Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Опыт работы по теме: «Инновационные технологии
в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС ДО».
Составитель:
Инструктор по физической
культуры МАДОУ № 9
Таг Наталья Вадимовна
г. Кушва 2018 г.
Инновационные технологии
в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС ДО
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО, причем взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель педагога –содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – этосовокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
В своей работе использую следующие технологии:
личностно-ориентированные технологии;
игровую технологию;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Личностно - ориентированная технология
В работе опираюсь на личностно-ориентированные технологии, технологию сотрудничества, которые ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольной организации. Этому способствует и образовательная программа «Детство», по которой работает наш детский сад.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Игровая технология
Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка.
Мы применяем подвижные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Преимущества компьютера:
Появляющаяся информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
ИКТ в моей работе:
1. Подбор иллюстративного материала к мероприятиям и для оформления (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, праздникам, развлечениям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
4. Подборка аудио- и видеоматериалов для физкультурно-познавательных мероприятий, редактирование аудио- и видеоматериалов, создание видеороликов для занятий, праздников и развлечений.
5. Показ роликов, презентаций, интерактивных игр на мероприятиях.
6. Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов.
7. Оформление документации, отчетов, диагностики. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
8. Установка необходимых программ для работы и редактирования материала.
9. Работа над персональным сайтом, обработка документов для загрузки на сайт.
Применение ИКТ позволяет значительно разнообразить образовательную деятельность с детьми и способы взаимодействия с родителями. Использую электронные презентации и видеоролики во всех видах деятельности, физкультурных занятиях, во время спортивных и музыкальных праздников, на родительских собраниях.
На занятиях по физической культуре использую презентации по темам «Познавательные фильмы», «Гимнастика для глаз», «Виды спорта», «ОБЖ», «ЗОЖ», «Йога», «Олимпийский игры». Создана медиа-коллекция презентаций и познавательных роликов для дошкольников, которая постоянно пополняется.
На сайте детского сада родители могут задать свои вопросы, поделиться опытом семейного воспитания, повысить уровень педагогических знаний.
Здоровьесберегающие технологии
Основной базой для своей воспитательно-образовательной деятельности считаю учет индивидуального уровня подготовленности детей. Два раза в год я провожу диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, которые предлагаются детям в игровой и соревновательной форме.
Дошкольники с удовольствием и радостью посещают мои занятия по физической культуре. Я твердо убеждена, что счастливый ребёнок – это здоровый ребёнок, поэтому забота о здоровье детей – одна из главных задач в моей работе. Поэтому широко использую в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, целью которых является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
К ним относятся
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
оздоровительный бег, стретчинг, веселый тренинг,
динамические паузы; сюжетные и бессюжетные подвижные игры,
народные подвижные игры, спортивные игры; релаксация;
гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз;
гимнастика дыхательная; элементы йоги и восточной гимнастики,
оздоровительная аэробика, гимнастика корригирующая;
оздоровительные процедуры в водной среде.
технологии обучения здоровому образу жизни:
физкультурное занятие, утренняя гимнастика,
коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», игровой массаж и самомассаж, точечный самомассаж.
Как средство коррекции поведения использую психогимнастику и народные подвижные игры («Улитка», «Змейка», «Молчанка»)
Все технологии я сочетаю с технологией музыкального воздействия.
Здоровьесберегающие технологии,
используемые в МАДОУ № 9 «Рябинушка»
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
|||
Стретчинг |
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Руководитель физического воспитания |
Динамические паузы |
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. |
Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр |
Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Элементы йоги |
Как часть физкультурного занятия, утренней гимнастики |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. |
руководитель физического воспитания |
Элементы оздоровительной аэробики |
Как часть физкультурного занятия, утренней гимнастики |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. |
руководитель физического воспитания |
Релаксация |
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Гимнастика пальчиковая |
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Все педагоги |
Гимнастика дыхательная |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Все педагоги |
Гимнастика бодрящая |
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. |
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ |
Воспитатели |
Гимнастика корригирующая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни |
|||
Физкультурное занятие |
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. |
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение |
Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Утренняя гимнастика |
5 раз в неделю в спортивном зале, по сетке занятий |
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение |
Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Коммуникативные игры |
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности. |
Воспитатели |
Занятия из серии «Здоровье» |
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста |
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития |
Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Игровой массаж и самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
Точечный самомассаж |
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
|
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал |
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания |
3. Коррекционные технологии |
|||
Технологии музыкального воздействия |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей |
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
Все педагоги |
Психогимнастика |
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. |
Занятия проводятся по специальным методикам |
Воспитатели, |
Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте способствует тому, что обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
Каждая из указанных технологий имеет оздоровительную направленность, а здоровьесберегающая деятельность формируету дошкольника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Стараюсь применять эффективные формы работы по оздоровлению детей с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов, и способов оздоровления детей:
Традиционные: фронтальные и подгрупповые, комплексные и интегрированные занятия, индивидуальная работа.
Нетрадиционные: занятия-викторины, занятия-соревнования, досуги, развлечения, занятия сюжетно-игровые, физкультурно-познавательные занятия с использование ИКТ, недели здоровья, спартакиады, туристические прогулки (мини-походы), спортивно-музыкальные праздники и досуги с родителями, оздоровительный бег на прогулке.
Формы организации образовательного процесса выбираю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашем детском саду созданы условия для физического развития и оздоровления детей, что включает в себя: уголки двигательной активности в группах, оборудованный спортивный зал, спортивная площадка для физкультурных занятий на воздухе, бассейн.
Наши дети посещают бассейн 1-2 раза в неделю. При обучении плаванию использую следующие упражнения:
· задержка дыхания на несколько секунд;
· погружение под воду с головой с задержкой дыхания;
· открывание глаз и ориентировка под водой;
· вдох и выдох через рот;
· скольжение на груди;
· «звездочка», «торпеда», «стрелочка», «поплавок», «медуза», «дельфин».
Я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие и радость, побуждали детей к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Систематическое посещение бассейна способствует положительной динамике в оздоровлении детей.
Главное в моей работе – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привычку к здоровому образу жизни, привить необходимые гигиенические навыки, уметь определять, что полезно и что вредно для его здоровья.
На сегодняшний день мною разработана система оздоровительных мероприятий:
1) перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик на все возрастные группы;
2) система дыхательных упражнений в игровой форме по возрастам;
3) серия комплексов оздоровительной аэробики в игровой форме;
4) серия физкультурно-познавательных занятий по тематике детского сада;
5) методика применения игрового массажа в ДОУ в течение дня;
6) методика применения упражнений йоги и восточной гимнастики в группах ДОУ;
7) игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки и стопы;
8) серия комплексов гимнастики пробуждения;
9) пакет диагностик физической подготовленности дошкольников;
10) серия семейных спортивных праздников и мероприятий (в спортивном зале, на спортплощадке):
Таким образом, проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием инновационных технологий, благотворно влияют на физическое и эмоциональное развитие дошкольника. Благодаря проведению систематической и планомерной работы, у детей сформировано представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предосторожности в различных ситуациях, развито стремление сохранить здоровье своё и близких.
С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная модель не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.
Работа с семьями воспитанников включает тематические собрания («Значение физкультуры в жизни семьи», «Как правильно закалять ребенка?», «Здоровым быть здорово», консультации на тему ЗОЖ, проведение мероприятий с родителями («День Здоровья», «Веселые старты», физкультурно-познавательные досуги и праздники, День открытых дверей). В начале каждого учебного года организую анкетирование и интервьюирование для изучения потребностей родителей в консультативной помощи.
За счет установления взаимопонимания с родителями каждого воспитанника и использования нетрадиционных форм сотрудничества с семьями удалось создать атмосферу партнерства и общности интересов.
Воспитанники детского сада проявляют активность и стремление для дополнительных занятий спортом в секциях города. Это способствует развитию основных физических качестви волевых качеств личности, формированию элементарных навыков здорового образа жизни. Наши воспитанники посещают секции по футболу, плаванию, хоккею, борьбе, фигурному катанию, спортивной аэробике, награждены грамотами за призовые места и участие. Мы принимаем активное участие в городской Спартакиаде среди дошкольников, занимаем призовые места в общекомандном зачете.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие и образовательные технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Уверена, что мои труды не пропадут даром, и все мои воспитанники вырастут достойными, целеустремленными, здоровыми и счастливыми людьми.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.