Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»,
347250, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комарова 64/49, тел.,
8 (86393) 2-17-10, электронная почта dsalenusсhka@yandex.ru
«Опыт работы по взаимодействию с родителями в формировании речи детей» (Дейнега А.Г.)
Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от "работы с родителями" до "сотрудничества".
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Я поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи совместной работы:
· создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
· обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
· повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
· выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
· определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
· целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
· учитывать пожелания родителей, их предложения;
· познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:
· групповые собрания;
· индивидуальные беседы;
· консультации;
· анкетирование;
· наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
· открытые занятия с детьми;
· День открытых дверей;
· приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
· совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома "Игры для развития речи", проведение викторины "Гласные - согласные";
· тренинги игрового взаимодействия "Роль родителей в развитии речи детей";
· участие в конкурсах на уровне детского сада, муниципалитета, на федеральном уровне;
На консультации "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста" мы познакомили родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовили индивидуальные рекомендации для родителей. Довели до их сведения, как развивается речь их ребенка, указали, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.
Была организована игротека с родителями. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. На тренинге "Роль родителей в развитии речи детей" мы познакомили родителей с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.
Проводилась совместная с родителями викторина "Гласные - согласные" целью, которой было создание ситуации социального развития посредством речевой активности "Гласные - согласные звуки родного языка".
Задачи: развитие творческого воображения, создание условий для активизации словаря, совершенствования мыслительной деятельности, развития общей и мелкой моторики, фонематического слуха.
В викторине принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло справиться с различными заданиями ("Кто быстрее ответит", "Найди не ошибись", "Назови одним словом", "Выдумщики" и т.п.)
Родители активно участвовали в создании речевого альбома "Копилка игр для развития речи". Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов.
Также вниманию родителей была представлена папка-передвижка "Развиваем речь детей" целью, которой было обратить внимание родителей на то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Моя семья. Мое имя» семьи изготавливали презентации семейного древа, дети с удовольствием рассказывали о своей семье, Проект «Осень, осень, в гости просим» позволил родителям осознать значение применения подручного материала для развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.
Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.