Опыт работы практического психолога на тему: "Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса"
Оценка 4.8

Опыт работы практического психолога на тему: "Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса"

Оценка 4.8
docx
22.08.2021
Опыт работы практического психолога на тему: "Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса"
+++Опыт работы.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №32 ИМЕНИ П.Л. ДРЁМОВА»

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Автор опыта:

Полищук Екатерина Николаевна,

практический психолог,

Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская средняя школа №32 имени П.Л. Дрёмова»

 

 

Стаханов

2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

АНКЕТА.. 3

АННОТАЦИЯ.. 5

ВВЕДЕНИЕ. 8

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 12

1.1.   Сущность понятий «психологическое здоровье», «стресс», «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое состояние». 12

1.2.   Симптомы и специфика протекания стрессовых состояний у школьников  17

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ   20

2.1. Особенности организации, проведения и интерпретации результатов психодиагностического исследования уровня психологического здоровья. 20

2.2. Основные методы работы практического психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья. 27

2.3. Результативность опыта работы практического психолога. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 38

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41

 

 

 

 


АНКЕТА

1.                 Фамилия, Имя, Отчество             Полищук Екатерина Николаевна

2.                 Дата рождения                               12.05.1987 г.

3.                 Домашний адрес, телефон            г. Ирмино, ул. Алексея Стаханова, 52/9

т. +380721093232

4.      Сведения об образовании:            высшее      

- Обособленное подразделение «Стахановский факультет Луганского национального университета имени Тараса Шевченко», специальность: «Практическая психология», квалификация: специалист педагогического образования, практического психолога, 2009

- ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Владимира Даля», специальность: «Управление персоналом и экономика труда», квалификация: экономист по труду, профессионал по развитию персонала, 2019

5.                 Стаж работы:                                общий – 13 лет

                                                        педагогический – 13 лет      

6.                 Квалификационная категория    «специалист первой категории»

7.                 Педагогическое звание                 -

8.                 Государственные награды, знаки отличия (год награждения)

•    Почетная грамота Главы Луганской Народной Республики - 2017;

•    Благодарность Народного Совета Луганской Народной Республики – 2017;

•    Грамота Министерства образования и науки Луганской Народной Республики – 2019;

•    Благодарность Министерства образования и науки Луганской Народной Республики – 2016;

•    Благодарность Администрации города Стаханова Луганской Народной Республики – 2016, 2019;

•    Грамота Управления образования и воспитания Администрации города Стаханова – 2016, 2017;

•    Благодарность Управления образования и воспитания Администрации города Стаханова Луганской Народной Республики - 2017, 2018, 2021.

9.                 Тема опыта: «Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса»

 

 

_________________                              __________________

 


 

АННОТАЦИЯ

Актуальность опыта заключается в обобщении материала, который найден, апробирован и нацелен на формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов. Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни и развития. Сохранение и коррекцию нарушений психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы практического психолога.

Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает, по меньшей мере, два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям.

Концептуальная идея опыта заключается в том, что формирование защитных механизмов у обучающихся в процессе обучения и воспитания по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников возможно только при сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса. Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями - формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.

Цель опыта: сохранение психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

1.                 Раскрыть психологическое содержание понятий: «психологическое здоровье», «стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство», «конфликт».

2.                 Создать банк психодиагностических методик, позволяющих отслеживать уровень психологического здоровья детей.

3.                 Систематизировать диагностические исследования психологического состояния школьников и определить, как влияет стресс на психологическое здоровье обучающихся.

4.                 Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Научная обоснованность – разработкой теоретических положений и основ формирования психологического здоровья занимались учёные и психологи, такие как Дубровина И.В., Пахальян В.Э., Ананьев В.А., Выготский Л.С.

Перспектива: создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников и педагогов.  

Область применения: обучающиеся 1-11 классов, практические психологи, педагоги, родители.

Планируемые результаты:

Реализация системы работы по формированию психологического здоровья в работе практического психолога в процессе психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) обеспечивает следующие результаты:

Ø    создание в ОУ атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками   друг друга;

Ø    освоение навыков эмоциональной саморегуляции, формирование навыков позитивного самовосприятия;

Ø    формирование здоровьесберегающей компетентности и ориентации педагогов и родителей на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся;

Ø    профилактика и преодоление профессионального выгорания, повышение стрессоустойчивости.

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и коррекцию нарушений психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы практического психолога. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов. Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

Сегодня проблема психологического здоровья является наиболее актуальной для изучения. Особенно это важно в учебно-воспитательной работе в школе, так как пережитые детьми и подростками сильные стрессовые ситуации, а также нахождение в психотравмирующих условиях, обусловливают наличие внутриличностных конфликтов, нарушений самопринятия, проблем развития эмоционально-личностной сферы. Такое нестабильное состояние психики влияет на учебную деятельность: снижается успеваемость, нарушаются психические процессы и здоровье школьников.

Среди факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье школьников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций); несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к  переутомлению, стрессам.

Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. Согласно теории информационных неврозов важный фактор невротизации – информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.

К нарушениям психологического здоровья относят: защитную агрессивность; деструктивную агрессивность; демонстративную агрессивность; страхи и социальные страхи. Крайним выражением психологического нездоровья являются детские и подростковые суициды. Проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи – одна из острейших проблем современного российского общества. Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе.

Исходя из вышеперечисленных фактов, необходимо изучить и обобщить опыт работы практического психолога по сохранению и формированию психологического здоровья у всех участников образовательного процесса.

Концептуальная идея опыта заключается в том, что формирование защитных механизмов у обучающихся в процессе обучения и воспитания по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников возможно только при сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса. Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями – формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.

Цель опыта: сохранение психологического здоровья обучающихся, педагогов и родителей в процессе обучения и воспитания.

Исходя из цели обобщения опыта работы, вытекают следующие задачи:

1.                 Раскрыть психологическое содержание понятия «психологическое здоровье», «стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство», «конфликт».

2.                 Создать банк психодиагностических методик, позволяющих отслеживать уровень психологического здоровья детей.

3.                 Систематизировать диагностические исследования психологического состояния школьников и определить, как влияет стресс на психологическое здоровье обучающихся.

4.                 Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Для обобщения и систематизации опыта работы были использованы следующие методы:

      изучение и анализ научной литературы;

      изучение и обобщение опыта практических психологов.

Опыт состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1.          Сущность понятий «психологическое здоровье», «стресс», «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое состояние»

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ). Физическое здоровье и психологическое здоровье взаимосвязаны. Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, горе) – особенно, если они вытесняются и подавляются – могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

Модель психологического здоровья

Система из 5 компонентов:

1. Аксиологический (самоотношение) компонент предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих. Принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятии других. Полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.

2.Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

 

3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь.

4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Человек находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

5. Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально- культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми.

Понятно, что представленный образ «психологического здоровья» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения.

Критерии психологического здоровья:

·        позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения);

·        высокий уровень развития рефлексии;

·        успешное прохождение возрастных кризисов;

·        адаптированность к социуму (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям).

Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.

Факторы нарушения психологического здоровья

Условно все факторы можно разбить на 2 группы:

1. Внешние (средовые) – различные негативные воздействия и негативные отношения человека с окружающими людьми. Нарушение отношений в семье, в школе, на работе и т.д. Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.

2. Внутренние – влияние нарушенной части психики на здоровую часть. Так, например, эмоциональное нарушение влияет на познавательную сферу личности, снижает способности к общению. Нарушение эмоциональной сферы мешают свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, вызывают появление соматических расстройств.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, страхи, агрессивность, замкнутость и конечно же, стресс.

Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о нем пишут в популярной и художественной литературе, ищут способы, как избежать, снять это состояние. Стресс (от англ. stress – нажим, давление) – это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью.

Приведем классификацию стресса известного психолога Ганса Селье.

1. Дистресс – разрушительный, вредный стресс, который имеет негативное содержание и приводит к тяжелым последствиям для человека. Этими последствиями могут быть болезни, потеря друзей и разлад в семье, депрессия.

2. Эйфорический стресс – позитивный и жизненно необходимый стресс. Он связан с переживаниями счастья, повышением творческой и деловой активности, удовлетворенностью.

3. Изменение привычных условий приводит к стрессовому состоянию человека, которое сопровождается специфическими физиологическими изменениями, выбросом адреналина в кровь и обусловленной этим сильной потребностью в действиях.

Исходными пунктами, вызывающие это состояние, являются стрессовые события или стрессоры. Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.).

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры [3].

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

1. Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.

2. Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вызывающих эмоциональную реакцию.

Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и травматический. Травматическим стресс становится, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере [4].

Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта [5].

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс [3].

Первая фаза – психологический шок:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности.

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза – воздействие, которая выражается эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение – эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. При благополучном эмоциональном отреагировании возникает третья фаза – нормального реагирования [6].

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем ПТСР.

Посттравматическое стрессовое расстройство – это не психотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Были выделены следующие четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. Это состояние обусловлено внешними причинами.

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств:

    острое, которое развивается в сроки до трех месяцев;

    хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

    отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травматизации [7].

Схематически взаимосвязь возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений В.Г. Ромек, В.А. Конторович представляют следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Стадии формирования постстрессовых нарушений

Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь, по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния [4].

1.2.          Симптомы и специфика протекания стрессовых состояний у школьников

Дети и подростки представляют собой группу риска по отношению к ПТСР, так как у них еще недостаточно развиты личностные ресурсы, позволяющие эффективно справляться с последствиями травматических ситуаций. Такими ситуациями для них могут быть смерть близких, физическое насилие, изнасилование, а также наблюдение за событиями, имеющими мощное стрессогенное влияние. Также специальную проблему у детей и подростков представляет собой сочетание стрессовых расстройств с другими аномалиями развития, имеющими как биологическую, так и социальную природу [8].

Многие думают, что ребенок до 6 лет просто забывает о том, что с ним произошло. Но на самом деле у детей такого возраста тоже возникает посттравматическое стрессовое расстройство. Дети открыто это не обсуждают ни с кем, однако, после инцидента они:

·                   Плохо спят.

·                   Становятся рассеянными, будто «отключаются».

·                   На схожие с психотравмой ситуации у них развиваются физиологические реакции в виде бледности кожных покровов, сердцебиения, учащения дыхания.

·                   Избегают социальной активности.

·                   Имеют низкий уровень положительных эмоций.

·                   Возбудимы, легко расстраиваются и плачут.

В возрасте 5 – 12 лет картина посттравматического стрессового расстройства меняется. При этом дети:

·                   Путают порядок событий в развитии психотравмирующей ситуации.

·                   Считают, что все произошло по их вине или невнимательности, и больше такого не будет, потому что в следующий раз они все будут делать по-другому.

·                   В играх, рисунках, рассказах на отвлеченную тему повторяется тема психотравмы. Эта деятельность не вызывает негативных эмоций или особого поведения.

·                   Вовлекают часть психотравмирующего опыта в повседневную жизнь. Могут, к примеру, стрелять из игрушечного пистолета в людей, бить кукол и т. п.

В возрасте 12 – 18 лет картина расстройства представляет собой смесь детской и взрослой симптоматики. В первую очередь обращает на себя внимание импульсивность и нарушение поведения. У детей развивается страх умереть, тревога, чувство одиночества, снижена самооценка, они ощущают, что окружающие люди смотрят на них сверху вниз. Часто они начинают злоупотреблять алкоголем и психоактивными веществами, ведут себя агрессивно. Так же как и у детей младшей возрастной группы у них нарушается сон, развивается избегание социума и замкнутость [9].

События, связанные с военными действиями

Основными травмирующими факторами в этом случае являются: непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких людей, смерть родных, физические травмы ребенка. У подростков, как один из симптомов ПТСР, может появляться «вина выжившего». У детей старшего возраста появляются проблемы в учебе и общении. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии. У подростков также отмечаются различные соматические жалобы, по результатам медицинских осмотров не имеющие органической природы [10, с. 61].


 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

2.1. Особенности организации, проведения и интерпретации результатов психодиагностического исследования уровня психологического здоровья

Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает, по меньшей мере, два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям.

Отдельно необходимо остановиться на проблеме школьной травли (буллинга), так как жертвами постоянной или эпизодической травли становятся 20-25% школьников и это всегда проблема не жертвы, а проблема коллектива. У всех участников травли - и у обидчиков, и у жертв - чаще встречаются эмоциональные и поведенческие нарушения, выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждениях, чем у их сверстников. В современных условиях бывает сложно отследить проявления травли, так как основные «боевые действия» могут разворачиваться в Интернет-пространстве – ребят закидывают навязчивым спамом, оскорбляют, пишут от имени травимого в социальных сетях грубые, компрометирующие тексты, добавляют оскорбительны комментарии к фотографиям, размещают компрометирующие видео- и фотоматериалы, а учителя видят только отдельные элементы травли. Зачастую буллинг приводит к очень серьезным последствиям, в том числе к попыткам суицида. По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на 3 месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на 1 месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2020 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков; в Москве эта частота составляет 4,9 на 100 000, в то время как попытки суицида совершает каждый 12 подросток. Примечательно, что (по данным МГППУ) в последнее время в Москве (февраль 2021 г.) более чем в два раза, по сравнению с предшествующим периодом (2018 – 2020г.), увеличилось количество обращений детей и подростков в службу «Детский телефон доверия» по вопросам, связанным с суицидальными мыслями или намерениями. Актуальность работы по укреплению психического и психологического здоровья в образовательных учреждениях обусловлена отдельными фактами суицидального поведения детей и подростков в нашем городе, а суицидальное поведение является крайним проявлением психологического нездоровья.

В 2020-2021 г.г. было проведено исследование психического здоровья старшеклассников (9-11 класс). Для изучения данной категории использовались сочинения учащихся, которые обрабатывались при помощи контент-анализа. (Категории для анализа разработаны д.п.н. Гришановой и психологом Е.В.Левченко). Разработчики методики считают, что нарушения психического здоровья – это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть. Анализ сочинений производился по следующим показателям: Принятие ответственности за свою жизнь; Принятие себя; Умение жить в настоящем; Осмысленность индивидуального бытия; Принятие других.

Из 48 ребят, принявших участие в исследовании, 19 имеют те или иные признаки нарушений психического здоровья. Вот некоторые высказывания из сочинений ребят:

«Самооценка на нуле» - отсутствие принятия себя.

«Я в тупике», «Я не знаю, с чем свяжу свою жизнь», «Страшно от того, что меня ждет», «Планы на будущее у меня скромны настолько, что я не обращаю на них внимание» - отсутствие осмысленности своей жизни.

«Закрадывается мысль, что все уже очень надоело…», «Жизнь у меня скучна, у окружающих обо мне складывается ощущение отстраненности, свое рвение я скрываю за непробиваемой стеной пофигизма», «Цель у меня одна – поступить в ВУЗ и забыть о школе раз и навсегда. Школа обтачивает булыжники и портит алмазы. Ненавижу иезуитскую систему образования» - неумение жить настоящим.

«Но все равно чувствуешь себя одиноким...» - непринятие ответственности за свою жизнь.

«Многие меня не понимают, кричат, но мне все равно» - непринятие других и т.д.

В последнее время во всем мире наблюдается резкое увеличение числа ситуаций, вызывающих у человека стресс. Сегодня наиболее стрессовыми факторами являются нестабильная социально-политическая ситуация, связанная с военными действиями на Донбассе и сложная эпидемиологическая обстановка в мире.

В мировой психологической практике для диагностики стрессовых расстройства (ПТСР) раз­работан и используется громадный комплекс специально сконструиро­ванных психологических и психометрических методик.

Для исследования выраженности симптомов ПТСР у обучающихся наиболее валидной и надежной является стандартизированная диагностическая методика «Опросник для выявления и оценки невротических состояний» (авторы: К.К. Яхин, Д.М. Менделевич). Этот тест-опросник применяется для оценки невротических состояний. Опросник невротизации дает возможность качественного анализа невротических проявлений, позволяет выявить основные синдромы невротических состояний и симптомы посттравматического стрессового расстройства [11, с. 432].

Также очень важно проводить психодиагностическое исследование с помощью проективных методик. Наиболее информативной является методика «Человек под дождём» (авторы: Е.С. Романова, Т.И. Сытько). Она даёт необыкновенно богатый клинический материал, позволяющий оценить поведение человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора, в данном случае — дождя. Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты. Психологическая защита является многомерным явлением. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, нередко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу [12, с. 144].

В психологическом исследовании принимали участие 46 человек (дети возрастом от 12 до 15 лет). Выборку составили подростки, которые длительное время находились в стрессовой ситуации в военной обстановке. Этот фактор стал основным параметром при проведении психодиагностики – как основное травмирующее событие для детей. Эксперимент проходил в нормальных условиях и с соблюдением всех норм и правил психологической диагностики. После обработки и интерпретации результатов «Опросника для выявления и оценки невротических состояний» были получены следующие данные:

·                   у 15 испытуемых (32,6%) выражена тревога. У таких подростков наблюдаются признаки беспокойства, неуверенности при общении, плохая переносимость ожидания, нетерпеливость, непоседливость, нерешительность.

·                   у 20 опрошенных человек (43,5%) ярко выражено обсессивно-фобическое расстройство. Поведение детей характеризуется наличием навязчивостей, навязчивых воспоминаний, сомнений, страхов, неуверенности в своих поступках и решениях.

·                   вегетативные нарушения были выявлены у 7 испытуемых (15,2%). У таких подростков может наблюдаться неустойчивость сосудистого тонуса, снижение аппетита, нарушение сердечнососудистой деятельности, желудочно-кишечные расстройства, нарушение терморегуляции, нарушение сна, головные боли.

·                   у 10 опрошенных детей (21,7%) выражена невротическая депрессия. У школьников могут быть симптомы сниженного настроения, чувства безрадостности, ослабление тонуса и энергии, ограничение контактов с окружающими и снижение интересов.

·                   астения выявлена у 8 испытуемых (17,4%). Состояние учащихся характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, раздражительностью, вспыльчивостью, эмоциональной лабильностью (неустойчивостью), нарушением внимания.

·                   у 12 человек (26,1%) присутствует истерический тип реагирования, основные тенденции которого: требование признания, повышенная чувствительность и впечатлительность, обидчивость, а также проявление истерического реагирования в виде нарушенной сердечной деятельности, дыхания, желудочно-кишечного тракта, тиков и двигательных нарушений.

         После интерпретации данных по проективной методике «Человек под дождем» были получены следующие результаты:

·        У 6 человек (26%) отсутствует эстетика рисунка. Это может свидетельствовать о попытке подростков замаскировать свои истинные чувства под маской небрежности, схематичности, желании отшутиться. Подобные рисунки могут также выражать сформированные психологические защиты или личностные новообразования, выражающиеся в эмоциональной закрытости, скованности.

·        У 8 испытуемых (34,8%) размер нарисованной фигуры значительно уменьшен, что свидетельствует о неуверенном поведении подростков в стрессовых ситуациях. Они не верят, что смогут самостоятельно справляться с трудностями, паникуют, демонстрируют реакцию ухода, желание «спрятаться».

·        У 11 опрошенных (48%) на листе «теряется центр», что свидетельствует об ощущении внутреннего дискомфорта вследствие действия неблагоприятных факторов.

·        У 19 испытуемых (82,6%) фигура человека изображена без действий, что говорит о нежелании справляться со стрессом. Подростки рассчитывают всегда на помощь других лиц либо на благоприятный исход сложившейся трудной ситуации с течением времени.

·        У 12 опрошенных (52,2%) отсутствуют на рисунке способы защиты от дождя (зонт, плащ и т. д.), что говорит о неготовности противостоять стрессу и использовать любые способы защиты.

·        У 6 человек (26,1%) на рисунке присутствуют лужи, что говорит о чувствительности испытуемых и о длительном состоянии переживания травматического стресса.

·        При анализе письменных ответов у автора рисунка возраст меньше, чем у нарисованного «человека под дождем». Наблюдается у 15 испытуемых (65%). Такие подростки демонстрируют взрослые модели поведения в стрессовых ситуациях, но им всегда необходима поддержка и совет взрослых.

Изучив результаты психологического исследования, можно сделать вывод, что любая стрессовая ситуация негативно влияет на психологическое состояние школьников подросткового возраста. А в особенности, на учащихся, с ярко выраженными симптомами посттравматического стрессового состояния или расстройства.

Исследование стрессоустойчивости и уровня конфликтности в образовательной среде у учителей осуществлялось с помощью таких методов: наблюдение, беседа. Эмпирическое исследование проводилось с помощью следующего комплекса психодиагностических методик:

1.      Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге;

2.      Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

3.      Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.

В психологическом эксперименте принимали участие педагоги школы – 32 респондента. Исходя из результатов исследования по всем 3 методикам изучения стрессоустойчивости, можно сделать вывод:

·          11% всех респондентов имеют низкую степень сопротивляемости стрессу, в большей степени сформированную фазу стресса «Напряжение» и «Истощение», высокий уровень невротизации;

·          58% всех респондентов имеют пороговую степень сопротивляемости стрессу, в большой степени сформированную фазу стресса «Резистенции», фаза «Напряжения» находиться в стадии формирования, а фаза «Истощение» не сформирована; имеют средний и низкий уровень невротизации;

·          31% всех респондентов имеют высокую степень сопротивляемости стрессу, фазы развития стресса находятся на стадии формирования или вообще не сформированы, имеют низкий уровень невротизации.

Для исследования уровня психологического здоровья обучающихся и педагогов составлен банк психодиагностических методик, которые в полной мере позволяют практическому психологу составить психологический портрет и выявить «группу риска» (Приложение 1).

2.2. Основные методы работы практического психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья

В практике работы практического психолога существует несколько направлений работы по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников и педагогов.

И.В. Дубровина, доктор психологических наук, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка. К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна. К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно-аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособничество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание. Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.

Таким образом, прежде всего, необходимы достаточная компетентность и неравнодушие педагогов, умение замечать, видеть и чувствовать каждого ученика для своевременного отслеживания состояния психического развития учащихся.

Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями – формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.

Борьба с негативными проявлениями стресса может вестись самыми разными средствами. Последнее направление работ получило в науке название «управление стрессом», или стресс-менеджмент. По своему содержанию в нем выделяются два основных класса задач: профилактика стресса и его коррекция [22].

Профилактика стресса ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем мире, но и внутри человека.

Психологическая коррекция стресса в большей степени связана с исправлением уже существующего дисбаланса. Она включает специализированные программы разрешения кризисных ситуаций, разрушения опасных поведенческих стереотипов, восстановления деформированных личностных качеств и др. На практике это означает глубинную проработку индивидуальных и групповых проблем, невозможную без проведения специальных тренингов и психотерапевтических консультаций. Для усиления коррекционного эффекта используются разнообразные дополнительные средства (общеоздоровительные мероприятия, рефлексотерапия, суггестивные воздействия и др.), которые вписываются в единый комплекс восстановительных процедур.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека:

1. Организационные факторы (внутри организации).

Здесь рассматривают основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Именно функции управления нуждаются в постоянной корректировке с целью получения необходимого эффекта. Наиболее часто встречаются следующие ситуации на рабочих местах:

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей;

неопределенность ролей;

неинтересная работа;

сжатые сроки и лимит времени;

недостаток или отсутствие ресурсов;

рост требований;

некомпетентность работников;

противоречие целей и задач.

2. Личностные факторы, к ним относятся внутренние проблемы:

страхи, стресс и депрессия;

неудовлетворенность и неуверенность [12].

Организация работы в учреждениях образования должна быть организована таким образом, чтобы психологический климат в коллективе был на высоком уровне, уровень стресса в организации не выходил за «красную черту», т.е. был в пределах нормы [20].

На практике рассматривают следующие варианты решения того, как устранить негативные последствия связанного с работой стресса:

1. Уменьшить интенсивность и количество стрессоров в производственной среде. Это метод, который в наибольшей степени поможет максимальному числу работников, внедрить в организациях совсем не сложно. Многие производственные стрессоры порождаются теми решениями, которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс.

2. Изменить оценку ситуации людьми, столкнувшимися со стрессом. К примеру, реорганизация производства может быть сильным стрессором, но этот стресс в значительной мере обусловлен страхом перед неизвестностью. Если заранее предупредить работников, а также максимально подробно объяснить, каким образом их затронут грядущие изменения, такие действия могут устранить или уменьшить их страх. Можно также воспользоваться программами  поддержки работников, которые делают доступными для них книги, курсы или консультации, чтобы помочь людям научиться оценивать потенциально стрессовые ситуации более объективно.

3. Повысить способности людей эффективно справляться с последствиями стресса. Это именно тот подход, о котором большинство людей думают в первую очередь, когда слышат слова «борьба со стрессом» [35].

С целью снижения высокого уровня стресса, как у отдельного сотрудника, так и в организации, были предложены следующие мероприятия:

а) основные методы профилактики стресса с помощью ауторегуляции;

в) коучинг руководства;

г) антистрессовые корпоративные тренинги.

В результате реализации данных мероприятий планируется повысить эффективность функций управления, психологический климат в коллективе.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов разработаны практические рекомендации, направленные на психоэмоциональное восстановление, психологическую саморегуляцию, трансформацию негативных переживаний, которые включает такие техники и упражнения как: аутотренинговые упражнения, медитацию и релаксацию.

В процессе психолого-педагогического сопровождения были разработаны и реализованы в практической деятельности психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по работе с обучающимися с стрессовыми состояниями.

Рекомендации учителям и родителям по работе с обучающимися:

1.                 Предложите подростку мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом. Спокойное состояние – с другим, а уверенное – с третьим. При сильном волнении попросите учащегося вспомнить первое состояние, затем второе, и, в конце концов, третье, повторяя последнее несколько раз.

2.                 Необходимо учить таких детей продуктивной работе, самоотвлечению от своих страхов, мешающих этому чувству нужного пути в своей деятельности.

3.                 В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе» (этот прием особенно эффективен для юношей).

4.                 Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

5.                 Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

6.                 Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы его использования для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох или сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20 – 30 секунд.

7.                 Одним из моментов результативной деятельности людей в состоянии стресса является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но, в большей степени,  на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Необходимо также обучать школьников умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». Используется такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может научиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

Эти рекомендации учителя и родители могут использовать на уроках и вовремя контрольных работ, в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ.

2.3. Результативность опыта работы практического психолога

 

Результативность опыта практического психолога заключается в том, что формирование защитных механизмов у обучающихся в процессе обучения и воспитания по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников возможно только при сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса. Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями – формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.

Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т.е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей"); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

Важный фактор становления у детей психологического здоровья – наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.

Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.

Планируемые результаты:

Реализация системы работы по формированию психологического здоровья в работе практического психолога в процессе психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) обеспечивает следующие результаты:

Ø    создание в ОУ атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками   друг друга;

Ø    освоение навыков эмоциональной саморегуляции, формирование навыков позитивного самовосприятия;

Ø    формирование здоровьесберегающей компетентности и ориентации педагогов и родителей на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся;

Ø    профилактика и преодоление профессионального выгорания, повышение стрессоустойчивости.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе обобщения опыта работы практического психолога на тему: «Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса» были поставлена цель, для реализации которой выделен ряд задач.

Изучая первую задачу, были проанализированы научные источники и раскрыто психологическое содержание понятий: «психологическое здоровье», «стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство», «конфликт». Таким образом, психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни и развития. К нарушениям психологического здоровья относят: защитную агрессивность; деструктивную агрессивность; демонстративную агрессивность; страхи и социальные страхи. Крайним выражением психологического нездоровья являются детские и подростковые суициды. Проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи – одна из острейших проблем современного общества. Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения.

Для организации и систематизации работы практического психолога по выявлению уровня психологического здоровья обучающихся и педагогов был создан банк психодиагностических методик. Благодаря проведению психодиагностики можно своевременно выявить детей «группы риска» и оказать психологическую помощь и поддержку, а также повысить уровень стрессоустойчивости у педагогов.

Решая следующую задачу, было изучено психологическое состояние подростков и определено, что у 50% учащихся 6-9 классов наблюдаются симптомы стрессового состояния. Такие данные подтвердили, что сохранение и коррекция нарушений психологического здоровья можно является основной задачей работы практического психолога в процессе обучения и воспитания школьников. Для профилактики стрессовых состояний у обучающихся разработаны психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей.

Можно сделать вывод по внедрению предлагаемых мероприятий в ОУ благодаря развернутой системе работы по формированию психологического здоровья будет способствовать повышению компетентности педагогов, овладению новыми методами и технологиями обучения. Улучшение микроклимата в коллективе позволит увеличить численность персонала, а также повысить удовлетворенность педагогов от работы, заинтересует молодые кадры. Реализуя программу «Здоровье педагога» снизится отрицательная динамика состояния здоровья у педагогов, а внедрение цикла мероприятий «управление стрессом»: ауторегуляции, коучинга руководства и в целом антисстрессовых тренингов позволит педагогам развивать стрессоустойчивость и снизит уровень конфликтности в целом.

Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 100с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2.                 Василькова О.И.Психодиагностический блок комплексной программы сохранения и восстановления психологического здоровья педагогов: Методические рекомендации для психологов городских (районных) методических служб, общеобразовательных и дошкольных учебных заведений. – Донецк: облИППО, «Витоки», 2006. – 36с.

3.                 Дивакова Н.И., Лазарева Н.Н., Тишурова А.Я. Из опыта работы по профилактике суицидального риска среди детей и подростков. «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов». Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2014 – 90 с.

4.                 Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2006. –128 с.

5.                 Кардинер А.В. Психологические границы общества. – М.:, Генезис, 2010. – 231 с.

6.                 Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

7.                 Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 315 с. – (Справочник).

8.                 Посттравматическое стрессовое расстройство у детей/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stimol.ru/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo-u-detey/

9.                 Пушкарев А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.

10.            Пятницкая Е. В. Психология травматического стресса: учеб. пособие. – Балашов.: Николаев, 2007. – 140 с.

11.            Пятницкая Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события: учеб.-методич. пособие для студентов психол. специальностей и практикующих психологов. – Балашов.: Николаев, 2008. – 180 с.

12.            Ромек В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е. И. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

13.            Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

14.            Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2002. – 368с.

15.            Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.: Академия, 1997. – 96 с.

16.            Шалагинова К.С. Опыт работы с младшими школьниками по предупреждению проявления буллинга. «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов». Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции—М.:Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2014–с.432.

17.            Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний / Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие. Ред. В.Д. Менделевич. – М.: Генезис, 2005. – с. 432.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

АНКЕТА 1.

АНКЕТА 1.

Благодарность Министерства образования и науки

Благодарность Министерства образования и науки

АННОТАЦИЯ Актуальность опыта заключается в обобщении материала, который найден, апробирован и нацелен на формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса

АННОТАЦИЯ Актуальность опыта заключается в обобщении материала, который найден, апробирован и нацелен на формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса

Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной…

Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной…

Систематизировать диагностические исследования психологического состояния школьников и определить, как влияет стресс на психологическое здоровье обучающихся

Систематизировать диагностические исследования психологического состояния школьников и определить, как влияет стресс на психологическое здоровье обучающихся

ВВЕДЕНИЕ Сохранение и коррекцию нарушений психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы практического психолога

ВВЕДЕНИЕ Сохранение и коррекцию нарушений психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы практического психолога

Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с

Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с

Исходя из вышеперечисленных фактов, необходимо изучить и обобщить опыт работы практического психолога по сохранению и формированию психологического здоровья у всех участников образовательного процесса

Исходя из вышеперечисленных фактов, необходимо изучить и обобщить опыт работы практического психолога по сохранению и формированию психологического здоровья у всех участников образовательного процесса

Для обобщения и систематизации опыта работы были использованы следующие методы:  изучение и анализ научной литературы;  изучение и обобщение опыта практических психологов

Для обобщения и систематизации опыта работы были использованы следующие методы:  изучение и анализ научной литературы;  изучение и обобщение опыта практических психологов

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т

Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений

Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений

Исходными пунктами, вызывающие это состояние, являются стрессовые события или стрессоры

Исходными пунктами, вызывающие это состояние, являются стрессовые события или стрессоры

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс [3]

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс [3]

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств: • острое, которое развивается в сроки до трех месяцев; • хроническое, имеющее…

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств: • острое, которое развивается в сроки до трех месяцев; • хроническое, имеющее…

Также специальную проблему у детей и подростков представляет собой сочетание стрессовых расстройств с другими аномалиями развития, имеющими как биологическую, так и социальную природу [8]

Также специальную проблему у детей и подростков представляет собой сочетание стрессовых расстройств с другими аномалиями развития, имеющими как биологическую, так и социальную природу [8]

Вовлекают часть психотравмирующего опыта в повседневную жизнь

Вовлекают часть психотравмирующего опыта в повседневную жизнь

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Отдельно необходимо остановиться на проблеме школьной травли (буллинга), так как жертвами постоянной или эпизодической травли становятся 20-25% школьников и это всегда проблема не жертвы, а…

Отдельно необходимо остановиться на проблеме школьной травли (буллинга), так как жертвами постоянной или эпизодической травли становятся 20-25% школьников и это всегда проблема не жертвы, а…

В 2020-2021 г.г. было проведено исследование психического здоровья старшеклассников (9-11 класс)

В 2020-2021 г.г. было проведено исследование психического здоровья старшеклассников (9-11 класс)

Многие меня не понимают, кричат, но мне все равно» - непринятие других и т

Многие меня не понимают, кричат, но мне все равно» - непринятие других и т

Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты

Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты

Состояние учащихся характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, раздражительностью, вспыльчивостью, эмоциональной лабильностью (неустойчивостью), нарушением внимания

Состояние учащихся характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, раздражительностью, вспыльчивостью, эмоциональной лабильностью (неустойчивостью), нарушением внимания

У 19 испытуемых (82,6%) фигура человека изображена без действий, что говорит о нежелании справляться со стрессом

У 19 испытуемых (82,6%) фигура человека изображена без действий, что говорит о нежелании справляться со стрессом

Методика диагностики уровня невротизации

Методика диагностики уровня невротизации

Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности

Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности

Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями – формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых

Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями – формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых

Организационные факторы (внутри организации)

Организационные факторы (внутри организации)

В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс

В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс

Рекомендации учителям и родителям по работе с обучающимися: 1

Рекомендации учителям и родителям по работе с обучающимися: 1

Одним из моментов результативной деятельности людей в состоянии стресса является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но, в большей степени, на том,…

Одним из моментов результативной деятельности людей в состоянии стресса является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но, в большей степени, на том,…

Важный фактор становления у детей психологического здоровья – наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора

Важный фактор становления у детей психологического здоровья – наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора

Ø формирование здоровьесберегающей компетентности и ориентации педагогов и родителей на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся; Ø профилактика и преодоление профессионального выгорания, повышение…

Ø формирование здоровьесберегающей компетентности и ориентации педагогов и родителей на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся; Ø профилактика и преодоление профессионального выгорания, повышение…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе обобщения опыта работы практического психолога на тему: «Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса» были поставлена цель, для реализации которой выделен ряд…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе обобщения опыта работы практического психолога на тему: «Формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса» были поставлена цель, для реализации которой выделен ряд…

Решая следующую задачу, было изучено психологическое состояние подростков и определено, что у 50% учащихся 6-9 классов наблюдаются симптомы стрессового состояния

Решая следующую задачу, было изучено психологическое состояние подростков и определено, что у 50% учащихся 6-9 классов наблюдаются симптомы стрессового состояния

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей/ [Электронный ресурс]

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей/ [Электронный ресурс]

Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний /

Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний /

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2021