно - ролевые игры; • театрализованные и…

Индивидуальные беседы и консультации для родителей

Индивидуальные беседы и консультации для родителей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Семицветик»,356030,Ставропольский край,Красногвардейский район,село

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Семицветик»,356030,Ставропольский край,Красногвардейский район,село
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020