ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ МБОУ"Школа № 94 г. Донецка" Донецкая Народная Республика
Оценка 4.9

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ МБОУ"Школа № 94 г. Донецка" Донецкая Народная Республика

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
технология
СCУЗ, ВУЗ
28.12.2022
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ  МБОУ"Школа № 94 г. Донецка" Донецкая Народная Республика
Описание опыта работы учителя технологии в школе.
Опыт работы учителя технологии..docx

      Добрый день, уважаемые, коллеги.

Разрешите представиться – Федорова Надежда Викторовна.

Педагогический стаж - 19 лет, категория – высшая.    

Работаю в МБОУ «Школа №94 г. Донецка», Донецкой Народной Республики, Кировском районе. Предметов  у меня много: технология, основы безопасности жизнедеятельности,  изобразительное искусство, но основная специальность – учитель технологии.

 С 2008 г. – являюсь руководителем  школьного музея «Дорогами истории».

 

Хочу поделиться своим опытом работы. Аттестация уже 4-я по счету - состоялась  в 2022 году. Актуальной проблемой в аттестационный период является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом вопросе  отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет.

Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, значит, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются и другие ценные качества, такие как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Тема «Развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета» является очень актуальной,  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.                

       На протяжении многих лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет  большие  возможности  для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть  условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, а также яркий пример - творчество учителя.   

 Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,  воспитание  учащихся возможности профессионального самоопределения, трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:

 1) творчеству нужно и можно учить;

 2) творческое начало не является природным качеством ума;

 

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

 -   развиваю творческую активность учащихся;

 -   включаю учащихся в творческую деятельность;

 -   вношу проблемность в учебный процесс;

 -   развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность.

 

Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

Творческая личность обладает следующими качествами:

-умением поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умением  планировать, само контролировать свою деятельность;

-умением  находить и решать проблему.

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

 Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения поставленных  задач.

Выбирая тему проекта и выполняя его,  учащиеся находят область применения знаний и умений, полученные ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными,  аккуратными и имели единый стиль.

В своей работе опираюсь на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различные уровни обучения, применяю дифференцированные задания.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

В наши дни, при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает, нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Таким образом, сегодня важно научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, таких как печать, аудио- и видеоматериалы, электронные сети.

Важным условием обеспечения нового качества образования является формирование у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности. Ведь человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникших проблем, к организации своей деятельности.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Я использую  разработки уроков, свои мастер - классы  для того, чтобы на  экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к уроку: видео-, фото- и звукозапись.  Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд и подачей, с правилами сервировки стола. На данных уроках применяю элементы творчества.

При прохождении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками. Наверное, еще и потому, что я тоже очень люблю вышивать. По данным видам рукоделия я подобрала очень много дополнительной литературы, изготавливаю образцы изделий, увидев которые, дети проявляют желание сделать такие же вышивки или картины своими руками. Занятия рукоделием очень увлекает девочек, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У девочек исчезает робость, у многих появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении изделий, девочки самостоятельно вносят изменения в поделку, проявляют фантазию.

         Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.


 

Добрый день, уважаемые, коллеги

Добрый день, уважаемые, коллеги

Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся

Своей ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся

При проектировании учащиеся приобретают опыт решения поставленных задач

При проектировании учащиеся приобретают опыт решения поставленных задач

При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи

При изучении раздела «Кулинария» формирую у девочек навыки приготовления пищи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2022