«Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе».
Оценка 5

«Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе».

Оценка 5
doc
13.12.2021
«Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе».
метод семинар.doc

Сл1. «Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе».

Сл2. Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. На III Всероссийском съезде учителей сельских школ, Министр образования Ольга Юрьевна  Васильева отметила, что необходимо сохранить сельские школы, как важнейшее звено социума на селе. В центре общественной жизни села должен находиться - учитель. Всероссийский съезд учителей проходил в г.Чебаксары. Мне стало интересно, почему же именно в этом городе. Оказалось, что тут заложена хорошая методическая платформа  исследовательской деятельности.

Сл 3 Для разрешения этой проблемы выбрал технологию организации исследовательской деятельности как базовую по нескольким причинам. Во-первых, преподавание химии  и биологии напрямую связано с процессом формирования  навыков исследования у учащихся, поскольку химия и биология базируется на компонентах исследовательской  и проектной деятельности. Во-вторых, исследовательские умения и навыки  написания проектов являются метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Сл4 Решил начать с формирования исследовательских способностей учащихся как основополагающего элемента проектно-исследовательской деятельности. Для решения проблемы изучил опыт коллеги: учителя химии

 Туркинен Надежды Викторовны. Мне помогли знания и опыт  Сальниковой  Валентины Викторовны, учителя химии и биологии школы при Посольстве России в Греции, кандидата педагогических наук  и многих других коллег.

5. Также я занимался самообразованием: за последние три года объем моей подготовки на очных и дистанционных курсах повышения квалификации составил 432 часа,

6. учувствовал в  научно-практических конференциях очно на муниципальном уровне и заочно  на международном.

Сл5 Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в развитии исследовательских способностей учащихся  и написание проектов как основы их самообразования.

Целью профессиональной деятельности является создание условий для обеспечения высокого качества освоения содержания химии и биологии как учебного предмета посредством развития исследовательских способностей учащихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 

1. Формирование и развитие исследовательских умений и навыков.

2. Использование элементов мультимедиа технологий, технологий проблемного обучения, технологии организации проектной деятельности учащихся в сочетании с основной базовой.

3. Создание методической и дидактической базы исследовательской деятельности.

Сл 6 Теоретическую основу исследования составляют:

-теория организации познавательной деятельности  (П.Я. Гальперин -научного творчества , А.М. Матюшкин, (проблемных ситуаций в процессе обучения) М.М. Махмутов (проблемное обучение) , Д.Б. Эльконин  и др. (психология подросткового возраста , акцент на точку зрения учащегося.)

- интегральные подходы к процессу обучения и воспитания в сельской малокомплектной школе (B.C. Безрукова, О.Г. Гилязова, В.В. Гузеев и др.).

Очень мне на этапе планирования организации проектной и исследовательской деятельности  помогли статьи  А. И. Савенкова. Согласен с мнением его  о том. что ребенок сам не научится проводить исследования. Никакого исследования не проведет учащийся, если их этому специально не обучать».

 в программе учебно-исследовательской дея­тельности учащихся в образовательном учреждении для развития исследовательских способностей выделяет три подпрограммы, первой из которых является «Тренинг».

Сл. 7 В ходе «Тренинга» учащиеся должны овладеть такими исследовательскими умениями, как:

видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Сл  8. Используя данную подпрограмму как основу, осуществляю формирование данных умений по концентрическому принципу с помощью системы различных форм и методов

Формы и методы для формирования некоторых

исследовательских умений и навыков

Умения и навыки

Примеры

Видеть проблемы

 Метод: использование фрагментов фильмов и книг

1. Фрагмент фильма «Терминатор-2». Почему рассыпался терминатор после аварии цистерны с надписью «Nitrogenium»?

 

Форма деятельности: лабораторный опыт

Ученики проводят реакцию между оксидом кальция и водой. С помощью индикатора доказывают, что получилось растворимое основание (щелочь). Далее проводят реакцию между оксидом железа (II) и водой. Реакция не идет, основание не образуется. Как получить нерастворимое основание?

Ставить цель

 

 

 

Моделировать

Метод: «Живая модель»

Ученикам предлагается изобразить какую-нибудь формулу (часть формулы), например, карбоновую кислоту – RСООН. 5 учеников должны объединиться в молекулу, соблюдая связи. Для обозначения связей использовать гимнастические палки, деревянные шпажки для барбекю и т. д. В качестве радикала (R) использовать разных учеников, чтобы показать смещение электронной плотности и, как следствие, силу кислот. Для продолжения моделирования, можно заменить атом водорода  металлом и получить разные соли.

 

 

Сл 9 Примеры из своего личного опыта. Формирование исследовательских умений и навыков провожу с использованием межпредметных связей. Например:

-Умение давать определение понятиям. Тема «Химические уравнения». Используем приемы «Сравнение» и «Различие». Ученики осваивают навык уравнивания (расстановки коэффициентов), изучив толкование этого слова в словаре Даля и отмечая общее и различия в математическом уравнении и в химическом уравнении. Межпредметная связь химии, математики и русского языка.

Классическая методика обучения химии предполагает формирование знаний и умений учащихся с использованием компонентов проектно-исследовательской деятельности, межпредметных связей с такими предметами, как физика, математика, биология, география. 

 

Сл 10. Результативность.  Формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Например:

- Умение делать умозаключения и выводы. После завершения раздела или всего курса органической химии предлагаю ученикам подумать над вопросом: «Какие вещества теряет Россия, торгуя углеводородным сырьем (природным газом)?»

-  Умение выдвигать гипотезы. Тема «Кислород. Реакция горения» или «Водород». Предположите, чем можно заменить бензин – автомобильное топливо? Есть ли альтернативное топливо?

Сл.11Результативность опыта можно оценить по следующим критериям: Позитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

Сл 12.Результаты анкетирования по методике «Уровень сформированности мотивации учебной деятельности» для старшеклассников и  «Изучение отношения к учению и учебным предметам по методике Г. Н. Казанцевой.

Сл 13 Увеличилось количество учащихся, желающих принимать участие в олимпиадах, конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Сл 14 На данном слайде лучшие проекты занявшие призовые места.

Сл. 15-16 Алексеев Никита, ученик 8 класса занял второе место в  международном интеллектуальном конкурсе «School-stars – 2017». А наша школа, Ранинский филиал МБОУ Заворонежской средней общеобразовательной школы, вошла в топ-10 лучших школ по итогам этого конкурса.

Сл 17  подведем итог: В современных условиях обучения химии эта схема видоизменяется, так как развитие исследовательских способностей осуществляется практически на любом этапе урока через применение активных методов и форм обучения, через деятельность учащихся в сотрудничестве с учителем, в комбинации с элементами разных технологий. Считаю, что это является инновационной деятельностью моего педагогического опыта. И мой опыт,  может,  применен и учителями других предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сл1. «Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе»

Сл1. «Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе»

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков

Видеть проблемы Метод: использование фрагментов фильмов и книг 1

Видеть проблемы Метод: использование фрагментов фильмов и книг 1

Сл 10. Результативность. Формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат

Сл 10. Результативность. Формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат

«Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе».

«Опыт развития исследовательских способностей учащихся в сельской малокомплектной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021