Опыт работы. Развитие познавательного интереса к изучению истории, через технологию интерактивного обучения.
Оценка 5

Опыт работы. Развитие познавательного интереса к изучению истории, через технологию интерактивного обучения.

Оценка 5
Работа в классе
docx
история
Взрослым
16.03.2024
Опыт работы. Развитие познавательного интереса к изучению истории, через  технологию интерактивного обучения.
Что такое интерактимное обучение. Какие методы существуют. Практическое применение на уроках.
Развитие познавательного интересак истории.docx

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие познавательного интереса

к изучению  истории,  через

технологию интерактивного обучения».

 

 

 Татаренко Валентина Ивановна,

Учитель  истории и обществознания

МБОУ «Сокольская средняя

общеобразовательная школа»,

 Суздальский район, Владимирская область

 

 

Высшая  квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

I.Тема опыта.

«Развитие познавательного интереса к истории через

           технологию интерактивного обучения»

 

Во всём мне хочется дойти

                                                                 До самой сути,

                                                                В работе, в поисках пути,

                                                                В сердечной смуте.

  До сущности протекших дней,

                                                               До их причины,

                                                               До оснований, до корней,

                                                               До сердцевины.

                                                               Всё время, схватывая нить

                                                               Судеб, событий,

      Жить, думать, чувствовать, любить

                                                              Свершать открытья. (Б.Пастернак)

 

                                         II.Условия возникновения опыта

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, учитывая уровень развития учащихся, основной целью своей педагогической деятельности считаю развитие многомерной личности. Важным моментом этой работы является обеспечение условий для формирования нравственных основ личности, развитие интеллектуальных способностей, формирование субъективной позиции учащихся, способных  интегрироваться в общество. Ведь современному обществу нужны люди, умеющие учится самостоятельно. В основу процесса модернизации современной системы образования положен принцип приоритетности личности, а средствами стали гуманизация,  гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом. «Стратегическая цель – создание условий для активного включения детей и молодёжи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Реализация этой цели обеспечит адаптацию молодых людей к изменившимся социально-экономическим условиям, воспитание образа успешного гражданина общества, активизацию участия молодых людей в жизни страны».[1]

Современная школа призвана способствовать становлению школьников как настоящих граждан, формированию гуманистического, демократического, патриотического мировоззрения. Именно на уроках истории и обществознания школьник учится делать выбор, определять свою позицию на основе полученных знаний о прошлом и настоящем человека и общества. На потенциал школьного исторического и обществоведческого образования в формировании гражданских качеств личности, субъектной позиции обратили внимание на Коллегии  Минпросвещения  в  «Концепции преподавания предмета «История России».,23 октября 2020

Опора на основные ценности гражданского общества, такие как верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

●рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса;

●идея преемственности этапов российской истории, развития российской государственности;

●обращение к истории всех народов, стран и территорий, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи

Современные тенденции образования, получение знаний на курсах ВИРО, самообразование позволяет по иному взглянуть на свои профессиональные возможности и возможности учащихся. Огромное значение в современном мире имеет школьное историческое и обществоведческое образование, которое способно формировать те качества личности, которые востребованы Российским государством и обществом в начале XXI века – это гражданственность, патриотизм, умение преодолевать трудности, толерантность. Чтобы воспитать такую личность необходимо, чтобы дети были заинтересованы в изучении данного предмета, чтобы они любили историю своей Родины. Значит, роль учителя состоит не только в том, чтобы давать фундаментальные научные знания. Но и создавать на уроках атмосферу, в которой ученику было бы комфортно, где бы он мог реализовать себя как думающую, деятельностную творческую личность.

   Придание процессу обучения практико-ориетированного характера, поиск условий для становления субъектной позиции учащихся способствовали накоплению профессионального опыта. Постепенно стала складываться система работы.  И поставленные  перед  нашей школой задачи – освоение и внедрение новых  образовательных и здоровьсберегающих технологий, формирование ключевых компетентностей у учащихся решались в процессе интерактивных форм обучения.

                                                    

 

 

 

                                                « Я такой как все, и я ни на кого не похож».

                                                                                                    Жан Жак Руссо Ш.Актуальность и перспективность опыта.

Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, глубинным понятием обучения. Образовательный процесс должен предусматривать наличие пространств неопределённости, в котором учащиеся способны осознавать себя подлинными субъектами познавательной деятельности, где от них будет зависеть выбор тех или иных вариантов решения учебной задачи, степень и формы участия в этом. Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих изменений в обществе приводят к ускорению процесса старения знаний. Следовательно, современному обществу нужны не только знания, но активный человек, способный ставить цели, планировать способы их достижения, коммуникативный и обучаемый в течение всей своей жизни. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы,  которым необходимо будет не только адаптироваться, но и социализироваться (найти своё место в обществе), самореализоваться (воплотить заложенный потенциал). Если говорить о социальном заказе, то  изучают историю, как науку среди учащихся  - единицы, но история и обществознание являются предметами, которые изучаются на факультетах  юридическом, журналистики;  в Военных училищах и др.

Что касается противоречий, то естественно, что при традиционной системе образования мы с ними сталкиваемся и их надо разрешать.


                                          Противоречия


Между потребностями современного общества в интеллектуально-развитой, творческой личности.    

   И низким уровнем мотивации учащихся.                                                       



Между необходимостью донести до учеников учебный материал, при постоянно возрастающем потоке информации.

 


Между новым направлением в образовании, ориентированном на развитие личностного потенциала ученика.

 

 


Между традиционной оценочной системой

  

И традиционными методами обучения, нацеленными на передачу знаний, репродуктивность.

      

 

И количеством учебных часов, отведенных на         курс истории и обществознания в базисном  плане.

 

 

И невозможностью с ее помощью оценить не только уровень ЗУН, но и сформированность ключевых компетентностей учащихся.

 

 


                                       

         «Полностью забитый дровами камин гореть не будет, а будет только тлеть».  

                                                                                                                         (Д.Менделеев)

 



Данные задачи отражают современные требования к образованию. Современным образованием становится задача формирования внутри учащегося «личностного знания»[2], оно формируется у детей через активную самостоятельную деятельность. В организации деятельности учащихся ключевую роль играют активные формы методы организации учебной деятельности. Современные образовательные технологии и интерактивные формы работы.

 Педагогическое взаимодействие ( это есть ключевое понятие интерактивных методов обучения) - процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними. Знание сегодня превращается из самоцели и самооценки в средство развития личности, её социализации и самореализации.

Усиленное взаимодействие учащегося и учителя через  групповые формы работы, как нельзя лучше, могут способствовать решению проблемы личностной реализации ребёнка и социализации его в будущем. При данной форме школьники учатся вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, сопоставлять своё мнение с мнением других, принимать правильное решение и находить альтернативные, тем самым дети обретают уверенность в себе. Ещё известный в предреволюционные годы петербургский педагог Н.П.Покотило говорил о том, что главная задача педагога на уроке – заинтересовать ученика «..заинтересовать настолько, чтобы не нужно было их подгонять, заставлять, чтобы они сами шли к преподавателю; как это сделать , это секрет каждого, но достигнуть этой цели преподаватель должен непременно. При этом преподаватель должен развить самодеятельность учеников. Научить их работать, хорошо излагать свои мысли…».[3]

Групповые способы работы делают обучение продуктивным  и более деятельностным. «Рассматривая личность вне анализа деятельности, значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос – для чего возникает личность как совершенно особая реальность?».[4] Современные исследование по психологии показывают:

 Отсюда можем сделать заключение, что групповые методы обучения  просто необходимы в современной школе и без них уже не может быть образования.  Методы группового взаимодействия способствуют  сотрудничеству, активности учителя и ученика за сравнительно короткий промежуток времени.  Они обеспечивают формирование и развитие оперативных общеучебных умений,  определяющих успешность той или иной деятельности школьников. «Содержание учебного материала по истории включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимания и усвоения школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность учебного материала – перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, определяющих успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств  школьника».[5]

 

IV. Ведущая педагогическая идея.

Перспективным направлением в развитии познавательного интереса учащихся к предмету является использование интерактивного обучения, так как современные школьники не  хотят быть просто пассивными слушателями на уроках истории, им важно самим прочувствовать, окунуться в проблему, приобрести свой социальный опыт.

Это позволит сформировать у школьников адекватные представления о сути исторических явлений и процессов, позволит воспитать молодых людей, которые:

*  будут ответственными гражданами своей страны;

* смогут максимально эффективно использовать свои возможности на      

   благо и себе и общества;

* будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;

* смогут мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные суждения

     объективным и обоснованным анализом;

 * будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников истории без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача учителя  - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. В совместной продуктивной деятельности происходит взаимовлияние субъектов саморазвития, расширенное воспроизводство знаний, свободное общение. Формируются умения и навыки творческого мышления, познавательной активности, умения выдвигать самостоятельные суждения, развивается умение находить нужную информацию в потоке информации. Интерактивные формы обучения позволят изменить привычную для учащегося ситуацию, характер его деятельности; школьник перестаёт быть пассивной стороной, а становится активным участником образовательного процесса.

 

 

 V. Теоретическая база опыта.

                     «Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, 

                                         надо поглощать их с аппетитом». 

                                                                                      Анатоль Франс  

Понятие интерактивных методов

«Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интерак­ция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целе­направленного взаимодействия педагога и учащихся для реше­ния педагогических задач, т. е. для развития. В понятии «инте­ракции» можно выделить два слагаемых: «интер» — между; «акция» — усиленная деятельность. Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо»[6]. Значит, интерактивные методы - способы целенаправленного усиленного взаимодействия педагога и учащихся (С-С ) по созданию опти­мальных условий своего развития.

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактив­ных методов, является «взаимодействие». Педагогическое взаимодействие - процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними. Наличие общей цели, планирование, контроль, коррекция и координация действий. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации педагога и учащихся. Интерактивное педагогическое взаимодействие характе­ризуется высокой степенью интенсивности общения его учас­тников, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодей­ствие, реализация интерактивных педагогических методов на­правлены на изменение, совершенствование моделей поведе­ния и деятельности участников педагогического процесса.

Ведущими при­знаками и инструментами являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода вы­бора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

Полилог (в переводе с греческого означает многоголосие) в педагогическом процессе представляет собой многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагоги­ческого взаимодействия. Полилог — это возможность каждого участника педагогичес­кого процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существо­вание.

Диалог предполагает восприятие участниками педагоги­ческого процесса себя как равных партнеров, субъектов взаи­модействия. Диалог в педагогическом процессе — это воспри­ятие учащегося педагогом как личности, как индивидуально­сти; приятие и принятие учащегося независимо от его индивидуальных особенностей. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно отно­ситься друг к другу; взаимная помощь в формировании свое­го образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

Мыследеятельнюсть как сущностный признак интерактив­ных методов заключается в организации интенсивной мысли­тельной деятельности педагога и учащихся; не трансляция пе­дагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности. Организа­ция проблемного обучения; самостоятельное выполнение уча­щимися разнообразных мыслительных операций( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.). Сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой).

Смыслотворчество является  процессом  осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов содержания предметов и явлений окру­жающей действительности по обсуждаемой (изучаемой) проблеме. Восприятие участниками педагогического про­цесса окружающей действительности через призму своей ин­дивидуальности, выражение своего индивидуального отно­шения к явлениям и предметам жизни; рефлексия смысла с позиций своей индивидуальности; понимание и умение объяснить другим смысл изучаемого (рассматриваемого) яв­ления или процесса, события, ситуации.

Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их созна­тельном регулировании и активизации своего поведения, пе­дагогического взаимодействия. Это возможность прояв­ления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность сознательного регулирования и активиза­ции своего поведения; потребность в преодолении препят­ствий, трудностей; готовность и возможность самостоятель­но действовать и взаимодействовать с кем-либо; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Создание ситуации успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствую­щих получению учащимися удовлетворения, радости, проявле­ния спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматри­вается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий — позитив­ность, оптимистичность оценивания учащихся.

Позитивность и оптимистичность оценивания участника­ми- это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достиг­нутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося.

Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педа­гогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Все названные признаки интерактивного педагогического взаимодействия обусловливают друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу использования в педагогическом процессе интерактивных методов.

Интерактивное педагогическое взаимодействие альтерна­тивно традиционному педагогическому воздействию. При­оритетами интерактивного педагогического процесса явля­ются такие характеристики, как процессуальность, деятельное общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др.

 «Содержанием интерактивного взаимодействия в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал. Целью интерактивного обучения для современной школы в условиях её модернизации рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в  расширении возможностей сомоопределения и самореализации.»[7]

Главная особенность методики интерактивного обучения в том, что процесс его происходит в совместной деятельности.  Основы обучения заключаются во внешней и внутренней задачах.

Внешняя – постановка общей цели работы с классом, группой, организация учебного пространства. При этом решаются такие задачи:

1.Конкретно-познавательная, которая связана с учебной ситуацией.

2.Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами группы.

3.Социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Внутренняя задача заключается в формировании готовности учеников к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, воспитание толерантности.

Особая значимость при обучении истории интерактивными методами имеет активизация учения школьников, учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. При традиционном обучении недостатком знаний учащихся по истории  остаётся формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применять их на практике. Интерактивные формы обучения способствуют умению применять знания на практике.

Интерактивное обучение опирается и на заинтересованность учащихся. Одним из способов заинтересовать, включить в процесс урока является создание проблемной ситуации. Это помогает вырабатывать у школьников произвольное внимание к объекту, стремление овладеть предметом. Задача становится познавательной проблемой, если она удовлетворяет требованиям:

*представляет познавательную трудность для учащихся( требует размышления);

*вызывает познавательный интерес;

*опирается на прежние знания учащихся.

Как же всё это происходит? Учитель создаёт на уроке ситуацию познавательного затруднения, тогда  учащиеся стоят перед выбором воспользоваться несколькими мыслительными операциями, (см. признак мыследеятельность). Далее ученик самостоятельно проходит этапы разрешения познавательной проблемы:

1.выдвигает варианты решения познавательной проблемы(гипотеза);

2.теоретически или практически проверит гипотезы;

3.выбирает наиболее реальную гипотезу;

4.формулирует вывод.

Создавая проблемную ситуацию и направляя её разрешение, можно сознательно вовлечь учащихся в любой из процессов мышления – сравнение, обобщение, анализ явления, классификация и т.д.

«Показателем познавательных возможностей учеников при интерактивном обучении истории, может служить «обучаемость» учеников – индивидуальные показатели качества усвоения умений и навыков в процессе обучения. В процессе обучения формируются как общеучебные, так и специальные коммуникативные и исторические умения».[8]

Работая много лет над проблемой повышения качества знаний по истории, немаловажной задачей считаю привитие интереса к этому предмету, так как за прошедшие годы очень сильно упал авторитет предмета в школе. Это связано и с изменениями в нашей стране, и с пассивным отношением к нашим ценностям молодёжи. Особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, а в этом большую роль может сыграть одна из форм интерактивного обучения – метод проектов как на уроках, так и вне уроков. «В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление».[9] Проект предполагает самостоятельную деятельность, которая выполняется индивидуально, парно, группой, направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств.

Мыследеятельнюсть как сущностный признак интерактив­ных методов позволяет развить самостоятельную познавательную деятельность, через организа­цию проблемного обучения, самостоятельное выполнение уча­щимися индивидуальных, парных и групповых  мыслительных операций на уроках. При интерактивном обучении истории ученики осваивают коммуникативные умения – умения аргументировано выражать свою мысль и адекватно воспринимать мысль собеседника .Так вырабатываются умения:

- обобщить сказанное;

- сформулировать свою точку зрения;

- защитить её с помощью аргументов.

Таким образом, здесь подключаются отбор, классификация, анализ, обобщение.

 

 

 

 

 

              «Цель обучения ребёнка состоит в том,

       чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».                

                                                                          Э.Хаббард

          VI. Новизна опыта.

В наше время ,как никогда ранее, на первый план вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельных личностей в частности. Высокие технологии быстрыми темпами овладевают всеми сторонами нашей жизни. А в  основе развитого интеллекта лежит его творческое начало. Сформировать его и развить является едва ли не главной задачей педагогического процесса. Важно, чтобы основы фундаментальных знаний, выпускники могли использовать для творческой деятельности в избранной сфере: в производстве, науке или культуре.

Мой опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, но я попыталась усовершенствовать уже известные методы в своей работе с конкретными учениками. Актуальность состоит в том, что,  во-первых, акцентируется внимание на преимуществах самообразования школьников. Во-вторых, в работе изложен опыт, при котором существенно изменяется подход к учащемуся, который становится субъектом обучения. Соответственно изменяются функции учителя, они заключаются в следующем:

·        Осуществлять общее руководство образовательным процессом ученика;

·        заботиться о создании условий для успешного образования и самообразования;

·        прививать интерес к предмету через самообразование и навыки самостоятельной учебной работы;

·        поощрять ростки творческого подхода к истории;

·        рекомендовать дополнительную литературу по истории.

 

 

 

 

 

 

 

       «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство   чувств  -      необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном  смысле слова»        

                                                                     Н.Г.Чернышевский

     VII. Технология опыта.

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю развитие познавательного интереса к истории через технологию интерактивного обучения –  обучения с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов образовательного процесса. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а устойчивым?

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов, с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже очень сложный материал. Однако,  без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательным.   Очень многое ещё зависит и от учащихся, которые будут вовлечены в этот процесс. «Чему Гансик не учился, того Ганс знать не будет».[10] Надо вызвать желание узнать. Исходя из особенностей современных учащихся, рассмотрим особенности их мотивации в учебной деятельности. Современные педагоги и психологи (Е.П. Ильин, М.Н. Дудина, К.И. Подбуцкая) отмечают, что у современных школьников существует проблема отчуждения к учебной деятельности. Они отмечают, что тенденция отчуждения нарастает у учащихся по мере продвижения к старшим классам. Исследователи подтверждают, что уже у учащихся младших классов наблюдается снижение мотивации учения. Практика различных школ показывает, что в настоящее время при поступлении в школу от 8 до 20% будущих первоклассников уже про

являют нежелание учиться(2007).По исследованиям учёных[11], только 4-7 % учащихся  традиционной школы и 7-11%  студентов ВУЗов  сохраняют интерес к учению, доказано, что 80 % информации, которую ученик слышит на уроке, забывается в тот же день, если  он самостоятельно над ней не  поработал (повторил, проговорил, запомнил). Значит, учитель должен так  организовать учебный процесс , чтобы:   1.вызвать  интерес к изучаемой теме у детей;

2. попытаться заложить необходимый объём информации  в долговремен- ную память  ребёнка;

            3.облегчить процесс добывания знаний

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:

-выявление многообразия точек зрения;

-обращение к личному опыту участников;

-поддержка активности участников;

-соединение теории и практики;

-взаимообогащение опыта участников;

-облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

-поощрение творчества участников.[12]

 Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроке ряд конкретных дидактических задач:

-закрепить знания школьников по определенной  теме (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

-повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приемов, как генерализация идей, отработка умений решать проблемы, различных типов построения учебного процесса);

-создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет не большой самостоятельной работы учащихся на каждом уроке и разумной дифференциации предлагаемых заданий, самообразования);

-научить работать в коллективе (используя опрос и взаимоопрос по каждой теме).

Следовательно, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Однако, исходя из приведенных выше определений, интерактивные методы, так или иначе, представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения.

Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами и даже педагогическими школами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации – адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным (и интерактивным) методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные (см. Приложение 1).

Индивидуальные методы обучения (учебник, тетрадь, компьютер) являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему (учащемуся) режиме. Однако в педагогической практике принято к индивидуальным активным методам относить только использование компьютера. В то же время увеличение объема учебной информации, усложнение учебных программ требует создания учебников и учебных пособий нового поколения, пользуясь которыми, ученик смог бы самостоятельно, в активном режиме подготовить раздел или тему урока. Ориентируясь при этом в структуре самого курса. Хотя учебник нового поколения имеет четкие информационные характеристики (выверенный информационный объем, плотность текста, наличие системы текстовых ссылок и т.п.), он, прежде всего, должен отличаться тем, что его можно читать, начиная с любого места.

Снабженный необходимыми указателями, он позволяет выделить учебные (дидактические) единицы, которые определяют конкретные результаты обучения. В целом задачу совершенствования исторической подготовки школьников помогает решать учебное пособие, все элементы структуры которого неразрывно связаны между собой и создают единство информационных потоков. Значительную информационную работу выполняет ученик, используя рабочую тетрадь на печатной основе или обычную тетрадь. Тетрадь на печатной основе,  содержит набор учебных материалов (заданий или упражнений) и инструктивный перечень действий учащегося, выполнение которых позволяет усвоить нужный объем знаний

 Такие тетради  я использую в 6-7классах. Тетрадь, которую ведет ученик, посещая уроки, играет более важную роль – при грамотном использовании она превращается в компактный справочник по всему курсу, позволяющий быстро и эффективно готовиться к экзамену или зачету, причем не только в школе, но и в других учебных заведениях.

Другие учебные средства (словари, справочники)   также рассчитаны на самостоятельный поиск информации учеником и формируют навыки интерпретации словесного материала, оценивания значимости полученной информации, позволяют индивидуализировать процесс обучения и связывать его с конкретными потребностями каждого ученика.

Фронтальные активные методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требует синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели. Это связано, прежде всего, с необходимостью «укладываться» в два-три  урока истории в неделю при довольно значительном объеме содержания, которое необходимо «пройти» к концу учебного года. Одной из активных форм работы на уроке общественного цикла  является работа с текстом- она направлена на развитие логического и образного мышления. Способствует формированию социальных компетентностей, таких как, контактность, способность работать в группе.

Учебными текстами могут быть: исторические документы и авторский текст(например, учебник, иллюстрации в нём).Надо помнить, что любой текст создан человеком в другое время, при других обстоятельствах, и он должен быть максимально воспринят и осознан  учениками. Сделать это можно при помощи системы разнообразных заданий , которые фрмируют в школьнике самостоятельность, выполнения мыслительных операций- анализ, сравнение, обобщение.

Обучение по УМК А.А.Вигасина,  Г.И.Годера «История Древнего мира», Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова  под ред А.В.Торкунова «История России» 6-7 классы существенно расширяет   использование таких активных форм, как творческие задания, сообщения, ролевые игры, работа с источником, терминами, иллюстрациями. По рабочим тетрадям идёт закрепление материала, в то же время  - это возможность творческой активности школьников.

 Используя методику активного чтения при изучении нового материала, мне удается сохранить интерес к теме и тексту учебника, а также способствовать развитию монологической речи. Активное чтение способствует активной мыследеятельности, т.е. работа с учебником предполагает: поиск ответов на вопросы, отработку приёмов поиска, дробление материала на части, прояснение непонятных слов, выделение главного, осмысление понятий и формирование ответов. Но главное – это творчески понятое, интерпретированное учащимися изложение. Такая работа повышает интеллект и желание получать знания, создаёт образовательный комфорт. В 5 классе работа с текстом учебника носит поисковый характер. Часть вопросов должна быть направлена на прояснение некоторых понятий, ситуаций. Например, тема «Пирамида власти»:

-Что такое пирамида?

- Почему общественное устройство Египта изображается в виде пирамиды?

- Кто включён в эту пирамиду? (О  чиновниках разных рангов).

-Какие функции исполняли?

-Можно ли изобразить общественное устройство иначе? (Изобразите в тетради). Для перечисленного перечня слов подберите обобщающее понятие: фараон, визирь, министры, чиновники, ремесленники, воины, свободные земледельцы, купцы, рабы. (Общественное устройство).

                Метод проекта

Актуальным способом активизации знаний является метод проекта, который дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность, реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекает цель и задача. «Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей».[13]

Педагогическая цель проекта – формирование различных ключевых компетенций, которые проявляются в форме умений:

1.     рефлексивных;

2.     поисковых;

3.     работа в сотрудничестве;

4.     коммуникативных;

5.     презентационных.

Существуют персональные и групповые проекты и определить преимущества того или иного сложно, т.к. свои преимущества есть и в том и другом.

Классификация проектов разнообразна. Если говорить по продолжительности, то это:

*мини-проекты (1урок),

*краткосрочные (4-6 уроков),

*недельные (выполняются в группах , например, в рамках предметной недели),

*годичные (может быть краеведческая работа).

Учебный проект «Культура Древней Греции».

Краткосрочный. По доминирующей деятельности: творческий (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов – театрализация «Мифы Древней Греции»). Тематика выбрана с учётом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний по теме и привитие интереса к предмету.

Цели и задачи:

·        вовлечение учащихся в различные виды деятельности;

·        самостоятельное приобретение новых знаний;

·        личностная мотивация выбора (выбор мифа);

·        организация деятельности как групповой, так и индивидуальной.

Формой продукта являются – мини-спектакли: «Исполнение желаний», о циклопе Полифеме,  нить Ариадны.

  Продолжением темы «Культура» в 5 классе стали последующие уроки, где ребята провели презентацию костюмов древних греков и египтян; нарисуй маску комик или трагик. Здесь хорошо виден творческий потенциал школьников. Это процесс, в котором можно услышать голос каждого участника педагоги­ческого взаимодействия; возможность каждого участника иметь свою индивидуальную точку зрения, готовность и возможность высказать эту точку зрения.

Своеобразным мини-проектом на уроке является работа в рабочих тетрадях.

Например, тема «Верования древних египтян» - итог работы – чайнворд; «Боги греков» - рассадить богов на горе Олимп – чайнворд; «Повседневная жизнь греков» - выбери одну из ваз на рисунке. Перенеси её на большой лист, сделай рисунок и раскрась по одной из техник чернофигурной или краснофигурной (такое задание рассчитано на 2 урока и не для всех учащихся оно под силу). По комплексности этот мини-проект  межпредметный (история, ИЗО).

Проблемным моментом при внедрении метода проекта является:

-опасность при выполнении - его превращение в реферат;

-опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

Продуктивными и творческими получаются проекты по теме «Культура» и в 6 и 7 классах. Эти проекты рассчитаны на 4-6 уроков. Когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно или в группах выполняют тот или иной этап работы над проектом. Результатом могут быть: макет «Подворье зажиточного крестьянина», одежда русских крестьян.

Важным условием для  культурного самоопределения ребёнка  и формирования его гражданской позиции является  внеклассная работа. Ежегодно в районе,  проводится  краеведческий конкурс, на который представляются  исследовательские материалы по самым различным направлениям. Эти исследовательские работы выполнены по методу проекта. В течение трёх лет мы работали над темой «Время. События. Факты», состояла она из трёх частей:

-«Гарнизон Добрынское и Афганистан»;

-«Гарнизон Добрынское и Чечня»;

-«Российская авиационная группа (РАГ) гарнизона Добрынское, выполняющая миротворческую миссию в составе сил ООН в республике Сьерра-Леоне».

Цель: показать героические странички нашей истории на примере военнослужащих в/ч 19689.

Именно такая исследовательская работа  позволяет ребятам  не просто вести поиск, а самим соприкоснуться с живой историей своих отцов и дедов. Здесь каждый проявляет терпение и азарт, познавая радость успеха. Такая работа даёт не на словах, а на деле  острее почувствовать  гордость за свой народ, своих близких и уважение к  своей малой Родине. Это и есть важный результат  моей работы.

 Таким образом, происходит обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними, также происходит процесс самообразования, когда школьники сами добывают информацию.

 Интерактивные методы обучения – специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Совместная деятельность учителя и учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. На уроках я организую диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач. В ходе таких диалогов ребята учатся критически мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.

Для активного включения учащихся в диалог существуют различные приемы.

МЕТОДЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Метод «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Задачи:

Развитие учащихся (в частности, развитие логи­ческого мышления) через организацию интенсив­ной коммуникации, смыслотворчества.

Рамочные условия реализации метода

1.Необходимое оборудование: карточки-звенья (компо­ненты) логической цепочки; заранее разработанное содержа­ние (звенья и логика их расположения) 2-3 логических цепо­чек, которые будут предложены для построения учащимся.

2.Время реализации метода — 10-15 мин.

Алгоритм реализации метода

1. Каждому  учащемуся предлагается на выбор одна из карточек, на которой написано либо слово, либо словосочетание. Эта кар­точка и ее обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаи­модействие с другими участниками. Карточки (звенья) необ­ходимо выстроить в определенной логике, обосновав эту ло­гику. На первой карточке (звене), с которой начинается логи­ческая цепочка, должно быть обобщающее слово или словосочетание, дающее название всей логической цепочке; необходимо выстроить 2-3 логические цепочки.

2.Участникам предлагается взять на выбор по одной кар­точке. Все карточки — звенья 2-3 логических цепочек пере­мешаны и перевернуты так, чтобы участники не видели, что на них написано, и располагаются на папке у педагога.

  3.После того как карточки розданы участникам, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2-3 логические цепочки. Участники   осуществляют   взаимодействие  между собой, выстраивая логические цепочки (определяют, кто в ка­кой  цепочке должен быть  и   в  какой  последовательности объясняя ее логику).

4.Когда логические цепочки построены, участники (начинают те, кто первым выстроил логическую цепочку) пооче­редно объявляют название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясня­ют (это может сделать либо один, либо несколько участников)  логику расположения звеньев цепочки.

5.После представления участниками построенных логических цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по свое­му сценарию, объясняя логику их построения.

6.Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.

В ходе взаимодействия участников по построению логических цепо­чек педагог корректирует и стимулирует это взаимодействие, стре­мясь к меньшим затратам времени и конструктивности взаимодействия.

Примеры логических цепочек

Вариант 1. Логическая цепочка «Средневековый город».

Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика располо­жения): отделение ремесла от сельского хозяйства, на перекрёстках дорог, подъёмный мост, на развалинах римских крепостей, ремесленники бежали из деревень,  каменные стены, «фурт», вблизи морских гаваней, X- XIв.в.,  много товаров ремесленников, у стен монастырей и замков, «бург», защита в случае войны.

Объяснение построения цепочки .-логическая цепочка называется  «Средневековый город»: развитие орудий труда вело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Появилось много товаров ремесленников, они хотели их продать, поэтому убегали из деревень. Их поселения возникали на перекрёстках дорог, на развалинах римских крепостей, вблизи морских гаваней, у стен монастырей и замков. Поселения обносили каменными стенами – это была защита в случае войны. Войти в город можно было по подъёмному мосту. В X- XI веках появилось много городов, которые имели в своём названии такие слова как «фурт»-брод (Франкфурт), «бург»-крепость (Магдебург).

Или выписываю несколько понятий, терминов из разных тем и прошу объединить их по определённому принципу: Жакерия, «Декларация прав человека и гражданин», Бастилия, жирондисты, гуситы, якобинцы, первый консул, табориты. (Крестьянские войны в средние века, Великая Французская буржуазная революция)

Вариант 2. Логическая цепочка «Ремесло».

Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика располо­жения): мастер, заработная плата, подмастерье, цехи, ученик, устав,  помошник ,  братства, герб, город, мастерская, хозяин.

Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называется «Ремесленная мастерская».

В  основе ее построения лежит принцип деятельности мастерской ремесленника:

Город – цехи - герб;

Мастерская, хозяин-мастер-заработная плата;

Помошник-подмастерье, братства,ученик.

 

Вариант 3.Логическая цепочка «Принятие христианства»

Цель: способствовать развитию умения выявлять  причины и следствия явлений.

В процессе  изучения нового материала группы составляют  своё видение  изучаемого явления  или события в виде схемы, выделяя  ключевые моменты, соединяя  их стрелочками. В конце урока готовые варианты представляются для обсуждения. Лучшие работы оцениваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запрет языческих традиций

 

 

 

Результат:   дети учатся видеть историю не линейно, а объёмно, в виде сочетания причин, событий, выделять главное  в явлениях и событиях, видеть причинно- следственные связи.

Организация мыследеятельности заключается в:

   выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классифика­ция, абстрагирование и др.);

   обмене мыслительными деятельностями между участ­никами педагогического процесса;

   сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

   проблемном обучении; 

   смыслотворчестве учащихся и педагога;  рефлексии учащихся и педагога.

Метод «МИНИ-СОЧИНЕНИЕ» Алгоритм реализации метода

1. Участникам педагогического взаимодействия предлага­ется написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании какой-либо темы, просмотра фильма по теме, изученного исторического текста :

   «Я — в занятии, занятие — во мне»;

   «Мои мысли о событии»;

   «Как я оцениваю результаты изучения темы»;

   «Что я узнал по этой теме»;

2. Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ.

 

Метод «РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ»

Задачи реализации метода

 (Осмысливание,рефлексия, , «проживание»учащимися понятий
     ценностей в процессе смыслотворчества)

Необходимое оборудование: технологическая карта боль­шого формата (выдается каждому участнику либо одна на всех); листы бумаги для записей учащихся; листы ватмана для записей педагога — руководителя метода; маркеры, фломастеры.

 Эпиграфы к уроку в 6 классе по обществознанию:

«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину».

                                                                                       Пьер Буаст.

                                        «Скажи мне, кто твой друг, и  я скажу, кто ты».

                                                                                       Клод Гельвеций

Алгоритм реализации метода

Реализация метода начинается с краткой вводной беседы о дружбе, в ходе которой сообщается учащимся цель, назначение, по­рядок осуществления метода; вручает каждому (или вывешива­ет на доске общую для всех) технологическую карту. В соответствии с этой технологической картой далее метод реализуется в несколько этапов.

Этап 1 — определение понятия (дружба).

Педагог предлагает участникам дать определение понятия, сформулировать в определении свой смысл по­нятия. Для этого могут быть организованы работа со справочной литературой, живая беседа-опрос, работа с учебником, хужожественной литературой. В ходе опро­са фиксируется все неповторяющиеся определения по­нятия на доске или листе бумаги.

Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, школьники выводят наиболее полное, универсальное определение понятия (дружба).

Толковый словарь русского языка определяет это понятие как «Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (С. И. Оже­гов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1988, с. 147).

«Дружба – отношение всецело личностное, которое само по себе является благом. Дружба добровольна, основана на взаимной симпатии. Отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» - оценка учёных-психолов.

 (Этика: Словарь... С. 243).

Таким образом, обобщая названные точки зрения, можно дать следующее определение дружбы:

Обобщенное определение понятия необхо­димо записать на доске или листе бумаги.

Этап 2 подбор сходных понятий .

Путем подбора сходных понятий к изучаемому понятию углубляется и расширяется смысл учащихся о нем. Помочь учащимся подобрать сходные, похожие, близ­кие, родственные понятия (дружбе) следующими наводя­щими вопросами:

   Какие слова могут обозначать то же, что и данное поня­тие? (товарищ, близкий человек).

   Какими качествами может обладать человек умею­щий дружить?

(взаимовыручка, доброта, умение прощать, верность, откровенность, доверие, чуткость к другому).

Каждый из участников высказывает свою точку зрения по вопросам. Все неповторяющиеся точ­ки зрения записываются на листе бумаги или доске.

Этап 3 — подбор противоположных понятий .

Подбор противоположных понятий позволя­ет сравнить эти понятия между собой, выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (дружба).

На этом этапе учащиеся подбирают антонимы к изучаемо­му понятию по следующим вопросам:

   Что противоположно этому понятию? (вражда)

   Почему некоторые люди говорят, что данное качество (дружба) является не очень важным? ( Эгоисты; люди, не умеющие общаться).

Этап 4 определение преимуществ качества (дружба).

Определение преимуществ качества (дружба) способству­ет расширению смысла учащихся о данном понятии, положи­тельной мотивации в развитии этого качества в себе.

Выявить преимущества рассматриваемого качества (дружба) помогут учащимся такие вопросы, как:

   Чем это качество особенно ценно? ( духовная близость с другим человеком,  нашли в друге своё дополнение или сходство).

   Необходимо ли данное качество чело­веку? Почему?

( у друзей общие интересы, занятия, они придут на выручку друг другу, умение сопереживать, ответственность старшего за младшего).

   С каким цветом у тебя связываются встречи с другом? (Эмоциональное состояние, связанное с взаимоотношением с друзьями можно осуществить путём использования цветового текста А.Н.Лутошкина: красный, оранжевый, жёлтый – позитивное; синие, фиолетовые, чёрные – негативное).

   Какие преимущества дает человеку дружба?

   Этап 5 — определение недостатков качества (поня­тия).

-Определение недостатков исследуемого качества (дружба):

 - Есть ли недостатки у данного качества? Какие?

- Всегда ли это качество — хорошая вещь?

   - Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества(дружба)?

Этап 6 рефлексивный.

 Каждому из участников предлагается отрефлексировать свою собственную деятельность, деятельность других участников взаимодействия.

Алгоритм рефлексии может быть следующим:

   вырази свои чувства к другу, написав ему открытку ( сложить альбомный лист пополам, вырезать силуэт человечка, когда открытка откроется там будет два человечка – «ты и твой друг», раскрась и напиши несколько тёплых слов)

   оцените свои знания о понятии (прибавились, система­тизировались, не узнал ничего нового и т. п.);

■ ответь на вопросы теста «Легко ли с тобой дружить?» (см. приложение)

Активными участниками метода являются все учащиеся

Неповторяющиеся мнения, точки зрения участников фиксируются на доске (листе ватмана).

Работа с понятиями целесообразна и на уроках истории, любая тема школьного курса истории содержит большое количество исторических терминов, понятий. При подготовке доски к уроку я обязательно выписываю все термины и понятия в левую часть доски ( если на данном уроке есть новые термины). Срабатывает принцип привыкания, постоянности. В течение всего урока эти слова остаются на доске, затем записываются в словари. В процессе диалога прошу учащихся самостоятельно объяснить какое-либо понятие.

При закреплении темы применяю иной способ, пишу на доске слова и предлагаю учащимся составить из них определение какого-либо понятия ( ряд, правители, почётное, один род, наследственная земельная собственность, сменяют друг друга, звание, военная служба: титул, династия, феод). Или выписываю несколько понятий, терминов из разных тем и прошу объединить их по определённому принципу: Жакерия, «Декларация прав человека и гражданин», Бастилия, жирондисты, гуситы, якобинцы, первый консул, табориты. (Крестьянские войны в средние века, Великая Французская буржуазная революция).

При изучении новой темы  в зависимости от выявления  объёма  субъектного опыта  учащихся и их эмоционального настроя применяю определённые приёмы.

I. Опираюсь на  данный  дидактический цикл урока:

- Пробуждение интереса к теме, актуализация представлений или знаний.

- Осмысление, освоение новой информации, решение проблем.

- Обобщение  полученных знаний.

- Выводы.

- Рефлексия.

 

      II. Использую  методические приёмы на всех стадиях урока.

-  Цель на первой стадии дидактического цикла - вызвать интерес к теме, активизировать познавательную  активность учащихся.

  Приём 1: Ассоциации.

Предлагается вспомнить всё,  что знают учащиеся по данной теме. Это может быть перечень понятий, образов, зрительных, слуховых ассоциаций. Далее группы обмениваются результатами своих наблюдений, группа, которая  представила большее количество  значимых образов по теме, является победителем.

Приём 2. Хочу знать.

Записывается тема урока на доске. Каждая группа составляет вопросы по теме, которые они хотели бы узнать. Эти вопросы выписываются на доске. Начинается изучение материала.

Приём 3: Знал, узнал, хочу ещё узнать.

В начале урока  группам предлагается  составить таблицу по изучаемой теме. Заполнить только 1 колонку (затем тетрадь откладывается на край парты). В конце урока, когда тема изучена,  заполняются  2 и 3 колонки, и  работы сдаются учителю, таким образом хорошо прослеживается результат работы.

  III.  При отборе учебного материала  для групповой работы  нужно уточнить, какие виды заданий будут выполнятся:

- изучение нового материала;

- творческие задания после прослушивания, прочтения, просмотра  нового учебного материала;

-  выполнение таблиц, схем  по новой теме в ходе урока.

Приёмы, которые используются на  стадии осмысления, освоения нового.

Приём 1 ЗИГЗАГ

Цель: Способствовать формированию коммуникативных умений.

Каждому члену  группы предоставляется возможность прочесть  учебный материал (пункт параграфа).

При этом  каждый  получает свой фрагмент текста или отдельный вопрос.  Ученики в группе готовят выступление по своему вопросу (делают пометки, конспектируют). Время выполнения задания 8-10 минут. Затем учащиеся группируются в экспертные группы по своему вопросу, где  за 5-6 минут  проговаривают основные моменты, особенности, ключевые слова. По команде учителя  группы собираются в прежнем составе и в течение  15 минут  доводят новый материал друг до друга. Учитель подводит итоги, определяет ключевые моменты. Если остаётся время,  можно дать короткий письменный (можно тест) или устный вопрос  для выявления в каждой группе «слабого звена». Этот приём выявляет сильные и слабые стороны учащихся, помогает слабым учащимся проявить себя.

 

Приём 2.  Составление графического организатора.

Цель: развивает способности объёмно представлять  изучаемую тему, умение выделять характерные признаки изучаемого явления.

Что же такое графический организатор? Это схема, которая  применяется в случае, когда  изучаемое явление или объект  обладает рядом признаков. Ключевое слово-центр схемы - может быть названо учителем, но может определяться  детьми. Графические модели  бывают простыми и  сложными по структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот пример простой графической модели: Правление Ивана IV. Опричнина.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другой пример: Русь Московская.

I.1.Восстановление хозяйства

   2.Возрождение городов.

   3.Появление людей, заинтересованных в ликвидации раздробленности.

   4.Церковь поддерживала князей, стремившихся к объединению.

II.1.Для свержения ордынского ига была только одна возможность – объединение всех земель.

                III. 1.В результате объединения Северо-Восточных русских земель

                      Образовалось единое Русское государство, которое с конца XVв.

                      стало называться Россией.

                      3. Возрос международный авторитет.

                      4. Развивалось хозяйство и культура.

Результат: школьники учатся видеть причинно-следственные связи.

                  

  Проблемные ситуации.

Нельзя недооценивать значимость интеллектуального поиска, проявляющегося при решении нестандартных задач и комментировании оригинальных примеров. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

* при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

* при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

* при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

Приём 3.  ХАРАКТЕРИСТИКА   ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Цель: сформировать умение  анализировать, сопоставлять, обобщать, давать оценку

Описание:  

1)    краткие сведения об эпохе, периоде истории, внешних и внутренних факторах развития общества  в изучаемый период;

2)    даты жизни и политической деятельности;

3)    что (кто) оказывало влияние на формирование личности;

4)    личные качества, способствовавшие  или препятствовавшие необходимой общественной деятельности;

5)    единомышленники, противники;

6)    основные направления и результаты  деятельности, их оценка современниками и историками. Точки зрения на данную личность с позиций  сегодняшнего дня;

7)     что читали о личности;

8)    ваша точка зрения. Аргументируйте.

Результат: происходит знакомство с историей в лицах, формируется умение давать свою оценку историческим явлениям, самообразование.

 

ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  НА СТАДИЯХ ОСМЫСЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ  ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

 

Приём 1.СНЕЖНЫЙ КОМ (для учащихся среднего звена)

     Цель: в увлекательной форме  запомнить сложные термины, понятия, имена, даты.

Описание: одна из групп называет имя или понятие по изученной теме. Вторая группа повторяет, добавляя своё слово, третья повторяет сказанное ранее, вставляя своё понятие, имя или словосочетание, которое имеет отношение к изученному. Группа, допустившая длительную паузу, выбывает из игры, в итоге остаётся группа-победитель.

Результат:  новый материал  хорошо откладывается  в памяти уже на уроке. Без домашнего заучивания.

Пример:

1группа: Опричнина.              

 2 группа: Опричнина, Иван Грозный               

3 группа: Опричнина, Иван Грозный, земщина               

1группа: Опричнина, Иван Грозный, земщина, опричное войско               

2группа: Опричнина, Иван Грозный, земщина, опричное войско, Малюта

   Скуратов               

3 группа: Опричнина, Иван Грозный, земщина, опричное войско, Малюта

   Скуратов , 1572 год              

    1 группа: Опричнина, Иван Грозный, земщина, опричное войско, Малюта

   Скуратов , 1572 год………..              

              

    Приём 2.    ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

   Эта игровая форма проводится при  повторении ранее изученного материала.

Цель:  закрепление изученного материала.

Описание:  одна из команд выходит к доске и отвечает на вопросы класса  по теме. При первой длительной паузе  или неправильном ответе  команда выходит из борьбы. Её заменяет другая команда. Правильные ответы каждой группы фиксируются на доске. Затем подводятся итоги и определяется победитель.

Результат: Каждый ответ идёт в копилку команды, а  все учащиеся чувствуют ответственность за команду и  видят качество своих знаний.

   Приём 3. НАЙДИ ОШИБКУ

Цель:  формирование критического мышления.

Описание: 

    Учащимся выдаётся текст по уже изученному материалу, в котором содержится ошибочная информация. Группы обсуждают прочитанное, помечают ошибки, аргументируют ответ.

Результат: вырабатывается способность  анализировать, выявлять причинно – следственные связи.

Пример: из курса истории Древнего мира (5 класс).

   «По берегам реки амазонки, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государств, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 году до н.э. в результате походов фараона Тутанхамона.  Единственным из дошедших до нас семи чудес света стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей.  Много тайн хранит история Египта. Так, в Абидосском храме, построенном в честь бога солнца Амона-Ра, обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователей-инженеров.

  В тексте допущено 8 ошибок. Подчеркни их карандашом. В тетради напиши правильные ответы.

        Как мы видим в основе любой методической системы лежат педагогические приёмы  - наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся. Любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время. Зависят  эти приёмы от конкретной педагогической ситуации. Мотивация в изучении истории является весьма существенным критерием. Даже если ученик изначально обладает довольно высокими способностями, но у него нет склонности к учёбе, то все его способности остаются большей частью нереализованными. Что сделать, чтобы реализовать способности? Замотивировать, через развитие мышления, памяти и внимания.

Для этого существуют приёмы развития внимания:

Приём. «Найди ошибку»

Используется при объяснении нового материала, когда нужно добиваться сосредоточенного внимания класса на учебном материале.

Описание. Перед началом объяснения сообщить детям, что во время объяснения будет допущено ряд ошибок. И кто внимательно будет слушать их заметит. Тогда надо будет поднять руку. При такой работе дети анализируют каждое слово, и кроме действительных ошибок находят массу несуществующих.

Например: при объяснении темы «Олимпийские игры» можно назвать виды спорта – бег, сёрфинг, прыжки, мотогонги, метание диска, фигурное катание, метание копья и борьбы, соревнование колесниц. Награждение олимпиоников было таким: городские власти победителям давали коттеджи, устраивали пир, машины, ставили статуи на городской площади, другую в Олимпии, им давали путёвки в страны Европы, в их честь заказывали поэтам специальную песню.

Приём контроля внимания «Светофор».

Суть приёма состоит в особом способе организации устного опроса.

Описание. После заданного вопроса, каждый ученик поднимает карточку ( одна сторона карточки красная, другая зелёная). Если ученик поднимет карточку, обращённую к учителю зелёной стороной, значит, он готов отвечать, если красной, то нет. Этот приём отличается тем, что ученик не может быть пассивен. Он должен активно вслушиваться в вопрос и определить свою позицию, что предполагает концентрацию его  внимания на учителе. По количеству зелёных карточек можно определить степень подготовленности класса.

Приёмы развития памяти:

Приём «Гонец» ( удачно используется в среднем звене).

Описание.

 Класс делится на группы. В каждой группе выбирается «гонец». Группы садятся в дальнем конце класса, а на первых партах разложен учебный текст, т.е. то, что надо сегодня на уроке изучить. К столу может подойти только «гонец». Информация заранее разбита на небольшие смысловые блоки, части. «Гонец» читает часть. Запоминает его и бежит к группе.  Он должен как можно точнее запомнить блок (часть), бежит к группе и пересказывает его. Члены группы запоминают. Записываю информацию, «гонец» бежит за следующей информацией и т.д. Побеждает та группа, которая более полно и чётко воспроизведёт информацию.

Результат. Учащиеся без особых усилий воспринимают информацию. В конце урока почти весь класс может довольно точно воспроизвести весь текст.

Приём «Исторический кроссворд».

Хорошо использовать при усвоении исторической терминологии.

Для уроков удобнее использовать небольшие кроссворды в 8-10 слов. Их решение занимает 7-10 минут. Целесообразно задавать школьникам кроссворды на отдельном листке как домашнее задание. В начале следующего урока можно собрать кроссворды и раздать их ученикам уже в другом порядке. Т.е. каждому достаётся чужой кроссворд.

Приёмы развития логического мышления:

Приём «Соотношение понятий»

Все исторические понятия находятся между собой в определённой зависимости. Разновидностей таких взаимосвязей не очень много ( причина-следствие, повод-причина, целое –частное,  ит.д.)

Описание.

Представляет собой тренинг по определению взаимосвязей, в которых находятся между собой исторические понятия.

Задание. Найдите соответствие правой и левой колонок.

1.общее-частное              а)Рюрик – князь

2.частное-общее             б)царь – Иван Грозный

3.причина –следствие    в)ослабление экономического могущества старых

                                          Боярских родов - опричнина

4.следствие-причина    г)приказы –органы управления.

5.противоположности   д)увеличение налогов -усиление феодальной зависимости

6.часть-целое                е) внешняя политика-присоединение Астраханского

                                          ханства 1556г.

7.целое-часть                ж) император – митрополит

 

  Все вышеперечисленные приёмы  с успехом используются  через  технологию интерактивного обучения»

 Решают сразу несколько задач:

-повышение познавательного  интереса  к изучаемому предмету при соблюдении принципа оптимизации образования: 

-создание условий для  становления субъектной позиции ребенка и -реализации  его личностных качеств, необходимых  для  жизни в современном мире.

-формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, способности  видеть и понимать окружающий мир;

-развитие творческих способностей  учащихся. Достигается это в основном  за счёт использования  заданий на развитие дивергентного мышления.

    К сожалению, основой мотивации в школе до сих пор остаётся оценка, поэтому параллельно с ней должны существовать и другие системы мотивации. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или её конечный результат. В связи с этим можно выделить четыре типа мотивов:

1-стремление к результату;

2-стремление к самой деятельности, независимо от результата ( стимулом здесь может служить игра);

3-стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата (стимулом здесь выступает оценка или  словесное поощрение со стороны учителя;

4-стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет), (стимулом здесь может быть приближение к учителю).

В реальности трудно определить отдельно для каждого ученика, поэтому применяю весь арсенал средств мотивации.

 

             МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В любой образовательной деятельности встает проблема  организации обратной связи (контроль). Не менее важной является и проблема соотнесения реально полученных результатов с  ожидаемыми (проблема оценки), эти задачи объединяются в единый комплекс - мониторинг.

Направление работы школы – индивидуальный подход в работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми. И эффективным способом  проверки результатов обучения является опрос домашнего задания в группах.

Цель: когда ученик  может получить возможность  оценить слабого учащегося на уроке,  при этом проверить и свои знания, и получить оценку за свои труды. Учитель же получает возможность  контролировать процесс подготовки  домашнего задания  некоторой частью класса.  Этот метод работает и  на формирование монологической речи детей.

 Опрос  по группам: дети  сами оценивают ответы друг друга, тем самым осуществляя  контроль.

Таким образом, получается, что  в процессе обучения учитель постоянно проводит запрос  на получение обратной связи. Это приводит к коррекции модели обучения  в соответствии  с изменением состояния  уровня познания учащихся, чтобы  достичь запланированных целей обучения.

         

Психологический и социологический  мониторинги  проводятся с помощью школьной психологической службы.

 

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА.

       

 Рефлексия.

Пример:

В начале урока ученику предлагается  нарисовать таблицу

 

На каком уровне знания

В каком объёме хочет узнать

 

Знаю по этой теме

Хочу узнать по этой теме

Узнал на уроке

 

в которой 1-я пометка обозначает,  на каком уровне находятся знания ученика  по данной теме (определяет учащийся),  2-я -  в каком объёме он ожидает пополнить свои знания на уроке;

3-я - как реализовались прогнозируемые ожидания (заполняет в конце урока).   Эта шкала наглядно демонстрирует учителю все плюсы и минусы урока, в том числе плюсы и минусы его работы. Нужно задуматься учителю, когда на шкале по оценке урока у учащихся ожидания превышают результаты.

К видам мониторинга, рассчитанным  на обратную связь, относятся и тесты. Они имеют известные недостатки:

Ø ограничение по времени (некоторые думают медленно, но «качественно»);

Ø в них происходит перенос акцента  на детали  в ущерб концепциям, теориям…

Но есть и ряд преимуществ:

Ø наименьшее психологическое травмирование  контролируемых;

Ø при минимуме времени  -  максимум  результата.

Поэтому тестовые задания  часто используются в качестве  итоговых, повторительно-обобщающих.

              VII. Результативность опыта

. Уровень развития познавательного интереса можно проследить на примере успеваемости учащихся.

1.Доля учащихся, освоивших государственные стандарты:

     - по истории – 100%,

- по обществознанию – 100%.

2.Индекс качества  по истории  :

 

Год/Класс

8класс

9класс

10класс

11 класс

2019

70%

 

 

 

2020

 

65%

 

 

2021

 

 

65%

 

2022

 

 

 

66%

 

Год/Класс

9класс

10класс

11 класс

2019

55%

 

 

2020

 

78%

 

2021

 

 

80%

 

1.Средний балл, полученный учащимися на экзаменах:

 

Учебный год

Обществознание

2019    ОГЭ

 

100% сдали          Ср.балл -4

2021    ЕГЭ

Ср.балл -43

 

Учебный год

Обществознание

2020    ОГЭ

 

пандемия

2022      ЕГЭ

Ср.балл -59,25

 

МЕТОДЫ ОБМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЯМИ

Основой реализации методов обмена деятельностями является признание деятельности ведущим средством и условием развития участников педагогического процесса. Ведущий признак методов этой группы — сочетание в ходе их реализации индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности. Доминирующим видом дея­тельности является групповая работа (работа во времен­ных творческих группах).

Среди ведущих условий реализации методов обмена деятельностями следует отметить соблюдение структуры деятель­ности:

1) любая деятельность начинается с осознания участни­ками ее цели (конечного результата), порядка и условий вы­полнения;

2) затем осуществляется организация деятельности (создаются необходимые условия; организуются творческие группы; отбираются необходимые инструменты, материалы и т. д.);

3) выполняются предметные действия и операции в оп­ределенной последовательности;

4) по ходу выполнения пред­метных действий — они корректируются руководителем дея­тельности, ее участниками; стимулируется выполнение дея­тельности;

5) по окончании деятельности — рефлексируются, анализируются ее ход и результаты.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Информационный бюллетень №1-2008

[2] Крылова Н. Что такое «личностное знание». Народное образование, №9,2003,с.25

[3] Н.П. Покотило. Преподавание истории в школе, №2, 1993

[4] О.В.Белановская. Психология и личность. Минск-БГПУ-2001.,с.25

[5] Интерактиктивные формы обучения как средств развития личности школьника. Учитель, №5, 2004,с. 12.

[6] С.С.Кашлев. Технологии интерактивного обучения. Минск.2005, с.

[7] Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника. Учитель, №5, 2004, с.12.

[8] Интерактивные методы обучения. Учитель, №6,2007,с.87.

[9] Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника. Учитель,№5,2004, с.15.

[10] Немецкая пословица

[11] Г.Ю.Ксендзова.   Перспективные  школьные технологии.  М. 2001

[12] С.С.Кашлев. Технологии интерактивного обучения. Минск.2005, с.241

 

[13] Проектная деятельность в образовании. «Преподавание истории в школе, 2007,№5,с.7.

Тема: «Развитие познавательного интереса к изучению истории, через технологию интерактивного обучения»

Тема: «Развитие познавательного интереса к изучению истории, через технологию интерактивного обучения»

I .Тема опыта. «Развитие познавательного интереса к истории через технологию интерактивного обучения»

I .Тема опыта. «Развитие познавательного интереса к истории через технологию интерактивного обучения»

Именно на уроках истории и обществознания школьник учится делать выбор, определять свою позицию на основе полученных знаний о прошлом и настоящем человека и общества

Именно на уроках истории и обществознания школьник учится делать выбор, определять свою позицию на основе полученных знаний о прошлом и настоящем человека и общества

Я такой как все, и я ни на кого не похож»

Я такой как все, и я ни на кого не похож»

Полностью забитый дровами камин гореть не будет, а будет только тлеть»

Полностью забитый дровами камин гореть не будет, а будет только тлеть»

Данные задачи отражают современные требования к образованию

Данные задачи отражают современные требования к образованию

Отсюда можем сделать заключение, что групповые методы обучения просто необходимы в современной школе и без них уже не может быть образования

Отсюда можем сделать заключение, что групповые методы обучения просто необходимы в современной школе и без них уже не может быть образования

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников истории без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников истории без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний

Значит, интерактивные методы - способы целенаправленного усиленного взаимодействия педагога и учащихся (С-С ) по созданию опти­ мальных условий своего развития

Значит, интерактивные методы - способы целенаправленного усиленного взаимодействия педагога и учащихся (С-С ) по созданию опти­ мальных условий своего развития

Мыследеятельнюсть как сущностный признак интерактив­ных методов заключается в организации интенсивной мысли­тельной деятельности педагога и учащихся; не трансляция пе­дагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация…

Мыследеятельнюсть как сущностный признак интерактив­ных методов заключается в организации интенсивной мысли­тельной деятельности педагога и учащихся; не трансляция пе­дагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация…

Позитивность и оптимистичность оценивания участника­ ми- это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достиг­нутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и…

Позитивность и оптимистичность оценивания участника­ ми- это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достиг­нутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и…

Внутренняя задача заключается в формировании готовности учеников к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, воспитание толерантности

Внутренняя задача заключается в формировании готовности учеников к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, воспитание толерантности

В процессе обучения формируются как общеучебные, так и специальные коммуникативные и исторические умения»

В процессе обучения формируются как общеучебные, так и специальные коммуникативные и исторические умения»

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова»

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова»

По исследованиям учёных [1] , только 4-7 % учащихся традиционной школы и 7-11% студентов

По исследованиям учёных [1] , только 4-7 % учащихся традиционной школы и 7-11% студентов

Следовательно, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока,…

Следовательно, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока,…

Ориентируясь при этом в структуре самого курса

Ориентируясь при этом в структуре самого курса

Учебными текстами могут быть: исторические документы и авторский текст(например, учебник, иллюстрации в нём)

Учебными текстами могут быть: исторические документы и авторский текст(например, учебник, иллюстрации в нём)

Метод проекта Актуальным способом активизации знаний является метод проекта, который дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность, реализует деятельностный подход к обучению

Метод проекта Актуальным способом активизации знаний является метод проекта, который дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность, реализует деятельностный подход к обучению

Учебный проект «Культура Древней

Учебный проект «Культура Древней

Продуктивными и творческими получаются проекты по теме «Культура» и в 6 и 7 классах

Продуктивными и творческими получаются проекты по теме «Культура» и в 6 и 7 классах

На уроках я организую диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач

На уроках я организую диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач

После того как карточки розданы участникам, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2-3 логические цепочки

После того как карточки розданы участникам, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2-3 логические цепочки

Бастилия, жирондисты, гуситы, якобинцы, первый консул, табориты

Бастилия, жирондисты, гуситы, якобинцы, первый консул, табориты

Результат: дети учатся видеть историю не линейно, а объёмно, в виде сочетания причин, событий, выделять главное в явлениях и событиях, видеть причинно- следственные связи

Результат: дети учатся видеть историю не линейно, а объёмно, в виде сочетания причин, событий, выделять главное в явлениях и событиях, видеть причинно- следственные связи

Метод «МИНИ-СОЧИНЕНИЕ» Алгоритм реализации метода 1

Метод «МИНИ-СОЧИНЕНИЕ» Алгоритм реализации метода 1

В соответствии с этой технологической картой далее метод реализуется в несколько этапов

В соответствии с этой технологической картой далее метод реализуется в несколько этапов

Каждый из участников высказывает свою точку зрения по вопросам

Каждый из участников высказывает свою точку зрения по вопросам

Каждому из участников предлагается отрефлексировать свою собственную деятельность, деятельность других участников взаимодействия

Каждому из участников предлагается отрефлексировать свою собственную деятельность, деятельность других участников взаимодействия

При изучении новой темы в зависимости от выявления объёма субъектного опыта учащихся и их эмоционального настроя применяю определённые приёмы

При изучении новой темы в зависимости от выявления объёма субъектного опыта учащихся и их эмоционального настроя применяю определённые приёмы

Приём 1 ЗИГЗАГ Цель: Способствовать формированию коммуникативных умений

Приём 1 ЗИГЗАГ Цель: Способствовать формированию коммуникативных умений

Вот пример простой графической модели:

Вот пример простой графической модели:

Другой пример : Русь Московская

Другой пример : Русь Московская

Проблемные ситуации. Нельзя недооценивать значимость интеллектуального поиска, проявляющегося при решении нестандартных задач и комментировании оригинальных примеров

Проблемные ситуации. Нельзя недооценивать значимость интеллектуального поиска, проявляющегося при решении нестандартных задач и комментировании оригинальных примеров

Результат: происходит знакомство с историей в лицах, формируется умение давать свою оценку историческим явлениям, самообразование

Результат: происходит знакомство с историей в лицах, формируется умение давать свою оценку историческим явлениям, самообразование

Цель : закрепление изученного материала

Цель : закрепление изученного материала

Что сделать, чтобы реализовать способности?

Что сделать, чтобы реализовать способности?

К столу может подойти только «гонец»

К столу может подойти только «гонец»

Астраханского ханства 1556г

Астраханского ханства 1556г

Направление работы школы – индивидуальный подход в работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми

Направление работы школы – индивидуальный подход в работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми

Эта шкала наглядно демонстрирует учителю все плюсы и минусы урока, в том числе плюсы и минусы его работы

Эта шкала наглядно демонстрирует учителю все плюсы и минусы урока, в том числе плюсы и минусы его работы

Средний балл, полученный учащимися на экзаменах:

Средний балл, полученный учащимися на экзаменах:

4) по ходу выполнения пред­ метных действий — они корректируются руководителем дея­ тельности, ее участниками; стимулируется выполнение дея­тельности; 5) по окончании деятельности — рефлексируются, анализируются…

4) по ходу выполнения пред­ метных действий — они корректируются руководителем дея­ тельности, ее участниками; стимулируется выполнение дея­тельности; 5) по окончании деятельности — рефлексируются, анализируются…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024