Опыт создания гипертекста гипертекста на уроке литературы в 9 классе. Образ Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

  • Контроль знаний
  • docx
  • 26.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикуется пример гипертекста, созданного на уроке литературы при изучении темы "Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Иконка файла материала Гипертекст.docx

                                                                                     Незговорова Т.В., учитель          русского языка и литературы МБОУ МПЛ

 города Димитровграда Ульяновской области

                                                                                  

Гипертекст.

Опыт создания гипертекста на уроке литературы в 9 классе.

Образ Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

       В литературоведении гипертекст — это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты (определение М. М. Субботина — российского учёного, пионера в области развития отечественных гипертекстовых систем). При изучении литературы гипертекст можно использовать как методический прием, помогающий осмыслить и интерпретировать творчество писателя, отдельные его произведения, создав единый текст. Создадим гипертекст по теме «Образ Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова».

     Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова развивается на протяжении всего творчества.  С течением времени менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, лишь незыблемой оставалась любовь к Отечеству. Но одинаков ли образ Родины в его творчестве? Какой видел Россию поэт в разные годы?

     «Монолог»  1829 г.- одно из ранних стихотворений, где поэт рисует образ Родины, которая «души не веселит».

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Лирический герой-романтик ощущает дисгармонию, т.к. «ничтожество есть благо в здешнем свете», а талант и «пылкая любовь свободы» остаются невостребованными.

     «Жалобы турка» 1829 г. – отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей». В стихотворении говорится о политической жизни России после разгрома восстания декабристов. Условное изображение деспотических порядков иносказательно было распространено в  литературе  первой трети ХIХ века. Поэт с горечью восклицает: «Друг! Этот край… моя отчизна!»

    «Смерть» («Ласкаемый цветущими мечтами…») 1831г. Родина – земля, давшая жизнь и страдание, без которой невозможно «чувствовать блаженство» и безбрежность жизни. Стихотворение романтическое: лирический герой видит во сне свою смерть и книгу жизни, где написан его жребий страдальца, размышляет о родной земле, «где столько любил и потерял».                                               

                                          

  Я не мог

Понять, как можно чувствовать блаженство

Иль горькие страдания далеко

От той земли, где в первый раз я понял,

 Что я живу, что жизнь моя безбрежна…

 Ключевые слова: жизнь – смерть – родная земля.

     «Отрывок» («Три ночи я провел без сна…») 1831 г. Это отрывок из задуманной исторической поэмы о Мстиславе Черном. Действие должно было происходить в Киевской Руси во времена татарского нашествия. Сохранился план поэмы, в котором записано: «Мстислав молится на кургане, чтоб не погибло любезное имя Россия». Здесь Родина – это великие подвиги предков, их борьба за свободу и независимость, которую М. Ю. Лермонтов считает священной, именно в прошлом видит величие России.

    «Кто видел Кремль в час утра золотой…» 1831 г. Поэт обращается снова к прошлому России, к ее истории, к допетровской Руси, любуется красотой Москвы и приглашает восхититься Кремлем, московскими храмами и колокольней Ивана Великого своих читателей. Прошлое России – гордость  лирического героя.

   «Прощай, немытая Россия…» 1841 г. Предметом поэтического осмысления в стихотворении являются не отдельные стороны русской жизни, а все самодержавно – крепостническое общество николаевской России. Основная идея стихотворения - неприятие всех сторон русской действительности.  Оскорбительно-дерзкое определение (“немытая”) официальной России усугубляется и усиливается в следующих строках. В контрастном противопоставлении “мундиров голубых” и “им преданного народа”. Все это вместе взятое,- “крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая “преданность” ему передает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, чему он говорит решительное “прощай».

   «Родина»1841 г. М.Ю. Лермонтов перестал поэтизировать прошлое России, войну в любых обличиях («слава, купленная кровью»), оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Поэт возражает тем, кто обвинял его в отсутствии любви к отчизне, уже первой строкой стихотворения. Новая любовь к Родине, без патетики, кажется самому поэту «странной». Он любит русскую деревню, народ, природу и принимает жизнь такой, какая она есть. Это стихотворение – итог лирических раздумий М.Ю. Лермонтова о Родине, в котором на первый план выступает любовь к своему народу и его традициям, простой жизни русской деревни, к природе родных мест.

    В первых романтических стихотворениях образ Родины связывается у М.Ю. Лермонтова с мыслями о политической свободе и страданиями пылкой души, он не видит тот идеал, которому можно посвятить жизнь. Затем этот идеал находит в прошлом России, которое восхищает и вдохновляет его. И только потом понимает, что Родина, Россия, ее главное богатство – это русский народ, природа. Они олицетворяют все лучшее, что достойно любви и поэзии.


 

Скачано с www.znanio.ru