План-конспект урока
Класс 7А
Тема урока «Опыт Торричелли. Баромерт-анеройд. Изменения атмосферного давления с высотой»
Средства учебник А. В, Перышкин «Физика 8 класс», Москва, Дрофа; Л. А. Кирик «Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»
Основное содержание курса: атмосфера, атмосферное давление, измерение атмосферного давления, ртутный барометр, барометр-анеройд
Планируемые результаты ПДУ: иметь представление об опыте Торричелли; уметь вычислять давление атмосферы; знать, что такое атмосферное давление; уметь переводить единицы измерения атмосферного давления; уметь пользоваться барометром-анеройдом для измерения атмосферного давления; применять полученные знания на практике.
Задачи учителя:
· Продолжить формирование понятия атмосферное давление.
· Научить вычислять атмосферное давление.
· Сформировать представление об измерении атмосферного давления с помощью опыта Торричелли.
· Ввести понятие «миллиметр ртутного столба»
· Сформировать представление о ртутном барометре и барометре-анеройде.
· Создать условия для развития исследовательских и творческих навыков
· Формировать умение самостоятельной работы.
· Развивать умение анализировать учебный материал и навыки его краткой записи.
· Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Методы преподавания: беседа по пройденному учебному материалу, работа с книгой, конспектирование, демонстрация
Цель урока: закрепить понятие атмосферного давления, получить знания о его измерении и научиться рассчитывать его величину. Научиться объяснять явления, обусловленные действием атмосферного давления. Объяснить действие прибора барометра-анеройда.
Ход урока:
Время |
Действия учителя |
Действия обучающихся
|
||
12.45-12.47 |
Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих в классе |
Приветствуют учителя, занимают свои места. |
||
12.47-12.50 |
Подготовка к усвоению нового материала. Тема сегодняшнего урока: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Баромерт-анеройд. Атмосферное давление на различных высотах» Проверка домашнего задания. |
Записывают в тетрадь тему урока «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Баромерт-анеройд. Атмосферное давление на различных высотах» Отвечают домашнее задание. |
||
12.50-13.00 |
Актуализация опорных знаний учащихся. Но прежде чем продолжить изучение темы, давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы. 1. Что такое давление? 2. В каких единицах выражается давление? 3. От чего зависит давление, оказываемое жидкостями и газами? 4. Что называется атмосферой? 5. Что называется атмосферным давлением? 6. Почему существует воздушная оболочка Земли?
|
Отвечают на вопросы: 1.
Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей
на тело к площади этой поверхности 2. 1 Па = 1Н/1 м2 3. От рода вещества и высоты столба; формула p = ρgh 4. Атмосфера – воздушная оболочка Земли 5. Атмосферное давление – давление атмосферы или воздушной оболочки Земли на Землю и на все, находящиеся на ней тела. 6. На молекулы воздуха действует сила тяжести. Чтобы выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость – 11,2 км/с. Скорость большинства молекул значительно меньше |
||
13.00-13.18 |
Изучение новой темы. Рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости нельзя. Для такого расчета надо знать высоту атмосферы и плотность воздуха. Но определенной границы у атмосферы нет, а плотность воздуха на разной высоте различна. Однако измерить атмосферное давление можно с помощью опыта, предложенного в XVII в. итальянским ученым Эванджелиста Торричелли, учеником Галилея.
|
Наблюдают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (записывают определение и выводы). |
||
13.18-13.28 |
Закрепление полученных знаний. Ответьте на вопросы: 1. Единица измерения давления. 2. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. 3. Прибор для измерения давления. 4. Величина, характеризующая скорость движения молекул или степень нагретости тела. 5. Это слово означает “безжидкостный”. 6. Воздушная оболочка Земли. |
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.
|
||
13.28-13.30 |
Домашнее задание. · Параграф 44, 45, 46 · Упражнение 21, №5 · Сообщения на темы: «Манометры», «Поршневой жидкостный насос», «Гидравлический пресс» |
Записывают домашнего задания в дневник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.