Эссе
«Опыт реализации шахматного образования в образовательном учреждении»
«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать проступки на несколько «ходов» вперёд» В.В.Путин.
«Шахматы в нашем Отечестве – великое искусство мудрых. Пусть это искусство поможет тебе хорошо учиться в школе и станет добрым спутником во всей жизни», - так пишет И.Г.Сухин. Данная фраза открывает поразительный простор для мысли. Мы знаем, что шахматы - это игра, которая известна во всех уголках нашей планеты. Все: от детей до взрослых, если и не играли,то уж точно слышали о ней. Игра, которая стала не только развлечением, но и спортом, искусством и работой. По всей планете профессиональные шахматисты борются за победу на турнирах и соревнованиях.
Шахматы - это настольная игра для двух игроков, всесторонне развивает человека - не только интеллектуально, но и творчески: шахматисту приходится продумывать много комбинаций, составлять планы игры. У ребенка улучшаются память и логика, он привыкает организовывать свою жизнь и придерживаться плана дня. Развиваются также личные качества - спортивная выносливость, сила характера. Несколько лет систематических занятий помогают маленькому человеку вырасти, стать достойной личностью.
Для меня шахматы, в первую очередь, творчество. Во время партии человек и фигуры неразделимы, шахматные фигуры являются лишь инструментом, как кисточка в руках художника. Мне важно заинтересовать ребенка, чтобы он играл в шахматы не потому, что ему нужна награда, а потому, что ему интересно.
В нашей Мостовской средней школе с 2013 года стартовал областной проект "Интеллектуал Зауралья" (шахматный всеобуч). Разработана программа кружка «Шахматы», главной целью которого является поэтапное развитие способностей детей действовать «в уме».
Разработаны задачи – это:- позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей и подростков, их ценностно-мотивационную сферу;
- сохранение и развитие семейных ценностей, укрепление семьи;
- повышение роли шахмат, как формы организации здорового досуга;
- увеличение численности детей и подростков, владеющих основами игры в шахматы.
Занятия шахматного всеобуча ведутся с 1 по 4 класс.
Оборудован специальный кабинет для занятий. Он оснащен всем необходимым. Имеется в наличие демонстративная шахматная доска, учебные столы будут переоборудованы в шахматные. Есть комплекты шашек, шахмат, шахматные часы для учета времени при игре. Предусмотрен специальный уголок для занятий и игр в шахматы с познавательной литературой и стендами.Еженедельно по пятницам в школе проводится кружок «Академия шахмат».Четыре раза в год проводим среди учащихся начальной школы соревнования на Первенство школы по шахматам.Ребята, занимающие призовые места, получают почетные грамоты и сладкие призы.
Охват обучающихся начальных классов курсом шахмат в соответствии с методической системой И.Г.Сухина составил 100%. Обучающиеся обеспечены учебно-методическими комплектами (учебник и рабочая тетрадь) И.Г.Сухина. Фонд пополняется в связи с увеличением количества обучающихся.
Интерес и удовлетворённость преподаванием курса «Шахматы» растёт. Был проведён опрос обучающихся и их родителей. На вопрос: «Нравится ли тебе урок шахмат в твоём классе?», все учащиеся ответили положительно. Это составило 100% . Большинство родителей (96%), ответили, что их всё устраивает. Это, по моему мнению, является положительным опытом работы педагогов нашей школы.На сегодняшний день с 1-4 класс в шахматы научились играть 95% ребят.
Все обучающиеся 4 класса успешно выполняют контрольные задания и получают свидетельства о завершении курса обучения на основе Федерального курса «Шахматы – школе» Г.И.Сухина.
Учащиеся нашей школы защищают честь школы и муниципального округа на региональных соревнованиях, участвуют в различных турнирах на муниципальном уровне и занимают призовые места. Так,например, Ученик 3 класса Матусевич Дмитрий в 2022 году стал победителем турнира «Папа-Мама-Школа-Я=Шахматная семья в районе. Успешно выступила семья и на областном уровне.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы),развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность и др.
Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. Шахматы помогают интеллектуальному и эстетическому развитию ребёнка. И кто знает, может быть, сегодня я учу будущих чемпионов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.